Музицирование на клавишном синтезаторе
методическая разработка по музыке

Дидук Юлия Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музицирование на клавишном синтезаторе

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

 Дидук Ю.В.,

Сыркашева О.Н.,

преподаватели по классу фортепиано








 

Музицирование на клавишном синтезаторе, как эффективный путь развития музыкально-творческой деятельности обучающихся»

       Существуют различные подходы к преподаванию клавишного синтезатора и методическая литература посвященная обучению игpе на нем. Я готовясь к этой теме опиралась на методическое пособие В. Реллина и А. Талера. Оно содержит краткую информацию об истории создания и технического совершенствования синтезатора, также он включает словарь по электронной и компьютерной музыке, которое даёт представления об основных функциях современного синтезатора, делая акцент на строение и функции музыкально-цифрового инструмента,  сосредотачивая на теории и практике. Таким образом помогает преподавателя приобщить детей  к музыкальному детскому творчеству на клавишном синтезаторе.

       Давайте рассмотрим клавишный синтезатор, как новое средство для занятия творчеством, включая строение и функции этого инструмента и широкие возможности   музицирования и развитие творческих навыков у детей. Музицирование на клавишном синтезаторе, это конечно же творческий процесс. Приобретение навыков игры на нём, создания аранжировки, и затем воспроизведение полученного связано с решением многих задач. Это конечно же очень трудоёмкий процесс, который требует усидчивости и воли, как и на любом другом музыкальном инструменте. Попробуем сегодня рассмотреть три ключевые задачи которые ученик должен решить при обучении игре на синтезаторе:

1 задача: получение базовых знаний по музыкальной теории (без которых невозможно применение аранжировки).

2 задача: освоение художественных возможностей наличного цифрового инструментария (без чего невозможно подобрать подходящие характеру звуковые средства)

3 задача:  освоение исполнительской техники, приобретение навыков игры на клавишном синтезаторе.

1. Рассматривая первую задачу речь идёт о том, что изучаемый теоретический материал должен включать не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения. Это гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций). Фактура (функции голосов, фактуры гомофонно-гармонического склада). Форма произведений (предложение, фразы, мотивы, интонации, период, простые двух и трех частная формы). Освоение сильных и слабых долей, чувства ритма,  инструментовка и звукорежиссура. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра.

     2 Говоря о второй задаче мы имеем в виду  изучение художественных возможностей, подразумевая ознакомление со звуковым материалом синтезатора (набором тембров, шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты.)

     Важно также, чтобы ученик побыстрее научился использовать специфические приемы электронного исполнительства (включения/выключения различных режимов игры, вплетения в музыкальную ткань звуковых эффектов и др.). Постепенно расширяя свой репертуар, ученик знакомится с тайнами синтезатора – инструмента по истине универсального, пробует аранжировать произведения самых разных стилей: классические композиции, популярные мелодии, народную музыку. Ведь характер звучания во многом будет зависеть от жанровых и стилевых особенностей музыки. Так, к примеру, в аранжировке классической композиции важно приблизить электронное звучание к подлинному, авторскому. Здесь будут уместны и тембровые краски старинных инструментов, и голоса симфонического оркестра. Аранжировать современные популярные мелодии, на первый взгляд,  менее сложная задача. Ведь синтезаторы (их тембры, стили автоаккомпанемента) ориентированы именно на этот стиль. Выбор выразительных средств для таких композиций, довольно прост и очевиден, а звучат они ярко и эффектно. С другой стороны популярная музыка более открыта для проявления творческой фантазии: можно менять характер пьесы, варьируя ее тембровые и гармонические краски, заполнять паузы импровизационными вставками и т.п.

    Музыкальный образ, это  основы аранжировки. Задача образовательного процесса на уроке музицирования на синтезаторе – научить всем навыкам аранжировки для создания музыкального образа в пьесах. Меня очень радует, что обучаясь игре на клавишном синтезаторе,  ребенок может воплотить свою музыкальную фантазию, и очень важно его в этом поддержать. В моём классе есть три ученика которые занимаются на клавишном синтезаторе, это дети которые обучаются на хореографическом отделении и получают предмет по выбору «музыкальный инструмент». У них дома имеется клавишный синтезатор и по этому мы решили заниматься изучением этого инструмента. Ребята просто в восторге от занятий, им конечно же нравится больше заниматься на синтезаторе, чем на фортепиано, потому что возможность заниматься аранжеровкой видоизменять пьесу по своему характеру, записывать, а затем прослушивать свои фантазии оказалось очень занимательно для детей. Также и ребята пианисты имеющие дома синтезатор получают творческие задания на этом инструменте.  В репертуаре ученика должны быть пьесы разных жанров, необходимо научить понимать их особенности и найти главные характеристики музыкального образа и  потом воплотить в аранжировке. Работа над звуком - в исполнительском и звукорежиссерском аспекте дело долгое и кропотливое. По сути своей это воспитание слуха. Первоначально вслушиваемся к характеру мелодии, ее структуре, интонациям, паузам, ритм. Ведь мелодия – это сердце любой музыки и осознанное отношение к ее характеру помогает раскрыть неповторимо яркий образ. Очень помогает запись собственного исполнения в секвенсер. Секвенсор – это устройство, которое запоминает и повторяет проигранное. Записывая несколько раз музыкальное произведение с некоторыми изменениями, позволяет  сравнить, как изменилось звучание и выбрать лучший вариант исполнения.  

3. Говоря о третьей задаче приобретении технических навыков при игре на синтезаторе, естественным образом ведётся перенос накопительного опыта в фортепианной педагогике, обусловлено это общим строением клавиатуры. Это касается постановки рук на клавиатуре: низкосводчатое положение кисти, прямая линия кисти-локтя, разворот локтя, опущенные плечи, свободное ощущение рук и т.п. Развитие навыков игры в одной позиции и с её сменами при подкладывании 1 пальца или скачком, освоение различных фактурных формул, совершенствование пальцевой беглости, таким образом основополагающие формирование исполнительского аппарата остаётся актуальным при исполнительской игре на клавишном синтезаторе. Но вместе с тем новая цифровая среда обусловливает необходимость корректировке конкретных способов исполнительства.

 Во-первых, клавиатура синтезатора имеет с фортепианной лишь внешние сходства. И.М. Красильников, «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе», М., 201120. Ее функция состоит не в механической трансформации удара пальцев в удар молоточком по струне, а в управлении звуковым модулем электронного инструмента МИДИ. Миди – датчик не реагирует на силу нажатия, поэтому характерное для игры на фортепиано использование веса локтя, руки, корпуса при взятии клавиши синтезатора не отражается на звуковом результате. А следовательно применение из фортепианного опыта соответствующих движений бесполезно. На синтезаторе вполне достаточно ограничиться лишь лёгкими пальцевыми движениями – примерно такими же, как на аккордеоне, но с поправкой на динамическую чувствительность клавиатуры.

Во-вторых, клавиатура не является единственным средством управления звуком на синтезаторе. Многие исполнительские параметры выставляются с панели инструмента, при том не во время игры, а предварительно. И таким образом, электронное звучание имеет двойное управление не только с помощью клавиатуры, но и этих относящихся к сфере аранжировки пользователя средств. Так, например, происходит уточнение громкости и его яркости, действия портаменто, звукового колеса, управление темпом, агогикой, разделением клавиатуры на несколько мануалов и др. параметров.

В третьих, исполнитель на синтезаторе имеет дело не с бесконечным звучаниям фортепианных струн, а с семплированными голосами. И достигнуть качественного звучания в процессе исполнительского манипулирования таким звуковым материалом намного проще.

И на конец, в четвертых, современный электронный инструмент располагает возможностями автоматизации ряда исполнительских действий, которые требуют от исполнителя выработки специфических технических навыков. Например: умение слушать аккомпанемент и не расходиться с ним во время игры, и при этом свободно владеть координацией двух рук, пожалуй самое сложное в процессе обучения. У детей с хорошим чувством ритма достигается это конечно же быстрей. Для начала ставятся очень простые задачи при решении синхронной игры. Нужно синхронно не выходя из ритма и структуры автоаккомпанимента всеми пальцами правой руки играть ровными длительностями 5 нот, а левая рука кроме смены гармоний должна вовремя делать сбивки и переходы режимов в автоаккомпанименте. Далее можно применить задание пение с ритмом ак-та.  Также можно предложить ребёнку спеть знакомую мелодию нажимая нужные аккорды в ак-те. Кроме развития чувства ритма и овладением синхронной игрой с синтезатором необходимо постановка рук и развитие пальцевой техники правой руки, а также развитие координации двух рук. Очень важно научить ребёнка чтению с листа, что гораздо облегчет музицирование на синтезаторе. Сделает свободным проигрывание произведений и облегчит творческий процесс. Также важно научить слышать и отличать сильные и слабые доли по звучанию автоаккомпанимента, научиться играть различные ритмические рисунки. Отличие синтезаторного туше от фортепианного связано с многотембровостью электронного инструмента. Одно и тоже движение пальца на клавиатуре может инициировать звучание инструментов с самым широким кругом характеристик – острых или мягких, ярких или матовых, длящихся или быстро затухающих и т.д. Творческие задания на уроках «Музицирование на кл. синтезаторе» способствуют развитию музыкальной фантазии детей, они с удовольствием сочиняют свою музыку и создают красочные аранжировки.

 

В заключение я бы хотела сказать, что моя цель на уроках «Музицирования на клавишном синтезаторе» – вызвать у детей творческий потенциал, чтобы ученик почувствовал себя созидателем своих идей в музыке: от простого проигрывания популярных мелодий в собственной аранжировке до сочинения красочных музыкальных композиций. Творческая, деловая обстановка на уроке – одно из главных условий успешного обучения. Необходимо уважать и поддерживать все творческие начинания детей, ценить их индивидуальность и не жалеть слова одобрения за успехи. Синтезатор имеет огромные возможности в развитии творческих способностей детей и урок «Музицирование на клавишном синтезаторе» полноценно реализует их. Дети увлекаются творческим процессом создания музыкального образа в собственной аранжировке, их фантазия безгранична. Занятия музицированием на клавишном синтезаторе – эффективный путь развития музыкально-творческих способностей учащихся. Ребята которые занимаются буквально «загорелись» игрой на синтезаторе.  Для их будущей жизни домашнее музицирование на этом замечательном инструменте – возможность серьезно увлечься музыкальным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzitsirovanie_na_sintezatore.docx0 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе(синтезатор модели YamahaPSR1500) Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества ...

Статья "Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы"

Статья содержит краткие рекомендации по использованию синтезатора на уроках специальности из опыта работы преподавателя....

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение

В связи с открытием  класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...

Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"

В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....

Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции

В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе  личностно-ориентированной технологии....

Методический доклад "Клавишный синтезатор -новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"

Доклад содержит  информацию  об особеностях и функциях синтезатора, его роли  в музыкальном  образовании детей  и  использовании  синтезатора  в работе  пр...