Конспект занятия "Город мастеров"
план-конспект занятия на тему

Конспект занятия "Город мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_gorod_masterov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области

 «Путешествие в город мастеров»

(разработка занятия)

                                                                                            Выполнил:

                                                                                                      Перекладов А.В.

                                                                                                                                                                   

Называевск, 2014

Конспект занятия: «Путешествие в город мастеров».

  Цели:

● обобщить знания воспитанников о русских народных промыслах;

● воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;

● развивать нравственные и эстетические чувства, способствовать развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине.

Задачи:

● познакомить с образцами изделий и иллюстраций –  «Изделия из бересты», «Русская матрешка»,  «Богородские игрушки».

● развивать нравственные и эстетические чувства;

● способствовать развитию интереса и воспитанию чувства любви к Родине;

 ● развивать  творческую активность детей.  

 

Оборудование:  изделия из бересты, матрёшки, иллюстрации по теме, деревянные заготовки, электровыжигатель, карандаши, краски.

Эпиграф к занятию:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано».

 

Ход занятия.

Вступительное слово педагога:

- Здравствуйте, ребята. Усаживаемся и начинаем заниматься.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, матрешек, игрушки,  изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира.

Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -  на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.

Сегодня на  занятии мы совершим путешествие  в город мастеров. Здесь мы познакомимся с работами мастеров – матрешечников, с мастерами, которые работают с берестой, а также с мастерами, которые делают различные игрушки, но, а затем попробуем сами стать мастерами. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.

 Первое путешествие мы совершим к мастерам, которые работают с берестой (слайд).

А вот с берестой какого дерева работают эти мастера  вам нужно разгадать загадку.

 Загадка:

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане (береза).

 На Руси нет, пожалуй, более известного дерева, чем берёза. О ней сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Белоствольная красавица всегда была украшением русских лесов.

Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений.

Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.

 Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости.

 Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная.

 Береста - прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, плетётся, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать.

 Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причём, только с берёз, которые повалены в бурю или спилены.

 Есть несколько примет для начала заготовления бересты:

- когда прогремит первый гром;

- как только появятся комары;

- когда листья на берёзе станут размером с пятачок.

Второе наше путешествие мы совершим к мастерам, а каким вы должны разгадать сами загадку (слайд ).

Загадка: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут? (матрешка)

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотню лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Это место творческая мастерская для художников, музыкантов, писателей и артистов.

 И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла - фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.

Лучший мастер игрушечных дел В. Звездочкин с большим старанием, вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…

 Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой,  соответственно крестьянскому обличью. В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу. И поныне матрешка – это исконно русский сувенир для иностранцев.

В истинно народных промыслах  выделяется  несколько  стилей росписи и изготовления матрешек (слайд) .

Снова в путь зовет дорога

 Нам идти совсем не много

 Вот ворота перед нами…

 Тук- тук, щёлк- щёлк,

 Медведь, мужик, коза и волк.

 Деревянные игрушки:

 И медведи, и старушки-

 То сидят, а то спешат,

 Ребятишек всех смешат.

 Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

 -Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

 Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

 -Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

 Дети. Да.

 - Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик колят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам Богородским говорят.

 Практическая часть.(слайд)

А теперь пришло время и вам попробовать себя в роли мастера.

Мы сегодня попробуем создать то, что делали мастера-матрешечники. Это матрешка. Выглядели они по-разному, но всегда делались с любовью и хорошим настроением.

На столах у  вас приготовлены заготовка матрешки. Вам необходимо с помощью электровыжигателя создать силуэт вашей матрешки, а после раскрасить полученный образ различными цветами, узорами. А для начала я вам расскажу технику безопасности при работе с электровыжигателем.  (Дети под руководством педагога делают матрешку).

-Хороши получились у нас матрёшки!  Давайте оформим  выставку ваших работ. (Педагог оформляет вместе с детьми выставку).

Итог занятия.

Итак, наше занятие подошло к завершению. Что же вы узнали нового на занятии?

(ответы детей).

А что вам больше всего понравилось на занятии. А что не понравилось.

 - Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство. А сейчас ребята мы сделаем перерыв, чтобы отдохнуть и проветрить наш кабинет. На следующем занятии мы с помощью кисточки и красок придадим нашим матрешкам окончательный вид и посмотрим как каждый из вас видит свою матрешку.

Список литературы.

1. Маршак С.Я. Самое любимое.- М.: АСТ,2006.

2. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание,1984.

3. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь.- М.: Владос,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"

Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"

На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....

Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"

Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...

Конспект выступления (мастер-класс) Тема: ’’Художественное оформление панно « Рождественские мотивы» в нетрадиционной технике «Фильцевания»’’.

Цель выступления:- знакомство с историей ремесла валяния из шерсти;- получить первоначальные понятия о ремесле;- овладение техническими приёмами в создании панно способом ‘’фильцевания’’;- научить изг...

Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе

              Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                            ...