Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения
статья на тему

Карандеева Алла Владимировна

Статья "Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения." Автор: Карандеева Алла Владимировна,  педагог-организатор МБОУ ДОД «Станция юных туристов»

г. Мичуринска Тамбовской обл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskikh_kompetentsiy.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологических компетенций

средствами туризма и краеведения.

Автор: Карандеева Алла Владимировна,

 педагог-организатор МБОУ ДОД «Станция юных туристов»

г. Мичуринска Тамбовской обл.

1 Образовательный процесс в МБОУ ДОД "Станция юных туристов" в 2013-2014 уч. г. осуществлялся в соответствии с лицензией на образовательную деятельность по следующим направленностям:

  • туристско-краеведческая («Пешеходный туризм», «Юные туристы-краеведы», «Юные туристы-проводники», «Юный турист», «Географы-краеведы», «Истоки»» и пр.);
  • военно-патриотическая («Активисты школьного музея»,  «Я для России»);
  • эколого-биологическая («Экология птиц Черноземья», «Юные туристы-экологи», «Экология насекомых Тамбовской области», «Эколог-турист», «Экологический туризм»).

При этом базовая туристско-краеведческая подготовка включена в программы любых направленностей и является доминантой деятельности станции.

Экологические проблемы в настоящее время носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Поэтому на современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту.

2 ►Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры обучающихся, сформированной через воспитание экологически-грамотного поведения обучающихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе, являющихся составными частями экологической компетенции.

3 ►В современной школе явно прослеживается противоречие между уже имеющимися методами экологического образования, воспитания и тотальной экологической безответственностью и безграмотностью школьников на выходе.

4  ►На основании указанного противоречия мы выявили проблему: отсутствие непрерывного экологического образования в условиях школы приводит к формированию экологической грамотности незначительной части обучающихся, по большей части, на теоретическом уровне (знания экологических терминов, понятий, взаимосвязей и пр., правил правильного поведения в природе и т. д.) и отсутствию субъектного восприятия природных объектов – экоцентрического сознания школьников.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо усилить внимание к экологическому воспитанию, используя не только средства общеобразовательной школы, но и учреждений дополнительного образования. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеурочной деятельности.

5 ►Одним из мощных средств решения проблемы является туристско- краеведческая деятельность. Создана системы работы (занятия, методические рекомендации, мероприятия) станции юных туристов, направленная на формирование экологической компетенции школьников.

6 Формирование экологической компетенции способствует расширению кругозора школьников, развитию их социальной инициативности, креативности, расширению практической деятельности.

7 Проекты по экологическому образованию реализуются через тематические занятия в рамках краеведческой программы СЮТур; проведение мониторинга образовательного процесса; тесное сотрудничество и взаимодействие с учителями общеобразовательных школ; работу с воспитанниками по разработке и проведению экологической тропы, экологических экскурсий и походов.

В ходе реализации таких проектов педагоги станции стремились сформировать у обучающихся ряд навыков (составляющих):

  • устойчивый интерес к личностно- и социально-значимой экологической деятельности;
  • осознанность, прочность усвоения экологических знаний и способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды;
  • практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
  • проявление экологических ценностей для личности;
  • самооценка, ответственность, уверенность в себе.

8 ►Формирование экологической компетенции обеспечивается за счет таких базовых технологий как технология проблемного и проектного обучения, информационно-коммуникационная технология, исследовательский метод и метод эмоционального воздействия.

9 ►Проблемный метод позволяет не только отойти от декларативного подхода к изучению экологии, но и развить среди учеников дискуссию, дать возможность им свободно выражать и отстаивать в полемике свою точку зрения, развивать коммуникативную культуру. Примером постановки проблемного вопроса может служить вопрос: «На сколько чистая вода в роднике,  водопроводе и в реке?», сформулированный перед проведением экологической тропы. Особенно актуальным данный метод становится при подготовке к конкурсам, слётам, т.к. открывает перед школьниками противоречивый путь поиска оптимального решения.

10 ►В течение года планируется создание и проведение защиты творческих проектов, реализация которых осуществлялась в течение всего года или определенного отрезка времени (по индивидуально выбранной школьниками теме). Защита подразумевает под собой не просто публичное выступление школьников в форме доклада, бюллетеня или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы. Темой проекта может служить «Все – в поход!». Здесь младшие воспитанники создают рисунки, творческие работы-сочинения, дети старшего школьного возраста разрабатывают план похода на территории Мичуринского района, сочиняют «Памятку» туриста.

  • 11 ►Исследовательские работы подразумевают самостоятельность обучающихся при выборе методик и при обработке собранного материала при условии, что школьники знакомы с принципами и методами отбора, обработки данных и в состоянии сами оценить свои возможности в выполнении темы. Наши педагоги предлагают обучающимся проведение исследования на основе данных, собранных в ходе экологических экспедиций, троп, походов. Это «Изучение экологии гнездующихся птиц на территории Мичуринского района Тамбовской области» («Экология птиц Черноземья»), «Изучение экологического состояния воды в святом источнике Троицкого мужского монастыря г. Мичуринска» («Юные туристы-экологи», изучение насекомых Тамбовской области(«Экология насекомых Тамбовской области»), изучение растений Тамбовской области («Эколог-турист», «Экологический туризм»).

12 ►Информационная компетенция, подразумевающая, в том числе, свободный поиск информации с помощью Интернет-ресурсов, владение навыками работы с текстовым редактором Microsoft Office Word и т.д., бок о бок идет с экологической компетенцией. Поэтому в рамках занятий модифицированного курса «Юные туристы-экологи» отводится время для создания компьютерного текста, графиков и диаграмм, создания мультимедийных презентаций и продуктов программы Microsoft Office Publisher. Я по-разному применяю компьютер в работе: на занятиях курса, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты, обмен информацией с коллегами посредством Интернет-сайтов.

Обязательным условием положительного результата моей работы считаю применение методов эмоционального воздействия, которые нацелены на развитие этических отношений и чувств, формирование у ребёнка приемлемых типов поведения и деятельности в окружающей природной среде.

   13и14        ►С целью формирования экологической компетенции используется целый ряд методов и форм занятий, ведущими из которых являются экскурсия (в Хоботовское лесничество Первомайского района с целью изучения биоразнообразия Тамбовской области, на Галичью гору с целью знакомства с ролью особо охраняемых природных территорий), передвижной туристический лагерь, одно- и много дневные походы, творческие задания, мониторинговые исследования, городские массовые тематическое мероприятия (День птиц, День Земли, День воды и т.д.), совместные внеклассные мероприятия с учителями общеобразовательных школ (Путешествие в неведомое, Экологический капустник и т.д.), работа в областной экологической смене «Юные друзья природы» на базе детского оздоровительного лагеря «Круглинские рассветы».                                                                                     

                                                                                                                                                       

        15   Летние месяцы – пора  наиболее  активной походной деятельности для обучающихся СЮТур: это зачетные походы, походы в рамках полевого передвижного туристского лагеря, краеведческие экспедиции. Сравнительные данные по охвату обучающихся походной деятельностью представлены в таблицах 11, 11-а.

Трудно переоценить значимость данного вида деятельности для обучающихся СЮТур:

  • Во-первых, во время походов совершенствуются туристские и краеведческие навыки, умения; расширяется кругозор воспитанников, добываются новые знания по истории, культуре, природе родного края;
  • Во-вторых, в процессе умеренных физических нагрузок на свежем воздухе во время походов  происходит укрепление здоровья обучающихся;
  • В-третьих, участники похода приобретают жизненно важные навыки выживания в автономной среде; проходят курс «Школы безопасности в природе»;
  • В-четвертых, учатся оказанию взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за себя и членов походной группы, приобретают навыки самообслуживания;
  • В-пятых, учатся любить то, что рядом: лес, реку, луг, поле, окружающих людей, что формирует основы мировоззрения обучающихся, воспитывает патриотические и гражданские качества.

           Именно, учитывая комплексное воздействие походной деятельности на личность обучающихся, станция  уделяет приоритетное значение организации походов, экскурсий, путешествий по родному краю.

Чувственно-эмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам воспитанника, закладывает прочный фундамент таких ценных человеческих качеств, как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. В походе подросток учится видеть материальный мир единым, не разделенным на объекты изучения отдельных наук. Процесс воспитания нужно построить так, чтобы он ощущал себя как составную часть целостного мира природы.

       Опытный педагог легко может показать на доступных объектах окружающей природы единство и многообразие существующих взаимодействий в сложной системе «природа-общество». Понимание этих взаимозависимостей помогает школьнику оценить свое место в мире и свое участие в его преобразовании.

        Здесь не бывает мелочей. Если в процессе подготовки к походу педагог рассказал во всех деталях, как надо правильно обустраивать и разжигать костер, а в походе выходного дня, например, разрешил его развести прямо на поляне, то можно быть уверенным, все его старания прошли даром. Даже в походе выходного дня нужно запастись необходимым оборудованием, чтобы не навредить природе, а еще лучше не разводить огонь вовсе, объяснив школьникам, что костер нужен только в случае необходимости, а не ради баловства или сиюминутного «хочу». Увидев, как ребенок принес зеленые ветки к костру, нельзя оставлять это без внимания, как и нельзя просто запретить. Необходимо раскрыть всю цепочку причинно-следственных связей. Сломал ветви – дерево может засохнуть или быть поражено грибком, а дальше гибель дерева и как следствие – ухудшение среды обитания человека.

       Во время проведения похода ребята часто встречают результаты хозяйственной деятельности человека. Нужно на каждом конкретном предмете показать цель такого использования, необходимость этой деятельности, а также следствие вмешательства человека в природу. Очень важно, чтобы школьники научились сопоставлять эти три фактора и сами сделали вывод о результатах экологической и хозяйственной деятельности.

      И все-таки самое главное средство в экологическом воспитании подрастающего поколения – это любовь. Любовь к родной природе. Нет ничего более мощного и эффективного. Если ребенок научится радоваться ветру и солнцу, наслаждаться вечерней зарей и восхищаться пением птиц, ему никогда не захочется разрушать эту красоту. Ведь защищать и беречь можно только то, что любишь.

      Но эта любовь не должна сводиться к пассивному созерцанию. В туристско-краеведческих походах всегда найдется возможность внести хотя бы небольшую лепту в деятельность по охране природы.

      Как правило, даже младшие школьники в походах по родному району, городу моментально замечают огромное количество мусора, оставляемое человеком. Важно акцентировать их внимание на этой проблеме, чтобы воспитать хорошую привычку нигде не оставлять после себя мусор.

      Любовь к природе не может быть отстраненной и созерцательной, а значит и экологическое воспитание неизбежно должно включать в себя элементы деятельного участия по ее благоустройству. Ведь если человек чувствует свое превосходство над природой, он должен доказать его бережным отношением к ней.

     

16 Традиционной формой летней работы СЮТур являются туристско-спортивные соревнования "Дни туриста", организуемые для летних оздоровительных лагерей образовательных учреждений города. Соревнования проводились на Донском лугу. В них приняли участие лагеря дневного пребывания средних школ, учреждений дополнительного образования.

        17    Ежегодно педагогами станции юных туристов проводятся туристские соревнования для загородных оздоровительных лагерей "Спутник" и «Круглинские рассветы». ".

18 В каникулярное время коллектив станции активно работает над организацией досуга школьников. Проводятся различного рода мероприятия познавательно- развлекательно го характера экологической направленности для обучающихся городских школ. Основной задачей при этом для педагогов станции являлась организация содержательного досуга, дающего пищу как сердцу, так и уму детей.

19 В соответствии с планом городских массовых мероприятий ежегодно Станция юных туристрв проводит соревнования в рамках туристско-военного слета «Школа безопасности», соревнования, посвященные международному Дню туризма, которые включают в себя этапы экологического характера (различные викторины, тестовые задания), где школьники демонстрируют полученные на занятиях знания и умения применить их в условиях природной среды.

         20►Одним из важнейших средств реализации проекта служит экологическая тропа «Живой родник», разработанная для учащихся разного возраста и призванная расширить знания обучающихся по экологии водных ресурсов, формировать навыки наблюдения, проведения химического эксперимента, экологического мониторинга.  Учебная экологическая тропа создана станцией юных туристов на территории бывшего Троицкого мужского монастыря (юго-западная окраина города, р-он ВНИИ генетики и селекции плодовых растений) – красивейшем природном уголке, о котором на СЮТУР собран интересный краеведческий материал. Здесь начиналась история нашего города, был заложен в 1629г. Троицкий монастырь, остатки которого (фрагмент монастырской стены, башня, Успенская церковь) являются так же историческими объектами экскурсии по экологической тропе.

  Маршрут экологической тропы проложен по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети, несет большую познавательную и просветительскую информацию.

  На экологической тропе проводятся учебные экскурсии, практические занятия для школьников. Дети получают элементарные знания и умения, связанные с изучением и оценкой состояния природной среды, знакомятся с инструментами, которые позволяют произвести и описать ее экологические характеристики.

  Экскурсии по экологической тропе имеют важное значение для развития экологической грамотности у учащихся различных возрастных групп, позволяют правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формированию у них экологической культуры, умений и навыков природоохранной деятельности. В процессе экскурсий по экологической тропе наблюдения детьми сначала простейших, а потом и более сложных природных явлений формируют у них научное мировоззрение, интересы и склонности к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации. Педагогически организованное общение детей с окружающей природой, их теоретические знания из школьных курсов биологии, из учебных курсов экологических кружков и объединений подкрепляются чувственно наглядным опытом, связываются с жизненной практикой.

  Маршрут экологической тропы обозначен на карте-схеме. Представлены (обозначены на карте различными цветами) три варианта/экскурсионного маршрута, в зависимости от категории посетителей (от их возраста, физической и теоретической подготовки). Соответственно возрасту используются методические рекомендации к проведению экскурсий и протяженность маршрута.

              Обращение к посетителям экологической тропы.

Пройдя по экологической тропе, вы увидите, узнаете, как чувствует себя природа, мы не сможем рассказать обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого кто пройдет по нашей тропе, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от безудержного и неразумного обращения с ней.

Убедительные просьбы.

  Не шумите!

  Не трогайте детенышей животных, если случайно встретите их.

  Не оставляйте мусор. Все пустые банки, бутылки уносите с собой. Попытайтесь оставить место вашего правила или остановки таким, чтобы ни один разведчик не мог его обнаружить. С тропы можно уносить только впечатления, знания, фотографии, записи голосов птиц, рисунки.

  Постарайтесь запомнить то, что увидели на экологической тропе.

Перед началом экскурсии посетители знакомятся с картой-схемой маршрута, отмечают на карте места остановок – наиболее интересные экскурсионные объекты.

  В зависимости от цели экскурсии проводится беседа о порядке работы во время экскурсии, правилах наблюдения и т.п.

Главная задача экологической тропы: способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся.

21 ►По результатам устного опроса, анкетирования обучающихся и педагогов города, эколого-туристская тропа является настоящей «книгой природы», где от остановки к остановке, как от страницы к странице, обучающиеся познают тайны природы и проникаются любовью к ней. Маршрут эколого-туристской тропы разработан с учетом возрастных категорий школьников.

22На экологической тропе проводятся учебные экскурсии, практические занятия для школьников, где дети получают элементарные знания и умения, связанные с изучением и оценкой состояния природной среды, знакомятся с инструментами, которые позволяют произвести и описать её экологические характеристики.

 23   ►Число участников экологической тропы ежегодно увеличивается.

24►Большую роль в реализации моего проекта играет совместная работа с кафедрой зоологии и экологии животных Мичуринского государственного педагогического института.

Совместно мы проводим биотехнические мероприятия по защите промышленных садов от вредителей, привлечение птиц путём развешивания кормушек и скворечников (акции - «Птичья столовая», «Здравствуй, птица»).

   Мои воспитанники участвуют в организации и проведении городского мероприятия, посвящённого Международному празднику «День птиц».

24►Несомненно, повысился интерес детей к изучению основ экологии, о чем свидетельствует положительная динамика посещаемости занятий курса «Юные туристы-экологи», что может быть объяснено положительными отзывами уже посещающих секцию детей.

25►Мною был изучен предварительный и итоговый уровень экологических параметров по ранее описанным критериям. Результаты анкетирования показали, что после реализации проекта у большинства моих воспитанников возник устойчивый интерес к экологии и экологическим исследованиям. Прочность усвоения экологических знаний значительно возросла с 1 уровня и до 4 уровня. Большинство детей (60%) считают достаточным свой уровень практического опыта экологической работы. Ранг экологических ценностей школьников переместился с 1 и 2 уровня на 2 и 3. Явно повысилась самооценка и самостоятельность деятельности воспитанников.

26►Это непосредственно отразилось на творческой активности моих воспитанников. Наблюдалась положительная динамика числа участников городских акций «Первоцветы» (февраль), «День Воды» (22 марта), «День птиц» (1 апреля), «День Земли» (22 апреля), «Всемирный день охраны природы» (5 июня).

27 28►Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении теоретических концепций по проблеме современного подхода в эколого-воспитательном процессе в соответствии с требованиями нового времени к выпускникам школы.

29 ►Результаты данной работы можно использовать при планировании и организации воспитательной деятельности (особенно внешкольной), ориентированной на «ключевые компетенции» (в частности, экологическую), что даст более точные ориентиры для разработки измерителей уровня экологической культуры школьников.

Экологическое воспитание невозможно без практической деятельности в природе, без непосредственного контакта ребенка и природы. Живой лес, растущие цветы и кустарники нельзя заменить любыми художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами дает толчок к размышлениям и сопоставлениям.

     Туристско-краеведческая деятельность позволяет быстрее и результативнее постичь азы экологической грамотности, чем на уроках биологии и географии в стенах школы; не по учебнику, а наяву прикоснуться к тайнам природы, полюбить ее, убедиться в том, что к земле, рекам, лесам, ко всему окружающему, ко всему живому человек относится не всегда правильно. Один туристский поход – это институтский курс по охране природы…Это зарубка в памяти ребенка на всю жизнь.

       Таким образом, знания по экологии родного края в объединениях туристско-краеведческого профиля в системе дополнительного образования помогают воспитанникам правильно оценить действия людей в природных условиях, разбираться в проблемах не только своего региона, но и страны в целом.

30►ЛИТОБЗОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических компетенций с учетом

Воспитание экологических компетенций обучающихся стоит очень остро в современном обществе. И очень важно построить работу с учащимися 5х классов, когда у детей меняются приоритеты. Известно, к этому в...

Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Эколо...

Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии

Аннотация В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся с...

Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.

Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления  с основными приемами обучающих технологий, которые можно  использую в обучен...

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...