"Мастер-класс из цикла "Создание сценического образа. Головной убор как зеркало истории"
материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кудашева Людмила Ивановна

Сценарий мастер-класса предлагается как занимательная форма проведения праздника, на котором присутствует смешанная аудитория взрослых и старшеклассников, где используется интегративный подход и реализуется творческий потенциал участников действа. Цель мероприяти: "Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК черех внеурочную деятельность посредством интегративного подхода" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Мастер-класс

из цикла «СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА»

тема: «Головной убор как зеркало истории»

Для широкой аудитории (педагогов и старшеклассников)

Автор идеи и сценария:

Кудашева Людмила Ивановна,

Лауреат премии С.А.Шмакова,

педагог дополнительного образования, руководитель Театра моды исторического костюма МБОУ гимназии №19

им. Н.З. Поповичевой

Липецк - 2015


ЦЕЛЬ:         Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.

Задачи:

  • Предоставление возможности попробовать свои силы в творческой деятельности.
  • Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления.
  • Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
  • Воспитание эмоционально-эстетического вкуса участников и зрителей.

Оборудование:

1.        Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.

2.        Мультимедиа и акустическая система.

3.         Экспозиция головных уборов разных исторических эпох.

Оформление:

Импровизированный подиум.

Все мы родом из детства…

                Антуан де Сент-Экзюпери

                                МУЗЫКА: 1- Вступление_Брамс.

Добрый день, наши дорогие гости и уважаемые коллеги!

В канун праздника принято дарить подарки. А подарки бывают разные: вкусные и аппетитные, тряпичные и бумажные, ароматные и душистые, а ещё… незабываемые…

Да, незабываемые! Как наше детство!

«Все мы родом из детства» - так считал один из самых удивительных людей — мечтатель, лётчик, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери,

которого друзья попросту называли Сент-Экс.

        Вот почему то, что происходило в детстве, никуда не девается, а записывается в ячейках памяти, откладывается в подсознании и по большей части отражается на нашем сегодняшнем эмоциональном состоянии, чувствах, главное - поведении.

        Да! Мы  все родом из детства. Уже потом Человек сам формирует себя, сам выбирает свои приоритеты, раскрывая в мир огромные глаза-окна. И как жаль, что очень часто эти окна закрывают ставнями сами взрослые.

И бывает, что кто-то в детстве не допел, не дотанцевал, не доиграл…

А так хочется, вернуть эти незабываемые исторические минуты детства!

И сегодня мы дарим вам возможность совершить экскурс в прошлое!

А помогут нам в этом атрибуты и аксессуары Театра исторического костюма, руководителем которого я являюсь .

Перед вами головные уборы и несколько  атрибутов костюма, по которым очень легко распознать ту или иную эпоху.

И сейчас я попрошу каждого из вас выбрать и примерить любой головной убор, который вам более всего по душе.

Примеряйте, не стесняйтесь.

звучит муз. фрагмент «2-Канкан» , Ванесса Мэй.

Берите головной убор, кому какой понравился. (разбирают костюмы).

Подходите, выбирайте...          

(«бараний рог», берет, кардинальская шапочка, мушкетёр,

царский венец, шапка-Мономаха, шляпа Петра,

цилиндры, широкая шляпа-2, котелок, «таблетка» с вуалью)

Построить на сцене).

(здесь не надо музыки)

Головной убор – очень интересный и важный элемент костюма, поэтому в народе о нём сложились пословицы и поговорки (начинаем проговаривать): 

«По Сеньке и… шапка»,    «На воре и шапка… горит»,   «Дело в …шляпе».

«Поспел к шапочному… разбору»…

        Но сегодня успели все. Расходиться нам ещё рано.

(тихо звучит мелодия-3 Брамса, Венгерские танцы)

Если вспомнить, в любую историческую эпоху люди всегда ходили с покрытой головой. С покрытой. И слово «шапка» произошло от французского «шапо» - покрышка.

И сегодня именно головной убор поможет совершить нам экскурс в прошлое – путешествие небольшое, но очень увлекательное.

Первые шапки человек сделал из звериных шкур. (Робинзон Крузо)

В Древней Греции и Древнем Риме головным убором императоров служили лавровые венки (сенаторы, цезари).

В эпоху великих географических открытий шляпы и береты стали украшать перьями экзотических птиц. (учителя географии: новые земли, птицы, животные)

Со временем появились и профессиональные головные уборы.

Да, у каждого головного убора своё лицо, свои краски, своя история.

- Вот мы с вами, в XXI веке, какие покрышки носим на голове?

- (ответы: береты, кепки, вязаные шапочки, капюшоны).

В средние века, например, кавалеры, желая выказать уважение даме сердца, носили одежду такого же цвета, как и у неё. Посмотрите, пожалуйста, у кого из вас совпадает цвет головных уборов? Прекрасно! (средневековье)

Как Вы думаете, если на Вас надет этот головной убор, сможете назвать род своих занятий? (ответ).

(я беру цветок для рыцаря)

Рыцарь, подойдите, пожалуйста, к своей даме и подарите ей цветок. Дама благосклонно принимает подарок, идёт медленно, а рыцарь следует за ней на небольшом расстоянии. (наблюдаю). Повторите.

А как Вы чувствуете себя в кардинальской шапочке? (ответы) (поднять)

Не хватает лишь мушкетёра… Мы ждём Вас, шевалье!…

Ну, чем не д”Артаньян и кардинал Ришелье (ответы)

Вам, шевалье, назначил аудиенцию сам кардинал Франции, очень влиятельное лицо при дворе..

Сир, встаньте прямо. Шевалье, Вы должны сделать глубокий реверанс, с Вами беседует высшее духовное лицо Франции, второе лицо после короля.

Повторите, пожалуйста, без моей помощи. (повтор). Мушкетёр должен выказывать полное почтение кардиналу, может быть, тайно, и ненавидя его. Его преосвященство не должен этого заметить.

Благодарю, Вы справились.

Аудиенция окончена.

А теперь перенесёмся в Московию, в XVI век.

Женщины после свадьбы всегда закрывала волосы, покрывали их. Отсюда и поговорка: опростоволоситься – это когда с головы женщины срывали убор: значит, женщина опозорена, посрамлена…

Мужчины носили треух, а знатные - высокие соболиные шапки.

Чем знатнее, тем выше и ценней мех на шапке…

Царь-батюшка, тяжела шапка Мономаха? (ответ)

Не прогневаётесь, возьмите посох и пройдитесь, пожалуйста, по подиуму.

А вам, матушка-царица, полагается платочек. Сопровождайте царя, чуть поодаль от него, как и подобает царице. Идите не спеша, величаво. Царь смотрит прямо, пристально на окружающих, а царица смотрит долу, не поднимая глаз.

Благодарю. Оставайтесь на сцене.

И вот наступило время Петра Великого. Пётр Алексеевич, выходите вперёд!

Шагаем широко, уверенно, поступью царя-реформатора. (показываю)

Перед вами - основатель городов-ровесников: Санкт-Петербурга и Липецка, которым в прошлом году исполнилось 310 лет!

Вспомните фигуру императора на площади Петра Великого, как он идет, какими широкими шагами?  

Перед вами – царь-реформатор, поднявший на дыбу патриархальную Русь, чтобы её не считали варварской и отсталой страной!

(протягиваю свиток) 

И попробуйте еще раз, пройдитесь такими же крупными шагами, как шагал Петр I.

Спасибо. Оставайтесь на сцене.

(поднять XIX век)

А вам предстоит сыграть модниц и кавалеров XIX века. (комментарии).

К цилиндру полагается трость. Мужчины к выходу готовы.

А дамы? Ваши шляпы украшены вуалью, поэтому здесь очень уместны будут веер и зонтик. Господа, будьте добры, передайте своим дама их атрибуты.  

Прогуливайтесь, не спеша, по парку.

(маленькие букетики цветущего картофеля, первые автомобили в Липецке. Курорт.)

А в XX веке в стиль модерн вклинилась пролетарская культура, затем безвкусица НЭПа, а позже прямые линии кроя костюма военного времени.

В 20 веке Коко Шанель сделала бижутерию модным аксессуаром высших слоёв общества и подарила нам маленькое чёрное платье…

После II мировой войны появилась высокая мода, и вернулся стиль романтизм.

Я прошу выйти к сцене представителя от каждого столика, чтобы продефилировать в костюме современника.

Сейчас мы представим вашему вниманию дефиле, основной акцент в котором будет сделан на головной убор.

Я позволю себе быть режиссёром дефиле, а Вас (обращение к любому зрителю) прошу прокомментировать текст.

Итак, звучит текст, потом музыка, на фоне которой каждая модель в отдельности, или в паре, делает круг по ковровой дорожке и возвращается на сцену в ожидании других.

В дефиле будет сохранена историческая последовательность. Сначала Средние века, потом ВЫ и ВЫ. (выстроить участников)

Для каждого выхода - свой музыкальный фрагмент.

Итак, уважаемые дамы и господа, приглашаем вас на бал эпох.

(Заучит торжественная мелодия на начало бала)

ЧИТАЕТ КОММЕНТАТОР:

  1. В средние века в моде культ прекрасной дамы.

(мелодия 4-средневековье)

(мелодия средневековья, первая пара) (проход по кругу)

В XIV веке в Европе возрождаются занятия живописью, архитектурой, поэзией, музыкой. Модели демонстрируют самые благородные и парадные цвета костюма того времени – бордовый! Белый цвет считался цветом траура и скорби.

(возвращение на сцену)

2. Эпоха абсолютизма сделала мужчину элегантным и галантным. Величие и помпезность – вот отличительные признаки моды того времени.

         (5-кардинал, менуэт Боккерини, мушкетёр и кардинал) (проход по кругу)

Обратите внимание. Лица моделей надменные, будто под маской. Делаем одно – думаем и предполагаем другое!

(возвращаются на сцену)

  1. В Московии царский венец отличался роскошью и богатством. Символом степенности и важности служил посох – без него цари даже из покоев не выходили.

(6-Царь и царица, русская мелодия, проход царя и царицы)         (проход по кругу)

Царица появлялась перед гостями только с разрешения супруга.

Она не улыбалась, не имела на то права. Щёки девушек и женщин натирали свёклой, чтобы здоровый румянец привлекал взгляды.

4. В эпоху Петра Великого произошла замена русского платья на общеевропейский стандарт.

(7-Пётр 1, фанфары, выход и проход Петра 1)        (проход по кругу)

Крестьянская одежда осталась такой же, что и в период Московского государства.

Сам государь не любил пышных костюмов и обилия кружев и позолоты.

Перед вами Царь-работник! Пётр Великий!

(возвращается на сцену)

5. С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы привозят шляпки из Парижа. Идеалом становится  женщина–цветок, женщина – украшение салонов и театров.

(играет духовой оркестр, звучит мелодия 8-XIX век, вальс Воспоминание,

пары прогуливаются)        (проход по кругу)

Развитие капитализма и банковской системы повлияло и на мужскую моду: высокие цилиндры, котелки, трости, белые околошейные платки – всё говорило о большом достатке и финансовом успехе.

Чем элегантнее и богаче была одета дама – тем сильнее подчеркивалось финансовое положение её спутника, мужчины в обществе!

(возвращаются на сцену)

6. XX век  принёс разительные перемены в моду, сначала подчеркнув, а потом разгладив различия в социальном составе общества.

(звучит мелодия 9-Кинопанорама)

 (проход по подиуму моделей в современной одежде)

А к началу 3 тысячелетия женщины  и мужчины стали повсеместно носить джинсы и футболки, невзирая на различия полов и материальное благосостояние, профессиональные интересы и вкусы хозяина!

Но учительская мода всегда была и остаётся верхом элегантности и скромности!

(по знаку режиссёра по подиуму проходят наши современницы и современники, стиль одежды которых соответствует сказанному).

Давайте ещё раз друг другу поаплодируем. (аплодисменты)

Сегодня мы с вами побывали в разных эпохах, в разных странах…

Ваше старание и замечательная игра помогли сделали каждого из вас участником нашего общего подарка «Все мы родом из детства!».

А пока звучит музыка, пожалуйста, не забывайте складывать костюмы и можете садиться на свои места.

Здоровья вам и благополучия!

 (звучит мелодия «10-Конец»)

______________________________________________________________

Список использованной литературы:

  1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
  2. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
  3. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
  4. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.



Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации г. Липецка

МБОУ гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой

… Ты, детскую качая колыбель,

мой юный слух напевами пленила…

театрализованный устный журнал (выпуск №2)

для старшеклассников,

посвященный  215-й годовщине  со дня рождения А.С. Пушкина

/из серии « Земли родной минувшая судьба »/

Кудашева Людмила Ивановна,

методист, руководитель детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19

им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Липецк - 2015


Аннотация

Первый выпуск театрализованного устного журнала из серии «Земли родной

минувшая судьба» был посвящен открытию Петром I Липецких «марциальных» вод и созданию Липецкого курорта, открытого в 1805 году по Высочайшему указу императора Александра I.

Второй выпуск «…Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила…» продолжает вышеупомянутую серию и посвящен 215 годовщине со дня рождения великого русского поэта. В работе отражены страницы детства А.С. Пушкина, связанные с самыми близкими поэту людьми - бабушкой Марией Алексеевной и няней Ариной Родионовной. Эти две женщины дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Они сумели передать мальчику привязанность ко всему русскому,  национальному, рассказывая ему сказки, предания, народные приметы и обряды.

На этапе подготовки и разработки данного сценария старшеклассники побывали в городском краеведческом музее, ездили в село Коренёвщино Добровского района Липецкой области, где в давние времена жили предки Пушкина.

ЦЕЛЬ:  Создание условий для развития творческого

            потенциала учащихся посредством  интеграции

        историко-литературного краеведения и досуга.

ЗАДАЧИ:

1. Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

      2. Воспитание чувства патриотизма на материале творчества А.С. Пушкина.

  1.  3. Развитие мотивации к познанию родного края посредством театрализации.

      4. Формирование эстетического вкуса учащихся.


…Ты,  детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила…

(2 выпуск театрализованного устного журнала к 215-летию  А.С. Пушкина)

                        

На сцене – обстановка жилой комнаты начала XIX века.

Зрители сидят слева, у окна. На правой стене - экспонаты Пушкинского музея.

По центру зала, от дальнего края к сцене, - ковровая дорожка.

Несколько артистов сидят вместе со зрителями.

(Звучит «Вальс» Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Ребята входят, оживленно беседуют, развешивая экспонаты в музее  Пушкина. Резко открывается дверь, и вбегает ученик с плакатом в руках):

        Посмотрите, ребята, какое чудо! Какая красота! Палех и сказка!  Что может быть прекраснее?! Здесь собрано всё пушкинское  Лукоморье!

(Все рассматривают плакат, вешают его на стену и поочерёдно говорят):

1. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит;

  1. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей;

  1. Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей;

  1. Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

  1. Там королевич мимоходом пленяет грозного царя;

  1. Там в облаках перед народом через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

  1. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит;

  1. Там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой;

  1. Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

В прологе Пушкина к «Руслану и Людмиле» все сказки, слышанные поэтом в детстве, «чудесно сжаты в одну», настолько густо заселён дремучий лес сказочными персонажами.

(В музее): В 2014 году исполняется 215 лет со дня рождения великого поэта. (Оглядывая комнату) Вы знаете, у меня такое чувство, что сейчас откроется дверь, и на пороге появится Александр Сергеевич.

Вполне разделяю твое чувство. Ведь Липецкий край – малая родина Пушкина. В прошлом году мы побывали в городском краеведческом музее, а в октябре ездили в село Коренёвщино, где в давние времена жили предки Пушкина.

(Звучит «Пастораль», музыка Г. Свиридова к к/ф «Метель»).

Раньше это было село Покровское Липецкого уезда Тамбовской губернии. Ныне это село Коренёвщино Добровского района.

Прапрадед поэта Федор Петрович Пушкин, будучи помещиком, жил в своем имении Покровском. Кроме того, он владел Капитанщиным и Кузьминкой. Капитан Пушкин…Капитанщино…

У Федора Петровича был единственный сын Алексей Федорович, который состоял на военной службе и участвовал в Турецкой войне при взятии крепости Очаков в 1737 году.

Мне хочется добавить: когда Алексей Федорович вышел в отставку, он стал жить в Покровском. Женившись, имел пятерых детей, среди которых была Мария Алексеевна Пушкина, бабушка поэта.

А почему село называлось то Покровское, то Коренёвщино?

Дело в том, что Покровским оно называлось по церкви Покрова. А Коренёвщино потому, что село основал Тамбовский воевода Коренев.

Именно в этом имении жила и воспитывалась с двух лет Мария  Пушкина. История не сохранила нам ее портретов. Когда она была барышнею, это село посетил Осип Абрамович Ганнибал, младший сын арапа Петра Великого. А настоящее имя Осипа Абрамовича – Януарий.

Он служил капитаном в морской артиллерии и поэтому был послан на ревизию «петровских» железных заводов в Липецк и часто езжал в село Покровское.

Этот его приезд в наши края расценивается теперь как великий дар судьбы, т.к. он встретился с Марией Алексеевной Пушкиной. Они понравились друг другу… и  обвенчались в Липецке в Свято-Вознесенской церкви, бывшей в то время городским кафедральным собором.

(В зрительном зале встают артисты, играющие роли Маши Пушкиной и Осипа Ганнибала. Под перезвон венчальных колоколов молодые становятся на ковровую дорожку перед священником).

Венчается раб божий Осип рабе божьей Марии.  Аминь!

Венчается раба божия Мария рабе божием  Осипе.  Аминь!

(С двух сторон от ковровой дорожки «молва судачит» о молодых, пока они

медленно идут по направлению к сцене):    

Маше Пушкиной все завидовали, хоть и притворялись, что равнодушны, и даже посмеивались, потому что за арапа идёт.

(Звучит заключительная часть «Венчания», музыка Г. Свиридова).

- Передаю за верное, господа: Его Величество будет доволен выбором.

- Бес арабский! Слишком уж черен…

- Но хорош! Весь как на пружинах!

- А любезен до пределов! И на все готов для невесты.

- А она-то хороша!

- Сказывали, что арап был куплен шкипером за бутылку рома!

- Сей шкипер - Великий Царь Петр I, а Ганнибал был «царю наперсник, а не раб»!

- Да, у арапа губа - не дура.

- Она прелестна, и они как два голубка!

( Молодые уходят за кулисы. Горожане садятся на свои места).

(В музее): Осип Абрамович женился на Марии Алексеевне, не спросив согласия отца. А, как известно, Абрам Петрович Ганнибал отличался суровым нравом. И когда молодые приехали к нему, то он так грозно посмотрел на невестку, что та упала в обморок.

( Музыка полностью стихает).

У Марии Алексеевны и Осипа Абрамовича родилась дочь Надежда, мать А.С. Пушкина. Вскоре Осип покинул жену с малолетней дочерью, и с 1777 г. Мария Алексеевна стала проживать с Надеждой в с. Коренёвщино и в г. Липецке.

Затем Мария Алексеевна  навсегда покидает Липецкий край и уезжает с дочерью в Петербург, где Надежда Осиповна выходит замуж за Сергея Львовича Пушкина, троюродного брата матери. Затем они все вместе переезжают в Москву, где Мария Алексеевна некоторое время живет в семье дочери в Немецкой слободе.

(Начало XIX века. Т.к. история не сохранила нам портретов бабушки поэта, роль М.А. Пушкиной в замужестве играет другая ученица. Она входит в импровизированную комнату, в руках у неё перо и бумага).

- Аришка, на кухню сбегай! Узнай, зажарил ли Николашка поросёнка?

(Подходит к столику). Шампань-то в лед поставь!

(Кладёт перо и бумагу на стол, зажигает свечи. Садится, начинает писать. Текст взят из романа Ю.Тынянова.

Звучит «Романс» Г. Свиридова к к/ф «Метель»).

Любезный мой друг Наталья Павловна!

Долго не писала Вам: было много хлопот, да и события семейные помешали. Надежда вышла замуж за капитан-поручика Сергея Львовича Пушкина, живу у них в Москве. (Пауза).

Всё зятево хозяйство на моих руках.   (Пауза).

Хоть вы и считаете меня умной, дельной и рассудительной, но приходится тяжело. Дворня невелика, но распущена, отбилась от рук , и все врут. Не то, что у нас в имении, где все ходили по струнке. (Пауза).

Счастье ещё, что со мной испытанная мамка и няня Аришка, что девкой отошла ко мне.

(Пауза). (Музыка усиливается и снова затихает).

Все время вспоминаю Липецк и усадьбу отца, где живала барышнею. (Пауза).

Город чистый, улицы обсажены дубками и липами. Груш и вишен - горы. (Пауза).

В пору цветения лип от деревьев шёл густой приятный дух. Девки в безрукавках и расшитых сорочках.

                                (Музыка усиливается и снова затихает).

А летом приезжали самые лучшие люди, самые нарядные, сановные, из столиц – купаться в липецких водах.

(Музыка усиливается. Мария Алексеевна заканчивает писать письмо.

Заклеивает конверт. Музыка  затихает).

Аришка! Вели Ваське- кучеру письмо в Петербург отправить, а сама иди готовь барчука к прогулке.

(Мария Алексеевна уходит).

Именно бабушка Мария Алексеевна оставила глубокий след в душе мальчика. Она много рассказывала Александру о Липецкой земле, о своей усадьбе в селе Коренёвщино, о прекрасной природе этих мест.

(В музее): В семье Пушкиных высоко ценились образованность, глубокие знания, эрудиция. Родители, стремясь дать детям хорошее образование, наняли гувернёров – французов, учителей, но они не оказали заметного влияния на будущего поэта.

Первой его настоящей воспитательницей стала бабушка Мария Алексеевна, женщина с сильным характером, нежная, любящая, глубоко преданная своей семье. Она учила мальчика живому разговорному языку, ибо все в доме говорили по-французски.

По свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, бабушка «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…». Всегда спешила утешить и приласкать мальчика, рассказывая ему об удивительной  жизни и приключениях маленького Ибрагима, крестника и любимца великого Петра; и не менее занимательные истории с бурными страстями из жизни бояр и воевод их древнего рода.

Интерес к предкам,  к прошлому своей страны и народа Пушкин сохранит на всю жизнь.

( Звучит «Тройка», музыка Г. Свиридова).

        Люблю от бабушки московской  я слушать толки о родне,

                О стародавней старине, могучих предков правнук бедный.

                Люблю встречать их имена в двух-трех строках Карамзина.

                От этой слабости безвредной, как ни стремился, - видит бог, -

                Отвыкнуть я никак не мог.

Первые впечатления детства Саши Пушкина связаны с одним из самых близких поэту людей – его няней. Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка Ганнибалов, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, помогала Марии Алексеевне растить внуков. Эти две женщины дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.

Они сумели передать мальчику привязанность ко всему русскому: рассказывали ему сказки, предания, верили в народные приметы, любили гадания. Большую часть народных былин и песен, которые Пушкин так много знал, он слышал от Арины Родионовны. Весь сказочный русский мир был ей известен, и передавала она его чрезвычайно оригинально.

Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, - оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление.

(Звучит «Тройка», музыка Г. Свиридова).

Но я плоды моих мечтаний и гармонических затей

Читаю только старой няне, подруге юности моей.

Выпьем, добрая подружка бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Арина входила в комнату бесшумно, пела маленькому Саше песни, а укутав барчука и напялив на него меховой картуз с ушами, вела на прогулку в сад.

(Нянька выходит из-за кулис, идет медленно вдоль сцены).

Наблюдая, как резвится маленький Саша, говорила нараспев, как поют только няньки, - о всех предметах, которые видела перед собой.

(Садится на край сцены и говорит):

- Пусть ребёнок округ пруда побегает. Фонтан то забавен. Богатые татары всегда любят, чтобы вода вот так в саду текла.

(Тихо-тихо звучит «Марш» из к/ф «Метель»).

- А вон, батюшка Александр Сергеевич, и пушечки. Вот какие! Вот они грохочут, вот гудут. Что твой колокол. Вы шапоньку-то на уши да покрепче нахлобучьте, мороз, нельзя, заморозитесь. Пушечки. Да.

(Звуки «Марша» слышны сильнее. Арина встает, идёт медленно, будто  плывет и, повернув голову в сторону окна, начинает говорить, как только стихнут звуки военного марша).

- Вот солдат как шагает постановно…

Вы на него взгляните, батюшка Александр Сергеевич, какой солдат… Шапочка медная… на солнце блестит… а  под бляхой крест горит. Вот так шапочка. Вот вырастете и сами такую наденете.

(Арина медленно уходит за кулисы. Мелодия затихает).

Вырастет Александр Сергеевич и напишет стихотворение «Сон», в котором в одном пленительном образе слились бабушка и няня – две женщины, учившие его любви ко всему родному, русскому.

( Звучит «Тройка»Г. Свиридова ).

…В вечерней тишине являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне, в больших  очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель, которую сама заворожила.

(«Наперсница волшебной старины…», 1822)

Пушкин любил «пленительные рассказы» про старину, про бывальщину. Его увлекали история и предания прошлых времен, волновали поверья, народные приметы и обряды.

Помните, как в сказке «Жених» описан обряд сватовства?

Наутро сваха к ним на двор нежданная приходит.

Наташу хвалит, разговор с отцом её заводит:

«У вас товар, у нас купец; собою парень молодец,

И статный, и проворный, не вздорный, не зазорный».

А в «Сказке о Медведихе» можно встретить причитание, распространенное на Руси:

«Ах ты, свет моя медведиха, на кого меня покинула,

Вдовца печального, вдовца горемычного?

Уж как мне с тобой, моей боярыней, весёлой игры не игрывати,

Милых детушек не родити, медвежатушек не качати,

Не качати, не баюкати».

Надо отметить, что сказки Пушкина – это золотые россыпи народной мудрости, народного языка. Вот послушайте, как в «Сказке о царе Салтане»:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь!

А роман в стихах «Евгений Онегин»?! Здесь и народные песни, и гадание, и обряды.

Они хранили в жизни мирной привычки милой старины;

У них на масленице жирной водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели, подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари они роняли слёзки три…

И вот ещё:

Татьяна верила преданьям простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

(Звучит «Тройка», музыка Г. Свиридова к к/ф «Метель»).

(От автора из повести «Барышня-крестьянка»): В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иваноич Муромский. Этот был настоящий русский барин, не выносивший критики и звавший своего соседа не иначе как медведем и провинциалом. Таковы были отношения между сими двумя владельцами, как сын Берестова приехал к нему в деревню. (Музыка усиливается, потом продолжает): 

        Он был воспитан в университете и намеревался вступить в военную службу. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу местных барышень. Они сходили по нем с ума. (Музыка усиливается, потом продолжает):

Но всех более занята была им дочь англомана Муромского, Лиза. Ей было семнадцать лет. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье гувернантку. За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня.

 (В комнату входит Лиза, за нею – Настя; слышны голоса птиц).

- Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова, целый день были  вместе.

- Как это? Расскажи по порядку.

- Извольте-с; пошли мы, я , Анисья Егоровна, Ненила, Дунька…

- Хорошо, знаю. Ну, потом?

- Комната была полна народу. Были колбинские, захарьевские, хлупинские…

- Ну! а Берестов?

- Погодите-с. Сели за стол…

- Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

- Да как же вы нетерпеливы! Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

- Правда ли, что он так хорош собой?

- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий румянец во всю щёку…

- Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

- Что вы? Вздумал он с нами в горелки бегать.

- С вами в горелки бегать! Невозможно!

- Очень возможно! А в доме сказывают, что барин он -  прекрасный: такой добрый, такой весёлый.

- Как бы мне хотелось его видеть! (вздыхает).

- Да что же тут мудреного? Подите гулять в ту сторону, верно, встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.

- Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре… Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

- И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Берестов уж вас не прозевает.

- А в чем ступать-то?

- А лапти на что? (Снимает лапти и протягивает их Лизе, та  примеряет).

- Неудобно, да и велики…

- Давайте мерку сниму с вашей ножки и закажу Трофиму-пастуху к завтрашнему утру. (Пока Настя снимает мерку, Лиза  стягивает с её плеч платок и, глядя в зеркало, примеряет на себя; вдруг резко оборачивается и с испугом спрашивает):

- А если спросит меня молодой барин, что я в лесу одна делаю?

- Скажете, что идёте по грибы. Вот вам лукошко.

- А по-здешнему я говорить умею прекрасно. (Направляется в сторону кулис, останавливается и, глядя на зрителей, с озорством говорит):  Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

(Обе быстро уходят, Настя уносит с собой вещи )

(От автора): Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

(Подходит к группе учеников в музее Пушкина, продолжает):

Семейная вражда и запутанные отношения героев «Барышни – крестьянки» разрешаются просто и счастливо, хотя Пушкин нарочно прибегает к излюбленным романтиками и читателями ситуациям.

 (Из «молвы» поднимается одна из участниц спектакля):

У каждого из нас свой Пушкин. Он приходит к нам в детстве и сопровождает всю жизнь.

(«Молва» подходит к музею Пушкина).

(В музее): Неизвестно, когда написано начало « Руслана и Людмилы», но совершенно ясно, что выросло оно из няниных сказок и бабушкиных преданий, которые Пушкин любовно собирал и записывал в свою тетрадь. Поэтому так задушевно и загадочно звучит знакомый нам с детства текст:

(Арина выходит из-за кулис, идёт к музею, садится за столик, вяжет).

У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит;…

( Звучит заключительная часть «Романса»; из-за кулис выходят все участники театрализации; в руках  ученицы, исполнявшей роль Марии Алексеевны, когда та жила в Москве, цветы; на фоне музыки она произносит):

Благословен и день и час, когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас приходит пушкинское слово.

(Звук усиливается. Ученица возлагает цветы к портрету великого русского поэта. Мелодия продолжает звучать, участники спектакля рассматривают экспозиции музея А.С. Пушкина, а затем постепенно выходят из зала. В записи звучат начальные строки разных произведений Пушкина, произносимые детскими и взрослыми голосами):

…Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

…У лукоморья дуб зелёный…

…Паду ли я, стрелой пронзенный…

…Я вас любил: любовь ещё, быть может…

…Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…

…Три девицы под окном…

…Я люблю вас. Я люблю вас, Ольга!…

…Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты…

Ай да Пушкин!

__________________________________________

Литература

  1. Жизнь и творчество Пушкина. Материалы для выставки в школе. Москва,  Д.Л., 1989.
  2. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Составитель В.В. Кунин. Москва, «Правда», 1988.
  3. Липецк. Страницы истории. Виктор Колтаков. Редактор Скрицкая В.Н. НПО ОРИУС, Липецкое издательство, 1991.
  4. Липецкая энциклопедия. Том третий. П – Я. ГУП «ИГ «Инфол», 2001 – 560 с.
  5. Липецкий венок А. С. Пушкину. – Липецк, 1992. – 63 с. : ил. Родное и близкое : [сборник] / Б. Шальнев, В. Шахов. ... Уроженцы Липецкого края. Жили, пребывали в Липецком крае.
  6. Приют, сияньем муз одетый. Под ред.П.Волкова. Москва, «Планета», 1988.
  7. Путеводитель по Липецкому краю. Часть 2.-Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2004 г. – 128 с.
  8. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. Издательство: М: Художественная литература, 1986. Твердый переплет, 736 + 528 + 528 стр.
  9. Старкова З.С. Литература и живопись : Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
  10. Тынянов Ю.Н. «Пушкин». Изд-во «Художественная литература». Москва,1987 г. - 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра "Лель"....

Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"

Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"...

Задания для самостоятельной работы с учебником. "Головные уборы. Летние головные уборы" для 6 кл.

Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ. Головные уборы. Летние головные уборы (с. 148-152 учебника «Швейное дело» для 6 класса Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.)...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...