Методическая разработка "Примерный репертуарный список ансамблевой фортепианной литературы для расширения репертуара рабочих программ преподавателей по предмету "фортепиано" ДМШ и ДШИ".
методическая разработка на тему

Жук Валерия Витальевна

Задачей разработки является расширение репертуарного списка ансамблевой литературы с учетом современных тенденций в педагогике, насыщению его сочинениями современных авторов с целью работы над современным музыкальным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК АНСАМБЛЕВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕПЕРТУАРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАНО» ДМШ И ДШИ».

Автор Жук В.В.(преподаватель общего фортепиано ДШИ № 7 г. Липецк)

2014 год                                                                        

        За последние полтора десятилетия произошли существенные изменения как в системе музыкального дополнительного образования, так и в педагогической практике ДМШ и ДШИ по вопросу качества подготовки начинающих пианистов. Направления -как углубления предпрофессиональной подготовки, так и общемузыкального развития обучаемого -не исключают единый взгляд на место фортепианного ансамбля в начальном звене обучения пианиста. Ансамбль(от французского ensemble—вместе)--творческое направление, сложившееся в эпоху Венской классики—в Австрии во II-ой половине XVIII—начале XIX веков, когда на смену строго регламентированным жанрам появились новые характерные ансамблевые жанры, предназначенные для домашнего музицирования. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соизмерять свою художественную индивидуальность и исполнительский стиль с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров(партнера). Достижение слаженности в игре, стройности исполнения в целом, стилистического единства, однородности звучания—задача оригинальная и интересная, поэтому деятельность эта приносит столько радости и удовлетворения в процессе соучастия с партнером в создании музыкального образа. Репертуар для фортепианных ансамблей делится на оригинальные сочинения и переложения симфонической музыки с целью ознакомления с образцами симфонической, оперной, вокальной, ораториальной и т. д. музыкой в домашнем музицировании и переживал небывалый подъем в XVII, XVIII и XIX веках как самый демократичный вид знакомства с шедеврами мировой музыкальной культуры. Развитие фортепианной дуэтной литературы в творчестве композиторов XX века было больше связано с развитием детской литературы педагогического назначения. Если в конце XX века наблюдался некоторый спад к ансамблю, то в последние десятилетия интерес к этому жанру значительно возрос. Появился ряд интересных произведений, предназначенных как к педагогической практике, так и к исполнению в рамках целого ряда международных конкурсов(творчество С.Баневича, А.Радвиловича, Ж.Металлиди, В.Бибергана, А.Смелкова и др.). Следует особо сказать о произведениях, исполнение которых является обязательным на Международных конкурсах: произведение Allegro marcato Ф.Смелкова являлось обязательным на VIII Международном конкурсе детских дуэтов «Брат и сестра»(С-П., Спб, 2002). А также упомянуть об обязательном условии Международного конкурса детского творчества «Окно в Европу»(Санкт-Петербург) в номинации «камерный ансамбль»: исполнении на II туре произведения петербургского композитора.

        Ансамблевое фортепианное исполнительство как нельзя лучше отвечает некоторым инновационным направлениям в развитии современного музыкального образования.  Выдвижение задачи общемузыкального развития обучающихся перестраивает работу преподавателей в классе фортепиано, ведет к переосмыслению роли и места фортепианного ансамбля в подготовке начинающих пианистов. Рамки фортепианного ансамбля больше подходят для детей с ранимой психикой, понижает уровень концертного стресса пианиста, перестраивает психологию исполнителя-солиста на нахождение компромиссов в общении творческих индивидуальностей. Одновременно работа по созданию долговременного и прочного коллектива сопряжена с психологическими трудностями по межличностному общению участников, поиском мотиваций для продолжения работы в дуэте, разряжением конфликтов, где немалая роль принадлежит мнению родителей о процессе обучения. На помощь педагогу приходят на помощь не только педагогические, но и психологические приемы и методы воздействия на самих обучающихся и  комфортность учебного процесса в целом. В частности: 1) наблюдение--как метод составления психологического портрета обучающихся с целью поиска мотиваций занятий в ансамбле; 2)  учет фактора психологической совместимости обучающихся; 3) беседа—как пересмотр привычных взглядов, новый взгляд на ситуацию и поиск ее решений; 4) метод сравнительного анализа с целью оказания своевременной помощи обучающимся для коррекции формирования навыков, умений в данной педагогической ситуации. Необходим жесткий контроль учебно-воспитательной ситуации. С целью оптимизации качества педагогической работы необходимо:

  1. при планировании педагогического процесса прогнозировать как индивидуальный рост каждого из учеников, так и рост творческого потенциала всего ансамбля в целом;
  2. в репертуарной политике придерживаться принципов поэтапности, постепенности перехода от простого к сложному;
  3. учитывать индивидуальные музыкальные способности и потребности детей при выборе программы с целью активного поиска дополнительных мотиваций занятий ребенком этим видом музыкального исполнительства.

        Основные критерии отбора репертуара: высокий художественный уровень сочинений, их яркость, «сценичность», привлекательность и доступность для учащихся; привлечение внимания к сочинениям современных композиторов как средству поиска обновления и расширения арсенала навыков и умений, приемов звукоизвлечения, работы над звуком(переинтонирование, выработка  и достижение специфических эффектов звучания на инструменте, овладение приемов исполнения glissando, tremolo, различных кластеров и др.).

        Работа в ансамбле развивает творческие навыки, логическое мышление, т. к. работа строится на укреплении межпредметных связей, соединяет основные принципы теории музыки и сольфеджио с выработкой практических навыков, а также гармонический слух и музыкальную память, свободное владение инструментом.

        Данная  методическая разработка ориентирована на огромный интерес в Липецкой области к Областному конкурсу фортепианных и камерных ансамблей, проводимых в городе Липецке в Липецком Областном Колледже Искусств каждые два года. Репертуарный список состоит из произведений, где обе партии ансамбля равнозначны по степени трудности и предназначены для работы с детьми одинакового возраста(+, - 2 года) или класса.

1 КЛАСС

  1. М.Е.Белованова. Музыкальный учебник для детей. Изд. 2-ое, испр., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007: В.Шаинский. Песенка Крокодила Гены из м/ф «Чебурашка». Б.Чайковский. Урок в мышиной школе.
  2. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Две песенки: Веселая, Грустная.
  3. О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Веселый слоненок. Новые ботинки. Почему пора спать. Жуки. Полли, нам налей чайку. Пастушка. На лугу. Приглашение. Душистый аромат. Колыбельная. Вальс зимы. Вечером на озере. Веселые друзья.

2 КЛАСС

  1.  Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(мл. и ср. кл. ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: Г.Доницетти. Хор «Клики радости» из оперы «Лючия ди Ламмермур»; Дж.Верди. Дуэт из оперы «Трубадур».
  2. Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Я.Ваньхаль. Менуэт.
  3. О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Веселый слоненок. Новые ботинки. Почему пора спать. Жуки. Полли, нам налей чайку. Пастушка. На лугу. Приглашение. Душистый аромат. Колыбельная. Вальс зимы. Вечером на озере. Веселые друзья.
  4. Э.Д.Вагнер. Двое у рояля(фортепианные ансамбли). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Г.Доницетти. Баркарола из о. «Любовный напиток». К.М.Вебер. Хор охотников из о. «Волшебный стрелок».
  5. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Прелюдия. Марш. Элегия. Вальс.

                                                           

                                                     

                                                            3 КЛАСС

  1.  Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор», С-П, 2006: 10 мелодических упражнений А.Диабелли; В.Беллини. Дуэт, Хор (из оперы «Норма»); В.Моцарт. Ария из оперы «Волшебная флейта».
  2. «Джаз и не только...»(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002: И.Осин. Буги-вуги.
  3. Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Д.Г.Тюрк. Пьесы для фортепиано в 4 руки: 1. Приветствую, мой ласковый клавир. 2. Легким шагом и с бодрым настроением. 3. Мусульмане, празднуйте сегодняшний день с радостью. 4. Я очень счастлив, очень рад. 5. Маленький финал; Я.Ваньхаль. Андантино. Аллегретто.
  4. О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Луна-путешественница. Река Суони. С неба слети, священная колесница. Трансформер. Встреча в пустыне. Шотландская народная мелодия. Сказка. Весенний ветерок.
  5. К.М.Вебер. Фортепианные ансамбли в 4 руки(сост. Л.Костромитина). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Менуэт.
  6. Э.Д.Вагнер. Двое у рояля(фортепианные ансамбли). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: В.Моцарт. Ария из о. «Свадьба Фигаро». К.Вебер. Мелодия из о. «Волшебный стрелок». Дуэт из о. «Оберон». В.Беллини. Мелодия из о. «Норма». Ф.Шуберт. Форель. Г.Доницетти. Мелодия из о. «Фаворитка».

                                                           

 4 КЛАСС

  1. Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: В.Моцарт. Ария из оперы «Дон -Жуан».
  2. В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Шарманка.
  3. «Джаз и не только...»(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002: Дж.Гершвин. Прелюдия; А.Вильельдо Эль-чокло(обр. И.Осина).
  4. В.Коровицын. Детский альбом. Изд. 2-ое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008: Куклы сеньора Карабаса.
  5. Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Ф.Душек. Аллегретто из сонаты соль мажор.
  6. К.М.Вебер. Фортепианные ансамбли в 4 руки(сост. Л.Костромитина). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Марш.
  7. А.Радвилович. «Галоши счастья и другие музыкальные сказки для фортепиано». Спб., изд. «Лань», 2001: На балу. Разбойничья песня. Волшебство феи печали. Финал с колоколами.
  8. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Ноктюрн. Мазурка. Танго.

                                                           

5 КЛАСС

  1. «Джаз и не только...»(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002:  В.Дашкевич. Увертюра из т/ф «Приключения Ш.Холмса и доктора Ватсона»(обр. И.Осина).
  2. В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Карусель. Прогулка. Отзвуки театра. Полька «Бабочка». Менуэт пиццикато.
  3. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Интермеццо.
  4. Ж.Бизе. Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011: Качели; Волчок; Кукла; Жмурки; Маленький муж, маленькая жена(дуэт).
  5. «В гостях у сказки»(сост. Г.Ю.Толстенко), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009: Ю.Машин. Три фрагмента из сказки «Волшебник изумрудного города»: 1. Вступление 2. Колдовство. 3. Полет летучих обезьян; Г.Балаев. Вальс для 2-х фортепиано; А.Артамонов. Вальс из оперы «Маскарад» для 2-х фортепиано.
  6. С.Баневич. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. «Композитор», С-П., 2003: Морской конек. Танец матросов. Северное сияние.
  7.  Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: Й.Гайдн. Ария из оратории «Сотворение мира»; С.Разоренов. Негритянский танец(Калифорния).
  8. Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Й.Гайдн. Учитель и ученик(вариации из Сонаты фа мажор); В.А.Моцарт. Сонатина фа мажор. Сонатина си-бемоль мажор; А.Диабелли. Сонатина до мажор. Ор. 150 № 1. Сонатина соль мажор Ор. 163 № 2. Соната соль мажор. Ор 152 № 1. Военное рондо. Рондо из сонатины до мажор. Ор. 163 № 1; Ф.Кулау. Сонатина соль мажор. Ор. 44; К.М.Вебер. Сонатина до мажор. Ор. 3.
  9. Э.Григ. Избранные пьесы для фортепиано(средние и старшие классы ДМШ), сост. Н.А.Теплинская, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011: Норвежский танец. Соч. 35.
  10. О.Хромушин. «Ехали медведи на велосипеде»(средние и старшие классы ДМШ). Изд. «Союз художников», С-П., 2008: Ехали медведи.

                                                           

                                                            6 КЛАСС

  1. Е.Дога. «Мой ласковый и нежный зверь»(вальс из к/ф в 4 руки), «Союз художников», С-П,2000.
  2. «Музыкальные жемчужинки»(пьесы и ансамбли: старшие классы ДМШ и ДШИ), сост. Н.Шелухина. «Композитор», С-П., 2008: П.Чайковский. «Волк и Красная Шапочка» из балета «Спящая красавица». С.Прокофьев. Кадриль к к/ф «Лермонтов». Полька, Мазурка из музыки к спектаклю «Евгений Онегин». Гавот из Классической симфонии(переложение А.Кедровой). Гавот(переложение А.Кедровой).
  3. Ж.Бизе.  Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011: Деревянные лошадки; Волан; Труба и барабан; Мыльные пузыри(рондино); Уголки;  Чехарда; Бал(галоп).
  4. Э.Григ. Избранные пьесы для фортепиано(средние и старшие классы ДМШ), сост. Н.А.Теплинская, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011: «Пер Гюнт». Сюита № 1. Соч. 46, № 1: Утро. Танец Анитры. В пещере горного короля.
  5. С.Баневич. Альбом фортепианных пьес для детей. «Композитор», С-П., 2003: Бесенок из сюиты «По сказкам Пушкина». Вальс «Петербург» из балета-фантазии «Петербург»(переложение автора).
  6. И.Брамс. «Русский сувенир»(фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999: Ветка(Н.Титов). На заре ты ее на буди(А.Варламов). Соловей(А.Алябьев).
  7. О.Хромушин. «Ехали медведи на велосипеде»(средние и старшие классы ДМШ). Изд. «Союз художников», С-П., 2008: Принцесса(боссанова). Слоны и тигры(самба). Первая любовь.
  8. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Блестящее рондо. Adagio.

                                                             7 КЛАСС

  1. В.Биберган Три страдания для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011.
  2. В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Марш.
  3. «Музыкальные жемчужинки»(пьесы и ансамбли: старшие классы ДМШ и ДШИ), сост. Н.Шелухина. «Композитор», С-П., 2008: А.Глазунов. Испанский танец из балета «Раймонда»(переложение Л.Николаева). Э.Вилла-Лобос. Ария из Бразильской бахианы № 5(переложение В.Стронговской). К.Сен-Санс. Пять пьес из «Карнавала животных»: Черепаха. Слон. Кукушка в чаще леса. Лебедь(переложение М.Готлиба). Кенгуру(переложение К.Сен-Санса).
  4. Музыка И.Дунаевского в версиях для двух фортепиано Григория Корчмара. «Композитор», С-П., 2007: «Дети капитана Гранта»(сюита из музыки к к/ф, версия для двух фортепиано): I. Увертюра. II. Песенка Паганеля. III. Баркарола. IV. Вальс. V. Песенка Роберта. Выходной марш из к/ф «Цирк»(версия для двух фортепиано).
  5. В.Коровицын. Альбом фортепианной музыки «Исполнение желаний» для учащихся средних и старших классов ДМШ. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009: Мелодия дождей. Балаганчик.
  6. С.Баневич. Альбом фортепианных пьес для детей. «Композитор», С-П., 2003:  Вальс из русской оперетты «Волк и овцы»(переложение Л.Криштоп).
  7. И.Брамс. «Русский сувенир»(фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999: Вот на пути село большое(р.н.п.). Коса(р.н.п.).
  8. А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Allegro marcato.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа преподавателя МБОУ ДОД Хоровая школа мальчиков и юношей по предмету "Инструмент (домра)"на основе типовой учебной программы Министерство культуры РФ 2012г.

Задача педагога домриста - познакомить детей с народными инструментами,их разнообразием и музыкалными возможностями,различными формами исполнительского искусства....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5-7 класс, рабочая программа (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование по литературе 5-7 класс, рабочая программа...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

рабочая программа преподавателя истории

рабочая программа по истории для профессий мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-комунального хозяйства...

рабочая программа преподавателя истории

рабочая программа по истории для специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

рабочая программа преподавателя истории

рабочая программа по истории для специальности электромантёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования...