Методические рекомендации " Формирование вокально-интонационных навыков"
методическая разработка на тему

Смирнова Оксана Александровна

Рекомендации написаны мною для педагогов вокальных студий, руководителей хоров и всех тех, кто причастен к вокальному образованию. Здесь учтены и здоровьесберегающие факторы, также представлен песенный материал, труднодоступный для современных молодых специалистов, основанный в основном на народной песне разных национальных принадлежностей. Имея многолетний опыт работы, могу предложить вам эту статью, написанную в помощь для всех вокалистов, замниающихся с различным возратсным составом детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii._vokalnye_navyki.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вокально-интонационных навыков

Методические рекомендации.

Пение является основной формой деятельности, способствующей развитию активного музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а также формированию эмоционального составляющего исполнительского начала.

В работе над формированием певческих навыков у учащихся нужно учитывать, что голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, - хрупкий, нежный; гортань с голосовыми связками меньше, чем гортань взрослого; грудной резонатор слабо развит, преобладает головной; диапазон ограничен( от до первой октавы до второй). Поэтому следует бережно относиться к голосу детей, учить их петь естественным звуком, не форсируя, предлагать соответствующий репертуар.

При пении сохранять правильное положение головы и корпуса, формировать навык правильного певческого дыхания. Дыхание у детей обычно короткое, прерывистое, неглубокое. В пении и чтении стихов они обычно «проглатывают» отдельные слоги. Это связано с неумением владеть своим дыханием. Рекомендую обьясниять учащимся, что правильное дыхание зависит не от количества набираемого воздуха, а от умения экономно расходовать его до конца фразы. Развивать дыхание рекомендую на коротких распеваниях от разных звуков, в виде восходящих и нисходящих секвенций, тренирующих плавный звуковой выдох на протяжном звучании.

Короткий вдох производится непроизвольно, через нос, после небольшой паузы. Такое дыхание устраняет зажатость и напряженность мышц затылка и шеи и укрепляет мышцы дыхательного аппарата. Для подобных распеваний можно использовать также мелодии несложных песен.

Работа над формированием вокальных навыков основывается на показе педагога. При произнесении гласных «о», «а», «у» рот открывается вертикально, а не в ширину, нижняя челюсть опускается. При произнесении гласной «и» рот открывается горизонтально, приобретая положение улыбки.

Согласные звуки произносятся с активной артикуляцией и четкой дикцией, с подчеркиванием, особенно в конце слов и фраз. В процессе работы на вокальным произведением педагог показывает учащимся приемы произнесения отдельных слогов и слов.

Работа над интонацией.

Есть несколько причин неточной интонации, и не всегда это следствие слаборазвитого слуха. Часто неточное интонирование бывает связано со слабой памятью или является результатом недостаточного внимания. Иногда это связано с дефектом голосового аппарата или неумением владеть дыханием, что влечет к затруднению голосового образования. Очень важно подбирать интересный, эмоциональный и запоминающийся репертуар, который закрепляется в памяти и легче узнается и воспроизводится учащимися.

Чистая интонация формируется у учащихся в результате подражания исполнению педагога и при неоднократном повторении, поэтому рекомендую особое внимание уделить качеству показа.

Особо скажу о детях, не умеющих владеть своим голосом. Это так называемые «гудошники». Для них я подбираю упражнения в удобной для них тесситуре, например, интонирование знакомой попевки на согласную «м» через сомкнутые губы. Это упражнение приближает звук к губам, предохраняя от крика, снимает напряжение, и, по мере развития голосового аппарата, учащиеся начинают петь в небольшом диапазоне.

В процессе формирования вокально-интонационных навыков, большое внимание следует уделить развитию внутреннего слуха.

Представление знакомой мелодии, знакомой музыки по памяти («про себя»), вне ее реального звучания, этот навык внутреннего слышания, необходимо формировать с самого начала обучения, и продолжать работу в этом направлении на протяжении всего курса.

Внутренний слух – сохранение в памяти знакомых мелодий, попевок – помогает правильному воспроизведению произведений, активизирует творческую фантазию при импровизации мелодий.

После прослушивания вокального произведения проводится беседа о характере произведения, проигрывается одна мелодия, без слов. Затем нужно разбить песню на на короткие фразы, и проработать с учащимися каждую фразу отдельно. Прослушав фразу, дети повторяют ее, и после неоднократного повторения поют весь куплет. Выученная песня может исполняться разным составом: в группе, сольно, акапельно, цепочкой по фразам, с пропущенными фразами, с допеванием, с элементами игры.

 При исполнении песен с элементами движения следует учесть, что пение с одновременным движением отвлекает детей от контроля над интонацией, затрудняет дыхание. Поэтому при проведении игр с пением, лучше разделить детей на группы. Поручить одним петь, а другим движение, или чередовать пение с движением, задействуя всю группу.

Предлагаю вокальный репертуар для занятий, сформированный по возрастанию диапазона :

Песни, построенные на одном звуке:

  1. Русская народная песня « Андрей-воробей»
  2. Русская народная песня « Барашеньки-крутороженьки»
  3. Е. Тиличева « Буду лётчиком»
  4. З. Левина « Подсолнух»

Песни, постороенные на 2-3-х соседних звуках:

  1. Русская народная песня « Дождик»
  2. Русская народная песня « Ой, звони, звони»
  3. Русская народная песня « Лепешки»
  4. Русская народная прибаутка « Дождик»
  5. Русская народная прибаутка « Уж я колышки тешу»»
  6. Русская народная песня « Ходит зайка»
  7. М. Красев « Белые гуси»

Песни, построенные на поступенном движении в пределах 5-6-ти звуков:

  1. Русская народная песня « Как под горкой»
  2. Русская народная песня « Как под горкой»
  3. Польская народная песня « Веселый хоровод»
  4. Польская народная песня « Дремлет заяц»
  5. Ю. Литовко « Ути-ути»
  6. Я. Френкель « Нужно с нотами дружить»
  7. М. Качурбина « Мишка с куклой»
  8. Т. Попатенко « Грибы»
  9. А. Филиппенко « Весенняя песенка»
  10. Г. Эрнессакс « Едет, едет паровоз»
  11. А. Филиппенко « Песенка медведя»
  12. А. Филиппенко « Новогодняя»

Песни, построенные на полном звукоряде:

  1. Украинская народная песня « Зяблик»
  2. Украинская народная песня « Горка и речка»
  3. Чешская народная песня « Мой конек»
  4. Н. Потоловская « Охотник»
  5. Ю. Слонов « Дождик»
  6. Н. Леви « Пароходик»
  7. В. Карасева « Горошина»

Песни, построенные на тоническом трезвучии в мажоре:

  1. Польская народная песня « Сапожник»
  2. Башкирская народная песня « В лодочке»
  3. Чешская народная песня « Кукушечка»
  4.  Словенская народная песня « Белка пела и плясала»
  5. Венгерская народная песня « Новоселье»
  6.  Венгерская народная песня « Мой гусенок»
  7. Немецкая народная песня « Верхом на палочке»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"

Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...

Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"

Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...

Методическая разработка "Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора"

Тема «Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора» актуальна в настоящее время.В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Эт...

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков  пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югр...

Методические рекомендации "Формирование вокально-технических навыков в детском объединении "Эстрадный вокал. Малые формы"

Материал методических рекомендаций является научно-методическим и педагогическим опытом  в сфере вокальной педагогики. Предлагаемый материал может быть полезен педагогам, работающим в разны...