Взгляд с позиции здоровьесберегающих технологий: Работа над певческим дыханием
статья на тему

Часто заостряется внимание на то, что занятия пением дают человеку в плане сохранения и укрепления его здоровья, физического и психологического.

Работа с певческим голосом начинается с постановки дыхания. Конечно, все знакомы с тем фактом, что правильная работа дыхания – сильный помощник в борьбе со многими человеческими недугами. Во время пения происходит настолько сильное, необходимое организму обогащение кислородом, который помогает процессу сжигания отработанных продуктов дыхания и пищеварения, активизируется работа диафрагмы, кишечника, сердца, укрепляются стенки венозных сосудов, обогащается кислородом мозг. Всё это указывает на то, что, занятия пением приносят пользу и здоровому человеку, но просто необходимы для укрепления здоровья, а иногда и для выздоровления ребёнка с показаниями нарушения дыхательной деятельности организма.

       Однако в процессе обучения пению приходится совмещать и осваивать сразу несколько задач, это: постановка дыхания; овладение техникой  амбрашюра и языка; умение владеть своим телом; умение концентрации внимания и духа; умение слышать музыку и себя в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzglyad_s_pozitsii_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного  образовании детей

Детская школа искусств № 15

Кировского района

 г. о. Самара

доклад

Тема: «Взгляд с позиции здоровьесберегающих технологий:

Работа над певческим дыханием»

Выполнила:                                           Кулик Юлия Евгеньевна

2010 год

       Часто заостряется внимание на то, что занятия пением дают человеку в плане сохранения и укрепления его здоровья, физического и психологического.

Работа с певческим голосом начинается с постановки дыхания. Конечно, все знакомы с тем фактом, что правильная работа дыхания – сильный помощник в борьбе со многими человеческими недугами. Во время пения происходит настолько сильное, необходимое организму обогащение кислородом, который помогает процессу сжигания отработанных продуктов дыхания и пищеварения, активизируется работа диафрагмы, кишечника, сердца, укрепляются стенки венозных сосудов, обогащается кислородом мозг. Всё это указывает на то, что, занятия пением приносят пользу и здоровому человеку, но просто необходимы для укрепления здоровья, а иногда и для выздоровления ребёнка с показаниями нарушения дыхательной деятельности организма.

       Однако в процессе обучения пению приходится совмещать и осваивать сразу несколько задач, это: постановка дыхания; овладение техникой  амбрашюра и языка; умение владеть своим телом; умение концентрации внимания и духа; умение слышать музыку и себя в ней.

Искусство хорового пения есть искусство дыхания.

       Коснусь некоторых отличий исполнительского дыхания от обычного физиологического. Физиологическое дыхание происходит произвольно через нос, и вдох и выдох не требует больших физических затрат, выдох без опоры на диафрагму; само дыхание чаще всего ключичное, грудное или смешанное произвольное. Певческое дыхание непроизвольно, контролируемый вдох через нос и рот, выдох через рот; выдох может зависеть от музыкальной фразы и динамического развития, опора дыхания на работу диафрагмы; несколько используемых типов дыхания, но наиболее распространённый  грудобрюшной.

       Таким образом, в отличие от физиологического, певческое дыхание связано с большим расходом физических сил. Высокая техника дыхания необходима не только для достижения исполнительского мастерства, но и для сохранения здоровья музыканта.

       В основе техники певческого дыхания лежит правильное использование координаций физиологического и речевого дыхания.

       Смешанное или грудобрюшное дыхание осуществляется за счёт большого расширения грудной клетки, как в поперечном, так и в продольном направлении. Подобное расширение достигается опусканием диафрагмы, поднятием рёбер  и расширением межрёберных промежутков. Обеспечивается значительно больший объём вдоха, усиленный газообмен  во всех участках лёгких и равномерное распределение нагрузки на все дыхательные мышцы. Являясь наиболее естественным и распространённым типом физиологического дыхания, смешанное дыхание , как правило, не приводит к зажиму горла, скованности языка и нижней  челюсти, что положительным образом  отражается на тембре и выразительности звучания. Высокая подвижность диафрагмы оказывает благотворное влияние на здоровье певца. Во время выдоха диафрагма, уменьшая внутриплевральное давление, содействует заполнению венозной кровью правых отделов сердца; надавливая же на печень, селезёнку и брюшные органы, она, действуя по принципу насоса, способствует оттоку из них венозной крови. Не случайно диафрагму называют «вторым венозным сердцем». Экскурсии диафрагмы оказывают благотворное воздействие и на органы пищеварения. Массируя желудок и кишечник, диафрагма улучшает процесс пищеварения. Снижение тонуса диафрагмы приводит к увеличению количества воздуха в желудке и кишечнике, вздутию живота и другим неприятным последствиям.

       Чтобы увеличить глубину вдоха, исполнитель должен научиться посредством соответствующих дыхательных мышц, вовлекать в интенсивную работу рёберную и поясничную части диафрагмы. Активные же экскурсии грудинной и поясничной частей диафрагмы вызывают у певца ощущение попадания воздуха в бока и в спину. Подобные ощущения и помогают певцу выработать глубокое, полное грудобрюшное дыхание.

       Тренировку дыхания нужно начинать с активного выдоха, затем сделать небольшую паузу, пока появится необходимость вдоха. Вдох следует делать бесшумно, медленно заполняя лёгкие во все стороны, но не до отказа. Тренировка такого правильного дыхания полезна для человека и оздоравливает его организм. Большую помощь в развитии гармоничного полноценного дыхания оказывают упражнения Стрельниковой.

       Пение – это сложный психофизиолгтческий процесс, и чтобы овладеть глосом, нужно достигнуть правильной координированной деятельности всех частей голосового аппарата.

       Начинающим певцам особенно внимательно нужно следить за плавной регулировкой дыхания. В случае его вялости, слабо развитой дыхательной мускулатуры, рекомендуется заниматься дыхательными упражнениями без пения.

       К начальным упражнениям по развитию певческого дыхания следует отнести:

  1. Выдох через нос с остановками;
  2. Активный выдох сильными рывками с произнесением звука «ссс…»;
  3. Быстрый вдох через нос, с полуоткрытым ртом, с равномерным наполнением лёгких воздухом «снизу вверх» (подтянуть живот, ощутить спину), задержка дыхания и равномерный максимально долгий выдох на звуке «ссс…» (эти упражнения развивают упругость, эластичность межрёберных мышц, способствуют активному короткому вдоху, ведут к возникновению чувства опоры);
  4. Вдох медленный в течение пяти секунд, раздвигая рёбра, затем задержка дыхания, как бы затаив его на пять секунд (постепенно количество секунд увеличивать);
  5. После вдоха  и задержки дыхания в высокой позиции счёт слух, ясно произнося слова;
  6. Сделать дыхательное движение при закрытом рте и носе – диафрагма состоянии тонуса, ощущаются спинные мышцы;
  7. Глубокий вдох и длительный выдох на звуке «ммм…». «Мычать» надо так, чтобы дыхание всегда захватывало головные резонаторы не глухо, а звонко, собранно и следить, чтобы гортань не двигалась на всём протяжении упражнения. Это упражнение можно выполнять сидя, чтобы научиться брать дыхание больше  «в спину». Можно сесть на стул, согнуться и в этом  положении вдохнуть «в спину» или сделать вдох, прислонясь к  спинке стула. Такой вдох не даёт возможности форсировать дыхание, а помогает ощущению верного механизма голосообразования.

       Опыт показывает, что систематическое развитие певческого дыхания наиболее эффективно проходит на простых, постепенно усложняющихся упражнениях, преимущественно на медиуме. М.Глинка указывал на необходимость удерживания звука «в равной силе» на одной ноте максимально долго в удобном певческом регистре :

        8) выдерживание звука на гласных «и-у-э-о-а», «а-о-э-у-и», «и-э-а-о-у» (с помощью этого упражнения вырабатывается автоматичность регулирования опоры дыхания и звука);

       9) Затем добавляются согласные: «м» - «ми-мэ-ма-мо-му» (это вызывает более определённое ощущение опоры звука), после «ф» - «фи-фэ-фа-фо-фу» (здесь из-за большей утечки дыхания более сложно ощутить опору);

       10) При вялости ощущения опоры рекомендуются упражнения, исполняемые стаккато на звуки «а», «о», «и».

Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой

       Если вы решили всерьёз обратить внимание на своё здоровье и освоить Стрельниковскую дыхательную гимнастику, начните свои занятия с изучения первых трёх упражнений комплекса.

       Самое первое – разминочное упражнение гимнастики «Ладошки». При его выполнении нужно делать только по 4 шумных, коротких вдоха носом. Затем отдых (пауза) 3-5 секунд и снова подряд без остановки 4 шумных вдоха носом.

И так надо проделать 24 раза по 4 вдоха-движения.

Выдох должен осуществляться через рот после каждого вдоха носом не видно и не слышно. Ни в коем случае не задерживайте и не выталкивайте выдохи! Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный. Шумный, короткий вдох носом в гимнастике делается при сомкнутых губах. Специально плотно сжимать губы в момент вдоха нельзя, они смыкаются слегка, абсолютно свободно и естественно. Плечи в момент вдоха неподвижны! Вдох делается одновременно с движениями.  Все вдохи- движения делаются в темпоритме строевого шага.

(и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом (т.е. «шмыгните» 4 раза).  Все упражнения можно делать стоя, сидя и лёжа.

       Второе упражнение гимнастики «Погончики» делайте уже не по 4, а по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. И так 12 раз по 8, то есть 96 вдохов-движений. И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу).

       На первом уроке нужно сделать ещё одно упражнение, оно называется «Насос» («Накачивание шины»). Следует выполнять по 12 раз по 8 вдохов-движений, отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмёрки». И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка) Сделайте л1гкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона, Вдох должен кончиться вместе с поклоном, Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Упражнение «насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

       На другой день к этим трём упражнениям («Ладошки», «Погончики», и «Насос») добавьте ещё одно упражнение – «Кошка». Его тоже нужно делать 12 раз по 8 вдохов-движений. «Кошка» (приседания с поворотом). И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Делайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже справа – вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание лёгкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии.

       Так, с каждым днём вы должны осваивать постепенно по одному новому упражнению: после «Кошки» идут упражнения «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.п. : станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их менять (при этом всё равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.  

       «Большой маятник» («Насос + «Обними плечи») И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперёд, руки тянуться к полу – вдох. И сразу без остановки ( слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперёд – откидывайтесь назад, вдох «с пола» - вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

        «Повороты головы» (вправо - влево) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо – сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

       «Ушки» («Ай – ай») И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох. Чуть мысленно покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха.

       «Маятник головой» (маленький маятник) (вниз - вверх) И.п.: станьте прямо. Ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз ( посмотрите на пол) – резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) – тоже вдох. Вниз - вверх, вдох «с пола» - вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, либо в крайнем – тоже через нос).

        «Перекаты» И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге, Нога прямая, корпус – тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие  (но на неё не опираться). Выполните лёгкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на неё не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперёд – назад, приседание – приседание, вдох – вдох.

       «Шаги». («Передний шаг» рок-н-ролл) И.п.: станьте прямо, ноги чуть ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте лёгкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх – и.п., правое колено вверх – и.п.) Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать лёгкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок-н-ролл. Вдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно через рот.

       «Задний шаг» и.п.: отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и.п. – выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте лёгкое танцевальное приседание.

       Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолёгочной системе (спайки, слипчатые процессы);
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений.

Литература

  1. Багадуров В.А. очерки по истории вокальной методологии. – Ч. 1-3. –М.: Гос. Издат.муз.сектор.
  2. Вопросы вокальной педагогики. – Вып. 3 – М.: Музыка, 1967.
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
  4. Линклэйтер К. Освобождение голоса.- М.: изд-во ГИТИС, 1992.
  5. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.: Музыка, 1968.

7. Юдин К.П. Певец и голос. – М., 1947.

8. А.Стрельникова. Дыхательная гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

Работа над певческим дыханием

Тема: Работа над певческим дыханиемВозраст обучающихся: 7-8летГод обучения: 1 годТип занятия:  формирование умений и навыков, закрепление и совершенствование знаний;Оборудование:...

Работа над певческим дыханием на начальном этапе обучения пению

Статья содержит рекомендации по работе со студентами первого курса над певческим дыханием. Предлагаются упражнения для наработки навыков дыхания через нос; упражнения на работу мышц-вдыхателей, помога...

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...