«Использование системно-деятельностного подхода в обучении обучающихся начально-техническому моделированию в рамках реализации ФГОС»
статья на тему

 

     Выступление на краевом семинаре: «Системно - деятельностный подход как основа совершенствования образовательных услуг в УДОД»

     Тема: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении обучающихся начально-техническому моделированию в рамках реализации ФГОС» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _vystuplenie_na_seminare_sistemno-deyatelnyy_podkhod.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на краевом семинаре: «Системно-деятельностный подход как основа совершенствования образовательных услуг в УДОД»

Тема: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении  обучающихся

 начально-техническому моделированию в рамках реализации ФГОС»

                                                                         Шемелина Римма Александровна,

                                                                               педагог высшей квалификационной  

                                                              категории МБОУ ДОД ЦДТ

        По новым государственным стандартам работаю  пятый год. Содержание дополнительного образования в условиях введения в действие  ФГОС начального общего образования  предусматривает новые подходы к развитию   научно — технического творчества младших школьников. В связи с этим мною была разработана программа дополнительного образования «Веселые мастера» по направлению общекультурная деятельность. Cоставлена она на основе моей программы «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы. Данная программа соответствует современным требованиям. Это научно-познавательная, модифицированная программа предназначена для обучающихся начальных классов. Рассчитана на 4 года обучения (1 раз в неделю по 2 часа –  72 ч. в год).    

        Целью программы является: комплексное развитие личности ребенка в техническом объединении через обучение и воспитание, формирование устойчивого интереса к науке и технике; овладение навыками конструирования и моделирования, развитие художественного вкуса и потенциала, через процесс включения в продуктивно-творческую деятельность и творческое самовыражение.  

        Для выполнения этой цели,  в своей педагогической деятельности я как раз и использую системно-деятельностный подход. Сейчас при введении нового материала я стараюсь не дать готовые  знания, а так строю свои занятия, чтобы дети сами добывали знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Применяя этот метод на своих занятиях, я сделала вывод, что они стали проходить намного  разнообразней, интересней и динамичней. Дети с удовольствием  выполняют задания, фантазируют, исследуют, ищут свои собственные решения. Данный подход носит  дифференцированный характер и направлен на развитие каждого ребёнка, на формирование его индивидуальных способностей, он помогает быстрее и лучше усваивать учебный материал.                              

        Планируя работу на занятиях, всегда помню, что успешность обучающегося зависит от умения добывать информацию и работать с ней самостоятельно. Для этого практикую выход в библиотеку, чтобы учащиеся поработали с различными словарями, энциклопедиями («Техника», «Транспорт» и др.), периодической литературой: «Мир техники для детей», «Моделист конструктор», «Юный техник», «М-хобби». Применяю этот метод потому что, во-первых, такого количества литературы ни у кого дома нет, во-вторых — практически никто из них поначалу не умеет ею пользоваться. В прошлом году в ЦДТ подключили интернет, и у ребят появилась возможность не только дома, но и во время занятия поискать нужную информацию.

        Используя системно-деятельностный подход, провожу занятия не только традиционные, но и развивающие такие как: творческая мастерская интеллектуальные разминки (задания на смекалку, необычные вопросы и т. д.).         Постоянно использую диалогическое взаимодействие; внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня это задание…”, “Я бы сделал так…” и т.д. и проблемно - задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации «Что было бы, если бы...» и др.), которые повышают мотивацию учащихся. К проверке знаний тоже подхожу творчески.

        Составляю различные творческие задания. Ребятам очень нравится синквейн. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. Используется мною в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить  результат. Синквейн является формой свободного творчества, требующей от обучающегося умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использую их на занятии для заключительного задания по пройденному материалу.

Например, после прохождения темы «Воздушный транспорт» ребята написали:

Самолет                                                                                                      

Громадный, быстрый                                                                                          

Летает, перевозит, садится                                                                              

Самолет - это большая птица                                                                      

Аэропорт                                                                                                      

Самолет                                                                                                          

Бумажный, белый                                                                                            

Летит, планирует, падает                                                                              

Самолет - это развлечение для детей                                                          

Игрушка

        Исследовательская деятельность неотъемлемая часть практически каждого занятия. При изготовлении, например, сказочного летающего вертолета или автомобиля прежде чем его спроектировать, ребятам нужно исследовать автомобили уже существующие. На первом этапе обозначаю проблему, которая является руководством к действию при выборе конструкции модели, материала для  ее изготовления.                                                                                                        Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую разнообразные методы и приемы мотивации (эмоциональные, познавательные, социальные и др.), способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу, а также определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

  • “забываю” как складывается бумажная модель самолета;
  • “ошибаюсь” при составлении технологической карты;
  • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше изготовить ту или иную модель, советуясь с учащимися.

        В своей деятельности практикую метод творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Отдаю предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей. На занятии обучающийся проявляет своё “я”. Пробует себя в роли изобретателя, дизайнера, конструктора.                                      На своих занятиях использую различные презентации  в качестве подачи нового материала, демонстрации готовых моделей и для подведения итогов. Так же для подведения итогов использую такую форму как - портфолио. Портфолио – это сборник работ и результатов учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, в него включаются фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Я считаю, что на данный момент это является  эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

        Применение системно-деятельностного подхода я хочу продемонстрировать на конкретном примере 3 системных занятий по изготовлению автомобиля будущего.  1 занятие — исследовательская деятельность уже существующих автомобилей и проектирование собственного  автомобиля. 2 — непосредственное изготовление. 3 — презентация своего супермобиля.

На организационный этапе сообщаю тему занятия, чтобы сосредоточить внимание детей показываю слайдовую презентацию и рассказываю об истории развития автомобиля.

Ребята, я приглашаю вас посетить автомобильный завод. Сегодня будем с вами проектировать в конструкторском бюро, на следующем занятии — поработаем в сборочном цехе и завершим наше путешествие в рекламном отделе.

Во время подготовительного этапа повторяем в стихотворной форме правила безопасности при работе с разными материалами и инструментами.

Чтобы наше путешествие было безопасным, давайте повторим правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. А поможет нам в этом игра «Так бывает или нет?» Будьте внимательны, можете пользоваться подсказкой, представленной на экране монитора.

Правила игры – простые: я читаю стихотворение, а вы должны хлопнуть в ладоши, если такого правила нет на самом деле. Приготовьте ваши ладоши. Дети отвечают, я комментируют

Затем идет доступное изложение нового материала с активным диалоговым привлечением детей. Исследуя уже созданные транспортные автомобили обучающиеся сами определяют из каких основных деталей они состоят, в чем их отличия.

На основном этапе идет практическая работа, где ребята проявляя свою фантазию создают проект автомобиля будущего — технический рисунок, продумывают его цветовую гамму и т. д.

Ребята, сегодня вы будете работать в конструкторском бюро в роли изобретателей, конструкторов, дизайнеров, а я буду вашим мастером-наставником. Наша задача — разработать проект автомобиля будущего.

Идет самостоятельная работа над созданием проекта, где учащиеся проявляют воображение, фантазию, умение создавать технический рисунок, пользоваться чертежными инструментами. В конце практической работы я говорю, что на следующем занятии мы будем работать в сборочном цехе и дома нужно продумать из какого материала вы будете собирать данную модель, аксессуары его оформления. Данный материал нужно принести  на занятие. Это может быть: картон, бумага, бросовый или природный материал.

Для снятия психофизической нагрузки проводится физминутка.

На контрольном этапе происходит закрепление нового материала.

И последний итоговый этап — рефлексия, Где дети под моим руководством обсуждают полученные ими результаты. Составляют картину деятельности на занятии и ее успешности: «Я узнал...», «Я научился,,,», «Я смог...», «У меня не получилось...»

 Ребята, время практической части подошло к концу, давайте выставим  ваши проекты на демонстрационную доску.

А заодно и выясним, все ли у вас получилось, как было задумано.

Довольны ли вы своей работой?  

Что было самым трудным?

        А теперь обменяйтесь проектами друг с другом, внимательно посмотрите и скажите, за что можно похвалить вашего друга.

        Что бы  вы могли ему посоветовать?

        Перед вами лежат красные и синие автомобильчики. Если вам понравилось наше путешествие, поднимите красный автомобиль, если нет – синий. (Ответы детей).

        На втором занятии обучающиеся в роли конструкторов-сборщиков собирают свои автомобили и в конце занятия получают домашнее задание подготовить презентацию собственного супермобиля.

        На третьем занятии они — рекламные менеджеры презентуют свои супермобили. В конце занятия выставка работ, где ребята сами определяют лучшие модели для участия в городской выставке.  

         Результативность: принимаем активное участие в городских, окружных, краевых конкурсах и выставках.  Имеем призовые места ежегодно в краевом заочном конкурсе «Знатоки техники» 1 и 2 место (Гринник Виктория), краевых выставках по дизайну «Время творить и удивляться (Устинкина Яна, 3 место), по НТМ (Чураков Игорь, Гринник Виктория 1 место), в заочных всероссийских конкурсах прикладного творчества «Зима стучит в окно» 1 и 2 место, «Зимнии забавы» 2 место и другии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования

Тема урока: Химический состав клеткиТип урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цели и задачи урока:Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  хими...

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

Мастер-класс по теме «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и ...

Презентация мастер-класса «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Эту презентацию можно использовать в качестве плана-основы для любого урока с использованием коммуникативного подхода...

Актуальность системно-деятельностного подхода для достижения предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их у...