Конспект занятия "Город мастеров"
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия "Город мастеров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_gorod_masterov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области
«Путешествие в город мастеров»
(разработка занятия)
Выполнил:
Перекладов А.В.
Называевск, 2014
Конспект занятия: «Путешествие в город мастеров».
Цели:
● обобщить знания воспитанников о русских народных промыслах;
● воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;
● развивать нравственные и эстетические чувства, способствовать развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине.
Задачи:
● познакомить с образцами изделий и иллюстраций – «Изделия из бересты», «Русская матрешка», «Богородские игрушки».
● развивать нравственные и эстетические чувства;
● способствовать развитию интереса и воспитанию чувства любви к Родине;
● развивать творческую активность детей.
Оборудование: изделия из бересты, матрёшки, иллюстрации по теме, деревянные заготовки, электровыжигатель, карандаши, краски.
Эпиграф к занятию:
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано».
Ход занятия.
Вступительное слово педагога:
- Здравствуйте, ребята. Усаживаемся и начинаем заниматься.
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, матрешек, игрушки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.
Сегодня на занятии мы совершим путешествие в город мастеров. Здесь мы познакомимся с работами мастеров – матрешечников, с мастерами, которые работают с берестой, а также с мастерами, которые делают различные игрушки, но, а затем попробуем сами стать мастерами. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.
Первое путешествие мы совершим к мастерам, которые работают с берестой (слайд).
А вот с берестой какого дерева работают эти мастера вам нужно разгадать загадку.
Загадка:
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане (береза).
На Руси нет, пожалуй, более известного дерева, чем берёза. О ней сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Белоствольная красавица всегда была украшением русских лесов.
Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений.
Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.
Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости.
Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная.
Береста - прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, плетётся, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать.
Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причём, только с берёз, которые повалены в бурю или спилены.
Есть несколько примет для начала заготовления бересты:
- когда прогремит первый гром;
- как только появятся комары;
- когда листья на берёзе станут размером с пятачок.
Второе наше путешествие мы совершим к мастерам, а каким вы должны разгадать сами загадку (слайд ).
Загадка: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут? (матрешка)
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотню лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Это место творческая мастерская для художников, музыкантов, писателей и артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла - фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.
Лучший мастер игрушечных дел В. Звездочкин с большим старанием, вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…
Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой, соответственно крестьянскому обличью. В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу. И поныне матрешка – это исконно русский сувенир для иностранцев.
В истинно народных промыслах выделяется несколько стилей росписи и изготовления матрешек (слайд) .
Снова в путь зовет дорога
Нам идти совсем не много
Вот ворота перед нами…
Тук- тук, щёлк- щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.
-Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?
Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.
-Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?
Дети. Да.
- Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик колят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам Богородским говорят.
Практическая часть.(слайд)
А теперь пришло время и вам попробовать себя в роли мастера.
Мы сегодня попробуем создать то, что делали мастера-матрешечники. Это матрешка. Выглядели они по-разному, но всегда делались с любовью и хорошим настроением.
На столах у вас приготовлены заготовка матрешки. Вам необходимо с помощью электровыжигателя создать силуэт вашей матрешки, а после раскрасить полученный образ различными цветами, узорами. А для начала я вам расскажу технику безопасности при работе с электровыжигателем. (Дети под руководством педагога делают матрешку).
-Хороши получились у нас матрёшки! Давайте оформим выставку ваших работ. (Педагог оформляет вместе с детьми выставку).
Итог занятия.
Итак, наше занятие подошло к завершению. Что же вы узнали нового на занятии?
(ответы детей).
А что вам больше всего понравилось на занятии. А что не понравилось.
- Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство. А сейчас ребята мы сделаем перерыв, чтобы отдохнуть и проветрить наш кабинет. На следующем занятии мы с помощью кисточки и красок придадим нашим матрешкам окончательный вид и посмотрим как каждый из вас видит свою матрешку.
Список литературы.
1. Маршак С.Я. Самое любимое.- М.: АСТ,2006.
2. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание,1984.
3. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь.- М.: Владос,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"
Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями" создана в л...
План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель: Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...
План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"
На уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....
Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"
Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...
Конспект выступления (мастер-класс) Тема: ’’Художественное оформление панно « Рождественские мотивы» в нетрадиционной технике «Фильцевания»’’.
Цель выступления:- знакомство с историей ремесла валяния из шерсти;- получить первоначальные понятия о ремесле;- овладение техническими приёмами в создании панно способом ‘’фильцевания’’;- научить изг...
Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе
Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина ...