Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография в студии эстрадной песни" на 2018-2019 учебный год
рабочая программа по теме

Берсенева Ирина Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ»      предназначена для детей, основным видом деятельности которых является вокальное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voloshina_programma_2018.docx99.42 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                            Утверждаю

педагогического совета                                Директор  ДДТ

от «31» августа  2018г.                                 __________Н.П.Косик

Протокол №1        Приказ № 126

                                                                                         от   «01» сентября  2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы (общее количество часов): 5 лет (720 часов)

Возрастная категория: от 8 до 18 лет

Вид программы: модифицированная

                                                                              Автор-составитель:

                                                                   Волошина Ирина Александровна,

                                                                   педагог дополнительного образования

ст.Калининская

2014/2018

  1. Комплекс основных характеристик образования:

                объем, содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка

Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются в дополнительном образовании (ФЗ ст.2, п.14). Это позволяет самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи. Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Проблема XXI века – рост количества детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, а причинами ухудшения здоровья служат: экология, статичные формы организации образовательного процесса, питание, психологические нагрузки, малоподвижный образ жизни, повышенная утомляемость, поэтому укрепление здоровья является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Хореографическое творчество, в свою очередь, учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний: опорно-двигательной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в студии эстрадной песни» имеет художественную направленность, нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению других видов творчества, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна определена тем, что занятия проводятся комплексно, помимо самой хореографии и постановки концертных номеров выполняются упражнения на развитие выразительности жестов и мимики, координации движений с речью и пением. Рассматриваются различные нюансы поведения на сцене и работы с микрофоном, так как данная программа является частью комплексной программы «Студия эстрадной песни» и составлена с учетом единовременной реализации трех программ: «Мир вокального искусства», «Хореография в студии эстрадной песни» и «Актерское мастерство» для  учащихся образцового детского коллектива студии эстрадной песни.

Актуальность программы характеризуется тем, что проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных детских объединений для одаренных и талантливых детей. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его индивидуальных возможностей.

Программа обеспечивает развитие творческих способностей учащихся посредством разработки и совершенствования технологий в преподавании хореографического творчества. Художественная деятельность положена в основу развития общих способностей, так как творчество является адекватным языком самоактуализации личности.

Педагогическая целесообразность:

- систематичность и последовательность. Для полноценного физического совершенствования необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях;

- оздоровительная направленность. Необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку, потенциал, психическое здоровье;

- доступность и индивидуализация. Данная программа рассчитана для всех учащихся студии, с учетом индивидуальных возможностей, способностей и навыков каждого. Создаются условия для развития и реализации выдающихся возможностей одаренных детей в привычной для него среде;

- гуманизация. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного отношения между педагогом и учащимися.

В процессе обучения и воспитания педагогом выявляется уровень и качество одаренности каждого учащегося. Поэтому основной идеей педагога является создание ситуации успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении и самореализации в контексте современной среды и современной культуры.

Суть программы «Хореография в студии эстрадной песни» заключается в том, что одаренность учащихся, проявляющаяся в процессе обучения и воспитания, оценивается педагогом и развивается в ходе творческого процесса. Практика хореографического воспитания показывает, что учащиеся, имеющие задатки в области творчества не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в этом. Сольные выступления воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Программа направлена на работу с вокалистами и включает в себя различные направления танца: джаз-модерн, народно-сценический, бальный, эстрадный танцы и элементы фитнеса; развивающие и общеукрепляющие упражнения, способствующие обретению контроля над своим телом и дыханием; работу над пластикой; работу над концертными номерами.

Индивидуальностью данной программы является использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

Отличительной особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у учащихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.

В программе «Хореография в студии эстрадной песни» темы раздела «Сценическая практика» рассредоточены в течение всего учебного года. Это связано с тем, что концертные программы учреждения, района, края приурочены к конкретным праздничным дням.

Адресат программы: в студию эстрадной песни принимаются все желающие дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья,   прошедшие стартовую диагностику с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей, предоставившие определенный пакет документов: заявление родителей о приеме в детское объединение, справка о состоянии здоровья учащегося, копия свидетельства о рождении или копия паспорта, согласие родителей на обработку персональных данных.

Настоящая программа ориентирована на детей от 8 до 18 лет.

Уровень программы – базовый. По причине отсутствия программы углубленного уровня, рекомендована программа углубленного уровня «Путь к совершенству» (хореография) – педагог дополнительного образования ДДТ ст.Калининской Бублик Маргарита Яковлевна.

Объем данной программы составляет 720 часов и срок освоения – 5 лет.

В группы второго и последующих лет обучения могут приниматься учащиеся, не прошедшие курс первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или другие испытания.

 Основания для отчисления из объединения: систематические пропуски занятий, нежелание учащихся заниматься в объединении, несогласие родителей, смена места жительства, медицинские противопоказания.

Форма обучения – очная.

Режим занятий: согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 года, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 144 часа в год.

Для учащихся 1 года обучения (8-12 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2 раза (2 академических часа). Итого – 144  часа в год.

Для учащихся 2 года обучения (9-13 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2 раза (2 академических часа). Итого – 144  часа в год.

Для учащихся 3 года обучения (10-14 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2 раза (2 академических часа). Итого – 144  часа в год.

Для учащихся 4 года обучения (13-15 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2 раза (2 академических часа). Итого – 144  часа в год.

Для учащихся 5 года обучения (15-18 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2 раза (2 академических часа). Итого – 144  часа в год.

Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха.

Особенностью организации образовательного процесса является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом.

 Состав групп – постоянный. Наполняемость групп  – не менее 10 человек. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные.

Содержанием программы предусмотрены мастер-классы, концерты, конкурсы, тренинги, творческие отчеты.

Цель программы:

Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации  к хореографическому творчеству.

Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:

образовательные:

- привитие учащимся культуры, свободы, выразительности движений;

- получение теоретических, практических знаний, умений, навыков, необходимых для артиста (танцора);

- обучение выразительному движению в соответствии с образом и характером;

- обучение основам импровизации;

личностные:

- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; активной жизненной позиции;

- развитие эстетической, нравственной культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому творчеству;

- воспитание лидерских, морально-волевых качеств;

- способствовать развитию коммуникативных способностей.

- формирование потребности        в     соблюдении здорового образа жизни, укрепления здоровья;

- введение учащегося в мир традиционной культуры России и народов мира;

метапредметные:

- формирование духовных ценностей, приобщение к нравственным идеалам;

- воспитание интереса к занятиям хореографией;

- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в ходе образовательного процесса.

Выполнение программы рассчитано на четыре года, или четыре этапа  обучения.

   Первый этап (первый год обучения). Цель - увлечь учащихся  хореографическим творчеством. Задачи - выявить индивидуальные склонности детей к данному виду деятельности, привить увлеченность к занятиям, дать начальные знания по хореографии, безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку влиться в коллектив; пробуждение интереса к приобретению специальных знаний и умений. Работа на первом этапе приводит к формированию устойчивых представлений о хореографическом творчестве.

   Второй этап (второй год обучения) - увеличение физических нагрузок, более  углубленное изучение ранее пройденного материала, начинается введение в специализацию.

   Цель этапа - развить интерес детей и лидерские способности. Задачи - сохранить увлеченность к занятиям, дать более глубокое понимание пройденного материала. Программа второго года обучения нацелена на дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий. Особое внимание уделяется не только привитию детям двигательных навыков, но и проявлению актерских способностей, умению работы в концертно-массовых мероприятиях.

           Работа на третьем этапе (третий год обучения) определяет целью развитие увлеченности выбранной областью занятий, закрепление интереса к особенностям хореографического творчества, задачи – развитие творческих способностей, эстетического вкуса и стиля; развитие выносливости и силы.

Четвертый этап (четвертый год обучения) – целью является развитие устойчивой увлеченности хореографическим творчеством, закрепление интереса к особенностям хореографического творчества через импровизацию, проявление собственных сочинительских способностей.

Пятый этап (пятый год обучения) – целью является формирование устойчивой мотивации к самовыражению в хореографическом творчестве и профильному самовыражению через импровизацию, проявление собственных сочинительских способностей.

Данная программа, ее содержание, концепция – результат педагогического труда, она неоднократно модернизировалась с учетом накопленного практического опыта, современных нормативных требований.


Учебный план

Первый год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

диагностика физического развития,

мониторинг творческих способностей

2.

Азбука музыкального движения

54

5

49

блиц-опрос

3.

Играя, танцуем

36

2

34

наблюдение

4.

Работа над репертуаром

44

-

44

наблюдение

5.

Сценическая практика

6

2

4

наблюдение

6.

Итоговое занятие

2

-

2

блиц-опрос

Итого:

144

11

133

Второй год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2.

Эстрадный танец

48

2

46

блиц-опрос

3.

Народно-сценический танец

32

2

30

блиц-опрос

4.

Работа над репертуаром

48

-

48

наблюдение

5.

Сценическая практика

12

-

12

наблюдение

6.

Итоговое занятие

2

-

2

отчетный концерт

Итого:

144

6

138

Третий год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2.

Эстрадный танец и элементы фитнеса

38

4

34

блиц-опрос

3.

Основы джаз-модерн танца

30

2

28

блиц-опрос

4.

Народно-сценический танец

14

-

14

блиц-опрос

5.

Работа над репертуаром

42

-

42

наблюдение

6.

Сценическая практика

16

-

16

наблюдение

7.

Итоговое занятие

2

-

2

отчетный концерт

Итого:

144

8

136

Четвертый год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2.

Джаз-модерн танец

28

-

28

блиц-опрос

3.

Бальный танец

24

2

22

блиц-опрос

4.

Перевоплощение в артиста

20

2

18

диагностика физического развития, мониторинг творческих способностей

5.

Работа над репертуаром

42

-

42

наблюдение

6.

Сценическая практика

26

-

26

наблюдение

7.

Итоговое занятие

2

-

2

отчетный концерт

Итого:

144

6

138

Пятый год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

наблюдение

2.

Джаз-модерн танец

28

-

28

блиц-опрос

3.

Бальный танец

24

2

22

блиц-опрос

4.

Скульптура тела артиста

20

2

18

диагностика физического развития, мониторинг творческих способностей

5.

Работа над репертуаром

42

-

42

наблюдение

6.

Сценическая практика

26

-

26

наблюдение

7.

Итоговое занятие

2

-

2

отчетный концерт

Итого:

144

6

138


Содержание учебного плана

Первый год обучения

  1. Вводное занятие                 2 часа

Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ. Диагностика физического развития каждого учащегося, работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся.

  1. Азбука музыкального движения         54 часа

Теория:

- музыкальное вступление, драматургия хореографического произведения;

- музыкальная фраза;

- понятие о графическом рисунке данного танца;

- понятие о средствах выразительности: темп, динамика движения, характер;

- понятие о жанрах: марш, вальс, полька, полонез, галоп, детские, народные, колыбельные песни;

- основные понятия и термины хореографического творчество;

- блиц-опрос всех учащихся по итогам раздела.

Практика:

- основные положения головы, рук, корпуса и ног;

- шаги, прыжки, подскоки в ритме различных жанров;

- отражение в движении ритмической пульсации;

- танцевальные переходы и рисунки;

- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические  упражнения;

- пластика тела, согласно динамическим оттенкам музыки;

- пространственные музыкальные упражнения;

- музыкально-подвижные игры на определение динамики музыкального произведения;

- работа с тестами.

  1. Играя, танцуем                 36 часов

Теория:

- сложность и особенность совмещения слов с логической постройкой действия;

- наложение творческого образа на танцевальные движения.

Практика:

- ходьба и бег в разных характерах и образах;

- прыжковые движения с продвижением и на месте, прямой галоп, подскок;

- образно-танцевальные комбинации и этюды;

- игровой самомассаж и массаж в паре;

- работа с воображаемым предметом;

- игротанцы: хореографические упражнения с атрибутами;

- игры потешки - общеразвивающие упражнения для пальчиков; «Стихи с движениями».

  1. Работа над репертуаром                44 часа

Практика: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Сценическая практика                 6 часов

Просмотр и анализ видеоматериалов концертов детских коллективов.

  1. Итоговое занятие         2 часа

Итоговое занятие проводится по форме открытого урока, где учащиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год. Блиц-опрос учащихся по итогам года.

Второй год обучения

  1. Вводное занятие                 2 часа

Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.

  1. Эстрадный танец         48 часов

Теория:

- история появления и значение эстрадного танца;

- понятие о графическом рисунке данного танца;

- особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер;

- блиц-опрос учащихся по итогам раздела.

Практика:

- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно эстрадному танцу;

- развитие изоляции частей тела в ходе выполнения комбинаций;

- развитие координации тела в ходе выполнения комбинаций;

- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические  упражнения;

- снятие мышечных зажимов;

- стилевые упражнения на развитие темпоритмических рисунков;

- типы импульса, сила импульса, скорость импульса;

- образно-стилевые хореографические этюды;

- понятие «внутренняя жизнь».

  1. Народно-сценический         танец        32 часа

Теория:

- значимость народно-сценического танца;

- особенности эмоциональной окраски при исполнении танцев различных национальностей;

- блиц-опрос о народно-сценическом танце.

Практика:

- комбинации и основные элементы татарского танца, эмоциональная окраска данного танца;

- переходы и рисунки;

- народно-сценический танец – массовый танец;

- развитие пластики тела: наклоны, прогибы, выпады;

- ритмические рисунки ногами на смену музыки;

- этюд, основанный на комбинациях татарского танца.

  1. Работа над репертуаром                48 часов

Практика: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Сценическая практика                12 часов

Культура поведения за кулисами и на сценической площадке.

  1. Итоговое занятие         2 часа

Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки по итогам учебного года.

Третий год обучения

  1. Вводное занятие                 2 часа

Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.

  1. Эстрадный танец и элементы фитнеса                38 часов

Теория:

- особенности подачи и исполнения элементов эстрадного танца;

- понятие о графическом рисунке данного танца;

- характер музыкального сопровождения эстрадного танца;

- блиц-опрос учащихся о синтезе эстрадного танца и фитнеса.

Практика:

- силовые упражнения на все группы мышц;

- эпизоды кардиотренировок;

- комбинации с использованием изоляции, координации и полицентрии;

- синхронность при групповом исполнении постановок в современном стиле;

- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические  упражнения;

- художественное восприятие музыки, ее оценка.

  1. Основы джаз-модерн танца                30 часов

Теория:

- история появления и значение данного направления хореографии;

- понятие о графическом рисунке данного танца;

- особенности и отличительные черты джаз-модерн танца от других направлений хореографии;

- блиц-опрос по итогам изучения данного раздела.

Практика:

- комбинации и основные элементы джаз-модерн танца;

- переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- свинговые комбинации для укрепления позвоночного столба;

- кросс, развитие скорости движений;

- сочетание изоляционных центров;

- стилевая окраска танцевальных элементов.

  1. Народно-сценический танец                14 часов

Практика:

- комбинации и основные элементы русского народного танца, эмоциональная окраска данного танца;

- переходы и рисунки;

- трансформация хореографии русского народного танца – стилизация;

- элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца;

- блиц-опрос.

  1. Работа над репертуаром                42 часа

Практика: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Сценическая практика                16 часов

Устройство сцены: арьерсцена, колосники, планшет, авансцена, «карман», кулисы, декорации, одежда сцены и другое.

  1. Итоговое занятие         2 часа

Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, приобретенные за учебный год.

Четвертый год обучения

  1. Вводное занятие                2 часа

Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.

  1. Джаз-модерн танец                28 часов

Практика:

- положения торса, рук и ног – contraction, release;

- глубокая работа с мышцами разных частей тела – изоляция;

- координация движений плечевого пояса и пелвиса (тазобедренной части);

- применение в комбинации элементов: спираль торса, повороты, contraction;

- шаги и шаговые дорожки в модерн-джаз манере;

- шаги и шаговые дорожки в мюзикл-комеди-джаз манере;

- элементарная импровизация в стиле джаз;

- блиц-опрос учащихся по итогам освоения данного раздела.

  1. Бальный танец                24 часа

Теория:

- история появления и значение данного направления хореографии;

- особенности европейской и латиноамериканской программ;

- блиц-опрос.

Практика:

- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно бальному танцу;

- связки и основные элементы европейской и латиноамериканской программ;

- парное исполнение готовых постановок;

- шаговые дорожки европейской программы;

- основные шаги ча-ча-ча, самбы и румбы;

- вращения, повороты в стиле латиноамериканской программы.

  1. Перевоплощение в артиста                20 часов

Теория: Важность и особенность раскрепощения себя в жизни и на сцене. Секрет успеха артиста – ощущение «легкости» на публике.

Практика:

- тренинги на внезапность, раскрепощение, воображение;

- примерка ситуаций разного характера на себя;

- взаимодействие артиста и зрителя;

- сюжетный этюд с ярко выраженными характерами учащихся и демонстрацией индивидуальных физических возможностей;

- диагностика физического развития каждого учащегося;

- работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся.

  1. Работа над репертуаром                42 часа

Практика: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Сценическая практика                26 часов

Практика: Законы сцены: направление движения, время, пространство, законы бытия, особенности взаимодействия артиста и зрителя.

  1. Итоговое занятие                2 часа

Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, в результате освоения данной программы.

Пятый год обучения

  1. Вводное занятие                2 часа

Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.

  1. Джаз-модерн танец                28 часов

Практика:

- полицентрия – движения в различных ритмических рисунках;

- изоляция – глубокая работа с мышцами разных частей тела;

- координация движений грудной клетки и пелвиса (тазобедренной части);

- применение в комбинации элементов: свинг, спираль торса, повороты, contraction;

- шаги и шаговые дорожки в манере Бродвей;

- импровизация в стиле джаз;

- блиц-опрос учащихся по итогам освоения данного раздела.

  1. Бальный танец                24 часа

Теория:

- история появления и значение данного направления хореографии;

- особенности европейской и латиноамериканской программ;

- блиц-опрос.

Практика:

- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно бальному танцу;

- связки и основные элементы ча-ча-ча, самбы, вальса и румбы;

- шаговые дорожки латиноамериканской программы;

- вращения, повороты в стиле латиноамериканской программы.

  1. Скульптура тела артиста                20 часов

Теория: Важность воспитания выносливости организма учащихся. Воздействие физических нагрузок на строение тела и здоровье организма.

Практика:

- комплекс силовых и аэробных упражнений;

- кардио упражнения: бег, прыжки, подскоки;

- воспитание выносливости по средствам выполнения комплекса упражнений;

- диагностика физического развития каждого учащегося;

- работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся.

  1. Работа над репертуаром                42 часа

Практика: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.

  1. Сценическая практика                26 часов

Практика: Выразительность и индивидуальность каждого артиста в сольном и ансамблевом исполнении творческого номера.

  1. Итоговое занятие                2 часа

Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, в результате освоения данной программы.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- знать о роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;

- владеть профессиональной терминологией на французском и английском языках;

- знать отличительные особенности направлений танца: эстрадного, бального, джаз-модерн и народно-сценического.

- уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

- следить за правильным  положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;

- владеть основами импровизации;

- выполнять основные элементы эстрадного, бального и народного танцев: движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений;

- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки;

- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.

Личностные результаты:

- сформированы навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и отстаивания своей жизненной позиции;

- сформированы эстетическая, нравственная культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому творчеству;

- приобретены  лидерские, морально-волевые качества, уважения к                                национальным традициям; умения отстаивать свое мнение;

- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.

Метапредметные результаты:

- освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми);

  • приобретены навыки аналитического мышления, умения характеризовать явления, события, давать им и собственным действиям, результатам своего труда объективную оценку  на основе полученных знаний и опыта;
  • сформированы духовные ценности и нравственные идеалы;

- сформировано аналитическое мышление, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в ходе образовательного процесса.

2. Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

1 год обучения: -

2 год обучения: 05.09 – 30.05

3 год обучения: 06.09 – 30.05

4 год обучения: 05.09 – 30.05

5 год обучения: 05.09 – 30.05

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

-

Место проведения занятия

СОШ №1, корп.2, каб.1

Режим занятий

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

4 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа

5 год обучения: 2  раза в неделю по 2 часа

Форма занятий

групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом

Сроки контрольных процедур

начало, середина, конец учебного года

Сроки конкурсов, фестивалей

февраль, март, май

Участие в концертных программах

Праздники, посвященные Дню матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню станицы Калининской и Калининского района, Международному женскому Дню, поездки в воинскую часть и в детский лагерь х.Греки и др.

Календарный       учебный     график    составляется   отдельно на каждую учебную группу.

В 2018 – 2019 учебном году календарный учебный график первого года обучения и второго года не актуален, так как набор детей не осуществляется.


Условия реализации программы

Практический опыт многолетней работы показывает, что в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и  для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.

1. Кадровое обеспечение:

Педагог,  работающий по данной программе,  должен обладать профессиональными знаниями в хореографическом творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

2. Материально-техническое обеспечение:

Помещение, в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 – 3 кв.м. на одного человека. Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, USB накопитель, диски с аудиозаписями.

3. Информационное обеспечение:

Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет источники.

Важным условием для реализации данной программы является синтез трех образовательных программ и работа специалистов узкого профиля в студии эстрадной песни: хореографа, режиссера, вокалиста и звукооператора.

Формы аттестации

 Формы аттестации: открытое занятие, блиц-опросы, концертная деятельность, творческий отчет коллектива, видео- и фото- материалы. 

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением,  устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Аттестация проводится с целью установления:

- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Проводятся:

  • входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
  • текущая диагностика  по завершении занятия,  темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
  • промежуточная, проводимая  по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;
  • итоговая, проводимая по завершении изучения курса  программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов зачетных листов, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д.

Результаты представляются в личной карточке учащегося (таблица №1).

Критерии

оценок

Качество выполнения элементов в танце

Синхронность и техника исполнения

Развитие навыков

Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма

Уровень развития координации тела и движений

Участие в концертах и конкурсах

Ф И О

Таблица № 1

Формы и виды контроля

Критерий

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

1.

Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма

- музыкально исполняет движения;

- развито чувство ритма;

- чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания;

- ощущает построение музыкальной фразы;

- схватывает характер счета;

- легко справляется с ритмическими заданиями;

- безошибочно вступает на нужной доле музыкального такта;

- движения гармонично сливаются с музыкой;

- танцует красиво и ритмично

- достаточно музыкально и ритмично исполняет движения;

- ощущает построение музыкальной фразы;

- схватывает характер счета;

- несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в музыке;

- движения не всегда совпадают с музыкой

- слабо владеет музыкально-ритмическими навыками;

- не чувствителен к темпу, ритму, фразировке мелодий;

- движения неуверенны, часто в «разрез» с музыкой;

- не умеет самостоятельно вступить в нужной доле такта

2.

Уровень развития координации тела и движений

- при маршировке корпус держит прямо, шаг четкий, правильная отмашка рук;

- свободно справляется со сложными движениями;

- марширует уверенно и красиво

- достаточно правильно координирует свои движения;

- точно и уверенно выполняет простые маршевые движения;

- марширует не совсем красиво, корпус не подтянутый, отмашка рук вялая

- не умеет координировать свои движения;

- маршируя, не владеет принципом «противодвижения»;

- корпус наклоняет вперед, шаг неуверенный, отмашка рук неправильная

3.

Уровень сформированности собранности, умение концентрировать свое внимание

- предельно собранный и внимательный;

- точно и музыкально выполняет движения;

- владеет умением концентрировать свое внимание

- может быть собранным и внимательным;

- движения выполняет правильно, согласно своему счету;

- недостаточно владеет умением сосредоточиться, часто отвлекается

- несобранный, внимание рассеянное;

- редко справляется с выполнением задания самостоятельно;

- не владеет умением концентрировать свое внимание

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную  общеразвивающую программу «Хореография в студии эстрадной песни» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются почетные грамоты, разработанные заместителем директора по УВР и утвержденные директором ДДТ.

Методические материалы

Основной формой обучения является занятие. При этом используются беседы, дискуссии, встречи с артистами шоу-театров и балетов, концерты, упражнения, импровизация, конкурсы и фестивали, зачетные задания,  наблюдение, открытое занятие, презентация, тренинг и т.д..

В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей детей, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, приемы организации образовательного процесса.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 

  1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

5. Аналитический метод (сравнение и обобщение разученного материала).

В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» применяются следующие методы воспитания:

- стимулирование творческого потенциала и познавательной активности в области хореографического творчества и творчества в целом;

- мотивация к ведению здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся – приоритетному направлению на Кубани.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности,

-  любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов,

- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

         Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей:

-   по получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,

-  по закреплению знаний и умений,

- по обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося.

Особенности занятия по хореографии (в отличие от школьного урока): строится на не стандартизированном программном материале, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности учащихся. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной, с подведением итогов и рефлексией.

Структура занятия:

  1. Начальная организация, сосредоточение внимания, эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма учащихся к работе в основной части занятия.
  2. Основная часть делится на этапы: обучение – проработка – закрепление – контроль. Результат – формирование новых знаний, умений, навыков.
  3. Снижение физической нагрузки и рефлексия занятия, мониторинг знаний, умений, навыков и творческого развития.

Учитывая, что в студию эстрадной песни принимаются дети без хореографической подготовки, одной из задач хореографа является здоровьесбережение, укрепление здоровья учащихся и коррекция некоторых недостатков их физического развития. Поэтому одним из основных направлений работы является наблюдение за влиянием хореографического творчества на физическое состоящие детей.

Основными методами наблюдения за физическим развитием человека являются внешний осмотр (соматоскопия), измерения – антропометрия (соматометрия): формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и другое.

Теоретические и практические занятия  проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (раздаточный материал, тесты, анкеты, контрольные упражнения, личные карточки обучающегося и др.). Для продуктивного образовательного процесса в классе имеется фонотека и видеотека.

Используются интерактивные методики: коллективное решение творческих задач, ролевые игры, презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением, постановка эксперимента – импровизация, мастер-классы артистов балета профессиональных коллективов с практическим участием учащихся студии эстрадной песни. Особое внимание уделяется рефлексии.

Учащиеся получают представление о выразительности танцевальных движений, отражающих характер песни, стремятся к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле и грации. Учащиеся, занимаясь в студии, не делятся на поющих и танцующих. Они все поют и танцуют. Сочетание вокала и хореографии способствует всестороннему развитию учащихся. Для выступлений, согласно каждой композиции, имеются костюмы и танцевальная обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, балалайки и т.д.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом рациональной и доступной системы методов и приемов обучения.

В ходе образовательного процесса сочетаются различные методики обучения. В данной программе используются теоретические идеи, методики и разработки авторов: В.П. Сердюкова, С.Е. Бахто, А.А. Борлова «Программа для хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», Л.С. Шабакаева «Программа вокально-хореографического кружка «В мире искусства»»,       В.В. Кондратова «Программа вокально-хореографического ансамбля». Применяются следующие принципы обучения: доступность, последовательность, сотрудничество, дифференциация и индивидуализация.

Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у учащихся художественного восприятия через пластику; 

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 

  • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики: 
-  принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

 -  принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; 

-  принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений; 

-  принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

-  принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
-  принцип доступности и посильности; 

-  принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Приемы: 
• комментирование; 
• инструктирование; 
• корректирование.

Предусмотрено при реализации программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет», в печатном виде, в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения, на электронных устройствах, в наглядном виде.

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в объединении являются педагогические технологии обучения:

1. Здоровьесберегающие технологии.  Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для детей школьного возраста.

Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

Социальное здоровье:  на занятиях хореографией в доме детского творчества станицы Калининской вместе с учащимися мы находим положительные точки соприкосновения друг с другом, а также укрепляем собственное здоровое социальное поведение. Благодаря массовым мероприятиям учреждения достигается развитие чувства коллективизма, что формирует у учащихся чуткое и трепетное отношение друг к другу и к окружающим.

Духовно-нравственное здоровье: у учащихся формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества личности: вежливость, деликатность, чуткость, отзывчивость, честность, толерантность, дисциплинированность, трудолюбие и коммуникабельность. Воспитываются интерес к традициям и обычаям своего народа, чувство уважения старшего поколения; создается эмоционально благополучная атмосфера в объединении, где взаимоотношения построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок чувствует себя желанным и защищенным, благодаря привлечению учащихся к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, школы, дома детского творчества.

Интеллектуальное здоровье: учащиеся приспосабливаются правильно понимать поведение окружающих людей и друг друга. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Интеллект - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с окружающими людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Уровень интеллекта у учащихся повышается за счет употребления профессиональной терминологии на французском и английском языках. Также и физическая активность способствует повышению работоспособности головного мозга.

Чтобы укрепить психическое здоровье учащихся со стороны педагога проявляется интерес к делам учащихся; поощряется физическую активность, учитываются интересы каждого; прививается стремление к здоровому образу жизни; дается возможность реализовать себя творчески; проводятся беседы о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

Физическое здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей учащегося, учитывать состояние здоровья. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления возможно только при условии реализации единой программы о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья  детей в семье и учреждении образования. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений педагога с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. 

Формы работы с родителями:  родительское собрание (групповая консультация), индивидуальная консультация, открытое занятие, отчетный концерт, взаимодействие через интернет («Сетевой город. Образование», социальные сети, сайт педагога Волошиной И.А.), памятки для родителей и консультации по телефону.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в студии эстрадной песни: музыкотерапия, дыхательные практики, развитие мелкой моторики, ритмопластика, сказкотерапия, психогимнастика, игрогимнастика, релаксация.

1.1 Музыкотерапия: занятия хореографией проводятся под музыкальное сопровождение разного жанра. В свою очередь, классическая музыка сочетает в себе ритмическое и волновое воздействие. Она помогает гармонизировать внутренние ритмы. Кроме физического воздействия, музыка вызывает в душе бурю чувств и эмоций, также музыка способна влиять на настроение, частоту дыхания, артериальное давление, улучшает работу внутренних органов, избавляет от стресса и переутомления, служит профилактикой различных заболеваний, укрепляет иммунитет, нормализует работу нервной системы. А также музыка развивает чувство ритма.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Классическая музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно – психических заболеваний (по данным психотерапевта С. Мамулова). На занятиях звучат произведения следующих классиков: П.Чайковский, Е.Глинка, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Л.Бетховен, И.-С.Бах, И.Штраус, В.А.Моцарт, Л.Минкус и многих других.

1.2 Дыхательные практики являются неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствуя развитию и укреплению грудной клетки. На занятиях хореографией ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Благодаря тому, что каждая комбинация сопровождается правильным, размеренным дыханием, предупреждаются простудные заболевания, укрепляется дыхательная мускулатура, очищается слизистая оболочка дыхательных путей, улучшается самочувствие учащихся.

Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для увеличения выносливости.

1.3 Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет совершенствование тонкой моторики кистей и пальцев рук.

1.4 Ритмопластика – двигательные и коррекционные упражнения, благодаря которым происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция, произвольность движений и поведения. Это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

1.5 Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказка многогранна, как и сама жизнь, она несет в себе культуру, мировоззрение своего народа. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок воспринимает учебный материал легче и быстрее, учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности.

1.6 Психогимнастика – один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, поведенческих расстройств. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

1.7 Игрогимнастика – данная технология служит основой для освоения различных видов движений, таких как: строевые, общеразвивающие, а также на расслабление мышц и на укрепление осанки. Очень важно давать точные инструкции учащимся для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.

1.8 Релаксация – система приемов, способствующих глубокому мышечному расслаблению и внутреннему состоянию покоя. Релаксация экономит силы, которые обычно учащийся тратит на напряжение мышц и которые нет нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию «мышечного панциря»: гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.

2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. 

Данная технология позволяет организовать обучение в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае учащиеся  разбиваются на группы по  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты.  Основные принципы педагогики сотрудничества:

- учение без принуждения;                                                                                    

- право на свою точку зрения;  

- право на ошибку;                                                                                            

- успешность;                                                                                                      

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

3. Информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность студии эстрадной песни предполагает постановку вокально-хореографических постановок и проведение концертных выступлений. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет:                                                    

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку  музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;

- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

Компьютер даёт возможность воспитанникам:                                                        - эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета.

Кроме того, мной создан и ведется личный сайт, на котором отражены успехи, новости, фотоальбомы и отчеты о мероприятиях студии эстрадной песни.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

4. Технология проблемного обучения.  В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон хореографического творчества, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач.

В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного.

Разумный педагог доверяет учащемуся, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа.

Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического творчества.  

Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это  гарант достижений учащимися знаний, умений, навыков, обозначенных в программе. Для реализации программы необходимо:

1. На занятиях использовать систему творческих заданий.

2. Совершенствовать технику исполнения танца.

3. Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.

4. В процессе обучения использовать различные приёмы для обучения танцам в вокальном коллективе, использовать видео материал, наглядные пособия.

Занятия вокалом, актерским мастерством и параллельно хореографией дают хороший результат развития чувства ритма. Но это задача не из легких, поэтому требует большей самоотдачи учащегося. Работа над соединением этих трех видов творчества начинается с первого занятия и продолжается на протяжении всего процесса обучения.

Вышеизложенные принципы, формы, методы реализации программы делают ее привлекательной для детей, которые никогда потом не перестанут себя чувствовать причастными к творчеству.

Результаты реализации программы «Хореография в студии эстрадной песни» с 2014 года по 2018 год были представлены на методических объединениях ДДТ по итогам каждого учебного года. В 2015 году данная программа приняла участие и стала призером (III место) краевого конкурса «Учитель здоровья России – 2015». Состоялось обобщение опыта данной работы на межрайонных семинарах: в апреле 2015 года – в станице Калининской, в декабре 2016 – в станице Брюховецкой, в апреле 2017 – в станице Новоджерелиевской, - подтверждено сертификатами.

С 1999 года  студия эстрадной песни имеет звание «образцовый детский коллектив». Учащиеся студии эстрадной песни принимают активное участие и становятся призерами, победителями конкурсов разного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских и международных. Результативность участия учащихся в конкурсах отражена в реестре ДДТ и подтверждена грамотами и дипломами.

Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в студии эстрадной песни» обсуждается на методическом, принимается  на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. В соответствии  с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории.

Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

На сайте ДДТ размещена информация о реализуемой программе, численности учащихся по ней, материально-техническом обеспечении.

МБУ ДО ДДТ ст.Калининской приняты локальные  нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;

- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики, реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;

- правила внутреннего распорядка учащихся;

- положение  о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст.Калининской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);

-  положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Список литературы

- для педагога

  1. Алекс Мур «Техника европейских танцев», 2013 г.
  2. Алекс Мур «Техника латиноамериканских танцев», 2013 г.
  3. Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2006 г.
  4.  Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.
  5. Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2007 г.
  6.  Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2009 г.
  7. Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
  8. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2005 г.
  9. Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2008 г.
  10. Сборник приказов и документов министерства образования и науки «Вестник Образования России», Подольск, 2017 г.
  11. Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». С-Петербург 2006 г.

Законодательная  база:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным         программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  5. Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;  
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
  8. Устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
  9. Локальные акты ДДТ.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://horeograf.ucoz.ru
  2. madou219-kem.ucoz.ru
  3. terpsihora.net/index.php/uroki/…
  4. need4dance.ru
  5. det-center.ru
  6. horeografiya.com
  7. isadoradance.ru
  8. tanci-palitra.com.ua/programmy-i…
  9. https://pedsovet.org

- для детей и родителей:

  1. Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва, 2005 г.
  2.  Детская энциклопедия «Балет», Москва, 2010 г.
  3.  Детский хореографический журнал «Студия Пяти па», 2015 г.
  4. Журнал «PROТАНЕЦ», Москва, 2017 г.
  5.  Проспект «Национальное шоу России», 2012 г.
  6. Проспект «45 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению" (на 2014-15 учебный год)

Данная програма имеет ознакомительный уровень 1-й ступени. По программе проходит обучение учащихся 1-4 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету сольфеджио для эстрадного пения....

План реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Кемерово на 2018-2019 учебный год

Целью  плана реализации программы духовно-нравственного воспитания школы в 2018- 2019 учебном году является:  укрепление и совершенствование нравственных основ личности обучающихся для их ус...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"

Программа направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, на базе современного танца....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (студия военно-исторической реконструкции) «Храбрые сердцем»

Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традиц...