Дополнительная редпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства (синтезатор) вариативная часть.
рабочая программа на тему

Настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintezator_fgt_moy.doc125 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             с.Терновка 2014г.

                                     1.Введение  

          Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с  Федеральными государственными требованиями  входит   вариативную часть  учебного плана  и относится к   предметной  области «Музыкальное исполнительство».

Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.

                      2.Пояснительная записка

          Современная музькально - педагогическая практика ставит  перед каждым преподавателем задачи решение которых требует развития навыков практического музицирования у каждого ребёнка.Сегодня это означает что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху,аккомпанировать,импровизировать,сочинять. Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано,не нова,однако новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора,его художественно-технических ресурсов.

            Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами-самый молодой и в то же время самый многофункциональный,многоплановый,универсальный инструмент.

             Для детских школ искусств синтезатор-это прежде всего инструмент,позволяющий быстро и эффективно приобщиться к музицированию,расширяющий кругозор,знакомя с разнообразными тембрами и стилями,тесно соприкасая учащегося на практике с проблемой формы,гармонии,мелодии и фактуры.

            Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе,как инструменте,всё более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны,и необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой.

              3.Срок реализации учебного предмета

 Синтезатор – как         дополнительный музыкальный инструмент      дети начинают осваивать со 2  класса ДШИ. К этому времени они уже    владеют навыками  игры на фортепиано, нотной грамотой, имеют представление   о строении гаммы и простейших интервалах и аккордах, знакомы с музыкальным размером 2/4, 3/4 , 4/4, 3/8, 6/8, длительностями нот. В программе представлен семилетний курс обучения,который предполагает освоение программы со 2 по 8 классы.

 Объём времени: предусмотренный   учебным   планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Синтезатор».

                                                                                           Таблица1

Виды учебной нагрузки

2 класс – 8классы

Количество часов (общее на 7 лет) года)

Максимальная нагрузка

173,5 часа

Количество   часов   на   аудиторную нагрузку

115,5 часов (из расчета 0,5 часа в неделю)

Количество часов на самостоятельную работу

58 часов (из расчета 0,5 часа в неделю)

Форма  проведения учебных занятий индивидуальная (0,5 часа в неделю). Урок-25 минут.

                            4.Цели и задачи учебного предмета

Главными задачами и целями обучения игре на синтезаторе являются:

А) изучение художественных особенностей инструмента;

Б) получение базовых знаний по музыкальной теории;

В) освоение исполнительской техники;

Г) совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности: ученик должен грамотно разбирать текст, выразительно исполнять его, уметь аранжировать популярные мелодии, используя буквенные обозначения аккордов; ученик также должен овладеть навыками подбора аккомпанемента к мелодии по слуху и навыками игры в различных ансамблях.

                        5.Методы обучения.

Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

-  практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная   форма   обучения   позволяет   найти   более   точный   и психологически  верный   подход  к  каждому  ученику  и   выбрать   наиболее подходящий метод обучения.

На занятиях должны быть тесно переплетены теория и практика музицирования. Это возрождает давно забытый принцип педагогики 17-18 в.в.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

            Умение ученика самостоятельно и грамотно работать с     нотным материалом значительно активизирует учебный процесс.

   Для воспитания и развития аналитического мышления и логической памяти известным методистом Г.Стативкиным использовано несколько форм работы с учениками:

        1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: Что было наиболее трудно добиться, какими способами устранялись возникшие трудности и т.д.

2. Самостоятельный анализ своего исполнения; указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру; оценить исполнение товарища; особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.

3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.

4. Словесная характеристика замысла произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композитором.

5. Определение особенностей произведения: его

характер (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, границы фраз, местные и главные кульминации, повторяющиеся или однородные элементы и т.д.

        Таким образом, продумывая план урока, педагог обязан найти пути для максимальной активизации учащегося в решении тех художественных задач (а также технических), которые перед ним возникают.

        Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала, являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.

        В репертуаре ученика должны найти место произведения русских, зарубежных композиторов, композиторов-классиков, серьезное внимание необходимо уделять знакомству детей с народной, современной музыкой, с особенностями ее гармонических звучаний.

                     

                                  7. Сведения о затратах учебного времени.

                                              Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в ннеделях)

33

33

33

33

33

33

33

Количество    

 часов     на аудиторные занятия (в неделю)

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

аудиторные занятия (в неделю)

Общее количество часов на   аудиторные   занятия (на все время обучения)

112

Количество     часов     на внеаудиторную

(самостоятельную) работу (часов в неделю)

Общее количество часов на            внеаудиторную работу   (на   все   время обучения)

58

Общее       максимальное количество часов на весь период обучения

173,5

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
    залов и др.);
  • участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и
    культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и др.

Самостоятельная работа

учащихся включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

8. Распредиление материала по годам обучения

1 и 2 год обучения          (2-3 класс ДШИ)

Посадка ( стоя и сидя) за инструментом.

Постановка рук.

Знакомство с выразительными возможностями синтезатора: тембры, специальные эффекты, стили. Главные клавиши управления автоаккомпанементом:  start, stop, synchro-start, intro, ending.

Освоение буквенного обозначения нот. Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Исполнение простейших мелодий в этих стилях в режиме упрощенного взятия аккордов на основе трезвучий, построенных на 1, 1У, У ступенях. Игра в ансамбле с педагогом.

В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 3-4 небольших произведений народной, классической и современной музыки.

3-4 год обучения        (4- 5 класс ДШИ)

Тембры синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, классической, современной популярной музыки.

        Буквенно-цифровые обозначения аккордов. Малый мажорный септаккорд (доминант-септаккорд).

        Игра в режиме динамической клавиатуры легато, стаккато.

        Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием T, S, D, D7 в тональностях до 2-х знаков; жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение ритм-машины без автоаккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.

        В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно 1-2 пьесы.

        Чтение с листа уровня трудности 1-2 классов.

5-й год обучения            (6 класс ДШИ)

        Знакомство со стилями кантри, диксиленд, блюз, латиноамериканскими. Игра в данных стилях.

        Дальнейшее знакомство с тембрами синтезатора: группа «Синтезированных тембров», «Перкуссия», «Формат икс-джи».

        Художественные особенности многодорожечного секвенсера.

        Тональности до 4-х знаков. Трезвучие с секстой.

        Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодий в режиме findered , применение в автоаккомпанементе  Multi Pad, автогармонизации в мелодическом голосе.

        В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно1-2 пьесы.

        Игра в ансамбле.

        Чтение с листа уровня трудности 2-3 классов.

                             6-й год обучения             (7 класс ДШИ)Дальнейшее   знакомство с тембрами (в Ямахе-550 PSR их 713) и стилями (боса-нова, джаз-рок, диско) синтезатора.Тональности до 5 знаков.

Трезвучия и септаккорды на 7 ступени.

        Септаккорды на 2,3,4 ступенях.

         Синкопа (внутри и междутактовая).

Отклонения и модуляции в параллельные тональности.

        Различные способы изложения гармонических голосов фактуры.

        Блюзовая гамма.

        Игра в ансамбле с различными инструментами (кларнет, саксофон, аккордеон, балалайка).

         В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведения различных жанров и аранжировать 1-2 пьесы.

        Чтение с листа уровня трудности 3-4 класса.

7-й год обучения                (8-й класс ДШИ)

Знакомство с паттернами из банка бальных и классических танцев.

Редактирование паттерна.

Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантизация, панорамирования, применение звуковых эффектов.

Тональности до 7 знаков.

Модуляция в родственные тональности.

Создание музыкального образа – цель работы над музыкальным произведением в процессе аранжировки.

Чтение пьес с листа уровня трудности 4-5 классов.

Работа с эстрадным ансамблем.

Работа с ансамблем народных инструментов.

В течение года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать 1-3 пьесы.

9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

       Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Синтезатор»(дополнительный инструмент) предполагает проведение зачёта в форме контрольного урока в конце второго полугодия. Участие в творческих мероприятиях школы,выступления на конкурсах    

и фестивалях могут защитываться как зачёт по данному предмету.

Зачеты могут проходят в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

                                Критерии выставления оценок

Для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, который включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке, прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически      качественное      и      художественно осмысленное     исполнение,     отвечающее     всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка    отражает    грамотное    исполнение    с небольшими    недочетами    (как    в    техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс   недостатков,   являющийся   следствием отсутствия  домашних  занятий,   а также  плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает   достаточный   уровень    подготовки   и исполнения на данном этапе подготовки

10.Методическое обеспечение учебного процесса.

        Большинство детей занимается музыкой для общего

музыкального развития и лишь часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, поэтому учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными музыкальными данными на занятиях по индивидуальным планам приобщиться к музыкальной культуре.

        Преподаватель дополнительного инструмента должен

поддерживать тесный контакт с преподавателями по специальности, по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также с родителями учащихся.

        При обучении игре на синтезаторе особое внимание должно

уделяться вопросам постановки рук. Так как клавиатура синтезатора с двумя видами звукоизвлечения. При помощи функции «touch» (туше) мы можем иметь активную клавиатуру (то есть от силы нажатия пальцев зависит сила и характер звука), и она получается аналогичной фортепианной. При отключении кнопки «туше» клавиатура теряе свою активность и характер звука не зависит от замаха пальцев. Пальцевая активность становится даже вредной, так как вызывает лишнее напряжение рук, быстрый износ контактных резинок под клавишами.

        В отличие от пианистов, учащиеся в классе синтезатора в

основном обучаются игре стоя и только домашние задания проводят сидя, вследствие этого постановка исполнительского аппарата претерпевает изменения, и их нельзя упускать из виду.

        Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и

навыки игры на синтезаторе во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащегося. В классе всегда есть группа ребят, которые проявляют себя  в работе более активно: быстро разучивают пьесы, выразительно их исполняют. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно обучать их на более сложном материале, предоставлять им возможность чаще выступать публично.

                Постоянной работой должны быть окружены и ученики

со скромными способностями к музыке.

Преподаватель должен их воспитывать как всесторонне

развитых культурных слушателей и участников самодеятельного музицирования. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникало ощущение своей неполноценности, поэтому важно следить, чтобы интерес к музыке в процессе занятий возрастал, чтобы музыка становилась им необходимой и они ясно осознавали ее огромное значение в жизни каждого человека.

Список рекомендуемой литературы, репертуарные списки.

Примечание:

В связи с тем, что синтезатор молод еще и только начинает свой путь в сфере профессионального образования, он не имеет своей большой репертуарной базы, поэтому при огре в режиме Normal для репертуарных списков можно использовать литературу класса специального фортепиано, а для игры в режиме Single и Fingered – репертуар аккордеонистов и баянистов.

1.Ю.Акимов «Школа игры на баяне»

2.Сост. А.Крючков «Аккордеонисту-любителю»

3. Сост. А.Крючков «Альбом начинающего аккордеониста»

4. И.С.Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»

5.Г.Беренс. Избранные этюды для фортепиано. Сост. Б.Милич

6. Педагогический репертуар. «Хрестоматия для фортепиано» Ред. Н.Копчевского. Средние и старшие классы.

7. Б.Милич. Фортепиано (1,2,3,4,5 классы)

8. П.И. Чайквский «Детский альбом»

9. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Ред. Н.Копчевский. 1-5 классы

10. К.Черни- Г.Гермер «Избранные этюды для фортепиано»

11. Сост. Д.Ройзман «Юный пианист» вып. 1,2.

Репертуарный список по классам

1 и2  год обучения. 2-3 класс

А.Николаев. Фортепианная игра:

        Р.н.п. «Как под горкой», «Веселые гуси»

        И.Филипп «Колыбельная»

        Ж.Арман «Пьеса» ля минор

        Д.Кабалевский «Маленькая полька», «Про Петю»

        А.Руббах «Воробей»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Белорус.нар.песня «Савка и Гришка»

* Мексиканская нар. Песня «Кукарача»

*Чешская нар. Песня «Аннушка»

* Итальянская песня «Санта Лючия»

        Музыка массовых жанров

А.Артоболевская «Вальс собачек»

М.Красев «Елочка»

А.Филиппенко «Веселый музыкант»

Э.Сигмейстер «Прыг-скок»

М.Качурбина «Мишка с куклой»

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Детская песенка «Лошадка»

Р.н.п. «Радуга-дуга»

Г.Эрнесанс «Паровоз»

Англ.нар.песня «Лондонский мост»

Л.Популенко «Аленький цветочек»

К.Черни-Гермер. Избранные этюды для начинающих №1-6

Э.Градески «Задиристые буги»

Песни из мультфильмов (по выбору)

Примечание: * звездочкой указаны произведения для перспективных детей

3-4 год обучения.4- 5 класс

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Л.Бетховен «Тема финала 9 симфонии»

С.К.Фостер «Домик над рекой»

Э.Пресли «Люби меня нежно»

Ф.Грубер «Тихая ночь»

Л.Петренко. Этюд до мажор

К.Черни. Этюд до мажор

* Янг «Только ты»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Р.н.п. «Я на горку шла»

* Вариации на тему р.н.п. «Жил был у бабушки серенький козлик»

        Музыка массовых жанров

Стричуэлс – духовная музыка американских негров

А.Рамирес «Мелодия» из телепередачи « В мире животных»

Э.Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»

* С.Ирады «Голубка»

        Музыка академических жанров

И.Гайдн «Анданте»

* Н.Паганини. Каприс ля минор

М.Глинка. Полька

Популярные песни и мелодии из мультфильмов и кинофильмов в облегченном переложении

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

                                             5-й год обучения. 6 класс

К.Черни. Избранные этюды для начинающих.

О.Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.1 и 2

Э.Сигмейстер «Блюз»

* Р.Петерсон «Старый автомобиль»

* М.Шмитц «Микки-Маус»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

 Итальянская нар. Песня «Четыре таракана и сверчок»

Р.н.п. «Ай, утушка луговая»

* Р.н.п. «Калинка»

        Музыка массовых жанров

Г.Кэн «Чарльстон»

В.Лессер «Выходной день»

Э.Градески «По дороге домой из школы»

        Музыка академических жанров

Ж.Бизе «Хабанера»

А.Корелли «Сарабанда»

В.А.Моцарт. Симфония №40 (главная тема)

*П.И.Чайковский. Мелодия из балета «Лебединое озеро»

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Ш.Брукс «Однажды»

*Ирландская народная песня»

Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов.

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

6-й год обучения. 7 класс

О. Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.2

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Укр. Нар. Песня «Ой, летает сокол»

Б.Кэлтферт «Воздушная кукуруза»

Э.Л.Уэббер «Память»

Р.Роджерс «Голубая луна»

Дж. Гершвин «Любимый мой»

*У.Хенди «Сент-Луис блюз»

С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (отрывки)

        Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Белорус. Нар. Песня «перепелочка»

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

        Музыка массовых жанров

С.Бише «Маленький цветок»

Б.Баккара «Грустные капельки дождя»

* М.Теодоракис «Сиртаки»

* М.Шмитц «Воспоминания о регтайме»

        Музыка академических жанров

Л.Беккерини «Менуэт»

Ф.Э.Бах «Маленькая фантазия»

* П.Чайковский «Неаполитанская песенка»

Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

7-й год обучения. 8 класс

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Украинская нар. Песня «Гопак»

Р.н.п. «Яблочко»

Р.н.п. «Барыня»

        Музыка массовых жанров

А.Варламов «Красный сарафан»

Д.Ширинг «Колыбельная»

* Ж.Пейроннин «Аккордеон-самба»

Дж.Керн «Дым»

* А.Виллолдо «Аргентинское танго»

* И.Красильников «Босса-нова»

        Музыка академических жанров

П.Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»

* А.Вивальди «Ларго»

Г.Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

В.А.Моцарт. Сонатина до мажор

И.Штраус . Польки (выборочно)

*В.Монти «Чардаш»

И.Якушенко «Джазовый альбом» (выборочно)

С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (выборочно)

И.С.Бах-Гуно «Аве Мария»

И.Бенда. Сонатина ля минор

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...

дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано

дополнительная общеразвивающая  программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...