Методические рекомендации для руководителя кружка "Кукольный театр"
методическая разработка на тему

Бабошина Татьяна Анатольевна

От желания стать кукловодом до воплощения этой мечты один шаг. И никогда не поздно его сделать. Высокого уровня мастерства может достичь каждый, невзирая на возраст, характер. Кукольный театр - это мир магии, чудес, лицедейства, где легче всего научиться владеть собой, вести искренние беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_kukolnyy_teatr_pered-e.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества

Балтайского муниципального района Саратовской области»

Методические рекомендации для руководителя кружка «Кукольный театр»

Автор: Бабошина Т.А.,

методист МБОУ ДОД ДДТ

с. Балтай, 2013 г.

От желания стать кукловодом до воплощения этой мечты один шаг. И никогда не поздно его сделать. Если душа взрослого человека жаждет чуда, а восхищение ребенка театром искреннее, то хоть раз в жизни им стоит статус «зрителя» сменить на «начинающего актера». И уже в новом амплуа следует ощутить вкус жизни, научиться играть так, чтобы зритель смог услышать биение сердца на первый взгляд, казалось бы, безжизненной театральной куклы.

Такого высокого уровня мастерства может достичь каждый, невзирая на возраст, характер, жизненный опыт. Главное не бояться и довериться профессионалам, ведь кукольный театр – это мир магии, чудес, лицедейства, где легче всего научиться владеть собой, вести искренние беседы.

Под руководством преподавателя можно будет примерять на себя роль сказочных персонажей, вечно печальный образ Пьеро или взрывной характер Арлекина, чтобы познать свою духовную сущность, определить уровень своего театрального мастерства, признать, что собственное «Я» многолико и богато образами.

Посещая занятия объединения «Кукольный театр», вам предстоит познать основы мастерства по созданию кукол, решиться на созидание индивидуального персонажа, которого проще всего будет озвучить и презентовать зрителям. Вложить душу и сердце, воображение и креатив в эскиз театральной куклы – это первый шаг становления начинающего актера, жаждущего создать уникальный образ, с которым легче начинать выступления.

Умение владеть голосом – это важная составляющая таланта актера театра кукол, ведь играть, копировать, подражать, меняя тональности и высоту голоса приходиться на каждом спектакле. Всему этому можно научиться легко и в процессе увлекательной игры с педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ. Здесь артисты вовлекаются в воображаемые ролевые игры, где смекалка, сообразительность и образное мышление созидательны, продуктивны.

Радость, грусть, тоска, умиленье – все эти чувства нотками будут играть в голосе кукловода, ведь на занятиях в объединении «Кукольный театр» юный артист будет учиться становиться профессионалом, властителем своего голоса.

Последний этап перевоплощения – это умение на сцене жить одним дыханием и одним сердцем с куклой, что и сложно, и увлекательно одновременно. Такой долгий путь творческого становления легче пройти с командой единомышленников, которые и подскажут, и помогут, и откорректируют ваши действия.

Системные занятия приобщают детей к искусству, прививают любовь к театру кукол. Поэтому посетив несколько занятий, вы полюбите мир театра необычного, где рождается сказка, где хранимые в «сундуках» куклы оживают сразу, как только попадают в руки талантливого актера.

Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или  выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте.

В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы. 

«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками. Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».

Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе. В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры.

Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка

Упр.1. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

Упр.2. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.

Тренировка произношения гласных и согласных звуков.

Упр.3. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», зетем то же самое — вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.

Актёрское мастерство.

                                              Собачка. 

  1. У крыльца лохматый пёс,

Лёг, уткнувши лапы в нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй сунься, вор-

Вмиг залает на весь двор.

Дети сидят за партами и имитируют пса, который уткнул нос в лапы. Он приоткрывает, то один, то другой глаз. Затем громко лает.

  1. Шла собачка через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост провалится,

То собачка свалится.

Чтобы ей не утонуть.

Ты беги её тянуть!

 

 Дети делятся на две половины. Ведущий ребёнок. У него в руках мягкая игрушка СОБАЧКА. Ребёнок - СОБАЧКА имитирует движение по узкому мостику.

Одна половина детей изображают перила моста(встают друг за другом по пути следования СОБАЧКИ и протягивают ей руки). СОБАЧКА проходит вперёд и берётся по очереди за каждую руку.

 Вторая половина встают в затылок друг другу перед СОБАЧКОЙ и осторожно двигаются назад , имитируя проверку прочности моста.  

  1. Хотят на день рождения

Мне подарить щенка,

Но я сказал: « Не надо!

Я не готов пока!»

Вопрос к детям: «Почему герой стихотворения так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное»?

Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и тоже.

Задание: разбиться по парам и «поиграть с собачкой» Соответственно- 1- хозяин, 2-ой – щеночек.

Беседа о бездомных собаках и бездушных хозяевах.

Актёрское мастерство.

Котик.

  1. Мимика и жесты (за партами).

Задание: педагог читает русские народные потешки, а учащиеся сопровождают текст только мимикой и жестами.

Лели- Лели- Лели-

    Висят в саду качели.

Пока ребята спят.

Качает кот ребят.

Пекла кошка пироги из гороховой муки.

Лист из печки вынула, на пол опрокинула.

Покатился колобок прямо к мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья: (дети пищат «Пи-пи-пи»)

«Катись, колобок, на мышиный зубок!»

Мышка-то рада, а кошке – досада.

  1. Развитие речи.

Задание: повторить за педагогом скороговорку:

На картонке три картинки:

                                    На одной картинке – кот,

       На другой картинке – крынка,

 А на третьей на картинке –

      Чёрный кот из жёлтой крынки

                                    Молоко лакает – пьёт.

  1. Зеркальное отражение (вышли к доске).

Задание: разбиться по парам и повторять движения за напарником.

У котёнка шёрстка гладкая,

И она, наверное , сладкая,

Потому что Васька рыжий

                                    Часто- часто шёрстку лижет.

Дети в паре поменялись местами.

Ходит Васька серенький,

      хвост пушистый, беленький,

                                      Сядет, умывается,

                                     Лапкой вытирается,

                                      Песенки поёт.

Дом неслышно обойдёт,

                                      Притаится Васька-кот,

                                      Серых мышек ждёт.

  1. Беседа .

- У кого дома есть кошка или кот?

- Как вы за ними ухаживаете?

- Их любимые повадки?

Актёрское мастерство.

Зайчик.

  1. Театр-экспромт.  

Дети встают из - за парт. Задание:

сопровождать импровизациями стихотворение, которое читает педагог.

Скачет между травками быстроногий зайчик.

Смял своими лапками белый одуванчик.

Полетели высоко белые пушинки.

Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись!

Лапки кверху, лапки в бок! И на месте: скок да скок!

А теперь бежим вприпрыжку… ваши  зайчики-зайчишки!

Замедляем, зайки, шаг. Поклонились деткам. Вот так!

  1. Развитие речи. Скороговорки для автоматизации звуков:

Свистящие с, з.

 Задание: повторить за педагогом скороговорку:

Заморозила зима и заборы, и дома.

Заяц в поле зёрна ел, зуб у зайца заболел.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,

Смотрит косой, как девушка с косой

Косит траву косой.

  1. ЖЕСТЫ. Задание: повторить за педагогом и запомнить.

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к   себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

     НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

     ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

 

 ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова    поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

  1. Сценические движения. Задание: показать жесты, сопровождающие текст.

Педагог одевает на руку перчаточную куклу-зайчика и вступает в диалог с группой.

     

      ИДИ СЮДА, мой друг! У меня к тебе ПРОСЬБА. Покажи, как надо приветствовать друзей и знакомых? ПРИВЕТСТВИЕ. А благодарить? БЛАГОДАРНОСТЬ.

Давай пошлём КЛИЧ по всем странам: не отказывайтесь (ОТКАЗ ) от ЛАСКИ!

Вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной? Доброта нужна миру! Вы не знали (НЕ ЗНАЮ) об этом? Давайте плакать (ПЛАЧ) только от радости! Конечно, вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной?

АПЛОДИСМЕНТЫ ВСЕМ!

Список использованной литературы

1. Деммени Е. Школьный кукольный театр, «Детгиз», 1960 г.

2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2012 г.

3.. http://www.teatr-open.ru/ Курсы и занятия/kykolniy-teatr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены  методические рекомендации , направленные на развитие творческой активности и самостоятельности  детей в организованных формах хореографической деятельности....

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...

Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"

Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.Формы проведения:1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + прак...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...