«Применение клавишного синтезатора в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах в детском саду»
статья по музыке

Спиридонова Ирина Николаевна

Статья для семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spiridonova_seminar_dlya_muz._shkoly.docx39.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Применение клавишного синтезатора в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах в детском саду»

"Музыканту сегодня не знать электронику - большой грех, даже невежество. Если он сознательно от  неe  убегает, он отсекает себя от целого мира, тормозит свое развитие, подчас навсегда…"
                                                                                   (Композитор, народный артист России Э. Артемьев)

        Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Одна из задач музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности (чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, танцевали, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы).

Одной из форм, которая помогает реализовать поставленные задачи, но которой уделяется, на мой взгляд, недостаточное внимание, является элементарное детское музицирование и игра на детских музыкальных инструментах. Здесь ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а образования, деятельностью самого воспитанника. Внимание педагога направляется не столько на то, как учить ребёнка, сколько на то, как ребёнок учится.  

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Я заметила, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Но, так как, музыкальный руководитель дошкольного учреждения одновременно и музыкант, и хореограф, и педагог-психолог, и сценарист, и режиссер, и актер, и оформитель-декоратор, времени на обучение детей игре на детских музыкальных инструментах уделяется недостаточно.

 Клавишный синтезатор, обладающий высококачественными звуками и широким набором функций, значительно упрощает  музыкальную деятельность, одновременно повышает ее продуктивность.  

   В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить синтезатор?

  • На традиционном занятии и в любых других видах деятельности вне музыкального зала музыкальное сопровождение становятся доступным и более полноценным. Все синтезаторы превосходно работают на батарейках, и вы можете при условии хорошей погоды проводить музыкальные развлечения, праздники, занятия по ритмике и физкультуре на свежем воздухе.
  • Концертная деятельность заметно обогатится, станет более современной и актуальной. 
  • Музыкально-дидактические игры даже самые традиционные станут интереснее, доступнее, красочнее в сопровождении синтезатора.
  • В пении и танцевальных видах деятельности фонограммы, написанные на синтезаторе, значительно продуктивнее позволят руководителю формировать различные исполнительские навыки детей.
  •  Этот электромузыкальный инструмент  безупречно держит строй. Музыкальный руководитель сможет самостоятельно производить запись фонограмм в удобных темпах, тесситурах, реализуя творческие замыслы аранжировки и композиции.
  • Такой вид деятельности, как импровизация на синтезаторе, детям доступна и крайне интересна. Педагог лишь предварительно готовит настройки в банках памяти и ставит задачу. С функцией автоаккомпанемента получаются приятные детские сочинения, которые можно записывать, прослушивать и совместно анализировать.
  • Озвучивание животных, явлений природы, окружающего мира для ясельных групп позволит воспитателю разнообразить свою деятельность.
  • Знакомство с  жанрами (полька, вальс, марш, колыбельная) является неотъемлемой частью музыкального обучения в образовательной области «Музыка». Синтезатор содержит огромное количество встроенных, готовых к игре стилей. Дети с помощью синтезатора узнают больше и о самих стилях, ведь мы сможем продемонстрировать жанры разных эпох: мазурку, полонез, рок-н-ролл, диско и т. д.
  • В  театральной  деятельности для того чтобы добиться красочного музыкального оформления можно снова прибегнуть к помощи синтезатора,  который предоставляет широкие возможности для создания яркого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом. В разделе "тембры" электромузыкальных инструментов представлена имитация пения птиц, шума моря, рокота вертолета, движения поезда и других шумовых, стучащих, пищащих, звенящих спецэффектов. В общем, есть все, что нужно для театральной постановки.

Используя клавишный синтезатор, и оркестр звучит по- новому. Игра на музыкальных инструментах с использованием синтезатора как ритм машины значительно становится увлекательней для детей и облегчает труд педагога. Некоторые партии на синтезаторе можно поручить детям.

     В настоящее время при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах в своей практике я использую систему Т. Э. Тютюнниковой « Элементарное музицирование» с дошкольниками. 

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э.Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.

Этапы:

1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей

         Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста строится  на основе познавательно-поисковой деятельности. 

Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.

(Например: « Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов.  «Колобок», «Теремок» и т.д.)

Затем выстраивается цепочка вопросов и  заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

Вопросы на возможность выбора.

-С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки?

( Медведя, Зайца, Лисы и т.д.) 

-Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов (марш, танец, песня)

Вопросы на установление сходства и различия

-Какие инструменты можно объединить в одну группу: ударные (барабаны, кубики, ложки) , мелодические (металлофоны, ксилофоны, пианино и т.д.), духовые (дудочки, свистульки)

-К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец»)

Вопросы, требующие осознания способа действия

-«Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств?

 Как ты узнал, как догадался?»

Вопросы на установление причинно-следственных связей

-Что будет если объединить все инструменты? (Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР)

Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа

-С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок?

Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия

-Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика?

Проблемная ситуация

-У  нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить?  Дети догадываются сделать самодельные инструменты ( баночка с сыпучим материалом) .

Вопросы-шутки

-Прав ли Незнайка? ( «Вопросы-Перепуталки» Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т.д.)

На одном из занятий можно провести опыт

«Какие звуки музыкальные, а какие шумовые?»

   И вот здесь незаменимым инструментом является синтезатор, который позволит все выше перечисленное реализовать в деятельности музыкального руководителя. 

  Использование синтезатора позволяет добиться положительных воздействий в:

  • экономии учебного времени.
  • усилении мотивации обучения;
  • визуализации знаний;
  • развитии наглядно-образного мышления, эстетического воспитания, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • повышение эффективности и качества результатов учебно-воспитательного процесса;
  • индивидуализации, дифференциации обучения;
  • моделировании объектов и процессов;
  • доступе к большому объему знаний (звуков, аккомпанементов, жанров, стилей); 
  • возможностях тренировки;
  • межпредметной интеграции;

 

    Клавишный синтезатор сегодня - это возможность музыканта, педагога  расширить рамки творчества. Широкий простор для творчества, открываемый синтезатором, и высокое качество звучания, делают этот инструмент особенно привлекательным  для детского творчества. Благодаря программным и функциональным возможностям синтезатора введение ребенка в мир музыки становится доступным и увлекательным. Обращение в процессе обучения к новейшим музыкальным технологиям способствует не только подготовке ребенка к дальнейшему обучению музыки, но и общему музыкальному и творческому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на соверше...