Факультатив по технологии «Декоративное вязание»
рабочая программа на тему
Факультатив по технологии
«Декоративное вязание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakul_dekorat_vyazanie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края.
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №1
О.М. Калько
Протокол № педагогического
совета от « » 2013г.
Факультатив по технологии
«Декоративное вязание»
Составитель:
Прокопенко
Людмила Геннадьевна,
учитель технологии.
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев…
В.А.Сухомлинский.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в тоже время современный вид рукоделия. Разнообразие вязанных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Система занятий рассчитана на 2 учебных года.
Цель: формирование творческих способностей учащихся посредствам расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- развивать индивидуальные способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, гражданственности;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- формировать интерес к освоению опыта познавательной творческой деятельности;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
- развивать активную деятельность.
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовлений декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Здесь пригодятся знания по математике (расчет, прибавление, убавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относится к тому, что было создано руками наших предков.
Возрастной уровень обучающихся от 11 до 15 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им так же необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.
Педагогические технологии.
Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.
Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:
- диагностические исследования личности обучающихся;
- целеполагание;
- организационно-деятельностный этап;
- этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;
- анализ конечного результата, рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.
Модули обучения.
Данная система обучения предполагает обучать детей линейной системе обучения, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Обучение включает в себя два модуля:
1 модуль – базовый.
Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в это же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.
2 модуль – развитие творческих способностей.
Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и т.д.)
К основным педагогическим принципам обучения относятся:
- комплексное решение задач обучения и воспитания;
- последовательность и непрерывность педагогического процесса, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетенции;
- наглядность методической продукции;
- использование разнообразных форм организации занятий: рационального сочетания фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
Формы подведения итогов.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, процедура проверки результата обучающихся необходима для выявления истинного качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т.д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся , а в основном способные и занимающиеся вязанием не первый год.
Во-вторых, работа по «образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога – развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе проведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью зачетов, собеседований в конце учебного года.
Желательно, чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной самодиагностики. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития.
Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.
Формы и методы обучения.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, знания необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.
Специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
Дидактические и методические материалы:
- образцы практических работ;
- журналы, книги;
- стенд с работами учеников.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончанию обучения.
Должны знать:
- Начальные сведения о свойствах пряжи, спицах, крючках.
- Иметь представление о пропорция.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
- Различать понятия «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида».
- Иметь представление о народных традициях разных стран.
Должны уметь:
- Приобрести навыки работы со спицами и крючком.
- Пользоваться схематичным описанием рисунка.
- Изготавливать сувенирные изделия.
- Работать по шаблону.
- Вывязывать узоры прибавлять и убавлять петли.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов. |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Введение в курс. | 1 |
3. | Материаловедение. | 1 |
4. | Простые приемы работы с пряжей. | 1 |
5. | Основные приемы вязания крючком. | 3 |
6. | Вязание по кругу. Изготовление кошелька. | 3 |
7. | Прибавление и убавление петель. | 1 |
8. | Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Лягушка» | 2 |
9. | Прибавление и убавление петель. Изготовление карандашницы. | 2 |
10. | Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки. | 3 |
11. | Вязание по схемам. Изготовление салфетки. | 4 |
12. | Делаем подарки. Изготовление сувениров. | 4 |
13. | Цветоведение. | 4 |
14. | Расчет петель. Изготовление повязки на голову. | 1 |
15. | Расчет петель Изготовление косметички. | 3 |
16. | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 35 |
Литература.
- Пономарев Е., Пономарева Т. Детская энциклопедия «Я познаю мир. История ремесел». ООО «Издательство «Астрель», 2004.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вяжем спицами. ООО «Издательство «Эксмо», 2003.
- О.С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: Просвещение, 1983.
- Г.И.Перевертень. Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя по внеклассной работе. М.: «Просвещение» ,1990.
- Ю.В.Максимов. У истоков мастерства. Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1983.
- С.Газарян. Прекрасное – своими руками. М.: «Детская литература», 1986.
- И.А.Андреева. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1992.
- Я познаю мир :Детская энциклопедия: Прикладное искусство. Авторы З. А. Зорина, П. И. Полетаева
- Энциклопедия для девочек: Твое свободное время. Автор Платонова И. Э.
- Современная энциклопедия для девочек. Автор Е.А. Добрицкая.
- Большой подарок для девочки. Автор В.А. Коротаева.
- Начинаем вязать. Автор Э.А. Фомичева.
- Азбука вязания. Автор М.В. Максимова.
- Харди С. «Коврики своими руками». Москва «Мир книги» 2004г.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. ООО «Издательство «Эксмо», 2003.
- Шабанов Н.В.идр.Организация службы охраны труда в системе муниципальных образовательных учреждений. – Волгоград, 2000г.
СОГАСОВАНО
заместитель директора по УВР
Орлова Т.В.
« » 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное вязание крючком.
7 класс....
Презентация творческого проекта по технологии.Тема:Вязание крючком. Прихватка "бабочка". Выполнила ученица 7 класса Пустовалова Влада.
Вязание крючком – это увлечение, которое стало неотъемлемой частью моей жизни. Цель проекта - применить знания и умения , полученные на уроках технологии и связать крючком необычную,...
Программа дополнительного образования детей «Технология художественного вязания» 7 класс
Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. ...
Урок по технологии. Тема" Вязание крючком.Основные виды петель"
Урок первый в разделе " Вязание крючком". Учителю будет очень легко работать с этим материалом, так как , учащиеся на уроке познакомяться с истоками вязания крючком, узнают как правильно нужно держать...
Факультатив по технологии 5,7,,8 классы
Факультатив составленный на основе технологии для 5, 7.8, классов детей с нарушением слуха...
Технологическая карта урока технологии (девочки) Вязание крючком.
Технологическая карта урока по технологии 6 класс. Раздел программы - "Декоративно - прикладное творчество"...
Технологическая карта урока по технологии «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»
Технологическая карта урока по технологии5 классРаздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изг...