«Мир профессий, или какую дверь открыть?»
методическая разработка на тему

Шакирова Лариса Владимировна

Методический материал содержит основные принципы выбора профессии, а также советы психологические игры и упражнения для родителей. Собрание сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

 «Мир профессий, или какую дверь открыть?»

Разработчики: Шакирова Л.В.

        Алексеева М.А.

Вступительное слово педагога – психолога

Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!

В нашем учреждении был разработан и стартовал творческий проект «Азбука профессий». В рамках реализации проекта запланированы и проводятся мероприятия, которые  предполагают поиск путей и создание условий для личностного роста учащихся,  знакомство  с профессиями разных  направлений.

Поэтому, главная педагогическая идея разработчиков проекта – ориентация на личность учащегося, на максимально возможное развитие его уникальных способностей. При этом  проектная деятельность  учащихся и педагогов  направлена    на развитие, с одной стороны, творческого мышления и, с другой – связанна с воображением, оригинальностью  и разнообразием  идей о профессиях.  

  1. Знакомство родителей с результатами анкетирования «Профессия моих родителей»

На первом этапе было проведено анкетирование учащихся. Ребятам было предложено ответить на два вопроса:

1. Можешь ли ты назвать профессию твоих родителей?

2. Можешь ли ты назвать, в чем заключается работа твоих родителей?

 Результаты анкетирования. Анкетирование показало, что (89%) учащихся могут назвать профессии своих родителей, но (63%) учащихся не могут сказать, в чем заключается их работа. Таким образом, возникла необходимость решения данной проблемы: узнать особенности работы своих родителей

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

2. Выступление  методиста Мурзаевой С. О.  «Семейное древо и его  жизненные ценности»

3. Выступление детей.

Чтение стихов объединение «Театральный» руководитель Блыщик Н.Р.

Мы пока еще ребята,

Не умеем мы считать,

Может знаний маловато,

Но ведь можно помечтать!

 Я врачом, наверно, буду,

Стану я лечить людей!

Буду ездить я повсюду

И спасать больных детей!

 Скоро буду я военный,

Или просто летчик- ас!

Как герой обыкновенный

Защищать я буду вас!

 Балериной и певицей

Я всегда мечтала стать!

Чтоб красиво нарядиться,

Спеть для Вас и станцевать!

 Я художником известным

Стану обязательно.

Рисовать мне интересно,

Очень увлекательно!

Я - учительницей школьной,

Детям знанья подарю!

Дети будут мной довольны,

Я вам точно говорю!

 Ну а я вернусь сюда!

Ласковым, внимательным

И отзывчивым всегда

Стану воспитателем!

Выступление детей песни о разных профессиях попури.

3. Слайды с ответами детей о профессиях, видеозапись (интервьюирование)

4. Представление презентаций «Интересная профессия»

Выступление заместителя директора Шакировой Л.В.(презентация)

5. Экспресс - тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

В мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя,  знаете ли вы некоторые из них. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.

  1. Логист:
  •       а) тот, кто занимается логикой;
  •       б) специалист по организации транспортировки продукции;
  •       в) организатор конференций и научных саммитов.
  1. Вебмастер:
  •        а) тот, кто работает на компьютере;
  •        б) разработчик программ;
  •        в) разработчик проектов сайтов.

3.     Маркетолог:

  •        а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
  •        б) специалист по изучению рынка;
  •        в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

4.  Фандрайзер:

  •         а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
  •         б) фанат, которого нанимает «звезда»;
  •         в) специалист, изучающий пути развития предприятия.

Правильные ответы:

Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.

Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию  со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

Маркетолог- специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.

Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.

5. Игры с родителями.

Упражнение разминка «Самая – самая»

Участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.

Самая денежная профессия

Самая красная профессия

Самая сладкая профессия

Самая волосатая профессия

Самая детская профессия

Самая смешная профессия

Самая горячая профессия

Самая умная профессия

Самая модная профессия

Самая воздушная профессия

Самая добрая профессия

Самая опасная профессия

Ситуация 1 Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему не очень-то хочется идти в армию…

Нужно привести аргументы «за» и «против». Можно разделить задания по группам. Первые 2 группы ищут аргументы «за», вторые 2 группы – «против». Все зависит от того, сколько групп у вас образовалось в классе. (Или между родителями и учениками)

Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь.5) пока без помощи родителей я не способен решать важные жизненные проблемы

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.

Ситуация 2 Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.

 Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.

Родителям  предлагается продолжить пословицы и поговорки о труде:

Дерево узнают по плодам, …(а человека по делам.)

Сидя на печи,… (генералом не станешь.)

Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать.)

Дорого то,…(что своим горбом заработано.)

Была бы охота,… (наладится любая работа.)

Пахарю земля-мать,…( лодырю - мачеха.)

Упражнения «Деловые качества»

Ведущий предлагает участникам познакомиться с биографией знаменитых людей. Участники делятся на группы, по числу групп раздаются карточки  с жизнеописанием знаменитых людей. Карточки разрезаны на части и участники должны по отдельным фрагментам составить портреты людей. Для этого необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографией знаменитых деловых людей. Вы должны выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека. Ведущий записывает ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств.

Татьяна Тарасова

(род. 1947) Биография

Татьяна Тарасова

Татьяна Тарасова родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Оба ее родителя профессионально занимались спортом: мама – Нина Григорьевна – была учительницей физкультуры, а у отца – Анатолия Владимировича – была всемирная слава «отца русского хоккея», он тренировал легендарную хоккейную команду ЦСКА.
Анатолий Тарасов очень хотел сына, но в семье родились две девочки – Таня и Галя. С самого детства Татьяна ощущала на себе жесткое влияние отца, видела пример его волевого характера, не признающего ничего иного, кроме побед, и старалась ему соответствовать. С 5 лет она упорно занимается фигурным катанием, при этом тренеры отмечают в девочке скорее артистические, нежели спортивные задатки. В 1966 году, в свои 19 лет, выступая в паре с Георгием Проскуриным, она побеждает на всемирной Универсиаде. Однако годом позже Таня получает тяжелую травму, которая ставит крест на ее карьере в качестве спортсменки.
Татьяна мечтает о карьере балетмейстера и поступлении на театральный, но по настоянию отца идет учиться в Институт физкультуры, который с успехом заканчивает в 1969 году. В 25 лет получает Заслуженного тренера России, а в 28 становится самым молодым в стране Заслуженным тренером Советского Союза.

Заслуженный тренер, новатор в спорте. За заслуги перед отечественным и мировым спортом Татьяна Тарасова с годами обретает признание и славу, сравнимые со знаменитостью ее отца. Она вся отдается своей профессии и требует того же от своих учеников. Результаты работы впечатляют: в общей сложности ее подопечными завоевано более трех десятков золотых (из них шесть - олимпийских), пятнадцать серебряных и пять бронзовых медалей на престижных спортивных соревнованиях страны и мира. В списке лучших учеников Тарасовой множество знаменитых имен: Оксана Грищук и Евгений Платoв, Ирина Рoднина и Вячеслав Зайцев, Наталья Бестемьянoва и Андрей Букин, Екатерина Гoрдеева и Сергей Гринькoв, японская фигуристка Маo Асада и многие другие.
Создала новое направление в фигурном катании. Общие принципы Тарасовской школы заключаются в следующем: это упорная работа на износ, с твердым настроем исключительно на победу.

Балетмейстер и телеведущая. Свою мечту о балете Татьяне Тарасовой удалось воплотить, создав в 1980-х годах свой ледовый театр «Все звезды». Здесь она была одновременно режиссером, тренером и балетмейстером.
С 2005 года Тарасову назначают тренером-консультантом Федерации фигурного катания РФ. В 2006 году начинается работа на телевидении, на Первом Канале: в качестве председателя жюри программы Тарасова принимает участие в знаменитом проекте «Ледниковый период».Татьяна Анатольевна Тарасова носит звание Заслуженного деятеля искусств России, а также мастера спорта СССР международного класса. Среди ее наград присутствуют два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Дружбы народов», орден «Знак Почета», орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. За создание собственного направления в фигурном катании, ставшем мировым эталоном российской школы фигуристов, в 2007 году удостоена национальной премии «Россиянин года». Является членом Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

Корней Чуковский

(1882-1969)

Биография

Корней Чуковский

Корней Иванович Чуковский  появился на свет 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге.  Прославился как детский писатель, поэт, литературовед, критик, мемуарист, лингвист и переводчик. 
Мать Корнея Ивановича была полтавской крестьянкой и прислуживала в доме отца Чуковского – Эммануила Соломоновича Левенсона. Кроме Корнея, Екатерина Осиповна Корнейчукова родила Левенсону и дочь Марусю, однако сразу после рождения сына, Эммануил Соломонович женился на женщине из высшего общества, и мать будущего поэта была вынуждена уехать в Одессу, где и прошли детские годы Чуковского. 
Некоторое время он учился в одесской гимназии, но так и не завершил обучение: его отчислили из-за «низкого» происхождения. Несмотря на это, юноша не оставлял свое увлечение литературой, и уже в 1901 году в «Одесских новостях» была размещена его первая статья. Вскоре Чуковский самостоятельно выучил английский язык и на всю жизнь увлекся произведениями английских авторов. В 1903 году, как единственный сотрудник «Одесских новостей» владеющий английским языком, Корней Иванович был послан корреспондентом в Лондон, где и продолжил совершенствовать свое образование в Библиотеке Британского музея. 
В 1916 вышла его первая детская сказка «Крокодил». На рубеже 20-х годов Чуковский с Е. Замятиным занимался руководством англо-американского отдела горьковской коллегии «Всемирная литература». Переводил работы Марка Твена, О. Генри, Честертона и других английских авторов. 
Корней Чуковский посвятил немало времени литературной деятельности Н. А. Некрасова. Писатель опубликовал несколько десятков статей о Некрасове и написал книги «Мастерство Некрасова» и «Рассказы о Некрасове». 
Самую большую известность Корней Иванович Чуковский получил в качестве детского поэта. Многие поколения детей выросли на его сказках «Тараканище» (1923), «Телефон» (1926), «Мойдодыр» (1923), «Краденое солнце» (1927), «Муха-Цокотуха» (1924), «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925) и прочих. Также он высказывал свои наблюдения за тем, как дети обучаются русскому языку в известной книге «От двух до пяти», которая только при жизни автора выдержала 21 издание.
В 1962 году Оксфордским университетом Корнею Ивановичу была присуждена степень Доктора литературы. В том же году писатель получил Ленинскую премию.
Последние годы своей жизни Чуковский провел в своем загородном доме в Переделкино. Выступал со статьями-эссе о Б. Пастернаке, А. Ахматове, М. Зощенко и многих других. Автор часто проводил встречи с детьми и устраивал им праздники на природе «Здравствуй, лето!», а также «Прощай лето!». На даче в Переделкино, где жил поэт, теперь открыт музей, посвященный его творчеству.
Корней Иванович Чуковский ушел из жизни 28 октября 1969 года.

6. Подведение итогов:

 Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Сегодня каждый из вас показал свои способности, но я  думаю, что вы и дальше будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно- технического прогресса, старайтесь сделать больше и лучше. И тогда успех найдет вас, и вы уверенно распахнете нужную для вас  дверь в этот удивительный мир- мир профессий!

В завершение родительского собрания все родители получают памятки.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческие достижения обучающихся ( участие в конкурсах) Количество конкурсов / участников Количество призеров/ % от количества участников Количество конкурсов / участников Уровень участия 2013-2014 уч.год 2014 г. (сентябрь - декабрь) Поселковый 5 35 8 22% 3 12 2 Муниципальный 14 101 11 10% 4 55 6 Округ 4 29 - - 3 36 ? Федеральный 6 17 4 23% 15 42 17 Международный 4 26 5 19% 3 30 ? ИТОГО 33 208 28 13%

Слайд 2

Основы выбора профессии Вот лучший совет, который можно дать юношеству: "Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить". К. Уайтхорн,

Слайд 3

I-IV классы Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии V-VII классы Формирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных интересов и предварительного выбора будущей профессии VIII-IX классы Формирование профессионального самосознания и осознанного профнамерения X-XI классы Формирование профессионального стремления и готовности к его реализации Этапы профессионального самоопределения 3

Слайд 4

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы: Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента? Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери )? Кем хочет стать Ваш ребенок? Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)? Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок? Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий? Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка? . - - 4

Слайд 5

5

Слайд 6

Формула выбора профессии

Слайд 7

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день. Первый фактор « Хочу »

Слайд 8

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Второй фактор «Могу»

Слайд 9

Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. Третий фактор «Надо» 9

Слайд 10

Формула выбора профессии

Слайд 11

Классификация профессий.

Слайд 12

Тип профессий Ведущие предметы труда Человек- человек социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек- техника техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек- знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек- природа растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек- художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов) Ведущие предметы труда в типах профессий

Слайд 13

Отождествление учебного предмета с профессией Выбор профессии «за компанию» Выбор престижной профессии Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах Выбор профессии под давлением родителей Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии Типичные ошибки при выборе профессии :

Слайд 14

1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии. 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. 4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. 6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась. 8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках… 10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Слайд 15

Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий или какую дверь открыть

Мир профессий или какую дверь открыть...

Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?

Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, вы­брать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отно­шению к миру професс...

Презентация к устному журналу "Мир профессий, или Какую дверь открыть?"

Приложение к одноимённой работе по профориентации....

Устный журнал "Мир профессий, или Какую дверь открыть?"

Кем быть? Возможные перспективы профессионального самоопределения учащихся....

«Мир профессий, или какую дверь открыть?»

Материал знакомит родителей с основными принципами выбора профессии подростками...

Мир профессий или какую дверь открыть?

Презентация к открытому мероприятию "Мир профессий или какую дверь открыть?"Форма проведения- интеллектуальный ринг...

" Мир профессий или, какую дверь открыть?"

Выбор профессии является осознанным лишь в том случае, если окончательное решение является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид осознает необходимость подготовки к вы...