План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".
методическая разработка по музыке по теме

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на свирели, как здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  • Ознакомить слушателей с инструментом.
  • Определить основные этапы обучения игре.
  • Ознакомить с основными методическими пособиями и сборниками песен для игры на свирелях.
  • Рассказать и показать подготовительные к игре упражнения.
  • Показать практические приемы обучения детей игре на свирелях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_master-klass1.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение детей младшего школьного возраста игре на свирелях.

План-конспект проведения мастер-класса

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на свирели, как здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  1. Ознакомить слушателей с инструментом.
  2. Определить основные этапы обучения игре.
  3. Ознакомить с основными методическими пособиями и сборниками песен для игры на свирелях.
  4. Рассказать и показать подготовительные к игре упражнения.
  5. Показать практические приемы обучения детей игре на свирелях.

1.  Знакомство со свирелью

Звучит фрагмент музыки В.А. Моцарта.

 Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте!».

Ребята, а вы знаете, что мы с вами с самой первой минуты нашего знакомства пожелали друг другу и всем нашим гостям здоровья. Слова и  предложения, произнесенные с определенной интонацией, несут в себе энергетический и целебный заряд. А мажорная интонация нашего пения подтвердила радость нашей встречи и нашего знакомства. Зовут меня Галина Александровна Пешкова, я учитель музыки.

Мир музыки - это мир чудесных звуков. Еще в древности  музыку использовали как средство гармонизации, как средство развития  и формирования  личности человека.  

А музыка Вольфганга Амадея Моцарта не только поднимает нам настроение, она  доставляет людям огромную радость.  Научно доказано, что она помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению  новыми знаниями, умениями и навыками, обладает общеукрепляющим действием. Этот музыкальный феномен так и назвали  - «эффект Моцарта».

Моцарт – великий композитор 18 века. Отрывок, который прозвучал, это - фрагмент из знаменитой оперы «Волшебная флейта».

Вход под музыку определенным образом настраивает детей на занятие, показывает особенность этого урока и поднимает настроение.

 Поднимите, пожалуйста,  руки,  кто из вас когда-либо держал в руках, а может быть, играл или просто видел этот музыкальный инструмент.

Дети поднимают руки.

Молодцы! И, конечно, вы все знаете, что это инструмент духовой. От слова «дух»,  «дуть».

Флейта – это общее название для ряда разных инструментов группы духовых. Это всем нам хорошо известная поперечная флейта и флейта – пикколо, пан флейта («флейта Пана»), а также  блокфлейта и вот такой небольшой инструмент свирель,  на котором мы сегодня будем учиться играть.

Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю. Свирель – простой, легкий и, что немаловажно,  дешевый инструмент. На уроках музыки в общеобразовательной школе я обучаю детей игре на свирели по методике Э.Я.Смеловой более 15 лет. Дети любят эти занятия, с нетерпением ждут, когда мы будем играть на свирели.

 Всем детям 1 – го класса нашей гимназии без исключения очень хочется поскорее научиться играть на свирели. Ведь играет на ней вся наша школа. Начиная с 1 –го сентября, главный вопрос, который задают мне дети: «Когда вы нам раздадите свирельки?». Ребята с нетерпением ждут этого момента. И, как мне кажется, у нас в гимназии быстрее проходит период адаптации первоклассников.

С первого по 7 класс ребята на уроках музыки проходят обучение игре на свирели, а так же обучаются игре на блокфлейте.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

2. Подготовительные упражнения

Приложил к губам я трубку,
Разнеслась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,

Называется свирель!

Ребята, давайте сразу договоримся, что мы не будем играть в оркестре без жеста дирижера, а так как у нас много свирелей, много музыкантов – я, учитель, буду в роли дирижера, а вы в роли целого оркестра.

Чтобы играть правильно, красиво и выразительно, сделаем несколько подготовительных упражнений.

Сели глубоко, придвинулись  к спинкам своих стульчиков, как будто вы сидите в удобном кресле, а в этом кресле нам тепло и уютно.

Давайте покачаем головой как лошадки, поцокаем. А теперь повертели головой вправо, влево. Я вижу,  все хорошо у вас работает. Ну а теперь превратились в паровозики  и делаем – поем звук б-б-б, теперь вы маленькие паровозики б-б-б. По руке вздохнули, выдохнули, протянули ручку. Дуем на нее, как будто сдуваем перышко. Длинное дыхание отрабатывается не сразу. Давайте посмотрим  видеоматериал и  будем делать вместе с ребятами нашей гимназии эти упражнения.

Представим, что перед нами озеро. Мы сейчас нырнем в чистую прозрачную воду нашего воображаемого озера, захватим  в ладошку немного  песочка,  и пока он не закончится  поем звук с-с-с. Дыхание распределяем экономно, продолжительно, чтобы его хватило надолго, а затем готовимся к новому погружению. Молодцы ребята, у вас все хорошо получается. Над дыханием мы поработали.

 Дыхание – двигательная сила голоса и звукообразования любого духового инструмента. Атака звука при пении и игре зависят главным образом от дыхания. Поэтому большую часть работы, особенно на начальном этапе обучения, следует уделять работе над техникой дыхания. С первых же занятий надо учить детей организовывать свое дыхание, владеть им, регулировать его. Дышать надо, не поднимая плечи. Целесообразно использовать различные игровые и шуточные упражнения типа: «качать пламя свечи», «понюхать цветочек», «комар» и др. Овладение  правильным брюшным дыханием способствует общему развитию его и обладает целебными свойствами.

Артикуляционный аппарат детей, как правило,  развит слабо.  У них вялые и пассивные губы и язык. Поэтому их надо нам  подготовить вот такой гимнастикой.

Аккуратно покусали кончик языка зубками,  а теперь «порубили капустку», продвигая язык вперед-назад. Язычок готов.

Теперь готовим щечки. Вправо-влево маленькие укольчики  языком делаем в щечки,  а теперь  покажите языком, как вы утром и вечером  и каждый раз после еды чистите зубы.  

Ну а теперь положили указательные пальчики на щечки и улыбнулись. Музыка несет радость людям и на улыбке свирель звучит чище. А теперь пальчики побежали по щекам быстро-быстро. Молодцы, очень хорошо. Артикуляционный аппарат мы подготовили и это нам поможет хорошо играть на инструменте.

 Посмотрите, как на фотографии дети на сцене держат свирели: все одинаково, левая рука наверху. В будущем можно научиться играть на продольной флейте и не надо будет переучиваться менять руки.

Выучить левую руку нам помогает песенка-попевка  «Пешеход» и мы споем ее и сделаем движения вместе с видеофрагментом.

Показ учителя. Видеофрагмент.

Вот мы уже твердо знаем и выучили с вами, где левая, а где правая рука.

3. Октавик – наш помощник

На партах у вас лежат книжечки «Вместе с Октавиком». Октавик – это осьминожек. Зовут его так потому, что у него восемь ног. А по-латыни «октава» значит «восьмая». Он поможет нам играть. Открываем книгу на странице 3. Мы почитаем и споем одновременно песню «Котик». Приготовили указательный палец, смотрим в ноты и, как в первом классе, читаем и поем одновременно.

«Октавик» - это один из наиболее удачных сборников песенок и упражнений. Кроме того, в работе я использую пособие Э.Смеловой «Свирель поет», ряд других методических пособий и репертуарные сборники (составители Евтух Е.В., Никитин В.М., Рисова Е.А., Космовская М.Л.).

 Видео «Ах, ты, котенька–коток».  Движения колыбельной делаем все вместе.

А теперь давайте споем всем известную песню «Андрей-воробей».

Кто мне скажет, ноты в этих песнях все одинаковые? Правильно, есть белые (половинные) долгие звуки и черненькие (четвертные). Давайте поиграем ладошками, прохлопаем ритм этой песни.  Четвертные нотки как мячик-попрыгунчик, а половинные (белые) задерживаем, приклеиваем к ладошкам.

Руки готовы, губы, язычок готовы, спинка готова, дышать правильно мы тоже умеем. Ну а теперь хотите играть?

4. Первые звуки

Очень ответственны первые уроки игры на свирели. Необходимо объяснить детям, что свирель нужно взять правой рукой как карандаш или маркер. Можно попробовать нарисовать солнышко, тучку, дерево, человечка.

Ребята, давайте достанем свирели, возьмем в правую руку, как маркер. Рисуем солнышко с лучиками. Вдруг набежала тучка и полил дождь. Снова солнышко. Тут показался человечек. Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая.

Очень хороший прием обучения – сказка «Жил-был утенок».

 «Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». -  Большим пальцем придерживать свирель снизу (креслице), а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок - непоседа, он все время прыгает». - Поднимая и опуская палец на отверстие, получаем тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

 «Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

 

Так постепенно в игру на свирели вводятся пальчики и  правой руки.

Через 2-3 месяца занятий дети могут сыграть репертуар из 10-15 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку. В этом нам опять помогает «Октавик».

С утенком мы познакомились. Покажите, какие крылышки у утят.

Можно «маркером» написать свою любимую букву или придумать что-нибудь ешё.

Взяли большой маркер и напишем свою любимую букву. Я пишу свою любимую букву Г, с этой буквы начинается мое имя. А теперь скажите язычком «ту», мы будем играть язычком. Представьте, что вы грызли семечки, богатые витамином  В, и шелуха прилипла к языку. Постарайтесь без слюней постучать языком по мундштуку.  

Детям 1 класса очень нравится показывать «хитрую лисичку». Это один из приемов работы языка с мундштуком.

5. Играем на свирелях

Вы помните, что мы никогда не играем без жеста дирижера-учителя. Начинаем играть: вступаем и снимаем звук все вместе. И с нами играет Октавик.  

Закрыли фалангой левой руки верхнее окошко, дыхание легкое и нежное, а пальчики крепкие, слегка согнутые, как будто держите мячик. Это звучит нота СИ. Потянем и послушаем ее, как красиво она может звучать. Ой, какие молодцы. Давайте поиграем в игру «Эхо».

Кто первый, смелый? Ну давай, (обращаюсь по имени), сыграй нам  ноту СИ, а ребята, как эхо, повторяют.

В работе со свирелью дети должны с первых занятий научиться полностью закрывать отверстия на корпусе свирели. Это удается сделать сразу далеко не всем детям: пальцы не слушаются, отъезжают в стороны, образуя щели. Хороший прием в этом случае – игра «Башня королевства».

 

Ребята, давайте поставим свирель ровно, как будто это башня. Мы видим несколько окошек. Верхнее – окошко принцессы. Закрыли его. Следующее – окошко королевы. далее – короля. Теперь закроем окошко принца указательным пальцем правой руки, а большой палец находит второе креслице сзади.

Очень часто дети пытаются играть мизинцем, но он слабый и его использовать в игре не надо.

Еще ниже находятся окна стражника и министра.

Закрываем окошки и прибавляем их количество на занятиях постепенно. Неполное закрытие отверстий ведет к фальшивому звучанию музыки.

Послушайте, пожалуйста, первый вариант и второй вариант «музыки министра». Определите, какой звук красивый, а какой – нет.

Первый – правильный, а второй – одно из отверстий («окошек») закрыто не полностью, поэтому получается сквозняк в окошке.

Дети хорошо реагируют на слово «сквозняк» и старательно закрывают все «окошки» плотно. Особое удовольствие дети получают, когда я проверяю, слушаю звучание каждого «по змейке» (игра «змейка»). Цвет и звук должны совпадать. Не может змейка быть сначала зеленая, а потом серо-буро-малиновая, пока доползет до конца ряда. Надо следить за этим. Я по очереди подхожу к каждому ребенку, комментирую исполнение, и дети мне с удовольствием помогают.

Итак, сыграйте мне ноту СИ. А если мы приподнимем пальчик, то получится нота ДО. Потянули ее. Эти две ноты помогут нам изобразить пение Соловья. Поет соловушка нежно дышать надо по очереди. Какое долгое красивое пение  соловья, и не одного! Они как будто бы слетелись в наш чудесный лес, значит, в нашем лесу им хорошо.

А кто еще живет в нашем лесу?

Показ учителя. Играю СИ-СОЛЬ.

Конечно, кукушка! Давайте сыграем.

Дети делятся по группам, играют и слушают, у какой кукушки красивей получается. Эти простые упражнения нам пригодятся в более сложных произведениях.

Давайте опять откроем Октавик, пролистаем до страницы 9,  №22 «Колыбельная». Все нашли? Напомните мне,  какие ноты мы тянем долго: белые половинные или черные четвертные? Правильно, половинные белые.

Прошу детей поставить свирель как башню, и мы отрабатываем пальцовочку в беззвучном исполнении. Здесь хорошо подходит игра «Генерал». Генерал командует солдатами-пальцами. Команды должны произноситься четко в ритме мелодии: РАЗ, ДВА, ТРИ (означает, сколько надо закрыть отверстий). Сначала роль генерала выполняет учитель, далее ее можно поручить тому ребенку, чьи солдатики-пальчики правильно выполняют команды. На уроке это может быть до 5-7 генералов, когда нужно отработать какое-нибудь трудное место в произведении. Стимулирую детей словами: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом».

Наконец-то мы отработали пальчики на башне и сейчас сыграем с фонограммой.

Итак, исполняется впервые. Колыбельную песню исполняет ансамбль свирелей школы №…

А теперь давайте сыграем более сложное произведение - Баркаролу (Ж.Оффенбаха).

6. Рефлексия

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вам понравилось играть на свирелях?

Давайте каждый из вас сейчас продолжит предложение:

  1. Было интересно узнать что…
  2. Мне особенно понравилось…
  3. Сегодня я узнал…

А может быть, кто-нибудь похвалил бы себя за что-то? Может, кто-то поделится, с какими трудностями он столкнулся на занятии, а может быть кто-то из вас скажет, что у него появилась мечта научиться хорошо играть на этом или другом  духовом инструменте.

И на этой радостной мажорной интонации я хотела бы с вами попрощаться, а в память о нашей встрече хочу подарить вам небольшие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста» 2017 г.

В статье описываются основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проведение занятий для детей младшего школьного возраста по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с применением Cinema-технологии.

Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного...

Программа дополнительного образования физкультурно - оздоровительной направленности "Вместе весело играть" для детей младшего возраста совместно с родителями

    Прогамма разработана с целью обеспечения эмоционального развития, развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста через организацию активной двигательной...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

План-конспект занятия по хореографии для учащихся младшего возраста.

План-конспект занятия по хореографии для учащихся младшего возраста....