ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
методическая разработка на тему

Людмила Яковлевна

               Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования. Все мы хорошо понимаем, без эстетической культуры, чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Наша задача формировать чувства детей, обогащать их мир, учить воспринимать красоту добра и выражать прекрасное. Мы должны все понять, что изобразительное искусство, это как один из учебных предметов имеет важное  значение в воспитании учащихся. Искусство пробуждает не только эстетические, но и нравственные чувства, которые формируют новые понятия явлений к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

Автор Семакина Л.Я

Самара, 2013 г.

              Эстетическая деятельность многогранна. Искусство выступает и как форма познания и как средство воспитания и как средство общения. Эти функции переплетены и проявляются одна через другую. Мы с первого класса учим детей понимать красоту окружающего мира природы.

               Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования. Все мы хорошо понимаем, без эстетической культуры, чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Наша задача формировать чувства детей, обогащать их мир, учить воспринимать красоту добра и выражать прекрасное. Мы должны все понять, что изобразительное искусство, это как один из учебных предметов имеет важное  значение в воспитании учащихся. Искусство пробуждает не только эстетические, но и нравственные чувства, которые формируют новые понятия явлений к окружающим.

              В формировании личности ребенка имеет разнообразные виды художественно – творческой деятельности. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно – прикладного искусства. Мы рассмотрим некоторые аспекты эстетического восприятия учащихся декоративно – прикладного искусства.

              Развитое художественное восприятие является важным качеством современного человека, требования которого, к духовной культуре возрастают. Красочный мир народного искусства доступен эстетическому восприятию ребенка с первых дней пребывания в школе. Наша задача открыть каждого для творчества. А чтобы развивать творческие способности, педагог должен создавать необходимые условия. Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи:

           - развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное. Необходимо донести до детей, что художник не просто «копирует», а всегда выражает свое отношение к  изображаемому. Ведь искусство волнует, заставляет радоваться, грустить.

          - обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности. Нужна особая методика развития разных способов выражения детьми своих мыслей по поводу восприятия:

          - поставить цель на организацию восприятия и понимание содержания урока;

          - развивать навыки общения;

          - использовать свои впечатления о наблюдениях.

           Особое значение развитие наблюдательности имеет в период детства. Воспитанная у них способность целенаправленно наблюдать, дает возможность использовать свои впечатления о наблюдении действительности. Умение сопоставлять изображенное на пособии с собственными детскими наблюдениями, с явлениями аналогичными. Так как совершенна связь между восприятием детства и ее отображением в рисунке. Умение передавать впечатления при помощи изображения (быстрые наброски).

               Музыкальные фрагменты обогащают образные представления детей, делают более тонкими и восприимчивыми к художественным особенностям.

              - развивать творческое мышление (поощрять деятельность фантазии).

               Творческое мышление – самому пережить радость открытия, обратить на развитие своих возможностей.

              «В наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышления» (Аристотель).

               Природа декоративно – прикладного творчества своими корнями связана с народным искусством, которое соединяет в себе две важные функции практическую и художественную. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса.

              Декоративно – прикладное искусство охватывает сферы : керамика, роспись по дереву, ткачество, ювелирные изделия, роспись по металлу. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникают добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи.

             Художественно – выразительный язык декоративно – прикладного искусства отличается условностью, декоративностью, соотнесенностью формы изделия и его украшения с утилитарно – практической значимостью предметов. Детей волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность Городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. Разнообразные предметы повседневного обихода не только служат в быту, но и украшают его. Произведения декоративно – прикладного искусства должны быть в одно и тоже время полезны и красивы. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей и их представлений. При этом должно присутствовать понятие об удобстве и красоте, полезности и значимости, красивости и безвкусице.

              Методы обучения наглядные, словесные, практические.

Они должны быть направлены на руководство как внешними, так и внутренними действиями, обеспечивающими выполнения задания.

              Активизировать внимание посредством вопросов, предложений, рассказа. Живая  эмоциональная обстановка пробудит эстетические чувства. Обучение строится на игровых методах. Игровая методика важна в начальном периоде обучения, вовлекает в процесс творчества, создает творческую атмосферу и проявляет интерес к предмету.

             Применяем информационно – рецептивный метод. Показ способов действия играет важную роль в обучении детей. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментом, чтобы они овладевали движением руки по форме. Показ может быть полным или частичным, последовательно создавая изображение. Одним из наиболее действенных методов обучения и воспитания является личный показ учителя приемам.

            Применять разные виды  занятий. Беседы по декоративно – прикладному искусству: «Народное искусство», «Русские народные промыслы» и т.д. Устраивать встречи с людьми художниками – прикладниками.

            Важное  значение  на уроке должны иметь наблюдение и изучение природных форм (деревьев, цветов, трав, рисунка камней) анализ  формы. Наблюдения следует закреплять различными зарисовками. Заострять внимание на  формообразования, на соотношения больших и малых форм в природе, на конструкцию семян в плоде, на образование емкостей коробочек растений, на цвет. Необходимо останавливать внимание на ритмичность чередования, на цветовых отношениях и цветовом ритме. Цвет может трактоваться как символ. Зеленое – весна, пробуждение, надежда. Синее – небо, чистота. Красное – огонь и кровь. Чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции – все это развитие у детей эстетических чувств.

            Все обучение должно опираться на принципах:

          - формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественно – оформленную вещь;

          - применение разнообразных технических приемов и видов практической деятельности (на плоскости, в объеме);

          - сочетание в практике индивидуальной и коллективной форм работы.

Занятия декоративно – прикладного искусства не только формирует эстетический вкус, но и  дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

           Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества.

«В наставницы себе я взял природу,

Учительницу всех учителей»

(Леонардо да Винчи)

Исходя из природы, опираясь  на  сложившиеся  в ней  формы  декоративное искусство не  повторяет  их, а творит свои, раскрывает ее тайны, выражает ее характер. Расчленение целостного зрительного образа на части, анализ их и объединение вновь в целое – это и есть те качества изменения восприятия.

            Находить образное решение, в котором традиционное и новаторское становится способом выражения времени стремиться к идеалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве

Описание видов декоративно-прикладного искусства...

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

Авторская программа для обучающихся 6-7 классов «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся»

Образовательная программа «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся» относится к гуманитарной направленности. В условиях бил...