Социальный проект "Касается каждого"
проект на тему

Дурникова Марина Юрьевна

Проект разработан для учащихся 11-14 лет.

Цель проекта: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kasaetsya_kazhdogo.zip89.84 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«КАСАЕТСЯ КАЖДОГО»

Информационная карта проекта

1.

Название проекта

«Касается каждого»

2.

Цель:

Задачи:

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

  • Предоставить объективную соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах;
  • Создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся и навыков принятия решения: уметь сказать «нет»; уметь определять и нести ответственность за себя и свои действия, и свой выбор; уметь обратиться при необходимости за помощью;
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье других;
  • Организовать активные формы  досуга.

3.

Сроки реализации

Февраль-декабрь 2014г.

4.

Название организации, реализующей проект

МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ

5.

Адрес организации, телефон

606900 Нижегородская область, г. Шахунья, р.п. Вахтан, ул. Ленина, д. 17.

8(83152)43751

6.

Руководители проекта

Смирнова И.Ю. – методист МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ

Дурникова М.Ю. – педагог-организатор МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ

7.

Кадровое обеспечение

Методист, педагог-организатор, психолог, тренер по спорту, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинский работник.

8.

Участники проекта

Учащиеся 11-14 лет творческих объединений МБОУ ДОД Вахтанский ДЮЦ

  1. Постановка проблемы.

     Сегодня формирование ценности здоровья у подрастающего поколения становится одной из  актуальных задач общества. Действительно, условия жизни человека далеки от идеала – у многих не совсем благополучные социально-экономические условия, ухудшается экономическая обстановка, растет нагрузка, стресс становится привычным обстоятельством, формирование навыков правильного здорового питания учащихся происходит далеко не систематически.

В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними наркотических и других психически активных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.

     Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз.

     Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4раза чаще, чем взрослые.

     Среди основных причин, влияющих на распространённость ПАВ среди несовершеннолетних в поселке, одно из первых мест занимает стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделяться среди окружающих.

И, именно сейчас, когда молодежь охвачена наркоманией и алкоголизмом,

подвергается воздействию криминальных структур, самое главное предложить ей альтернативный образ жизни, наполненный творчеством. Важно научить ребят уверенно, осознанно ответить «НЕТ» на предложение употреблять психоактивные вещества (ПАВ).

Данный проект направлен на обучение сознательному отказу от употребления ПАВ, формирование ценностного отношения к себе и к собственному здоровью, умение выходить из проблемных ситуаций, формирование уверенности в себе, развитие способностей к сотрудничеству и лидерских качеств.

Данный проект является частью реализации программы МБОУДОД Вахтанского ДЮЦ поздоровьесбережению учащихся «Мы выбираем здоровье».

     Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие ПАВ.

     Данный проект характеризуется как личностно – ориентированный. Главная идея проекта носит альтернативный характер. Это означает, что через развитие понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни происходит снижение вероятности приобщения учащихся подросткового возраста кразличного рода зависимости.

     На заседании Совета по самоуправлению ДЮЦ было принято решение об участии воспитанников центра в социально – значимых делах. На голосование был поставлен вопрос о реализации социального проекта «Касается каждого». Было принято единогласное решение о проведении данного проекта.

В ходе обсуждения проблемы о неприятии подростками ПАВ ребята разделились на группы по интересам для сбора более подробной информации по данному вопросу.

     Первая группа из числа членов творческих объединений «Берегиня»  и «Школа организаторов досуга» провела более полное социальное исследование среди учащихся 11-14 лет и педагогов дополнительного образования с целью выявления общественной точки зрения на данный вопрос.

    Вторая группа опросила должностных лиц об их отношениик употреблению ПАВ подростками.

     Третья группа занималась сбором информации по активной профилактике неприятия ПАВ учащимися.

     После проведенной работы ребята собрались для подведения итогов. Социологическое исследование показало, что 23% от числа обучающихся в ДЮЦ подростков в возрасте 11-14 лет, вообще не слышали о ПАВ, 34% слышали, но очень мало и не знают, как они влияют на организм человека, 43% слышали и знают, что такое ПАВ.

     В беседе с должностными лицами было выявлено, что администрация ДЮЦ негативно относится к употреблению ПАВ.

     После предварительного исследования проблемы мы пришли к выводу, что выбранная нами тема социального проекта действительно актуальна и выполнима.

2.Данный проект «Касается каждого» разработан для учащихся 11-14 лет.

3. Цель и задачи проекта.

Цель: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Задачи:

  • Предоставить объективную соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах;
  • Создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся и навыков принятия решения: уметь сказать «нет»; уметь определять и нести ответственность за себя и свои действия, и свой выбор; уметь обратиться при необходимости за помощью;
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье других;
  • Организовать активные формы  досуга.

4. Сроки реализации проекта.

Проект реализуется в период с февраля 2014 по декабрь 2014года.

5. Участники проекта.

Методист ДЮЦ, педагог – организатор ДЮЦ, педагоги дополнительного образования, учащиеся 11-14 лет, психолог, тренер по спорту, библиотекарь, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

6. Порядок проведения проекта

Проект проводится в 4 этапа.

6.1. Подготовительный.  

6.2. Деятельностный (проведение мероприятий в соответствии с планом).

6.3. Аналитический (промежуточная оценка эффективности программы).

6.4. Рефлексивно-оценочный.

6.1.  Подготовительный этап

На этом этапе организаторы проекта инициируют интерес  к теме проекта, опираясь на возрастные особенности  и предпочтения учащихся, формируют проблему проекта. В результате определяют цели и задачи проекта, т.е. способы решения проблемы проекта.

  • Организуется информационно просветительская деятельность в каждом творческом объединении, которое участвует в проекте;
  • проводятся социологические исследования в творческих объединениях;
  • разрабатывается  план  мероприятий по первичной профилактике применения ПАВ среди подростков;
  • заключаются договора с государственными образовательными учреждениями, на базе которых планируется проведение мероприятий проекта;
  • составляются планы совместной работы с учреждениями (медицинскимиучреждениями, комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав и других заинтересованных общественных организаций), взаимодействие с которыми планируется в рамках реализации проекта;
  • согласовываются графики посещения специалистами ОУ;
  • разрабатываются критерии оценки эффективности проекта.

6.2. Деятельностный  этап  (проведение мероприятий в соответствии с планом).

План реализации

проекта профилактики употребления ПАВ

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов по профилактике  употребления ПАВ

Февраль-март

Администрация  

ДЮЦ, руководители творческих объединений, учащиеся.

2.

Сбор информации о вреде употребления ПАВ;

выпуск буклетов о вреде употребления ПАВ;

обобщение собранной информации в форме презентации «Шаг к безопасности»;

оформление стенда по профилактике вредных привычек.

Март-апрель

Методист, педагог-организатор, психолог СОШ, учащиеся

3.

Работа с учащимися среднего звена. Мониторинг. Выявление подростков,

склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление.

Цикл бесед и классных часов:

- «Вредным привычкам бой!»

«В здоровом теле - здоровый дух»,

«Знать, чтобы не оступиться»,

«Уголовный кодекс о наркотиках»,

«Молодежь против наркотиков»,

«Можно ли избавиться от наркомании»,

«Подросток и наркотики» и т.п.

В течение

года

Методист, педагог-организатор, психолог, мед.работник, руководители творческих объединений, учащиеся.

4.

Праздники «Здоровый образ жизни», «Мой выбор – здоровое будущее».

Апрель, октябрь

Педагог-организатор, руководители творческих объединений, члены ученического самоуправления

5.

Месячник «Мы за здоровый образ жизни»

(по отдельному плану)

июнь

Методист, педагог-организатор,

руководители творческих объединений, члены ученического самоуправления

6.

Акция «Сделай свой выбор»

ноябрь

Методист, педагог-организатор,

руководители творческих объединений, члены ученического самоуправления

7.

Встречи, беседы, лекции

с мед.работником,

инспектором ПДН.

В течение года

Педагог-организатор,

мед.работник, психолог СОШ, инспектором ПДН

8.

Профилактические и коррекционные беседы

с учащимися, склонными к наркомании,

токсикомании и употреблению ПАВ.

В течение года

Педагог-организатор, руководители творческих объединений

9.

Проведение тренингов, ролевых игр с учащимися.

В течение года

Психолог СОШ, педагог-организатор

10.

Тематические родительские собрания, лектории, беседы, встречи, просмотры документальных фильмов.

В течение года

Методист, педагог-организатор,

руководители творческих объединений

11.

Родительское собрание «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек»

март

Администрация ДЮЦ, руководители творческих объединений

12.

Досуговые, воспитательные, развлекательные мероприятия с привлечением родителей

(спортивные эстафеты, вечера, концерты и

т.д.)

В течение года

Педагог-организатор,

тренер по спорту,

руководители творческих объединений,

учащиеся

13.

Конкурс рисунков, плакатов, презентаций

на тему: «Я выбираю жизнь!»

Август-сентябрь

Методист, педагог-организатор, руководитель творческого объединения «Веселые краски»

14.

Организация профилактического

мероприятия: «День здоровья»

Декабрь

администрация ДЮЦ,

психолог СОШ,

родители, ДК, спорткомплекс

6.3.  Аналитическийэтап

Промежуточная оценка эффективности программы, коррекция деятельности, составление рекомендаций для дальнейшей работы с учетом полученных результатов, дальнейшее взаимодействие с субъектами профилактики.

6.4. Рефлексивно-оценочный этап

Оценка и анализ работы по проектной  деятельности мини-групп; самооценка            отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы.  Отзыв о проведенном проекте.

7. Риски проекта «Касается каждого»

п.п.

Риски

Способы их решения

1.

Есть риск не уложиться во временные рамки проекта

Распределить обязанности и установить временные ограничения по каждому пункту проекта.

2.

Вероятность низкой активности родителей и педагогов

Необходимо использовать различные способы мотивации родителей и педагогов

8. План оценки проекта

Оценку проекта будет проводить команда проекта. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из этапов проекта) и итоговая оценка.

В качестве критериев оценки будут использованы следующие показатели:

  • достижение цели проекта - вовлечение всех учащихся 11-14 лет Вахтанского ДЮЦ разнообразные виды активной здоровьеформирующей  деятельности;
  • решение задач проекта - сравнение индикаторов достижения с  результатами работ по проекту;
  • заинтересованность и активность ребят в мероприятиях проекта, массовое участие в предлагаемых на выбор делах;  
  • продвижение к стратегической цели проекта: формирование у учащихся здорового образа жизни и ценностное отношение к нему.

Для оценки будут использованы следующие методы:

  • изучение данных мониторинга проекта;
  • социологический опрос (анкетирование) участников проекта;
  • заполнение книги отзывов.

По завершении проекта, информация о результатах проекта будет опубликована в газете ДЮЦ «Наш мир» и газете «Знамя труда».

По окончании проекта проектная группа может поделиться опытом с ребятами из других образовательных учреждений.

9. Ожидаемые результаты после внедрения и реализации проекта.

  • Освоение учащимися навыков здорового образа жизни;
  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • вовлечение подростков  в общественно значимую деятельность и социальное проектирование;
  • уменьшение количества несовершеннолетних, совершивших правонарушения и состоящих на учете ПДН, КДН;
  • увеличение занятости подростков «группы риска» в досуговой деятельности;
  • получили объективную соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах;
  •  учащиеся умеют сказать «нет»; умеют определять и нести ответственность за себя и свои действия, и свой выбор; умеют обратиться при необходимости за помощью.

10. Карта взаимодействия с социумом.

Решение поставленных задач невозможно достичь без поддержки социальных партнеров.

11. Финансово-экономическое обеспечение

 проекта «Касается каждого»

№п.п.

Наименование статьи расходов

расходы

1.

Канцтовары, расходные материалы

100 руб.

2.

Разработка и выпуск буклетов

100 руб.

3.

Краска для принтера

500 руб.

4.

Фотобумага, бумага для офисной техники

300 руб.

5.

Награждение победителей мероприятий и спортивных соревнований

500 руб.

6.

Непредвиденные расходы

100 руб.

Итого:

1600 руб.

12. Литература:

  1. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. В 2-х частях. СПб.: Институт практической психологии «ИМАТОН», 2000.
  2. Белогуров  С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" – М., СПб, Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов  родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского-М., 1994.
  5. Легальные и нелегальные  наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 2007.
  6. Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004.
  7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
  8. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.
  9. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
  10. Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивныхве-

ществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного

             поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.

  1. Шипицина  Л.М., Шпилени  Л.С. Руководство  по  профилактике  злоупотребления   психоактивными  веществами   несовершеннолетними   и  молодежи.  Москва  2003  год.
  2. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.

Литература для учащихся и родителей.

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов  родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. – М.: Просвещение, 2000г.
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.- Волгоград: Учитель, 2009г.
  5. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы/ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010г.
  6. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.

Используемые интернет-ресурсы.

narkostop.irkutsk.rumedia/lit/prof_PAV.pdf

myshared.ru 

Приложение №1

План работы месячника «Мы  за здоровый образ жизни»

Реализация плана работы месячника планируется провести на базе летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей в июне 2014 года.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:  

  • Обеспечить активный отдых;
  • Удовлетворить естественную потребность учащихся в движении;
  • Развивать интерес к занятиям спортом;
  • Формировать негативное отношение к употреблению ПАВ;
  • Помочь учащимся сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред.

п. п.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Игровая программа «В здоровом теле – здоровый дух»

03.06.14.

2.

Познавательная программа «Говорим здоровью – ДА!»

10.06.14.

3.

Интеллектуальная игра-викторина «Олимпионик»

20.06.14.

4.

Викторина «Чтобы наркотики нас не разрушили, о них надо знать все»

25.06.14.

5.

Подведение итогов месячника «Мы за здоровый образ жизни»:

Флеш-моб совместно с танцевальными коллективами ДК;

Спортивный праздник на базе спорткомплекса;

Вручение грамот, подарков и поощрительных призов лучшим участникам месячника «Мы за здоровый образ жизни»

30.06.14.

 

Приложение №2

Анкета «Что ты знаешь о наркотиках»

Проверь себя.

1. Наиболее распространенный наркотик в России

  • анаша;
  • алкоголь;
  • опий.


2. Какая возрастная группа наиболее подвержена наркотической зависимости?

  • 10-17;
  • 18-25;
  • 26-35;
  • 36-60;
  • 61 и старше.


3. Большинство наркоманов впервые употребили наркотик

  • под «давлением»;
  • за компанию;
  • случайно.


4. Какое из перечисленных веществ приносит огромный вред здоровью большинству населения России:

  • сигареты;
  • опий;
  • кокаин.
  • кофеин.


5. Какое из перечисленных веществ представляет наибольшую опасность?

  • анаша;
  • никотин;
  • ингалянты (средства бытовой химии).


6. Что лучше помогает отрезветь пьяному?

  • кофе;
  • холодная вода;
  • время;
  • прогулка.


7. Как долго остается анаша в организме после курения?

  • один день;
  • 12 часов;
  • до 1 месяца;
  • один час.


8. Что делает анашу особенно опасной сегодня?

  • она широко распространена;
  • она может влиять на физическое и умственное развитие;
  • дети младшего возраста употребляют ее;
  • все вместе.


Ответы:
1. Алкоголь. Осторожно – это опасно! Вы можете найти его в киосках, в магазинах, ресторанах, почти в каждом доме. Его даже рекламируют по телевизору. Многие люди, включая подростков, употребляют его, не задумываясь о будущем.

2. 18-25 лет.
 

3. За компанию. Большинство людей пробуют наркотик впервые в компании друзей.
 

 4. Сигареты. Миллионы людей курят. Ежегодно тысячи людей умирают из-за привычки курить. Курение приводит к сердечным заболеваниям, заболеваниям легких, раку. Это делает табак самым опасным наркотиком.

5. Ингалянты (средства бытовой химии). Их употребление очень быстро приводит к умственному недоразвитию, тем более, что наркотик часто употребляют дети.

6. Время. Холодная вода, кофе, физическая нагрузка не помогут быстрому отрезвлению. Требуется много времени, чтобы организм освободился от алкоголя.

7. До одного месяца. Тетра-гидроканабиол (наркотическое вещество, содержащееся в конопле) накапливается в жировых клетках организма и обезвреживается очень долго.

8. Все вместе. Этот наркотик очень распространен среди молодежи. Его употребление задерживает физическое и умственное развитие, нарушает память, внимание, способность приобретать знания, что затрудняет, а порой делает невозможным дальнейшее обучение.
Анаша часто является «воротами» для других наркотиков. Она, конечно, не «заставляет» людей применять другие наркотики, но наступает время, когда она не дает прежних ощущений, тем самым, вынуждая принять более сильный наркотик.


Приложение №3

Тест «ПАВ»

Инструкция: прочтите данные утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах.

2. Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.

3. ПАВ вызывают у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна.

4. В каждом психоактивном веществе содержатся яды.

5. Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть.

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

7. После употребления ПАВ, принявший их, человек нуждается в еще большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения».

Обработка результата:

ДА -  2, 3, 4, 5, 6, 7.

НЕТ - 1.

Приложение №4

Анкета «Вредные привычки»

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся учебных заведений, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;

- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;

- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;

дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста, по-твоему, человеку можно:

- курить

- употреблять спиртные напитки

- наркотические вещества

2. Пробовал ли ты (да, нет): 

- курить

- употреблять спиртные напитки

- наркотические вещества

3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)

4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда):

- куришь

- употребляешь спиртные напитки

- наркотические вещества

5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

- положительного:

- отрицательного:

6. Твои родители курят, употребляют спиртные напитки, наркотические вещества:
-
отец
- мать

7. Как родители относятся к твоим привычкам?

- запрещают категорически

- осуждают

- безразлично

8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю):
-
юношам
- девушкам  

Приложение №5

 Анкета для опроса школьников 5, 6, 7-х классов по проблемам

злоупотребления ПАВ

1. Знаешь ли ты, что такое психоактивные вещества? Если знаешь, приведи примеры.

2. Есть ли у тебя друзья, которые курят?

3. Есть ли у тебя друзья, которые принимают алкогольные напитки?

4. Есть ли у тебя знакомые, которые употребляют наркотики?

5. Пробовал ли ты курить?

6. Как ты думаешь, почему некоторые ребята курят?

7. Курит ли у тебя кто-нибудь из родителей?

8. По-твоему, насколько вредно курить?

    А) совсем невредно, так как курение на здоровье не влияет;

    Б) курить опасно, так как курение приводит к серьёзным нарушениям здоровья;

    В) курить можно понемногу, ведь многие курят;

    Г) возможные другие причины (сформулируй).

9. Какие наркотики и токсические вещества тебе известны?

10. По-твоему, насколько опасно действие наркотиков и токсических веществ?
   А) и то, и другое опасно, так как сильно влияет на психику;

    Б) и то, и другое разрушает внутренние органы и опасно для здоровья;

    В) главное - не привыкать к наркотикам, а иногда их принимать не опасно.

11.Что тебя беспокоит в жизни больше всего?
   А) твои отношения с родителями;

    Б) отношения со сверстниками;

    В) конфликты с педагогами;

    Г) трудности в усвоении учебного материала;

    Д) чем заняться в свободное время;

    Е) другое (что именно).

12.  Как ты обычно проводишь свободное время?

13. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
   А) да, знают всегда;

    Б) знают не всегда;

    В) как правило, не знают.

Анкета для опроса школьников 8, 9,10,11-х классов по проблемам

злоупотребления ПАВ

1. Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше
распространено сейчас среди твоих сверстников?

2. Куришь ли ты?

3. Среди твоих друзей есть такие, которые курят?

4. Курят ли твои родители?

5. Как ты думаешь, почему ребята курят?

6. Как ты думаешь, курение опасно для здоровья, чем?

7. Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?

8. Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?

9. Среди твоих друзей есть такие, кто употребляет наркотики или токсические
вещества?

10. Приходилось ли тебе хотя бы раз пробовать наркотики или токсические вещества?

11. Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать токсические вещества
или наркотики?

12. Как ты считаешь, наркотики употреблять опасно? Почему?

13. Что тебя беспокоит в жизни больше всего?

А) возможность приобретения интересующей профессии?

Б) твои отношения с родителями;

В) отношения между родителями;

Г) отношения со сверстниками;

Д) конфликты с педагогами;

Е) трудности в усвоении учебного материала;

Ж) личная жизнь;

3) другое (что именно).

14. Как ты обычно решаешь свои проблемы?
        А) советуешься с родителями;

Б) советуешься с друзьями;

В) решаешь проблемы самостоятельно.

15. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
        А) да, знают всегда;

         Б) знают не всегда;

         В) как правило, не знают.

Приложение №6

Анкета «Отношение к ПАВ»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Какие отношения у вас с родителями?

а) доверительные;

б) мы мало общаемся;

в) напряженны;

г) доверие одному из родителей;

д) свой вариант.

2. Кто для вас авторитет?

а) родители;

б) друзья;

в) учителя;

г) никто;

д) свой вариант.

3. К кому вы пойдете, если случится неприятность?

а) родителям;

б) друзьям;

в) учителям;

г) родственникам;
д) свой вариант.

4. Что для вас главное в жизни?

а) семья;

б) здоровье;

в) материальное благополучие;

г) профессиональная карьера;

д) свой вариант.

5. Как вы относитесь к курению?

а) мне все равно;

б) это не для меня;

в) категорически против;

г) я курю;

д) я не курю, но не против, если курят другие;

е) свой вариант.

6.Как вы относитесь к спиртному?

а) никогда не пробовал;

б) пью с друзьями;

в) пью дома на праздники;

г) категорически против его употребления;

д) свой вариант.

7. Как вы относитесь к наркотикам?

а) никогда не пробовал и не буду;

б) считаю, что все надо в жизни попробовать;
в) их употребление нормально в наше время;

г) свой вариант.

8. Как вы считаете, почему молодежь начинает пить, курить и употреблять наркотики?

а) любопытство;

б) стремятся так доказать свою взрослость;

в) не хотят выделяться;

г) уходят от решения проблем;

д) способ расслабиться;

е) свой вариант.

9. Необходима ли в городе работа по предупреждению химической зависимости?

а) да;

б) нет.

10. С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, употребления наркотиков?

а) разработка и демонстрация наглядных материалов;

б) организация психологической и взаимопомощи;

в) уроки по профилактике ПАВ в школе.


Приложение №7

Тест для родителей «Употребляет ли ребенок наркотики?»

Инструкция: постарайтесь честно ответить на следующие вопросы («да» или «нет»).

1. Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.

2. Он (она) не хочет разговаривать с Вами, отдаляется от Вас.

3. У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и даже безразличным.

4. Ребенок стал плохо учиться, прогуливает уроки.

5. У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.

6. Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки и другие атрибуты наркомана.

7. У сына (дочери) появились подозрительные друзья.

8. Ребенок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при Вашем появлении.

9. Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.

10. Пропадают Ваши деньги и вещи из дома.

11. Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница. Ребенок выглядит бледным.

12. Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном» состоянии (нарушена координация движений, глаза странные, несвязная речь).

13. В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона, клея.

14. У ребенка есть пятна крови на одежде.

15. На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.

16. Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.

17. У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.

18. Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.

19. Он (она) часто лжет.

20. Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.

Обработка результатов:

Если больше 7 признаков подходят для Вашего ребенка, то, скорее всего, он действительно употребляет наркотики.

Если Вы выяснили, что Ваш ребенок уже употребляет наркотические вещества, ведите себя спокойно, не паникуйте. Прежде чем предпринять что-либо, остановитесь и ответьте на следующие вопросы:

- Правильно ли Вы поняли то, что узнали?

- Что Вы можете сделать, чтобы как можно лучше помочь ребенку?

- Как Вы можете сохранить возможность доверительно общаться с ним?

-Употребляет ли он (она) наркотики постоянно или это единственный «эксперимент»?

Если это «эксперимент», может быть, достаточно просто поговорить с ребенком.

Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывает, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время обратиться к людям, которые могут помочь. Это профессионалы: наркологи, психотерапевты, психологи.

Помните: Вы не можете прожить жизнь за Вашего ребенка. Не можете заставить его измениться. Вы не можете заставить его принять Вашу помощь. Но Вы в силах сделать многое, чтобы желание победить стало его собственным.

Приложение №8

Профилактика ПАВ.

Методические рекомендации для работы с родителями.

       В настоящее время наше общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Да, есть выраженный количественный рост этих явлений, идет "омоложение" потребителей ПАВ, и здесь почти в равной мере представлены и мальчики, и девочки… - словом, ситуация более чем грустная и тревожная.

      Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика.  Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат  профилактической деятельности – семья ребенка.

Предполагаемые методические рекомендации  смогут помочь родителям в общении с детьми,  педагогам построить правильную работу с родителями. Рекомендации  включают в себя: правила эффективного общения; памятки для родителей по прямой и непрямой профилактике, организация работы с родителями, адреса помощи.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

        Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды.    Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.

КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?

Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

  • Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.

  • Умейте слушать. Поймите,  чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

 

  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

  • Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

 

  • Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников,  предлагающих наркотики.

  • Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

  • Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Мы растем, и растут вместе с нами вопросы, которые мы задаем Вам и всему миру взрослых:

  • Что такое наркотики?
  • Как они меняют состояние сознания? Как развивается зависимость?
  •  Зачем люди их употребляют (между прочим, уже в течение нескольких десятилетий)?
  • И почему не употребляют?
  • И как нам сделать правильный выбор?

Если мы не получаем от Вас ответа, который помог бы нам разобраться в этом вопросе, мы исследуем эту реальность сами.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

  • Бледность кожи
  • Расширенные или суженные зрачки
  • Покрасневшие или мутные глаза
  • Замедленная речь
  • Плохая координация движений
  • Следы от уколов
  • Свернутые в трубочку бумажки
  • Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки
  • Нарастающее безразличие
  • Уходы из дома и прогулы в школе
  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Частая и резкая смена настроения
  • Нарастающая скрытность и лживость
  • Неряшливость

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?

  1. Не отрицайте Ваши подозрения.

  1. Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

  1. Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

  1. Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

  1. Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

  1. Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

  1. Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "В каждом сердце улыбка"

Данный проект направлен на организацию и проведение праздника для детей школы-интерната...

Социальный проект Скорая детская помощь - Подари праздник каждому

Проект « Детская скорая помощь и подари праздник каждому» направлен на помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.  Население, проживающее в этом районе: - переселенцы из дер...

Социальный проект "Доброе словечко в каждое сердечко"

Друзья мои, внушайте людям веру.И чаще говорите: «Добрый день!».И следуйте хорошему примеруПродлите добрым словом жизнь людей!(В. Боков)Самым безопасным местом для человека, как прав...

Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.

В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....

Социальный проект "Доброта живет в каждом из нас"

Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Человек, который делает выбор, несет и личную ответст...

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.

Воспитательная среда ОУкак средство формирования социальной успешности каждого обучающегося....


 

Комментарии

Королева Нина Борисовна

очень полезная информация.