ПРОЕКТ "ТВОРИ ДОБРО, ПОКА ТЫ ЕСТЬ"
проект на тему

Смолик Елена Вячеславовна

Формирование экологической культуры подрастающего поколения можно реализовать через систему мерприятий в школе по четырем нправлениям:

Ø  «Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов»;

Ø   «Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды»;

Ø   «Роль проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования экологической культуры»;

Ø  «Значение художественного слова и фотографии в экологическом просвещении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ "ТВОРИ ДОБРО, ПОКА ТЫ ЕСТЬ"43.61 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ПРОЕКТ «ТВОРИ ДОБРО, ПОКА ТЫ ЕСТЬ» КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Смолик Елена Вячеславовна,

МБОУ КСОШ №3, г. Котельники, Московская область, учитель биологии

  Идея создания проекта уходит в далекие 2000-ые годы.  Его реализации предшествовала экспериментальная работа в 5-11 классах (ведение уроков экологии), работа группы продленного дня по программе экологической направленности, работа в кружках и факультативах по экологии. Разработав на основе практических результатов проект экологического воспитания, образования и обучения «Твори добро, пока ты есть», педагог начал его апробацию на базе МБОУ КСОШ №3.

Цель проекта: 

   «Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения города Котельники посредством проявления любви, добра и заботы об окружающей среде»

Задачи:

  • развитие творческого интереса школьников к охране окружающей среды;
  • повышение интеллектуального потенциала юных защитников природы;
  • изучение основ исследовательской деятельности;
  • пропаганда экологического образа жизни.

    Аудитория проекта включает в себя обучающихся 1-11 классов и воспитанников дошкольных учреждений (старшие подготовительные группы). Проект рассчитан на четыре года внеурочной деятельности, апробация начата с 2009-2010 учебного года, закончена в 2012–2013 учебном году.

  Проект реализуется в рамках внеурочной деятельности и имеет несколько ступеней непрерывного экологического развития: внеурочная деятельность по экологии «ЭКО» (1-4 классы); кружок «Рожденные экологией» (5-8 классы); ежемесячная школьная газета «Экологическая тропа» (9-11 классы); театр экологии (1- 10 классы).

   Каждая ступень состоит из четырех направлений и, учитывая возможности и способности каждого обучающегося, представляет собой систему мероприятий, направленных формирование экологической культуры подрастающего поколения:

  •  «Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов»;
  •  «Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды»;
  •  «Роль проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования экологической культуры»;
  • «Значение художественного слова и фотографии в экологическом просвещении».

    Суммарный результат реализации проекта:  

  1. Количество победителей и призеров - 111 побед за четыре года.

 

  1. Количественный охват участников проекта за четыре года - 2 133 человека.

     Практический выход (по направлениям проекта):

  1.  «Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов» - репродукции рисунков и поделок победителей конкурсов творческих работ администрация города размещает на специальных рекламных щитах, специально установленных в лесопарковой зоне; дети уже 1-ых классов своими руками изготавливают наглядные пособия, используемые в учебно-воспитательном процессе (экологические знаки). 
  2. «Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды» - обучающиеся школы №3 просвещают самих детей и воспитанников детских садов посредством игр и выступлений театра экологии, призывая творить добро по отношению к окружающей среде.
  3. «Роль проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования экологической культуры» -  путем освещения в СМИ, на конкурсах и конференциях различного уровня,  результатов своих исследований дети добиваются конкретных решений: спила аварийных деревьев, что позже приводит к рождению в городе «Народного проекта», работающего по такому же принципу; вносят предложение в администрацию города об информировании всего населения данными об экологической обстановке в г. Котельники; дети самостоятельно разрабатывают наглядные пособия для 6-7 лет и добиваются их распространения в городе («Экологическая азбука: кто следующий?»).
  4. «Значение художественного слова и фотографии в экологическом просвещении» - дети сами выпускают газету «Экологическая тропа», где пишут не только об экологических проблемах родного края, сочиняют стихи, но и сами творят добро (конкурс фоторепортажей «День добрых дел»).

   В итоге, количество желающих вступить в ряды юных экологов города Котельники заметно растет: сегодня команда «Рожденные экологией» составляет 97 человек (мероприятие в 1-ых классах «Посвящение в юные экологи»). А еще большее число жителей города, родители, близкие и знакомые участников проекта, стали по-настоящему любить родной край и творить добрые дела вместе с детьми.

  Проект «Твори добро, пока ты есть» получил поддержку и признание среди общественности не только города Котельники и на сегодняшний день имеет достаточно высокие результаты, которые отражены в средствах массовой информации: газета «Котельники сегодня» [1], местного телевидения «Котельники-ТВ» [2], публикациях и выступлениях педагога и сайте МБОУ КСОШ №3[3].

  Актуальность представленного проекта очевидна – наша планета просит о помощи самого человека … во имя его же жизни. Кто, если не наши дети, будущее планеты Земля, не научится понимать и уважать законы природы. Именно поэтому формирование экологической культуры любого человека необходимо начинать с самого раннего возраста. Подобную работу очень важно проводить на уровне каждого образовательного учреждения города.  Я посеяла «зерна добра» в души своих детей, и уверена, что «всходы» будут хорошими, а значит есть надежда на улучшение экологической ситуации, причем не только в Подмосковье.

  Финансирование проекта минимальное, оно необходимо для посещения конкурсов федерального и международного уровней. Исходя из собственной практики, для города и администрации образовательного учреждения сумма вполне доступная, тем более, что большая часть мероприятий проходит на территории школы и города силами самих учащихся и педагога. Потому проект не только актуален и эффективен, но и экономически оправдан.

  Перспективы проекта. В рамках реализации ФГОС нового поколения планируется обязательное введение данного проекта в курс внеурочной деятельности, как в начальной школе, так в среднем и старшем звене, что является отражением одного из направлений программы развития образовательного учреждения. Помимо этого, обязательным становится взаимодействие с дошкольными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города Котельники, вовлекая и расширяя число защитников природы родного края. Продолжается поиск спонсоров и взаимодействие с ними. Таким образом, проект получает заслуженную путевку в жизнь.

   И в заключении… Вы можете согласиться с моими выводами или опровергнуть их, но бесспорно одно: если каждый из нас не будет бережно относиться к окружающей среде, то никакие проекты и законы не помогут сохранить природу. Твори добро, пока ты есть!    

Список подтверждающих источников

  1. Муниципальная газета «Котельники сегодня» (№18 (553), 7.05.2009, «Весенние призы»; №28 (563), 16.07.2009, «Отдыхаем с пользой»; № 43 (578), 29.10.2009, «Кто лучше всех знает секреты природы?» №13 (600), 01.04. 2010 «Без экзаменов – в московский ВУЗ»; №14 (601), 08.04.2010, «Любить природу смолоду. Занимательная экология: от детского сада до ВУЗа»; №17 (604), 29.04.2010, «Стильный мусор от кутюр»; №30 (617), 29.07.2010, «Эко» каникулы»; №42 (629), 21.10.2010, «Лучшие работы определят горожане»; №43-44 (630-631), 29.10.2010, «Экология как источник вдохновения»; №41 (628), 14.10.2010, «Поощрение лучшему учителю»; №10 (597), 11.03.2011, «Экологическая конференция: важно для города, интересно для детей»; №12 (651), 31.03.2011, «Зона внимания: Кузьминский лесопарк»; №13 (652), 07.04.2011, «Наши дети выказали ум и знания!»; № 14 (653), 14.04.2011, «С дипломами из Непецино»; №26 (665), 07.07.2011, «Рожденные экологией»; №27 (666), 14.07.2011, «Марафон завершен»; №2 (16) 2011 год, ежеквартальный журнал «Образование Подмосковья. Открытый урок», «Мои любимые учителя»; №29 (720), 26.07.2012, «Семь призов за экологию»; №42 (733), 25.10.2012, «Экология глазами детей»; №43 (734), 01.11.2013, «Природой дорожить умейте!»; №48 (739), 6.12.2012, «Защищаем пернатых!»; №11 (754), 14.03.2013, «На страже окружающей среды»; №19 (762), 07.05.2013, «За чистые берега!»; №23 (764), 23.05.2013, «Ряды пополняются!».
  2. Местное телевидение «Котельники-ТВ» (видеосюжеты от: 31.10.2009г.; 13.03.2010г.; 17.04.2010г.; 23.10.2010г.; 30.10.2010г.; 12.03.2011г.; 27.10.2012г.; 08.12.2012г.; 02.03.2013г.; 06.04.2013 г.).
  3. Сайт МБОУ КСОШ №3: www.mouksosh3.ru/news/ (24.02.2011. Конкурс «Национальное Достояние России»; 10.03.2011. Победа в городской конференции «Экология родного края»; 25.03.2011. Международная конференция в Рогачеве; 30.03.2011. «Национальное Достояние России»; 08.04.2011. I Научно-практическая конференция «Школа Удачи»; 29.04.2013. Городская конференция обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках «Года благотворительности» Тема: «Пока живешь – творить добро спеши, лишь путь добра – спасение души»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.«В рамках года благотворительности».Изготовление елочных игрушек и поздравительной газеты для оформления праздничного зала в Доме престарелых....

«Спешите делать добрые дела, или пока не поздно»

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"«...

Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее!

Патриотическое воспитание...

Открытый урок по литературе "Делайте добро, пока не стало поздно" по рассказу А.П.Платонова "Юшка"

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира...

«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...

Конспект урока по теме «Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Конспект урока по теме«Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)...