Специфика музицирования на синтезаторе
статья на тему

Брызгалова Марина Олеговна

Специфика музицирования на синтезаторе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_rmo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

        

Статья

Специфика музицирования на синтезаторе

Педагог дополнительного образования:

Брызгалова Марина Олеговна

Санкт–Петербург

                                                              2014 г.

Специфика музицирования на синтезаторе.

Брызгалова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДЮТ Кировского района

г. Санкт-Петербурга

Всё большое распространение  получают электронные музыкальные  инструменты,  музыкально-компьютерные технологии, предоставляющие огромные возможности композиторам и музыкантам в творческой деятельности.

Подобные факты не могли обойти и музыкальное образование,  обязанного идти в ногу со временем, учитывая интересы современной молодёжи и потребности  общества. В настоящее время электронное музыкальное творчество завоевывает своё достойное место в  музыкальном образовании. Наблюдается   стремительный рост количества детских музыкальных учреждений, в которых открываются классы синтезатора и студии компьютерной музыки.  

Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом, на удивление быстро проложившим себе путь в мир музыкального искусства.

Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры отличаются от своих предшественников простотой управления, компактностью, что позволяет широко использовать их в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования, приобщая таким образом детей и подростков к музыкальной культуре.

Обучение игре на синтезаторе способствует  более полной творческой самореализации учащихся, каждый ребёнок и подросток, независимо от способностей, музыкального слуха, возраста способен обучиться игре на синтезаторе, приобщиться к широкому спектру современной, народной, (и что особенно важно в современных условиях) классической музыки, развить артистизм, и применить полученные навыки на практике.

Умение играть на синтезаторе - отличный способ самовыражения, с помощью которого подросток сможет подчеркнуть свою уникальность,  почувствовать себя уверенно среди сверстников, принимать активное участие в концертах и праздниках как в школе, так и дома.

Специфика музицирования на электронных музыкальных инструментах, в отличие от игры на традиционных механических инструментах, заключается в расширении музыкальной деятельности, которая помимо исполнительской сферы начинает также охватывать сферу композиторскую и звукорежиссерскую. Любое электронно-звуковое воплощение нотного текста всегда предполагает выбор тех или иных соответствующих ему тембров из многих, имеющихся в памяти инструмента; если используется режим автоаккомпанемента, то перед музыкантом стоит проблема выбора того или иного его стиля, определения мест ритмических отыгрышей. 

Все вместе это составляет область электронной аранжировки музыки – музыкальной деятельности нового типа, без которой немыслимо электронное музицирование.

Эта деятельность связана не с составлением партитуры, включающей все детали звучания, а с выбором того или иного заложенного в памяти инструмента звукового «полуфабриката», поэтому она значительно легче аранжировки традиционного типа и доступна детям.

Электронное направление начинают поддерживать многие деятели культуры, композиторы, методические центры. Во многих регионах, открывая класс синтезатора, вводят вторым часом, как «обязательную дисциплину». Учащиеся с общего курса синтезатора (ОКС) сами создают свои варианты аккомпанемента, свои аранжировки для сольных произведений на скрипке, гитаре, балалайке или трубе. Разве это не творческий процесс, когда на сцене ребёнок играет соло на своём любимом инструменте (баяне, саксофоне или гитаре) под сопровождение, созданное им самим на синтезаторе, исполняемое под запись или концертмейстером?

Музыканты, композиторы активно осваивают электронные инструменты – клавишный синтезатор и  музыкальный компьютер. Современная техника  открывает широкие возможности в художественной деятельности, а также становится надёжным помощником.

  Освоив техническую сторону синтезатора, музыкант-исполнитель имеет возможность создать собственную аранжировку,  изменить по своему вкусу электронный проект, не прибегая к услугам звукорежиссёра и аранжировщика.

Уместным будет привести  авторитетное высказывание крупнейшего музыковеда - академика Бориса Асафьева: "Культура тембра, развиваясь, сделает ненужным оркестр, ибо возможность композиторского общения с тембром без инструментов  с помощью электрифицированных приборов, открывает небывалые перспективы... когда-нибудь композитор просто и удобно сможет записать свои идеи, не думая об исполнителях, оркестре, инструментах, имея дело непосредственно с беспредельным миром звукотембров, и к его услугам будут соответствующие аппараты".  

Пианисты могут играть на электронном пианино (на привычной для них механической клавиатуре) весь репертуар, написанный для органа, клавесина, смешанных ансамблей, что поможет расширить слуховой диапазон и привнесёт новые краски в исполнительство.

Электронное направление имеет право на самостоятельное существование, но оно не претендует на замену или подмену никаких других музыкальных инструментов. Это направление позволяет как учащимся, так и педагогом раскрыть свой творческий потенциал и огромные возможности в художественной деятельности, а главное помогает преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, в тоже время, активизируя художественное воображение, эмоционально-образное мышление, творческую мотивацию, выражающуюся в потребности музицировать и созидать.

Современный цифровой инструментарий не заменяет художника, а расширяет все аспекты творческой деятельности!
Новые музыкальные инструменты требуют от нас постоянного совершенствования, адаптации к новым реалиям цифровой эпохи, т.к. в таком творческом учебном процессе невозможно научиться один раз и на всю жизнь. Обучение на протяжении всей жизни! И мы к этому должны быть готовы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....

Дополнительная адаптированная программа общего эстетического образования (музыкальное направление) по учебному предмету «Музицирование на синтезаторе»

Направленность программы: - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе; -   социализация личности  ребёнка с задержкой...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...