Рабочая программа кружка "Бумагопластика" 1-4 кл.; 5-7 кл.; 8-10 кл.;
рабочая программа на тему

Швецова Елена Владимировна

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и его социализацию. Новые стандарты содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации разнообразных учебных курсов с учетом индивидуальных способностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений и местных социально-экономических условий.

Во внеклассной деятельности появляется возможность использования метапредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

  Наша деятельность в этом направлении реализуется в 3 этапа:
  • Начальная школа - развитие мелкой моторики и формирование навыков коллективного творчества, раскрытие творческого потенциала ребенка через соединение умственного и физического труда,

  • Среднее звено - развитие чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту родной природы. Коллективное творчество становится стимулом для перехода на новый уровень общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе.

  • Старшее звено - эстетическое развитие, интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. Формируется всесторонне развитая личность, сочетающая в себе духовное богатство и физическое совершенство. Художественное творчество обостряет у учащихся мировосприятие и понимание красоты.

Итогом деятельности становится активное применении практических навыков, полученных на уроках технологии, ИЗО, МХК и кружковых занятиях в новых условиях: создании индивидуальных и коллективных проектов, коллажей, панно, плоскостных и объемных интерьерных композиций для оформления школы и участия в выставках и конкурсах, в расширении возможности представления реализованных креативных идей через оформление и защиту творческих проектов.

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в том, что преемственность в организации внеклассной деятельности позволяет воспитывать гармонично развитую личность, так как фантазия, настойчивость и потребность в творчестве у детей безграничны, а школьникам очень важно почувствовать себя настоящими творцами.

Сформированность эстетического и художественного видения, развитое воображение, ассоциативность, интуиция, умение синтезировать разрозненную информацию и выстраивать перспективу своей деятельности имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, формирование мировоззрения, нравственное развитие личности. Искусство формирует отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, общей культуре и активной социализации.

Повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса, через создание индивидуальной траектории саморазвития и самореализации учащихся в социуме мы можем достичь, если процесс внеклассной деятельности будет строиться на основе:

  • системного воспроизведения, усложнения и расширения среды активного творческого поиска детей;

  • рационального сочетания традиционных, современных, инновационных и национальных достижений мира искусства;

Основополагающая идея заключена в объединении традиционных и инновационных видов работы с бумагой и бумажной массой, доступностью и вариативностью методов работы и огромным потенциалом реализации детских работ в интерьерном дизайне. Дети находятся в единой творческой среде от начальной школы до 10 класса. Все это, в совокупности, позволяет сделать внеклассные занятия интересным и познавательным, обеспечить уровень индивидуально творческого развития каждого ученика и, при этом, совершенствовать навыки коллективной деятельности.  Сохранение преемственности позволяет формировать активную среду обучения и воспитания, способствующую формированию социальной зрелости, интеграции к новому, мобильности и креативности.

Участники кружка ежегодно принимают участие во всех школьных и муниципальных конкурсах и выставках декоративно-прикладного направления. Успешно выступили с защитой творческих проектов в рамках единой методической недели «Формы и методы развития и становления детской индивидуальности.» Представили свой опыт работы над творческим проектом «Мечты на ладони» перед участниками окружного проблемного семинара «Совершенствование содержания и методического обеспечения предмета «Технология» в связи с требованиями стандарта второго поколения». А также занимали первые места и гран –при в ежегодных окружных выставках декоративно прикладного творчества среди учащихся.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ КРУЖКА  https://yadi.sk/d/MNEaClGVbJdHm

 

РАБОТЫ ДЕТЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКАХ  И КОНКУРСАХ

  ПОСМОТРИТЕ В АЛЬБОМАХ У  МЕНЯ  НА СТРАНИЧКЕ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bumagoplastika_mou_sosh_no_1.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

«Бумагопластика»

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук в начальной школе стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы ).

 Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

1. Цели и задачи

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи :

  • Сформировать представление о  различных художественных материалах и методах их обработки;
  • Познакомить учащихся с основными приемами складывания,скручивания, формования и произвольного компонования бумажной основы.
  • Сформировать начальные навыки чтения технологической  карты и схемы.
  • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.
  • Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно –иллюстративный;
  • метод проблемного изложения;
  • частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

  • что такое бумагопластика и ее разновидности;
  • назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона,
  • правила техники безопасности.

Должны уметь:

  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • выполнять разметку листа бумаги;
  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
  • анализировать образец, свою работу;
  • составлять композицию из готовых поделок;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

 Актуальность и педагогическая целесообразность первого этапа данной  программы состоит в  развитии мелкой моторики и раскрытия творческого потенциала ребенка через соединение умственного и физического труда. Это позволяет воспитывать гармонично развитую личность, так как в начальной школе фантазия, настойчивость и потребность в творчестве безграничны и младшим школьникам очень важно почувствовать себя настоящими творцами.

Новизна заключена в обьединении традиционных видов работы с бумагой и стимулированием развития мелкой моторики учащихся, привитием навыков коллективного труда, формированием усидчивости и целеустремленности младших школьников. У старших школьников на первый план выходят развитие креативного творческого восприятия окружающего мира и умения преобразовывать обычные материалы(в том числе и вторсырье) в арт-объекты дизайнерского уровня.

Данная программа рассчитана на три этапа по 3 года обучения.

Первый  этап  обучения – кружок посещают учащиеся 1-3 класса, второй этап –5-7 класса, 3 этап – 8-10 класса. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания плоскостных аппликаций до коллективных работ в обьемных композициях.

ДОПОЛНЕНИЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ.

2 и 3 этапы обучения.

       Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом.  Общество обратило внимание на искусство, поняв что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Практический опыт школ показывает,  что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Специфичность художественного творчества в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такие проявления эстетического, как художественное видение, соразмерность, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить предмет или явление в его целостной органической целесообразности, логичности и изяществе формы, имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, формирование мировоззрения, нравственное развитие личности.

          Искусство формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре. В контексте задач социализации, в том числе и через художественное творчество, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.

Основным в художественно-эстетической деятельности школьника является эстетическое восприятие искусства, которое мы понимаем как способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эмоциональные  переживания.

В интеграции образовательных областей «Технология» и «Искусство» заложены немалые возможности совершенствования обучения и эстетического воспитания учащихся. Одно из ведущих направлений нашего сотрудничества - разработка художественно-содержательной интерьерной среды с использованием приемов бумагопластики. Мы исходим из того, что включение в образовательный процесс произведений декоративно-прикладного искусства отвечает, с одной стороны, эстетической потребности в художественном оформлении интерьерного пространства, а с другой - позволяет использовать их в кружковой работе.  Красота и польза в них уравновешены и дополняют друг друга.

В задачи выполнения интерьерной вещи входят:

  • педагогический поиск функционального назначения изделия в соответствии с тематикой и направленностью кружковой работы;
  • художественная согласованность изделия с воспитательными идеями организации интерьерного пространства школы,
  • художественное решение вещи, связанное с определением ее использования;
  • технико-художественное исполнение вещи.
  • Развитие навыков коллективного взаимодействия в процессе творческого поиска и реализации креативных идей.

В задачи работы кружка  входят:

  • ознакомить детей с особенностями интерьерных композиций,
  • развить навыки безопасного труда,
  • стимулировать потребность к творческой самореализации и креативности мышления.
  • изготовить  предметы интерьерного дизайна, используя различные техники бумагопластики и макетирования, для оформления интерьера школы (центральный холл)

Одна из целей создания декоративных изделия для интерьера — пробуждение интереса у школьниц к художественной обработке бумаги в различных техниках и желания создать своими руками необычные произведение исскуства.

Перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.

Бумага для принтеров, крафтовая бумаге, креповая бумага, салфетки бумажные, художественный картон, газеты и макулатура. Клей ПВА. Ножницы, канцелярский нож, канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник .

Методическое обеспечение программы:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы из бумаги и картона. С-Пб, «Кристалл», 2002
  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  4. Богатова И.Квиллинг . Цветы. «Мартин», 2007
  5. Водяная Л., Эм Г. Чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
  6. Гончар В.В. Бумажная скульптура. «Айрис-пресс», 2008
  7. Идеи по декорированию интерьера: декоративные панно. 2007 г.Страниц: 63.
    Издательство: Арт-Родник
  8. Ракушки. Морской стиль в интерьере. Техника. Приемы. Изделия. Александр Хуперлинк   2008 г.Страниц: 112. Издательство: АСТ-Пресс
  9. Оригинальные картины из зерен. Цветы и букеты. Тукало Т. 2008 г.Страниц: 64 Издательство: Контэнт
  10. Мозаика у вас дома. Техники, идеи, решения. Зайцева А.А.2010 г. Страниц: 64 Издательство: Эксмо
  11. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Родионова С.С.2010г. Страниц: 120 Издательство: АСТ-Пресс
  12. Папье-маше: коллекция оригинальных идей. Зайцева Анна Анатольевна.2010 г. Страниц: 64.Издательство: Эксмо
  13. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования.2011г.
    Страниц: 64.Издательство: Профиздат
  14. Уроки лепки из пластилина. Олюнин Сергей. 2011 г.Страниц: 288.
    Издательство: АСТ
  15. Картины и панно. Кузьмина Екатерина Васильевна.2011 г. Страниц: 96 .
    Издательство: Мир книги
  16. Трехмерное оригами. Выгонов Виктор. 2007 г.Страниц: 128 .Издательство: МСП  2006 г.Страниц: 64.Издательство: Эксмо
  17. Макетирование из бумаги и картона. Калмыкова Н.В.2007 г.Страниц: 80.
    Издательство: "Книжный дом ""Университет"" (КДУ)"
  18. Декоративные звезды. Украшения из бумаги.2008  г.Страниц: 32
    Издательство: Арт-Родник
  19. Оригами. Волшебный мир бумаги. Щеглова О.2009  г. Страниц: 224
    Издательство: Рипол Классик, Владис
  20. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Дженкинс Джейн. 2010 г. Страниц: 48 .Издательство: Контэнт
  21. Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. 2011 г. Страниц: 256
    Издательство: Рипол Классик
  22. Полезные домашние самоделки. Банников Евгений. 2006 г. Страниц: 224
    Издательство: Феникс
  23. Дом и сад. Дизайнерские идеи и практические хитрости. Максимова М. 2007 г.Страниц: 64.Издательство: Эксмо
  24. Красивые вещи своими руками. 2007 г. Страниц: 96. Издательство: Мой мир
  25. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/

Содержание программы.

Технология работы с бумогой. Теоретические сведния.

Знакомство с разными видами бумаги и картона для творчества, особенностями структуры и  пластики материала. Видами и приемами складывания, скручивания и формования бумажного полотна, способами крепления и соеденения деталей. Знакомство с плоскостными и объемными видами бумажных поделок и панно.

Подготовка рабочего места для работы с бумагой, клеем и режущими инструментами. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе. Образцы бумаги, картона, инструментов и готовых элементов работ. Зачение измерительных инструментов в работе и правила их использования.

Практические работы: подготовка рабочего места, выбор инструментов и методов работы. Правила безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Направления деятельности. Теоретические сведения.

Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах. В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания  на бумаге:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
  •  плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:

 Креповая (гофрированная бумага) или салфетки, клей ПВА (возможно использование клея-карандаша), ножницы, емкость для хранения бумажных заготовок, стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом. Основа:  бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т.д.

Этапы работы:

  • из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик,
  • на середину квадратика ставят торцом стержень и плотно закручивают бумагу  вокруг стержня. Получается трубочка - торцовочка.
  • Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень.
  • Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Работа готова.

Оригами (яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона, бумагокручение, бумажная филигрань — икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Киригами. При создании киригами разрешается не только складывать, но и вырезать бумагу ножницами. Тем самым киригами открывает огромный простор для творческой фантазии. Техника киригами пришла к нам из Японии сравнительно недавно и быстро завоевала сердца любителей хэнд-мейда и оригинальных подарков. На самом деле искусство создания резных бумажных шедевров не столь уж новое для нас. Давайте вспомним подготовку к утренникам в школе, в ходе которой все мы вырезали из бумаги разнообразные снежинки – вот вам и простейшее киригами. Гораздо более сложными в исполнении являются объемные открытки, филигранно вырезанные из бумаги с помощью специальных схем киригами. Опытные мастера киригами способны воплотить в объемной поделке свои самые смелые идеи, а новички нередко прибегают к помощи готовых шаблонов – схем для киригами. В Японии, на родине техники, схемам для киригами посвящают целые сборники.

Основным материалом для создания резных шедевров в технике киригами является, конечно же, бумага. Она должна быть плотной и высококачественной. Для создания поделок хорошо подойдет лист ватмана. Для вырезания узоров вам понадобятся хорошо заточенные ножницы. Однако даже идеально заточенный инструмент не совсем подойдет для филигранной резьбы на бумаге. Для создания   сложных  схемам киригами лучше всего использовать острый канцелярский нож.

Для того чтобы перенести на бумагу выбранный  рисунок, вам понадобится простой карандаш.

Схемы киригами при наличии определенного опыта работы в технике можно создавать самостоятельно. Новички, как правило, пользуются готовыми шаблонами.  Киригами - это искусство создания трёхмерных фигур из бумаги с использованием ножниц и клея.

Пейп-арт . Если официально, то «пейп-арт» родился в 2006 году, автор Татьяна Сорокина, но на самом деле начало пейп-арта значительно раньше. Ещё в 2000   в ее студии  выполняли работы из мокрой цветной салфеточной кашицы самые маленькие ученики, позже эту технику  назвали «велюр». Само название придумано недавно, раньше ее называли  «салфеточная пластика». Пейп-арт – это техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения - резьбы по дереву, по кости; вышивку и гобелен; чеканку и даже ювелирные изделия. Техника проста в исполнении , так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале

Интересная новая идея рукоделия пришлась по душе многим  мастерицам и вмиг разлетелась по всему миру.

Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики  очень важно для психического развития ребенка. В нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика может быть из разных материалов:  бусины, пуговицы, деревянные спилы веточек , мелкие камешки, ракушки, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки) Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.

Квиллинг. Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

Для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре, но детям можно предложить и такой вариант. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея. Используется бумага особой плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—9 миллиметров, длина 30 или 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей. Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).

Папье-маше (франц. papier mâché, буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из него изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением. Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины. Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала. Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры. Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца. Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки. Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой. Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах. Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера. Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток. Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему. Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Паперклей Есть такая разновиность папье-маше paperclay.
Что такое паперклей? – Бумага и клей, т.е. мелкая целлюлоза и клеевой состав. Это мягкий на ощупь, легко формующийся материал, время высыхания которого на открытом воздухе колеблется от 1 до 3 дней в зависимости от толщины слоя.
После застывания становится очень легким (1/2 от веса Paperclay Creative) и довольно твердым – можно шкурить, резать, пилить. Однако не подходит для лепки мелких деталей.  В связи с тем, что Paperclay разводится водой, можно развести её  до консистенции жидкой сметаны и работать с этой массой для соединения деталей или создания интересных поверхностей,например, дерева или камня.
На высохшую глину можно наносить любые краски, кроме масляных.
При желании можно окрасить пластику сразу, если планируется делать детали, которые потом сложно будет покрасить. Но краски надо обязательно использовать на водной основе. Для создания цветной пластики возьмите необходимое количество материала, добавьте краску и как следует пальцами перемешайте глину до получения однородного материала с ровным цветом. Так добавляйте краску до получения необходимого Вам цвета. Хранить такую пластику лучше не долго, поэтому старайтесь окрашивать только необходимое количество полимерной глины.
После полного высыхания рекомендуется обработать лаком.

Практические работы.

Упражнения по разметке элементов и выполнение образцов формования бумаги. Упражнения по освоению приемов работы с инструментом.Контроль качества работы по инструкционной карте, шаблону или образцу. Составление коллективных панно из индивидуальных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

ТОРЦЕВАНИЕ

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Макет. Понятие, принцип создания. Изготовление образцов.

1

1

2

4

Дерево класса. Ладошковый макет.

1

1

2

5

Овечка в технике торцевания. Коллективное панно.

1

3

4

6

Осенний букет в технике торцевания.

1

3

4

7

Ёлочка в технике модульной аппликации.

1

3

4

8

Новогодний пейзаж. Коллективное панно.

2

6

8

9

Упаковка новогоднего подарка.

1

3

4

МАКЕТИРОВАНИЕ

10

 Макет автомобиля в подарок папам

2

6

8

11

Первоцветы. Цветы из креповой бумаги. Панно. Подарок мамам.

2

6

8

КВИЛЛИНГ

12

Объемные элементы в квиллинге.

1

3

4

13

Создание поздравительной открытки «Веселые человечки». Полуобъемная фигурка.

2

6

8

14

Презентация панно. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Оригами

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Плетение. Плетёные листья и цветы.

1

1

2

4

Упаковка для подарка. Мышка – коробочка.

1

1

2

5

Рамка для фотографии.

1

3

4

6

Парусник.

1

3

4

7

Ёлочка на снегу. Оригами.

1

3

4

8

Снежный квиллинг.

2

6

8

9

Маска.

1

3

4

Квиллинг

10

Бумажные вырезанки. Зимний пейзаж.Подарок папам

2

6

8

11

Объёмная бумажная кукла.Открытка.Подарок мамам.

2

6

8

Торцевание

12

Весенний букет

1

3

4

13

Пусть всегда будет солнце! Обемная аппликация. Коллективное панно.

2

6

8

14

Презентация панно. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Макетирование

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Понятие перспективы, принцип создания. Изготовление образцов

1

1

2

4

Создание объемных композиций из бумаги.

1

1

2

5

Звезды и шары из открыток. Сборный макет

1

3

4

6

Макетирование.Изготовление зимних деревьев. Зеркальная резьба

1

3

4

7

Ёлочка в технике айрис фолдинг.

1

3

4

8

Новогодний пейзаж. Открытка.

2

6

8

9

Упаковка для новогоднего подарка.

1

3

4

Торцевание

10

Нашим защитникам. Объемная открытка папам

2

6

8

11

Первоцветы. Изготовление цветов из салфеток. Панно.Подарок мамам.

2

6

8

Квиллинг

12

Объемные элементы в квиллинге. Создание, крепление, формование.

1

3

4

13

Сова-символ мудрости. Подорок к выпускному.Объемная фигурка.

2

6

8

14

Презентация панно. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ  «БУМАГОПЛАСТИКА. КВИЛЛИНГ.»

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

КВИЛЛИНГ

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Основы Квиллинга. Основные приемы кручения и фиксации.

1

1

2

4

Изготовление заготовок для обемной работы «Дерево счастья»

1

1

2

5

Создание основы для дерева в технике папье-маше.

1

3

4

6

Формирование ствола и основы для композиции

1

3

4

7

Составление композиционной работы, декорирование основы.

1

3

4

8

Снежный квиллинг. Объемные снежинки для украшения хола школы.

2

6

8

9

Новогодний символ в стиле квиллинга.

1

3

4

ПЕРФОРИРОВАНИЕ И МАКЕТИРОВАНИЕ

10

Полуобъемная композиция с патриотической символикой. Подарок одноклассникам.

2

6

8

11

Оформление поздр - го панно в квиллинге с перфорированием к 8 марта для учителей.

2

6

8

12

 Весенний пейзаж. Резьба по картону.

1

3

4

13

Рамка для фото. Квиллинг и перфорирование.

2

6

8

14

Презентация панно. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Оригами. Киригами.

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Модульное оригами. Принцип формирования и комплектования  Создание образцов.

1

1

2

4

Объемные кленовые листья. Складывание и декор. Коллективная композиция.

1

1

2

5

Модуль для цветка хризантемы. Складывание и декор. Коллективная композиция.

1

3

4

6

Плоскостное киригами. Принцип вырезания и схемы.  Создание образцов.

1

3

4

7

Создание единой композиции для новогоднего оформления окон школы.

1

3

4

8

Работы киригами формата А4 снежинки. Коллективные макеты.

2

6

8

9

Работы киригами формата А4 шары. Коллективные макеты.

1

3

4

Квиллинг

10

Валентинки. Открытка своими руками

2

6

8

11

Панно на техногенную тематику.

2

6

8

Торцевание

12

Панно времена года. Коллективная работа.

1

3

4

13

Панно «Самый дружный класс». Композиция с достижениями за год.

2

6

8

14

Презентация панно. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

6 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Киригами

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Модульное киригами. Принцип формирования и комплектования  Создание образцов.

1

1

2

4

Объемные поздравительные открытки. Складывание, перфорирование  и декор. .

1

1

2

5

Рамка киригами. Складывание, перфорирование и декор. Коллективная композиция.

1

3

4

6

Плоскостное киригами. Принцип вырезания и схемы.  Создание образцов.

1

3

4

7

Создание единой композиции для новогоднего оформления окон школы.

1

3

4

8

Работы киригами формата А3 символы наступающего года. Коллективные макеты.

2

6

8

9

Работы киригами формата А3 новогодние атрибуты. Коллективные макеты.

1

3

4

Пейп-арт

10

Техника пейп-арт. Автор. Методы и приемы. Материалы.

2

6

8

11

Способы окраски в стиле пейп-арт.

2

6

8

12

Оформление емкостей для школьных принадлежностей.

1

3

4

13

Грунтование и окраска, цветы и листья из бумажного жгута .

2

6

8

14

Презентация работ. Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

7 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Папье-маше

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды сырья, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Технология изготовления послойного папье-маше. Создание шаблона из пластилина.

1

1

2

4

Создание пустотелых объектов для интерьерного декора.

1

1

2

5

Грунтование и ошкуривание изделия..

1

3

4

Киригами

6

Плоскостное киригами. Принцип вырезания и схемы.  Создание образцов.

1

3

4

7

Создание единой композиции для новогоднего оформления окон школы.

1

3

4

8

Работы киригами формата А1 новогодние деревья. Коллективные макеты.

2

6

8

9

Перфорирование заготовок. Коллективные макеты.

1

3

4

10

Работы киригами формата А1 новогодние пейзажи. Коллективные макеты.

2

6

8

11

Перфорирование заготовок. Коллективные макеты.

2

6

8

Паперклей.

12

Техники формования объемных деталей из макулатуры.

1

3

4

13

Создание полнотелых объектов  для интерьерного декора.

2

6

8

14

Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

8 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Папье-маше

1

Охрана труда. Техника безопасности. Организация рабочего места.

2

2

2

Виды сырья, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Технология изготовления послойного папье-маше. Создание шаблона из пластилина.

1

1

2

4

Создание пустотелых объектов для интерьерного декора.

1

1

2

5

Грунтование и ошкуривание изделия..

1

3

4

Бумагопластика

6

Обработка бумажного сырья для придания пластичности.

1

3

4

7

Приемы и техники формирования «бумажной скульптуры».

1

3

4

8

Создание объемных фрагментов для композиции. Грунтование и просушка.

2

6

8

9

Окраска и декор стиля «Стимпанк и пейп-арт»

1

3

4

Киригами

10

Создание комплектов для оформления актового зала к праздникам.

2

6

8

11

Создание схем-шаблонов для букв-киригами.

2

6

8

12

Перфорирование формата А2 алфавит. Коллективные макеты.

1

3

4

13

Тонирование и декор заготовок. Коллективные макеты.

2

6

8

14

Итоговое занятие. Инструктаж на летние каникулы.

2

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

9 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

20

ПРАКТИКА

42

ВСЕГО

62

Папье-маше

1

Охрана труда.Техника безопасности.Организация рабочего места.

2

2

2

Виды сырья, инструменты и приспособления

1

1

2

3

Мозговой штурм. Создание эскизов интерьерных композиций.

1

1

2

4

Создание объемных основ для паье-маше из пластилина.

1

1

2

5

Выклеивание основы  и планшета-рамки для интерьерных композицый.

1

3

4

6

Зашкуривание и грунтование заготовок.

1

3

4

7

Создание единой композиции декора панно.

1

3

4

Пейп-арт, мозаика, инкрустация, бумагопластика

8

Выкладывание композиционной основы в технике пейп-арт.

2

6

8

9

Выкладывание мозаики на панно.

1

3

4

10

Формирование и закрепление на панно элементов бумагопластики.

2

6

8

11

Грунтование, окраска, тонирование панно.

2

6

8

Заключительная часть.

12

Лакирование и итоговая обработка панно.

1

9

10

13

Расчет себестоимости проекта и его экономическая целесообразность.

2

1

14

Итоговое занятие.

2

2

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...