Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография в студии эстрадной песни"
рабочая программа на тему

Берсенева Ирина Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ » предназначена для детей девятого года обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

                                                                

 

                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ »        

        возраст учащихся – 15-18 лет

срок реализации – 1 год

        вид программы: модифицированный

        педагог: Волошина Ирина Александровна

станица Калининская

2014 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности  для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга.

Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний: опорно-двигательной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.

Благодаря систематическому хореографическому и вокальному образованию обучающиеся  приобретают общую эстетическую культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию прекрасного – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии в студии эстрадной песни.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Отличительной особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.  

Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время  велика значимость не только социального заказа на образовательные услуги  в области дополнительного образования родителей и детей, но и комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях.

Цель программы:

Развитие вокально-хореографических, музыкально-творческих способностей и эмоционального мира, обучающихся через приобщение к различным видам танцевальных направлений в студии эстрадной песни.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

Развивающие:

- развить познавательную, эстетическую, нравственную культуру поведения обучающихся через приобщение к хореографическому искусству;

- развить коммуникативные способности.

Воспитательные:

- формировать духовные ценности, приобщать к нравственным идеалам;

- введение обучающегося в мир традиционной культуры России и народов мира;

- воспитать культуру движения.

Программа помогает раскрыть возможности и творческие способности каждого ребенка, приобщает к ценностям общечеловеческой культуры.

Режим занятий: согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.4.4.1251-03 от 03.04.2003 года, 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.

Настоящая программа предназначена для обучающихся 9 года обучения в студии эстрадной песни и рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся от 15 до 18 лет.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом рациональной и доступной системы методов и приемов обучения.

В ходе образовательного процесса сочетаются различные методики обучения. В данной программе используются теоретические идеи, методики и разработки авторов: В.П. Сердюков, С.Е. Бахто, А.А. Борлов «Программа для хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», Л.С. Шабакаева «Программа вокально-хореографического кружка «В мире искусства»»,       В.В. Кондратова «Программа вокально-хореографического ансамбля». Применяются следующие принципы обучения: доступность, последовательность, сотрудничество, дифференциация и индивидуализация.

Основной формой обучения является групповое занятие.

Для успешной реализации программы необходимо:

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности, педагогические методы и приемы.
  2. Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные материалы.
  3. Дидактическое обеспечение: плакаты с позициями ног и рук.
  4. Материально-техническое обеспечение:

а) хореографический класс;

б) фортепиано, музыкальный центр;

в) специальная литература.

5.          Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.

Предполагаемые результаты:

По окончании учебного года обучающиеся смогут знать:

- названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, бального и народного направления);

- знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;

Уметь:

- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

- следить за правильным  положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;

- выполнять основные элементы эстрадного, бального и народного танцев: движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений;

- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки,

- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.

Формы подведения итогов обучения: открытое занятие, концертная деятельность, творческий отчет коллектива.

Для контроля знаний и умений по всем основным темам программы, применяется следующий механизм отслеживания результатов обучения:

- блиц-опросы по итогам каждого занятия;

- наблюдение;

- открытые занятия;

- концертная деятельность.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Критерий

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

1.

Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма

- музыкально исполняет движения;

- развито чувство ритма;

- чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания;

- ощущает построение музыкальной фразы;

- схватывает характер счета;

- легко справляется с ритмическими заданиями;

- безошибочно вступает на нужной доле музыкального такта;

- движения гармонично сливаются с музыкой;

- танцует красиво и ритмично.

- достаточно музыкально и ритмично исполняет движения;

- ощущает построение музыкальной фразы;

- схватывает характер счета;

- несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в музыке;

- движения не всегда совпадают с музыкой.

- слабо владеет музыкально-ритмическими навыками;

- не чувствителен к темпу, ритму, фразировке мелодий;

- движения неуверенны, часто в «разрез» с музыкой;

- не умеет самостоятельно вступить в нужной доле такта.

2.

Уровень развития координации тела и движений

- при маршировке корпус держит прямо, шаг четкий, правильная отмашка рук;

- свободно справляется со сложными движениями;

- марширует уверенно и красиво.

- достаточно правильно координирует свои движения;

- точно и уверенно выполняет простые маршевые движения;

- марширует не совсем красиво, корпус не подтянутый, отмашка рук вялая.

- не умеет координировать свои движения;

- маршируя, не владеет принципом «противодвижения»;

- корпус наклоняет вперед, шаг неуверенный, отмашка рук неправильная.

3.

Уровень сформированности собранности, умение концентрировать свое внимание

- предельно собранный и внимательный;

- точно и музыкально выполняет движения;

- владеет умением концентрировать свое внимание.

- может быть собранным и внимательным;

- движения выполняет правильно, согласно своему счету;

- недостаточно владеет умением сосредоточиться, часто отвлекается.

- несобранный, внимание рассеянное;

- редко справляется с выполнением задания самостоятельно;

- не владеет умением концентрировать свое внимание.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование дисциплин, разделов, тем

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Эстрадный танец

20

2

18

3.

Народно-сценический танец

14

2

12

4.

Работа над репертуаром

34

-

34

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

7

65

        

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Вводное занятие                 2 часа

Теоретические сведения: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.

  1. Эстрадный танец         20 часов

Теоретические сведения:

- история появления и значение джаз-модерн танца;

- понятие о средствах выразительности: пластика, образ, характер;

- особенности исполнения джаз-модерн танца.

Практические занятия:

- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно джаз-модерн танцу;

- комбинации и основные элементы современного танца;

- переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические  упражнения.

  1. Народно-сценический танец                14 часов

Теоретические сведения:

- значение данного направления хореографии;

- особенности исполнения женской партии в народно-сценическом танце;

- особенности и отличительные черты каждой национальности.

Практические занятия:

- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно народно-сценическому танцу;

- этюды народно-сценического танца различных национальностей;

- переходы и рисунки в усложнённых вариантах.

  1. Работа над репертуаром                34 часа

Практические занятия: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Итоговое занятие         2 часа

Итоговое занятие проводится по форме открытого урока, где обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учитывая, что в студию эстрадной песни принимаются дети без специального отбора и, соответственно, без хореографической подготовки, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки.

    Обучающиеся во время обучения хореографии в студии эстрадной песни получают представление о выразительности танцевальных движений, отражающих характер песни, стремятся к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле и грации. Обучающиеся 9 года обучения получают также общие сведения об искусстве танца и песни, как одного целого. Занимаясь в студии, воспитанники не делятся на поющих и танцующих. Они все поют и танцуют. Сочетание вокала и хореографии способствует всестороннему развитию обучающихся.

      На занятия дети приходят в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбки, мальчики – шорты и майки. Обувь – тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.

     Для продуктивного образовательного процесса в классе имеется фонотека и видеотека. Для выступлений, согласно каждой композиции, имеются костюмы и танцевальная обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, балалайки и т.д.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; 
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики: 
-  принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; 
-  принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; 
-  принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений; 
-  принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; 
-  принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
-  принцип доступности и посильности; 
-  принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы: 
• комментирование; 
• инструктирование; 
• корректирование.

Если учащийся занимается самообразованием, то в помощь ему педагог предлагает инструктивно-технологическую карту, где имеется анализ содержания каждого танца, краткие, чёткие указания и рекомендации о правильном выполнении элементов и способах самоконтроля.

Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это  гарант достижений учащимися знаний, умений, навыков, обозначенных в программе. Для реализации программы необходимо:

1. На занятиях использовать систему творческих заданий.

2. Совершенствовать технику исполнения танца.

3. Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.

4. В процессе обучения использовать различные приёмы для обучения танцам в вокальном коллективе, использовать видео материал, наглядные пособия.

Прогнозирование результатов

Занятия в студии формируют, развивают и воспитывают такие способности и качества ребёнка как: музыкально-танцевальные, физические, коммуникативные, эмоционально-волевые, организаторские, творческие, познавательные.

По окончании 9 года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

- знание позиций ног и положений рук;

- знание манеры исполнения национальных танцев;

- знание особенностей исполнения различных направлений;

- умение исполнять основные движения и комбинации народно-сценического, эстрадного и бального танцев;

- умение исполнять переходы и рисунки в усложнённых вариантах.

Обучающиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения об искусстве танца, его особенностях, представление о выразительности танцевальных движений в ходе исполнения песни, которые отражают внутренний мир человека.

Занятия обучающихся вокалом и параллельно хореографией дают хороший результат развития чувства ритма. Но это задача не из легких, поэтому требует большей самоотдачи обучающегося. Работа над соединением этих двух видов искусства начинается с первого урока и продолжается на протяжении всего процесса обучения.

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2006 г.
  2.  Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.
  3. Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2007 г.
  4.  Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2009 г.
  5. Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
  6. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2005 г.
  7. Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2008 г.
  8.  Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». С-Петербург 2006 г.

Литература для обучающихся:

  1. Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва 2005 г.
  2.  Детская энциклопедия «Балет», Москва 2010 г.
  3.  Детский хореографический журнал «Студия Пяти па» 2010 г.
  4.  Проспект «Национальное шоу России», 2012 г.
  5. Проспект «35 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография в студии эстрадной песни" на 2018-2019 учебный год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ»      предназначена для детей, основным видом деятельности которых яв...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изо студия»

Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и дух...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "ИЗО - студия "Радуга цвета"

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, ...

Внешняя рецензия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "ИЗО-студия "Радуга цвета"

Рецензия на программу выдана преподавателем кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета П.Ф. Мулоновым....