Образовательная программа "Веселые мастера"
рабочая программа на тему

 

       Программа «Веселые мастера» была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Является модифицированной и составлена она на основе программы «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

     В результате интеграции предметов: математика, искусство, естествознание, словесность, технология и т.д., обучающиеся получают сведения о методах проектирования и художественного конструирования изделий; народном искусстве; о приемах безопасной работы с инструментами, приспособлениями ручного труда и здоровом образе жизни.

        Целью программы является: создание условий для формирования творчески активной и креативно мыслящей личности через художественное моделирование и конструирование технических макетов и моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _programma_veselye_mastera_.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

города Алейска Алтайского края

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества города Алейска

                                                                             

Образовательная программа

«Веселые мастера»

              (адресована обучающимся от 7 до 10 лет)

              Срок реализации программы — 4 года

                                                                                               Составитель:

                                                                                               Шемелина Римма Александровна

                                                                                               педагог дополнительного образования

                                                                               

                                                                         

                                                                         

                                                   

 Алейск

2013

I. Введение

        В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Главное при этом это взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования.  

        Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интересов, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального творческого возрастает. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит творчески работающий человек.

     Программа «Веселые мастера» решает следующие проблемы:

  • пополнение знаний и умений в области конструирования и  

моделирования;

  • поддержка и развитие талантов;
  • повышение занятости детей в свободное время.

        Творческие способности необходимо развивать с раннего возраста.

        В.А.Сухомлинский говорил: «Каждый ребенок может в течение кружкового занятия испытать свои задатки, способности, выражая их в конкретном творческом деле, своей работе». Из этого высказывания вытекает очень важная задача для педагога – необходимо учить ребенка творчеству, так как творческая деятельность способствует формированию у учащихся преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Но если же с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

II. Пояснительная записка

        Программа «Веселые мастера» была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Является модифицированной и составлена она на основе  программы «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

        Познавательные процессы младших школьников отличаются непроизвольностью, не целенаправленностью. У них преобладает непроизвольное внимание, над произвольным. При восприятии предмета они в первую очередь выделяют то, что бросается в глаза: яркость окраски, необычность, величина формы и т.п. Очень часто к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность познавательных процессов. Их истинное развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Данная программа нацелена на развитие познавательных процессов обучающихся с помощью творческой технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В которой используются игры и упражнения, развивающие наглядно-действенное мышление, способствующие раскрепощению ребенка, позволяющие отойти от стереотипности и шаблонности восприятия и понимания. Принципы и методы ТРИЗ вполне пригодны для работы с реальными техническими задачами и идеями. Они способствуют изменению отношения ребенка к процессу познания, развивают широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

        В результате интеграции предметов: математика, искусство, естествознание, словесность, технология и т.д., обучающиеся получают сведения о методах проектирования и художественного конструирования изделий; народном искусстве; о приемах безопасной работы с инструментами, приспособлениями ручного труда и здоровом образе жизни.

        Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью детства, по этому предусмотрена работа с природным материалом – умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции. Материалы используются самые разные: шишки, желуди, орехи, цветы, листья, ракушки, яичная скорлупа и т.д. Работе с бросовым материалом также уделяется много внимания, так как количество его не ограничено имеет разнообразную форму, цвет, состав, что дает нам возможность сделать образовательный процесс с малыми затратами на материалы. Учащиеся с удовольствием используют эти материалы в своем творчестве и сами могут заготовить их. В результате образовательный процесс становится более интересным и малозатратным.

        Целью программы является: создание условий для формирования творчески активной и креативно мыслящей личности через художественное моделирование и конструирование технических макетов и моделей.

        Основные задачи программы:

Обучающие и познавательные:

  • научить детей простейшим элементам художественного конструирования и  оформления изделий;
  • узнать приемы безопасной работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов; познакомить с основными техническими терминами;
  • изучить историю техники, жизнь и деятельность замечательных людей, и их вклад в научно-технический прогресс;

развивающая:

  • развивать  логическое, образное, техническое мышление;  способность  творчески оперировать полученными знаниями; умение планировать свое  время; сотрудничать в коллективной трудовой деятельности;

воспитательная:

  • приобщить детей к здоровому образу жизни.

        Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности учащегося, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

         Программа «Веселые мастера» построена на следующих принципах образовательного процесса:

  1. Принцип системности и последовательности (от простого к сложному, объем знаний, сложность материала). Связь знаний с практической деятельностью учащихся.
  2. Принцип вариативности (предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач и умение осуществлять систематический выбор вариантов).
  3. Принцип развивающего обучения (поддержать активность, заинтересованность, дать свободу выбора творческой деятельности).
  4. Принцип перспективности (тематическое планирование познавательной и практической деятельности, работа на перспективу, ориентация на конечную цель работы).
  5. Принцип наглядности (использование образцов изделий, фотообразы, иллюстрации, картинки, чертежи, таблицы, схемы и т.д.).

       Программа «Веселые мастера» составлена с опорой на следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г.;
  • Закон «Об образовании  в Алтайском крае» г. Барнаул, от 29.11.04 г.;
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного  

образования детей от 22.02.97 г.;

  • Устав ЦДТ;
  • Типовое положение ЦДТ.      

    Состав учащихся - постоянный, набор – свободный.

    Программа рассчитана на 4 года обучения (1 раз в неделю по 2 часа  –   72 ч. в год).

    Количество обучающихся 12 - 25 человек.

    Возраст учащихся 7 -10 лет.

        Во время занятий каждые 15 - 20 минут проводятся подвижные игры или упражнения для снятия психофизического напряжения, через 35 - 45 минут перемена.

        Занятия проводятся в доверительной спокойной обстановке, что способствует  формированию положительных взаимоотношений между детьми, развитию интереса к техническому творчеству, желанию трудиться, создавать модели и макеты своими руками.  Оказывается  помощь  каждому, кто неуверен в себе, кто слабо справляется с заданием. Практикуется совместное участие обучающихся в изготовлении общих композиций, различных устройств. У учащихся вырабатывается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Занимаясь творчеством, любой учащийся имеет возможность снять психологическое напряжение и таким образом  улучшить свое эмоциональное состояние. На занятиях постоянно практикуется помощь старших учащихся - младшим.

        Программа практико-ориентированная. Структура программы – модульная, количество разделов варьируется от года обучения.  Обучение допускает возможность вариативности. Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане. Программа «Веселые мастера» может быть использована, как целиком, так и отдельные ее блоки в учреждениях дополнительного образования, школах.

        Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой и картоном, пенопластом, бросовым и природным материалом.

        Курс обучения по программе может вести педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, воспитатель.    

Ш. Основные направления реализации программы

        Основная педагогическая технология, реализуемая в программе «Веселые мастера» - это технология саморазвития (М. Монтессори).

     М. Монтессори восприняла ребенка, как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного развития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Целевые ориентации:

  • всестороннее развитие;
  • воспитание самостоятельности;
  • соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной  деятельности.

Концептуальные положения:

  • Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с  

развитием – ребенок сам себя развивает.

  • Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз  педагогики Монтессори.
  • Вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие  его независимости и самостоятельности.
  • Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого  достигается абстрактный уровень.
  • Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики  - организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Концептуальные основы игровых технологий

        Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация не реализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в
каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для школьного возраста.

Классификационные параметры игровых технологий

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт +суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +Ш.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

     Для развития личностных качеств детей в программе предусмотрены:

  1. Досуговые мероприятия, проводимые в объединении. Цели и задачи, которых: формирование положительного социального опыта, потребности в здоровом образе жизни, развитие творческих способностей, укрепление дружеских отношений в коллективе («Времена года», «Лучшие друзья: моя мама и я», «В гостях у доктора Айболита»).
  2. Различного уровня конкурсы (краевой «Знатоки техники»), выставки (городская: «Мастера и мастерицы», краевые: «Твори, выдумывай, пробуй», «Рождественская звезда», «Сибириада», «Добрые волшебники»).
  3. Культурно-массовые и спортивные мероприятия на уровне Центра детского творчества и города («Новогодняя фантазия», «Звездочка года», походы выходного дня, «День здоровья» и др.).

Работа с родителями

        Цель этой работы – расширение и укрепление связей родителей с Центром детского творчества.

Формы работы:

  • индивидуальная работа с родителями для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания учащихся, повышения их психолого-педагогических знаний: консультации, беседы;
  • с коллективом родителей (родительские собрания, досуговые мероприятия («Папа, мама, я – техническая семья»); выставка совместного семейного творчества; походы выходного дня; информация об успехах учащихся, требованиях, предъявляемых педагогом и т.д.).

IV. Условия реализации программы

        Для успешного решения задач воспитания и обучения, учащихся на занятиях в объединении «Веселые мастера» нужны определенные условия.

  • Использование личностно-ориентированного подхода, принципа гуманизма  в процессе обучения и воспитания.
  • Желание учащихся получить новые знания и научиться изготавливать    

модели своими руками.

  • Высокий уровень подготовки педагога.
  • Поддержка родителями увлечения детей. Задача педагога – заинтересовать  не только учащихся, но и их родителей.

  Материально-технические условия

        Особенности организации учебного процесса: занятия проводятся на базе Центра детского творчества или в школе в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который должно отвечать требованиям  санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Оборудование:

 рабочие столы, стулья, школьная доска, шкафы для наглядно-дидактического материала.

Основные и вспомогательные инструменты для 1 группы учащихся:

ножницы, лобзики, подставки для выпиливания, линейки, угольники, транспортиры, циркули, кисти для красок, зубные щетки (для работы по набрызгу).

Материалы: 

Бумага: писчая белая, цветная, чертежная, гофрированная; картон: белый, цветной, гофрированный; различная фольга; клей: ПВА, карандаш;  ДВП, краски: различные пентафталевые, гуашь, акварельные; карандаши: простые, цветные; пенопласт различных сортов, проволока; природный и бросовый материал; мел, наждачная бумага, пластилин.

Методические условия

Наглядно-дидактический материал:

программа, методические пособия для проведения занятий, геометрические фигуры и тела; фотографии, схемы; чертежи; технологические карты; учебно-методические таблицы; шаблоны моделей и игрушек; доска для макетирования электрических цепей; настольно-печатные игры: лото «Что нужно для работы», «Геометрический конструктор»; домино: «Инструменты и материалы», кроссворды; ребусы; электронная викторина «Юный техник»;   инструкции по технике безопасности и многое другое.

     Также для более успешной реализации программы педагогу следует постепенно накапливать лучшие работы обучающихся по разным темам. При изучении работ своих сверстников ученик укрепляет веру в себя, реально оценивает свои силы, достоинства и недостатки.

V. Содержание программы

        Школьники вначале выполняют модели по шаблонам, схемам, приобретают определенную сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания,  активизирует познавательные процессы обучающихся и совершенствует умения. Все изделия детей могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, игрушками, и дети, видя это, стараются выполнять работу как можно лучше. Это показывает динамику процесса приобретения учащимися знаний.

        Процесс моделирования и конструирования в объединении включает в себя решение конструкторских, технологических и организационных задач с последующим изготовлением и испытанием моделей.

        Программа «Веселые мастера» призвана обеспечить:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-

ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления  

разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Техника вокруг нас

2

1

1

3

Понятия о материалах и

инструментах

4

2

2

4

Рисование и раскрашивание

2

1

1

5

Основы конструирования

2

1

1

6

Первоначальные графические

знания и умения

4

2

2

7

Сюжетно – тематическая аппликация

12

2

10

8

Конструирование простейших моделей макетов, игрушек

20

1

19

9

Элементы художественного конструирования

10

3

7

10

Изготовление открыток, подарков из различных материалов

12

4

8

11

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

72

19

53

  1. Вводное занятие

Знакомство с кабинетом,  планом работы объединения. Правила техники безопасности и гигиены труда. Знакомство детей. Демонстрация готовых игрушек, моделей, макетов.

Практическая работа

Игры на знакомство. Изготовление бумажных игрушек с целью выявления умений и интересов учащихся.

         2. Техника вокруг нас

Значение техники в жизни человека. Достижения науки и техники. Роль и значение изобретателей на производстве. Понятие о машинах, механизмах, конструкциях с показом моделей и применением загадок.

Практическая работа

Сборка из готовых наборов разверток моделей машин.

        3. Понятия о материалах и инструментах

Общее понятие о производстве бумаги и картона. Классификация бумаги и картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты, используемые на занятиях. Основные рабочие операции при обработке различных материалов.

Практическая работа

Правила сгибания, складывания бумаги и картона. Приемы работы с различными инструментами. Техника безопасности при работе. Изготовление простейших игрушек, игры с ними.

        4. Рисование и раскрашивание

Рисование по образцу.  Дорисовка по собственному замыслу. Увеличение рисунка по клеткам.

Практическая работа

Раскрашивание готовых картинок. Дорисовка пейзажа по собственному замыслу.

        5. Основы конструирования

Знакомство с древним японским искусством складывания из бумаги разнообразных объемных фигурок. Сгибание и складывание бумаги способом оригами в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо.  Знакомство со схемами складывания.

Практическая работа

Создание игрушек из квадратной и прямоугольной формы, применяя при этом последовательные приемы и способы складывания, постепенно усложняя последовательность сгибов. Художественное оформление фигурок (раскрашивание, аппликация). Создание совместных творческих работ: «Аквариум», «Зоопарк», «Мир вокруг нас», «А у нас в гараже» и др.

        6. Первоначальные графические знания и умения

Приобретение, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейки, угольники, карандаши, циркуль. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линии видимого и невидимого контура, линия сгиба, центровая линия, сплошная линия. Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Использование трафаретов и шаблонов.

Практическая часть

Построение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля. Упражнение в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблицы для расписания занятий. Изготовление игрушек, моделей методом сгибания – вырезание симметричных фигур (изготовление аппликационных работ – открытки, закладки). Разметка по шаблону или трафарету (изготовление контурных моделей).

        7. Сюжетно – тематическая аппликация

Сюжетно – тематическая аппликация, способы ее изготовления. Выделение основных и главных действующих лиц. Расположение предметов по сюжету. Наклеивание частей аппликации на различную основу.

Практическая работа

Изготовление аппликации: времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Сказка», по собственному замыслу.

        8. Конструирование простейших моделей, макетов, игрушек

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах и телах. Сопоставление формы окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами и телами. Способы соединения деталей.

Практическая работа

Составление геометрического орнамента. Изготовление контурных моделей игрушек со щелевидным, шарнирным соединением. Изготовление поделок: в технике «Квиллинг», из различных коробок.

        9. Элементы художественного конструирования

Некоторые элементы художественного конструирования и оформление изделий на примерах изобразительного искусства и архитектуры. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Округлые и прямолинейные формы симметрия, цельность). Осознанное восприятие формы и цвета. Понятие о декоративных украшениях, композициях. Орнамент как основа украшения изделий из различных материалов. Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов в их симметричном расположении.

Практическая работа

Создание образа задуманного изделия (поиск его оригинальной формы) путем манипуляции геометрическими фигурами и другими плоскими деталями, вырезанными из цветной бумаги.

Поиск оригинальной формы изделия путем манипуляции объемными деталями, геометрическими телами и различными коробочками. Составление узоров из геометрических форм, элементов растительного мира.

        10. Изготовление открыток, подарков из различных материалов

Способы разметки деталей простой формы из различных материалов. Разметка по шаблону на различных материалах. Приемы и методы выполнения некоторых открыток, подарков игрушек из разных материалов (бумага, картон, ткань, природный и бросовый материал).

Способы соединения деталей из различных материалов (при помощи клея, ниток, проволоки). Способы и приемы отделочных работ.

Практическая работа

Изготовление закладок, открыток, цветов, игрушек, сувениров, елочных украшений из бумаги, картона, природных материалов, готовых форм с использованием аппликации к различным праздникам. Сборка из готовых наборов заводского изготовления.

        11. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Планы на будущий учебный год. Советы по изготовлению различных работ летом.

Практическая работа

Итоговая выставка: «Маленькие мастера». Игра «Необычное путешествие с Самоделкиным».

Ожидаемые результаты реализации программы

 по окончании 1 года обучения учащиеся  

Знают/ понимают:

  • правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами;
  • основные свойства и возможности бумаги и картона как материала для  художественно-конструкторской деятельности;
  • основные приёмы работы с бумагой (резание, сминание, обрывание);
  • сгибание и складывание бумаги способом оригами в различных  направлениях;
  • отдельные виды водного, воздушного и наземного транспорта;
  • основные способы соединения деталей;
  • линии чертежа: линии видимого и невидимого контура, линия сгиба,  центровая линия, сплошная линия;
  • основные термины и условные обозначения в конструировании;
  • основные понятия симметрии;
  • сюжетно – тематическую аппликацию, способы ее изготовления;
  • понятие о контуре, силуэте технического объекта;
  • геометрические фигуры и элементы геометрических тел;
  • некоторые элементы художественного конструирования и оформление изделий;
  • технологию работы с природным и бросовым материалом.

Умеют:

  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе с инструментами;
  • складывать бумагу способом оригами;
  • правильно применять термины при работе;
  • использовать правила и приёмы рациональной разметки;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • самостоятельно подбирать материал, фон, сюжет, выбирать и осуществлять
  • наиболее подходящие приёмы практической работы;
  • внимательно рассматривать и анализировать объекты живой природы с техническими видами транспорта;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, материал, способ
  • изготовления, готовое изделие).

        Первый этап программы нацелен на овладение основами знаний, на поддержание  устойчивой мотивации к процессу обучения, носит репродуктивно-творческий характер деятельности. По окончании первого года обучения учащиеся способны к самореализации, пытаются выразить свой творческий замысел. У них воспитывается чувство коллективизма, толерантности.  Имеют творческие достижения на уровне коллектива.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Материалы и инструменты

2

1

1

3

Первоначальные графические

знания и умения

4

2

2

4

Арт-дизайн

4

2

2

5

Аппликация в смешанной технике

10

4

6

6

Простейшие модели транспортной техники

12

1

11

7

Работа с природным материалом

12

2

10

8

Работа с бросовым материалом.

12

2

10

9

Изготовление открыток, подарков из различных материалов

12

2

10

10

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

72

18

54

  1. Вводное занятие

Анализ летних заданий. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся. Правила техники безопасности и гигиены труда.

Практическая работа

Изготовление игрушек на тему: «Моя любимая игрушка».

        2. Материалы и инструменты

Пластилин, бумага, ткань, природный материал и другие материалы, используемые на занятиях по начальному техническому моделированию. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления, применяемые на занятиях. ТБ при работе с ними.

Практическая работа

Показать  различные инструменты и приемы работы с ними. Изготовление игрушек на свободную тему.

        3. Графическая подготовка в начальном моделировании

Первоначальные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже,  различия этих графических изображений. Линии чертежа. Расширение понятий об осевой симметрии.

Практическая работа

Чтение и составление схем, технических рисунков плоских деталей и изделий простой формы. Изготовление симметричных моделей игрушек.

        4. Арт – дизайн

Искусство дизайна. Дизайнеры. Основные элементы художественного конструирования и оформление изделий. Форма, цвет. Цветовое богатство окружающего мира (гамма и колер).

Практическая работа

Декоративная переработка (стилизация) в зависимости от форм изделия. Придумывание, разработка новой удобной для человека и красивой предметной среды.

        5. Аппликация в смешанной технике

Аппликация в смешанной технике способы ее изготовления. Основные и вспомогательные материалы Древнейший способ обработки металлов – тиснение на фольге. Наклеивание частей аппликации на различную основу. Декоративно – художественное оформление работ.

Практическая работа

Изготовление аппликации на бархатной бумаге, с применением природного материала, гофрированного картона и бумаги. Рельефное тиснение на фольге.

        6. Простейшие модели транспортной техники

Транспорт, его виды, значение. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Летающие, плавающие модели. Выбор материалов и способ их обработки.

Способы соединения деталей и частей модели.

Практическая работа

Изготовление летающих моделей. Модели кораблей и судов. Упрощенные модели автомобилей.

        7. Работа с природным материалом

Основные и вспомогательные материалы и инструменты, используемые в работе, техника безопасности. Способы заготовки и обработки природных материалов. Способы соединений различных материалов при помощи клея, ниток, проволоки, пластилина, крепежных деталей.

Способы и приемы отделочных работ, художественное оформление изделия.

Практическая работа

Сюжетная аппликация и по собственному замыслу. Изготовление игрушек из природного материала.

        8. Работа с бросовым материалом

Основные и вспомогательные материалы и инструменты, используемые в работе, техника безопасности.

Способы обработки бросовых материалов.

Способы соединений различных материалов при помощи клея, ниток, проволоки, пластилина, крепежных деталей.

Способы и приемы отделочных работ, художественное оформление изделия.

Практическая работа

Изготовление игрушек из бросового материала.

        9. Изготовление открыток и подарков из различных материалов

Приемы и методы выполнения открыток, подарков, сувениров,  игрушек из разных материалов. Способы соединения деталей из различных материалов. Способы и приемы отделочных работ.

Практическая работа

Изготовление закладок, открыток, цветов, игрушек, подарков, сувениров, елочных украшений.

        10. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Планы на будущий учебный год. Советы по изготовлению различных поделок летом.

Практическая работа

Итоговая выставка: «Маленькие мастера». Игра «Необычное путешествие с Самоделкиным».

По окончанию 2 года обучения учащиеся

Знают / понимают:

  • новые технологии в обработке и окраске бумаги и картона;
  • о предназначении технического конструирования и макетирования;
  • первоначальные понятия, порядок чтения и составления простейших

эскизов, схем,  плоские изображения;

  • выносные линии и принятые правила указания размеров;
  • правильно размечать обозначения на графических изображениях;
  • цветовые гаммы в художественном конструировании;
  • особенности декоративно – художественного оформления работ;
  • различия между контурными, полуобъемными, объемными моделями;
  • способы заготовки, обработки и соединений различных природных и

бросовых материалов.

Умеют:

  • читать и составлять схемы, технический рисунок модели;
  • сопоставить формы окружающих предметов, технических объектов их частей с геометрическими фигурами и телами;
  • пользоваться развертками и выкройками при изготовлении игрушек, моделей, объектов;
  • создавать простые макеты технических объектов,  контурные,  
  • полуобъемные, модели техники, симметричные игрушки;
  • производить художественную отделку моделей;
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями.

        Содержание программы второго года обучения направлено на усовершенствование навыков работы, овладения специальными знаниями. По окончании второго года обучения учащиеся способны проявлять инициативу и самостоятельно поддерживать уровень увлечения техническим творчеством, имеют результаты на уровне города.

Учебно-тематический план 3 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

2

1

1

3

Первоначальные технические и технологические понятия

8

3

5

4

Графическая подготовка в техническом конструировании

12

3

9

5

Изготовление простейших электрифицированных игрушек

14

4

10

6

Разработка, изготовление

действующих усложненных моделей, игрушек

12

4

8

7

Работа с природным и бросовым материалом

8

4

4

8

Изготовление открыток, сувениров из различных материалов

12

2

10

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

23

49

        1. Вводное занятие

Анализ летних заданий. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году. Правила техники безопасности и гигиены труда. Элементарные понятия о сущности технического прогресса, замене ручного труда машинами.

Практическая работа

Изготовление моделей на свободную тему.

        2. Материалы, инструменты, приспособления  и оборудование

Обзор основных видов материалов, применяемых в начальном техническом моделировании (древесина, картон, пенопласт, пластмасса и др.). Приемы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда. Основные ручные инструменты в сравнении с аналогичными  по назначению машинам. Применение их в быту и на производстве. Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах)

Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.

Практическая часть

Самостоятельная работа с инструментами. Изготовление моделей на свободную тему.

        3. Первоначальные технические и технологические понятия

Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машин. Элементарное понятие о конструировании (планировать, проектировать, претворять свой замысел в изделия и конструкции).

Элементы профессионального конструирования, которые входят в конструкторско–технологическую деятельность учащихся (обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод  конструирования, определить последовательность изготовления модели, подбор инструментов и т.д.). Основные условия конструкторской разработки по заданию (назначения изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т.д.). Техническое моделирование как один из видов конструкторско-технологической деятельности учащихся.

Практическая работа

Изготовление выкроек технических объектов простой формы. Перевод чертежей на кальку, бумагу, картон. Увеличение, уменьшение выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади, ксерокопированием. Изготовление макетов, моделей технических объектов из наборов готовых деталей с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Выбора материалов и инструментов.

        4. Графическая подготовка в техническом конструировании

Линии чертежа. Условные обозначения. Радиус. Диаметр. Технический эскиз, рисунок, чертеж их сходства и различия. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.

Правила и порядок чтения изображения объемных деталей (наглядного изображения).

Первоначальные понятия о сборочном чертеже. Нанесение размеров и применение этих знаний.

Практическая работа

Изготовление моделей, макетов, технических изделий (по техническому рисунку, чертежу) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий.

        5. Изготовление простейших электрифицированных игрушек

Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи.

Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка), проводниками, включателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, светодиоды, звонки, электромоторчики и др.).  Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи.

Техника безопасности при работе с электротоком.

Практическая работа

Графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи (батарейка, провод, включатель, лампочка, светодиоды или звонок).

Изготовление технических моделей с простейшим электроосвещением.

        6. Разработка изготовление действующих усложненных игрушек

Общие представления о создании машин. Понятия о машинах – двигателях (использующих энергию ветра, солнца, топлива, электричества), машинах – орудиях (обрабатывающие, транспортные грузоподъемные). Изготовление действующих объектов и игрушек.

Практическая работа.

Изготовление объемных действующих моделей, игрушек.

        7. Работа с природным и бросовым материалом

Основные и вспомогательные материалы и инструменты, используемые в работе, техника безопасности. Способы  обработки  материалов. Способы соединений различных материалов. Способы и приемы отделочных работ, художественное оформление изделия.

Практическая работа

Изготовление различных игрушек и моделей из различных сочетаний природного и бросового материала.

        8. Изготовление открыток и подарков из различных материалов

Приемы и методы выполнения открыток, подарков, сувениров,  игрушек из разных материалов. Способы соединения деталей из различных материалов. Способы и приемы отделочных работ.

Практическая работа

Изготовление закладок, открыток, цветов, игрушек, подарков, сувениров, елочных украшений. Дизайн и способы оформления открыток, подарков, игрушек с помощью современных материалов.

        9. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных, лучших учащихся.

Практическая работа

Итоговая выставка: «Маленькие мастера». Праздник: «Юные мастера».

По окончании 3 года обучения учащиеся

Знают / понимают:

  • общее представление о процессе создания машин и их двигателях;
  • элементарное понятие о конструировании (планирование, проектирование, изготовление);
  • название и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;
  • правила и порядок чтения изображения объемных деталей (наглядного  изображения), первоначальные понятия о сборочном чертеже;
  • нанесение размеров и применение этих знаний;
  • способы соединения деталей из бумаги, картона, пластика и других материалов, название основных частей изготовляемых макетов, моделей;
  • простейшие источники и потребители энергии;
  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования  и моделирования и при работе с электротоком;
  • элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи и условные обозначения ее элементов;
  • способы и приемы составления простейшей электрической цепи.

Умеют:

  • пользоваться распространенными инструментами ручного труда, соблюдая технику безопасности;
  • планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал,  инструменты и приспособления для разметки, обработки и отделки        изделия;
  • прочно соединять детали между собой  и устойчиво крепить;
  • выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка,  силуэта, простейшего чертежа.);
  • пользоваться специальными техническими терминами;
  • уметь читать чертежи разверток несложных плоских и объемных деталей;
  • создавать макеты, модели, игрушки на высоком уровне;
  • мобилизовать физические и умственные силы на осуществления поставленных задач для достижения цели;
  • графически изображать электрическую цепь с одним потребителем;
  • собирать простые электрические цепи и использовать их в технических моделях;
  • изготавливать объемные действующие модели, игрушки.

     Третий этап программы направлен на овладение более глубокими и прочными знаниями и умениями в области технического творчества. После трех лет обучения учащиеся способны точно передать особенности своего творческого замысла. Они имеют результаты на уровне края.

Учебно-тематический план 4 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

2

1

1

3

Графическая подготовка в техническом конструировании

12

3

9

4

Изготовление простейших электрифицированных игрушек

20

4

16

5

Разработка, изготовление

действующих усложненных моделей, игрушек

22

4

18

6

Изготовление открыток, сувениров из различных материалов

12

2

10

7

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

16

56

1. Вводное занятие

Анализ летних заданий. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году. Правила техники безопасности и гигиены труда.

Практическая работа

Изготовление моделей на свободную тему.

        2. Материалы, инструменты, приспособления  и оборудование

 Виды материалов, применяемых в начальном техническом моделировании,  Приемы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда. Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.

Практическая часть

Самостоятельная работа с инструментами. Изготовление моделей на свободную тему.

        3. Графическая подготовка в техническом конструировании

Линии чертежа. Условные обозначения. Технический чертеж  Порядок чтения и составления чертежа плоской детали. Правила и порядок чтения изображения объемных деталей (наглядного изображения). Сборочный чертеж. Нанесение размеров и применение этих знаний.

Практическая работа

Изготовление моделей, макетов, технических изделий (по техническому  чертежу) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий.

        4. Изготовление простейших электрифицированных игрушек

Понятия об электрическом токе и электрической цепи. Источниками, проводники, потребители тока. Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления различных электрических цепей. ТБ при работе с электротоком.

Практическая работа

Графическое изображение электрической цепи. Сборка электрической цепи. Изготовление технических моделей с электроосвещением.

        5. Разработка изготовление действующих усложненных игрушек

Разнообразные машины  на службе человека. Изготовление действующих объектов и игрушек.

Практическая работа.

Изготовление объемных действующих моделей, игрушек.

        6. Изготовление открыток и подарков из различных материалов

Приемы и методы выполнения открыток, подарков, сувениров,  игрушек из разных материалов. Способы соединения деталей из различных материалов. Способы и приемы отделочных работ.

Практическая работа

Изготовление закладок, открыток, цветов, игрушек, подарков, сувениров, елочных украшений. Дизайн и способы оформления открыток, подарков, игрушек с помощью современных материалов.

        9. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за 4 года обучения. Награждение самых активных, лучших учащихся.

Практическая работа

Итоговая выставка: «Маленькие мастера». Праздник: «Необычное путешествие с Самоделкиным».

По окончании 4 года обучения учащиеся

Знают / понимают:

  • виды материалов, инструменты и приспособления ручного труда, применяемых в начальном техническом моделировании;
  • порядок чтения и составления чертежа плоской детали  
  • нанесение размеров и применение этих знаний;
  • способы соединения деталей из  различных материалов;
  • электрический ток и цепь
  • источники, проводники и потребители энергии;
  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования  и общее моделирования и при работе с электротоком;
  • условные обозначения элементов электрической цепи ;
  • способы и приемы составления различных электрических цепей;
  • способы изготовление действующих объектов и игрушек.

Умеют:

  • пользоваться   инструментами ручного труда, соблюдая технику безопасности;
  •  соединять детали различными способами между собой  и устойчиво крепить;
  • выразить свой замысел на плоскости;
  • пользоваться специальными техническими терминами;
  • уметь читать чертежи разверток плоских и объемных деталей;
  • создавать макеты, модели, игрушки на высоком уровне;
  • мобилизовать физические и умственные силы на осуществления поставленных задач для достижения цели;
  • графически изображать электрическую цепь;
  • собирать электрические цепи и использовать их в технических моделях;
  • изготавливать объемные действующие модели, игрушки.

        Учащимся четвертого года обучения,  дается больше времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться,  реализовать свои идеи в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на проектные работы, где ребята могут пофантазировать, работая с материалом по своему выбору.  У них появляется желание заниматься в более сложных объединениях научно-технической и декоративно-прикладной направленности. Они имеют результаты  на  краевом и всероссийском уровне.

VI. Формы и методы работы

        Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения занятия. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

        Главными видами деятельности обучающихся является моделирование и конструирование, которые в процессе формирования творческой деятельности проходят следующие этапы:

1. Выработка практических умений и навыков.

2. Формирование и расширение знаний учащихся, углубленное обогащение

     новыми интересами.

3. Развитие мыслительной деятельности и применение ее в техническом  

    творчестве.

    Каждый из этих этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний закреплением всего процесса обучения. Практическая деятельность обучающихся постепенно усложняется, обогащается. На каждом занятии присутствует практическая часть, которая занимает 1/3 учебного времени.

     Программа учитывает интересы детей, а игры, конкурсы, викторины помогают придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание совершенствовать практические умения, самостоятельно получать знания из книг, поэтому основными методами и формами обучения считаю:

Традиционные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, объяснение, пояснение, обсуждение, демонстрация, опыты, таблицы, карточки, чертежи, образцы и  фотообразцы изделий, иллюстрации).
  2. Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у учащихся  умений и навыков.
  3. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые). В совокупности с репродуктивными служат развитию творческих

способностей учащихся.

  1. Пооперационный метод (технологические карты).
  2. Метод проектного обучения.

        Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения.

         Нетрадиционные формы занятия помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня центры детского творчества должны формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике преподавания.

Нетрадиционные методы обучения: занятие – фантазия, занятие – игра, занятие – викторина, занятие – ролевые игры, творческие мастерские, занятия – экскурсия и др.

        Форма проведения занятия важна, но важны и формы организации деятельности. Существует три вида организации  деятельности на занятии: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для младших школьников является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

    Формы работы:

  • групповые,
  • индивидуальные,
  • фронтальные.

VII. Механизм контроля за реализацией программы

        Система контроля и оценки детских достижений дает нам возможность проследить динамику развития каждого учащегося, выявить наиболее одаренных или отстающих и создать условия для их дальнейшего формирования и развития.

        В ходе преподавания по программе, ведется постоянный контроль за выявлением новых знаний и умений.

Объект контроля:

  • знания;
  • умения.

   Вид и формы контроля 

     Критерии оценки знаний и умений обучающихся разделяются на входящий, промежуточный и итоговый контроль.

  • Входящий контроль знаний проводится для определения уровня знаний обучающихся по разделам данной программы (с помощью творческих заданий, анкет, тестов);
  • текущий – осуществляется для определения степени освоения учащимися материала по теме (кроссворды, игры,  практическая работа), а также для   изучения мотивации к занятиям, творческих способностей (тесты, анкеты  совместно с педагогом – психологом);
  • итоговый – определить степень достижения результатов обучения и воспитания за учебный год  (игра – путешествие, творческие задания,  участие в городских и краевых выставках).

      В конце каждой темы выполняется коллективная творческая работа («Техника вокруг нас», «В мире сказок», « В лесу» и др.). По итогам каждого полугодия проводится игра – путешествие «В мире техники».  Для закрепления и тематического контроля используются различные дидактические игры: игра - путешествие («Путешествие по стране Геометрия», «Путешествие с Самоделкиным» и др.); игры – загадки («Загадай, мы отгадаем», «Загадочный Карандаш» и др.).

Критерии оценки:

Высокий – 8 – 10;

Средний – 4 – 8;

Низкий – ниже 4.

Критерии оценки  практической работы

Высокий:

  • изготовление модели осуществляется самостоятельно;
  • соответствует размерам чертежа, шаблонов;
  • аккуратно изготовлены составные части модели;
  • эстетически оформлено.

Средний:

  • модель выполнена с незначительной помощью педагога;
  • имеются небольшие неточности в размерах;
  • аккуратно изготовлены составные части модели;
  • эстетическое оформление требует доработки.

Низкий:

  • изготовлена модель с помощью педагога;
  • имеет значительные неточности в размерах;
  • неаккуратно изготовлены составные части модели;
  • эстетическое оформление требует существенной корректировки.

        Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

        Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является выставка работ.

Выставки могут быть:

  1.  однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
  2.  постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  3.  тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  4. итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты,  направления творчества. Выставка позволяет обменяться опытом, технологией, развить эклектику направления, оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.  В конце учебного года устраивается выставка «Маленькие мастера», кроме этого участвуем в городской выставке «Мастера и мастерицы», в краевых: «Рождественская

 звезда», «Твори, выдумывай, пробуй», «Сибириада», краевом конкурсе «Знатоки техники».

        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио воспитанника включаются фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

        Таким образом,  можно проконтролировать динамику развития творческого потенциала учащихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности

VIII. Ожидаемые результаты реализации программы

        Освоение детьми программы «Веселые мастера» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

        В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • учебно – познавательного интерес к художественному конструированию и моделированию , как одному из видов творчества;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

        Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

        В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • выбирать  материалы и средства выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

        Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • пользоваться средствами выразительности языка  художественного конструирования и моделирования;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами     художественного конструирования;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

        В сфере познавательных  универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • различать изученные виды художественного конструирования и моделирования, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в  техническом творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в техническом  творчестве;
  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • художественно – образному, техническому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным техническим достижения человечества.

        Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

        В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности:
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.

        Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

        Внешним показателем успешной реализации программы является высокий уровень изготовленных макетов и моделей для выставок различного уровня.

IX. Список литературы

 Для детей:

  1. Афонькин С. Игрушки из бумаги. -  Санкт-Петербург: Литера 2001;
  2. Богатеева А.А. Чудесные поделки из бумаги. -  М: Просвещение 1983;
  3. ВыгоновВ.В. Композиции, подарки, модели.- М: Первое сентября 2002;
  4. Двести моделей для умелых рук. -  Санкт-Петербург, 1997;
  5. Долженко Г.И. Сто поделок из  бумаги.  - Ярославль: Академия развития, 1999;
  6. Долженко Г.И. 100 оригами. -  Ярославль, 2002;
  7. Карпинский А.А. Модели из картона. -  Ленинград, 1989;
  8. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. -  М: Просвещение, 1983;
  9. Соколова С.В. Театр оригами. -  М: Эксмо, 2003;
  10. Соколова С.В. Сказка оригами. -  М: Эксмо, 2003.

Журналы: «Бумажный конструктор»; «Вырезаем, играем с домовенком Кузей»;

«Едем, плаваем, летаем»;  «Икс-пилот»; «Мастерилка»; «Мир техники для детей»;

«Чудо бумага».

Для родителей:

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М: Скрипторий, 2008;
  2. Игрушки из бумаги. – СПб.: Кристалл, 2000;
  3. Кард В. Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк.- М: АСТ; СПб: Сова, 2007;
  4. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных. – СПб.: Кристалл, 1998;
  5. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2000;
  6. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов.  – Ярославль: Академия развития, 2003;
  7. Разноцветные поделки из природных материалов. – М: Айрис-пресс, 2005;
  8. Сержантова Т., Рольф М. Оригами для всей семьи.- М, 2001;
  9. Техническое моделирование.- СПб.: Кристалл, 1998;
  10. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Для педагогов:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать? – М, 1991;
  2. Бондарь Е.Ю., Герук Л.И. 100 поделок из яиц. – Ярославль: Академия развития, 2003;
  3. Весёлые конкурсные часы во 2-3 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005;
  4. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль: Академия развития, 2003;
  5. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М: Скрипторий, 2006;
  6. Забавные поделки к праздникам. – М: Айрис-пресс, 2004;
  7. Знаете ли Вы себя? // Левитан К.М. – Сборник психологических тестов и рекомендаций. – М, 1991;
  8. Играйте  вместе с нами. – М, 1997;
  9. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игр. – Ярославль: Академия развития, 1997;
  10. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М: Сфера, 2003;
  11. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спб: Детство-пресс, 2002;
  12. Оригами. Лучшие модели. -  М: Айрис-прес, 2004;
  13. От идеи до модели. - М: Просвещение, 1988;
  14. Работа с бумагой: поделки и игры. – М: Сфера, 2000;
  15. Разноцветные поделки из природных материалов.  – М: Айрис-пресс, 2005;
  16. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – М : ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД,  2002;
  17. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Учитель + Ученик // Понять, принять, помочь. - Барнаул, 1996.

Журналы:

«Коллекция идей», «Левша», «Сделай сам».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...