Методическая разработка "Солнечный круг" (плетение на лучевой основе)
методическая разработка на тему

Пивоварова Ольга Владимировна

Методическ разработка "Солнечный круг" представляет традиционные приемы кругового плетения на лучевой основе как способ обучения детей основам композиции и цветоведения. Представленные материалы можно использовать при подготовке занятий с детьми разного возраста, творческих мастерских, оформительских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Организация детского дизайн-образования»

Аттестационная работа

«Солнечный круг» - плетение на лучевой основе»

Автор:

Пивоварова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД «ДДТ «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга»

Куратор:

Корнева Галина Михайловна

педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦО«СПб ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

Введение.

Стр. 3

Теоретическая часть.

Стр. 4 - 5

Основная часть.

Стр. 6 - 8

Заключение.

Стр. 9

Библиография.

Стр. 10

Приложения.

Стр. 11


Введение.

Актуальность.

Одной из задач детского дизайн-образования является освоение воспитанниками основ композиции и цветоведения, приобретение знаний об основных геометрических фигурах и их соотношении в пространстве. Традиционные ремесла содержат большое количество приемов, способствующих решению данной задачи. Плетение — один из древнейших способов создания изделий самого разного назначения. Многие плетеные изделия имеют, а нередко и сочетают, утилитарное, декоративное и сакральное значение. Осваивая приемы плетения на различных видах основ дети знакомятся с понятиями ритм, орнамент, симметрия и др. Важно отметить, что при этом процесс обучения происходит активно — дети создают изделия или арт-объекты, которыми могут пользоваться сами или подарить. Плетение на лучевой основе позволяет создавать центрально-симметричные композиции, имеющие большое разнообразие по цвету, фактуре и сочетанию элементов. Практика плетения на лучевой основе позволяет детям наглядно проследить процесс построения основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, многоугольник, круг) и возможность их сочетания в композиции.

Предмет исследования: традиционные приемы кругового плетения на лучевой основе как способ обучения детей основам композиции и цветоведения.

Цель исследования: освоение воспитанниками принципов центрально- симметричной композиции и гармоничных сочетаний цветов посредством обучения приемам кругового плетения на лучевой основе.

Задачи:

- описание традиции изготовления центрально-симметричных плетеных украшений;

- разработка схем и образцов традиционных элементов кругового плетения на лучевой основе;

- создание наглядного пособия «Солнечный круг»;

- составление методических рекомендаций по организации занятий с детьми.


Теоретическая часть.

Плетение на лучевой основе встречается в описании изготовления самых разнообразных изделий от плетения корзин и половиков до больших настенных панно. Материалы для основы и плетения с используются разные, но в традиционных изделиях это, как правило, натуральные материалы: дерево, стебли растений, нитки (шерстяные или хлопковые), полосы тканей.

У многих народов нашей планеты есть традиция создавать плетеные изделия, имеющие сакральное значение. Их называют «Божье око» или «ojos de dios» и связывают с образом Солнца, воспринимаемым как глаз бога, наблюдающего за всем, что происходит на Земле. «С древнейших времен крест является одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные   палочки при трении друг о друга рождают основу человеческой цивилизации — огонь. (…) Небесный огонь — Солнце. Его сущность в неразрывной цепи возрождения — восходов и угасания — закатов. Оно дает живительный свет и тепло всему сущему на Земле. Оно так могуче и ослепительно, что на него невозможно долго смотреть. Но если все же взглянуть сквозь прищуренные веки, то как будто видится размытый вращательным движением крест. Так объясняют возникновение одного из солнечных символов древних славян — креста в круге». (1)

 Другое название — «мандала», что в переводе с санскрита означает «круг», «диск», «сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.  Мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мандала). Мандала - это древний символ, своего рода модель Вселенной. Изготовление мандалы символизирует рождение гармонии из хаоса, помогает установить внутренне равновесие в душе человека.

В последнее время плетеные мандалы часто используются в психотерапевтических практиках и арт-терапии. «Процесс создания таких мандал чем-то напоминает медитацию: круг за кругом на деревянных палочках цветными нитками создается узор. Плетение помогает расслабиться, забыть о суете повседневной жизни и настроиться на позитивный лад». (2) Их часто используют для украшения интерьера как символ гармонии, защиты от «дурного глаза». Яркие, причудливо сплетенные мандалы способны менять настроение и привлекать жалаемое.

Подробное описание русской традиции создания этих солнечных символов имеется в книге Котовых «Русские обряды и традиции», посвященной народной кукле. Здесь же показана техника плетения на 4 и 8 лучах.

Литературы по данному виду плетения очень мало. В основном это различные интернет-публикации, включающие большое количество фото и видео материалов, описывающих процесс изготовления различных «мандал». Как правило, эти публикации связаны с традицией индейцев Центральной и Южной Америки и собственным творчеством авторов.


Основная часть.

Автор сайта, посвященного индейским мандалам, Анна Фенина, выделяет виды мандал:

«По размеру мандалы бывают:
Малые (10-20 см диаметром)
Стандартные (20-30 см)
Средние (30-50см)
Большие - от 50 см диаметром и выше.

По форме:
Квадратные
Шестилучевые
Восьмилучевые
Двенадцатилучевые

По качеству ниток:
Хлопковые
Шерстяные
Смешанные». (4)

При организации занятий с детьми и творческих мастерских необходимо учитывать возраст и подготовленность участников. Младшим лучше предложить плетение малых мандал на 4 или 6 лучах. Более старшим и опытным можно предложить плетение на 8 лучах. 12-лучевые основы, по моему опыту, слишком сложны для детского творчества.

Для основы можно использовать самый разнообразный материал в зависимости от учебной задачи или художественного замысла. В своей работе я обычно использую бамбуковые палочки — шампуры для барбекю. Их легко приобрести, они доступны по цене, достаточно прочны (в отличие от березовых), бывают разной длины, их легко окрасить в любой цвет.

Анализируя иллюстративные материалы, можно выделить несколько основных приемов плетения.

1. «Квадрат» - плетение на 4-х лучах, образующих диагонали квадрата.

2. «Перья» или «Лучи» - плетение на 2-х лучах, расположенных друг напротив друга и являющихся концами одной палочки-основы.

3. «Звезда» - оплетение 8 лучей в последовательности через 2 на 3-ю.

4. «Пояс» - последовательное оплетение всех лучей основы. Пояс может быть дополнен декором из свитых нитей или вышивкой.

В качестве декора обычно используют бусины (из разных материалов), кисточки из ниток, перья и т. п.

В одном изделии могут быть использованы различные приемы плетения, позволяя создавать множество вариантов центрально-симметричных композиций.

Плетение ведется от центра к концам лучей, создавая форму изделия и обеспечивая ее прочность. Приемы плетения достаточно просты, их схемы приведены в приложении.

При изготовлении плетеных изделий особое внимание следует уделять их форме. Чтобы получилась правильная геометрическая фигура (квадрат, многоугольник, круг) углы между лучами должны быть равными. Их соотношение следует соблюсти вначале работы, при закреплении основы, и постоянно контролировать во время плетения. Для этого можно использовать шаблон или расчерченный лист.

Мастер по изготовлению мандал Анна Фенина дает следующие рекомендации: «Чтобы сплести розетку (соединить два креста) ровно, необходимо проверять ее в каждый момент времени на "Три симметрии":

1. Следить, чтобы центр первого (верхнего) креста находился точно над вторым. В течение первых кругов соединения крестов они будут слегка сдвигаться, и каждый раз аккуратно их нужно возвращать на место.

2. Следить, чтобы расстояния между лучами с самого начала были ровными. От этого зависит, получится ли у вас в итоге ровный восьмигранник.

3. Следить, чтобы плоскости обоих крестов были в одной параллели. Для удобства можно (и нужно!) использовать пол, стол или любую плоскую поверхность. При более сильном натяжении оплетающей нити в определенных местах (при плетении лучей), плоскости могут быть выправлены в начале плетения.

Чтобы плетение не "убегало вперед" по какой-то из палочек, делая один лучик больше всех остальных, нужно следить, чтобы мандала по краешкам своего плетения постоянно вписывалась в круг, вписывать ее туда мысленно.

Необходимо следить за тремя симметриями с самого начала, периодически подправляя палочки до того момента, пока их еще возможно двигать,  и вся конструкция не стала крепкой». (4)

При организации занятий с детьми практическую работу можно сопроводить беседой о геометрических фигурах, обратить внимание на размер и равенство углов, длину диагоналей, дать определение окружности и круга, обратить внимание как квадрат и треугольник вписываются в круг.

Большое значение в декоративном плетеном изделии имеет цвет. Наличие определенных цветов и их сочетания часто бывают символичны. Например, при изготовлении солнечных символов используется палитра «теплых» цветов, а при плетении «снежинок» (на 6-ти лучевой основе) — «холодная» цветовая гамма.

«Белый цвет в поделках всегда символизировал святыню, зеленый — жизнь, синий — тайну, красный- жертвенность, оранжевый — благодать Божию и Его присутствие, голубой — чистоту и невинность. Желтый цвет — цвет тепла и любви, сиреневый цвет обозначал печаль, пурпурный — победу, багряный — цвет величия, бирюзовый — цвет молодости, розовый — цвет детства, черный — цвет пустоты и отсутствия счастья», -  такая трактовка символики цвета дается в книге Котовых. (1)

При работе с детьми можно проводить беседы и предлагать задания по цветоведению: использовать основные, дополнительные, спектральные цвета, подобрать контрастные или сближенные цвета, выполнить тональную растяжку и т. п. При этом необходимо иметь достаточно богатый набор материалов для работы.

Как уже отмечалось ранее, плести можно нитками различными по составу, а также использовать для работы различный флористический материал. Нити (волокна, стебли) для плетения должны быть прочными, их толщина зависит от толщины лучевой основы.

При работе с детьми можно обратить внимание не только на цвет, но и на фактуру материала, используемого для плетения. Обсуждение качеств и свойств материала расширяет словарный запас детей. Работа с разными по фактуре материалами обогащает тактильный опыт детей, учит их сознательному использованию различных материалов при самостоятельном творчестве.

То же можно сказать и об использовании декора.

Плетеное изделие выполненное на лучевой основе может выступать как самостоятельное изделие, как модуль для коллективной работы, как основа для композиции из флористических материалов, засушенных и живых цветов, текстильных материалов и кукол в народном стиле.


Заключение.

Плетение на лучевой основе — традиционный способ создания декоративных изделий, который может найти широкое применение в детском дизайн образовании.

Моделирование, конструирование и декорирование на лучевой основе позволяет детям в активной форме изучать строение геометрических фигур, закономерностей построения орнамента (ритм, симметрия и т.п.), цветовые сочетания. Возможность использования различных материалов для основы, плетения и декора открывает большой простор для творчества и решения учебных задач.

Процесс работы над изделием развивает у детей координацию движений, глазомер, тактильное восприятие, оказывает положительное влияние на формирование терпеливости, усидчивости, аккуратности.

Освоение приемов плетения на лучевой основе может стать основой для самостоятельного творчества детей.


Библиогафия.

  1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240 с. + вкл.
  2. Светлова М. Мандалы. Плетение из ниток. - М.: АСТ-Пресс, 2014. - 32 с. ил. («Хобби-клуб»)
  3. Источник вдохновения (Плетение мандал) — группа в интернет-сообществе http://vk.com/mandalaiv
  4. Сайт мастера и преподавателя плетения Анны Фениной — http://mandalas.annafenina.ru


Приложения.

Приложение 1. Схемы традиционных элементов кругового плетения на лучевой основе.

Приложение 2. Общий вид наглядного пособия «Солнечный круг».

Приложение 3. Примеры работ, выполненных воспитанниками.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изучению темы "Логические основы построения ПК"

Пособие содержит теоретический и практический материал по теме "Логические основы построения ПК"...

Методическая разработка тестовых заданий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Для проверки знаний учащихся мною разработаны тестовые задания открытого типа. Учащиеся видят все ответы к тесту, вопросы к ним, с одной стороны тестовые задания располагают к себе своей простотой, но...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность как основа системного развития школы

В данной разработке представлено концептуальное ядро научно-методической и инновационно-преобразующей деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...

Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"

Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...

Методическая статья Из опыта преподавания модуля «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в 4-5 классах средней школы

В настоящее время в школах активно утверждается курс "Основы религиозных культур и светской этики" Представляемая мной статья обобщает накопленный опыт работы по модулю "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ".Многим ...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...