«Изучая предков, мы узнаем самих себя»
методическая разработка на тему

Копылова Надежда Юрьевна

«Русское народное искусство, как и искусство любого народа,  - это прежде всего мир особого отношения к своему труду,  к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является   его трудовая деятельность, быт, его обряды».

Д.Лихачев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя инициатива — воплощение в реальность

Всероссийский конкурс, Россия, г. Санкт-Петербург, февраль-март 2012 г.

 

«Изучая предков, мы узнаем самих себя»

«Возрождение и сохранение национальных традиций»

                                                

Автор: Копылова Надежда Юрьевна п.Белый Яр, Томская область,

Верхнекетский район,Россия 2012 г.

 «Изучая предков, мы узнаем самих себя»

«Русское народное искусство, как и искусство любого народа,

 - это прежде всего мир особого отношения к своему труду,

 к своей деятельности вообще и жизни в целом.

Мировоззрением народа является

 его трудовая деятельность, быт, его обряды».

Д.Лихачев

Введение

Верхнекетский  район где мы проживаем входит в состав Томской области и относится к районам Крайнего Севера. Земли нашего района расположены по берегам реки Кеть и ее притокам. В районе 19 населенных пунктов. Детское объединение «Фантазия», которым я руковожу расположен в районном центре- Белый Яр. В доме творчества юных работаю я с 1990 года. Разработала программу «Истоки» рассчитанную на четыре года обучения для детей от 7 -16 лет обучения. Одним из блоков моей программы является изучение культуры малочисленных народов Севера проживающих на территории Верхнекетского района.

Проблема

Томская область по своему этническому составу относится к полиэтническим  регионам Российской Федерации. Перепись населения по Томской области зафиксировала представителей 116 этносов. Наибольшую часть населения составляют русские (90,8% населения области), численность еще пяти народов превышает 5 тысяч человек. Это татары (1,9%), украинцы (1,6 %), немцы (1,3%), чуваши (0,6 %), белорусы (0,5%). Численность всех остальных этносов в совокупности составляет 3,3 % населения.

В Томской области  существует Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Колта Куп» и около 30 национально-культурных объединений. А у нас в районе есть два объединения, которые представляют эвенкийскую культуру коренных народов Севера - «Хэглэн» и «Юктали». С руководителем объединения «Хэглэн»  - Тамарой Борисовной Лихачевой мы тесно сотрудничаем. О народах Севера большинство из нас знает очень мало. У них богатейшая древняя культура, и сохранение ее напрямую зависит от нас.

Ещё недавно казалось, что эвенкийская культура и народность медленно исчезают. Эвенки  стеснялись своего языка и национальности, забывались обычаи предков, стирались и смешивались грани особенностей культур разных народностей.

Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно – бисер. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Трудно  перечислить предметы, на которые не наносили бы орнамент. Это и орудия труда, одежда и утварь, средства передвижения, языческие атрибуты шамана-весь комплекс материальной и духовной культуры. Однако орнамент отражает не только эстетическое представление о красоте, но и воспроизводит этнические и культурные процессы, протекающие на территории Эвенкии.

Каждый человек должен знать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое мы получаем в детстве. Семья – единственная хранительница духовного и морального опыта. Именно в семьях, в родах, складывались обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Древние ремесла расцветут благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно сохранятся, и передадуться из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не порвется.

Цель: Развитие интереса к изучению и сохранению национальной культуры народов Севера.

Задачи:

  1. Привлечь внимание к проблеме сохранения национальной культуры.
  2. Воспитывать чувство  бережного отношения к национальной культуре малой Родины, гордости за свой край.
  3. Развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
  4. Подготовить творческие работы для участия в Международной выставке «Сокровища Севера».

Осмысление и обогащение внутреннего мира человека происходит через понимание его связи с окружающей действительностью, через обращение к связи времён: настоящего, прошлого и будущего. В юношеском возрасте интерес к внутреннему миру особенно актуален. У молодёжи всё чаще возникают вопросы о смысле жизни, самоопределении, самореализации. И здесь на помощь приходит мудрость предков, их накопления, опыт. Во многих культурах мудрость народа была запечатлена в созданной ими модели мира, которая находила своё отражение в языке, искусстве, науке и религии.

Молодому поколению русского населения, желающему проникнуть в тайные движения своей души через изучение мира их предков по крови, также необходимо стремиться прочувствовать и понять дух местности, на которой они проживают. Данный дух проявляется через культуру коренных народов Севера, издавна населяющих Томскую область.

Территория Томской области пропитана духом эвенкийской культуры. Эвенки или оленные люди известные в истории как великие тунгусы (китайцы знали об этом народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев"), на данный момент требует особого внимания и помощи, понимания их самобытного наследия. Сейчас они находятся на грани вымирания. Главной причиной такого положения является непонимание русскими переселенцами, а в наше время русской молодёжью особой роли этого народа в развитии духовного потенциала людей на территории Томской области. Таким образом, осмысленное декоративно-прикладное искусство эвенков, как представителей малочисленных коренных народов Севера, раскрывает их особое упорядоченное миропонимание, которое является хорошей базой для освоения духовных понятий нашего региона. Подобное изучение эвенкийского наследия способствует духовному росту молодёжи Томской области, развитию их духовных потребностей.

Анализ:

На территории Белого Яра Верхнекетского района есть краеведческий  музей, в котором развернута экспозиция  – «Этнография народов Сибири», где  выставлена коллекция предметов, характеризующих жизненный уклад коренных народов, проживающих на берегах Кети – селькупов и эвенков. Коллекция отражает разные стороны жизни малых народов: предметы домашней утвари, одежду, обувь, орудия лова, культовые предметы. В экспозицию введены экспонаты небольшой биологической коллекции, отображающей природный мир территории – чучела птиц, животных, рыб.

В фондах музея хранится коллекция из 18 картин местного художника М.И. Плотникова, которая используется в работе. Называется она – «Эпос самоедов». Фактически – это иллюстрации к сказкам кетских селькупов, собранных финским путешественником Кастреном Доннером во время его путешествия по Кети в 1913 году. Опубликованы в 1997 году в сборнике «Земля Верхнекетская». 4 картины коллекции были взяты для иллюстрирования при оформлении книги «Мифология селькупов» из серии «Энциклопедия уральских мифологий», выпущенная в Томске, в 2004 году, соавторским коллективом Томского государственного педагогического университета, областного краеведческого музея, Московского государственного университета и института языкознания Российской академии наук. По данным коллекциям, в программе музея «Мое Верхнекетье», разработан раздел по изучению материальной и духовной культуры малых народов края для дошкольников, обучающихся в образовательных школах и профессиональном училище, а также для взрослого посетителя.

Чрезвычайно важной целью народного воспитания является воспитание здорового ребенка, его физическое развитие: отсюда обилие подвижных игр, соревнований между детьми и скорости, в умении выполнять те или иные трудовые навыки с раннего возраста, которые призваны решить главную сущность народного воспитания – привитие трудолюбия. Ведь вне труда нет ни нравственного, ни физического, ни умственного воспитания. Труд – начало воспитания, трудолюбие – окончательный результат воспитания.

Особое место в воспитательных традициях народов Севера имеет - эстетическое воспитание. Эффективным средством эстетического воспитания являлись устное народное творчество, песни и пляски и, конечно народные промыслы.

Дети знакомятся с тем, что повадки и поведения животных, движения небесных тел, изменения в растительном мире служили для предков источниками их  

разнообразных знаний в области метеорологии, ботаники, зоологии и т.д. Все это развивало у людей тонкую наблюдательность, исключительную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей, тайги, тундры и в любую погоду.

Эвенкам хорошо знакомы съедобные свойства растений. В народе также хорошо известны и лечебные свойства растений. В арсенале эвенкийской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры. Близкое общение с природой вырабатывало у людей наблюдательность. В результате выкристаллизовывались общепринятые в народе приметы, по которым предсказывалась погода. Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.

Так, дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому.

Не одни унты, ни одна шуба не шилась женщинами-эвенкийками без каких-либо декоративных украшений. Оленьи упряжи украшались мужчинами. У северных народов эстетичность являлась практически, хоть и не всегда осознанным синонимом трудолюбия. Такие нравственные качества, как честность, справедливость, коллективизм дети усваивали в труде, знакомясь с неписанными законами, обычаями, традициями. Отношения между людьми в суровой тайге издавна складывались по принципу взаимного доверия, честности, взаимовыручки и поддержки.

Формулирование задач:

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. Так появилась необходимость пересмотра содержания образования, которое основывается на народной философии с учетом типа мышления, менталитета народа. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утерянных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.

Как известно, темпы возрождения зависят от того, как молодое поколение будет воспринимать свою принадлежность к родному народу, его стремления к процветанию родной земли во всех отношениях и уровня культуры.

Ресурсы:

Для реализации моего проекта  привлекались местные жители-эвены, родители, работники детской библиотеки, педагоги дополнительного образования. Дети принимали активное участие в сборе необходимого для работы материала, исторических преданий, рассказов местного населения, устного народного творчества. Посещали мероприятия проводимые в библиотеке,  а также музейные праздники  и встречи с представителями коренных народов. Путешествуем в мир сказок и легенд родного края, проводим беседы о материальной культуре. 

Вывод:

Результатом работы над проектом «Изучая предков, мы узнаем самих себя» стало накопление некоторого опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, который становится все более востребованным.
Собрано достаточное количество материала для изучения культуры народов Севера, проживающих на территории Верхнекетского района.

Созданы проекты: «Голос орнамента, как способ сохранения связи человека с природой» и «Эвенкия – край таежный».

Ребята принимают ежегодное участие во Всероссийском выставочном центре в  международной выставке-ярмарке «Северная цивилизация 2009», «Сокровища Севера 2010»,  «Сокровища Севера 2011».

Представляли  свои работы на Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, который проходил в рамках фестиваля «Ковчег дарований» в городе Анапа. Ребята проводили мастер-класс для участников фестиваля, которые съехались со всей страны, делились своими знаниями, рассказывали о традициях и обычаях народов Севера. Учили ребят технике изготовления национального оберега «Солнце».

Планируем продолжить изучение культуры  коренных народов – Селькупов с целью оживления истории нашего родного Верхнекетья.

В итоге хочется отметить, что использование в педагогике народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Начало проекта 2009 год - завершение проекта  2013 год.

Использованная литература:

1.СафьянниковаТ. М. «Радуга красок Сонкана»,  Издательство: «Сибирские промыслы» г.Красноярска, 2005 год.

2. Воронова Е.В. Оберег который всегда с тобой. (www titul_lutit. ru)

3. Развитие и размещение народных промыслов. (www naro_dd. ru)

4. Глебова Е. Оберегающие знаки живых ремёсел. Словесница искусств. Тайны ремёсел. - № 16. – 2005. – стр. 2.

5. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1980. 

6.Земля Верхнекетская: Сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района. Я.А.Яковлев. – Томск, изд-во Томского университета, 1997г.

7. С.Н.Добрынина.  Верхнекетье – край родной: Томск – Белый Яр. 1997 г.

8. Край кедровый: Сборник. Томская область Янсон С.В. 1998 г.

9. Подшивки районной газеты «Заря Севера»

10. Бабушкины уроки. Народное творчество Русского Севера. под.ред. Т.Я. Шпикаловой М: Гуманитарный издательский центр. 2001 г.

11. Детские подвижные игры народов СССР:. Пособие сост. А.В.Кенеман; Под ред. Т.И.Осокиной. –М.: Просвещение, 1988г.

12. Эвенки Верхнекетья. «Последние из Могикан» рода Чамба. Якутск 2010

13. «Мое Верхнекетье»  Администрация Верхнекетского района.»Районный дом творчества юных». П.Белый Яр 2007 г.

14. Слайдовая презентация «Материальная культура и традиционные жилища эвенков»

15. Слайдовая презентация «Эвенкийский род».

16. Слайдовая презентация «Этнопедагогика в патриотическом воспитании» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"

Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...

Разговор о самих себе

Классный час-презентация...

Разговор о самих себе

Представление визитной карточки класса...

Мы сами себе выбираем маршрут

Цель: профориентация,познакомить  учащихся с историей школы и воспитать любовь к малой Родине....

Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".

Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...