Экологическая сказка "Алиса и Василиса, или Как лягушка не стала девочкой" младшего школьного возраста.
методическая разработка по теме

Данная сказка написана для детей младшего школьного возраста. Она призвана способствовать воспитанию экологической культуры у детей, пониманию того, что любое живое существо требует бережного к себе обращения, имеет право на жизнь. Дети в силу своего возраста не всегда задумываются над этим и первоочередная задача педагога-эколога объяснить им, как правильно поступать с живыми существами, чтобы не навредить им. Слушая сказку, ребята знакомятся с прудовой лягушкой, её описанием, местообитанием, питанием, ролью в природной цепи. Развивается познавательный интерес к лягушкам, стимулируются воображение и мышление, разрушаются сложившиеся предрассудки о лягушках. Первое прочтение сказки лучше сочетать с показом рисованных героев. Эта форма деятельности воспринимается детьми более эмоционально и образно, активизирует интерес и внимание в большей степени, чем простой пересказ или чтение материала. После первичного ознакомления и пересказа сказки целесообразно провести обсуждение поступков и образов героев, основных сюжетных моментов. Особое внимание детей необходимо привлечь к описанию лягушки, её образу жизни и роли в природе. К сожалению, в современном мире почти нет животных, не испытывающих притеснения со стороны человека. Тем более лягушки кажутся многим неприятными, их мало кто любит, к ним относятся с презрением, боятся их. Необходимо разрушить в сознании детей сформировавшиеся предрассудки об этом беззащитном и полезном существе. Материал сказки делает уместным разговор о культуре поведения человека в природе. Анализируя выступления детей, важно отметить и позитивно оценить их правильную позицию по отношению к лягушкам и другим живым существам, их чувство ответственности за судьбу беззащитных младших братьев человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_skazka.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка

«Алиса и Василиса, или Как лягушка не стала девочкой».

Аннотация к сказке

Данная сказка написана для детей младшего школьного возраста. Она призвана способствовать воспитанию экологической культуры у детей, пониманию того, что любое живое существо требует бережного к себе обращения, имеет право на жизнь. Дети в силу своего возраста не всегда задумываются над этим и первоочередная задача педагога-эколога объяснить им, как правильно поступать с живыми существами, чтобы не навредить им.
Слушая сказку, ребята знакомятся с прудовой лягушкой, её описанием, местообитанием, питанием, ролью в природной цепи. Развивается познавательный интерес к лягушкам, стимулируются воображение и мышление, разрушаются сложившиеся предрассудки о лягушках.
Первое прочтение сказки лучше сочетать с показом рисованных героев. Эта форма деятельности воспринимается детьми более эмоционально и образно, активизирует интерес и внимание в большей степени, чем простой пересказ или чтение материала.
После первичного ознакомления и пересказа сказки целесообразно провести обсуждение поступков и образов героев, основных сюжетных моментов. Особое внимание детей необходимо привлечь к описанию лягушки, её образу жизни и роли в природе. К сожалению, в современном мире почти нет животных, не испытывающих притеснения со стороны человека. Тем более лягушки кажутся многим неприятными, их мало кто любит, к ним относятся с презрением, боятся их. Необходимо разрушить в сознании детей сформировавшиеся предрассудки об этом беззащитном и полезном существе.
Материал сказки делает уместным разговор о культуре поведения человека в природе. Анализируя выступления детей, важно отметить и позитивно оценить их правильную позицию по отношению к лягушкам и другим живым существам, их чувство ответственности за судьбу беззащитных младших братьев человека.

Экологическая сказка

«Алиса и Василиса, или Как лягушка не стала девочкой»

- Ты говоришь, что все прудовые лягушки уходят на зимовку в конце сентября и спят семь месяцев? Но, мама, я не хочу спать! Смотри, начало октября, а на улице по-прежнему светит солнце и так интересно кругом. А в этих водорослях и иле скучно и неинтересно, каждый день одно и то же. Что я здесь увижу кроме этого противного ила? – жаловалась маленькая прудовая Лягушка.
- Ты думаешь, только прудовые лягушки проводят в спячке долгое время? Наши родственницы травяные и остромордые лягушки, большую часть жизни проводящие на суше, зарываются в подстилку, где промерзают вместе с верхним слоем почвы. А наши дальние родственницы, пустынные лягушки, в спячке проводят весь засушливый период. Они спят в норке в коконе из собственной кожи, который сохраняет их от высыхания. Чем же тебе не нравится наш пруд? – удивлённо спросила мама.
- Мы с твоим папой прожили здесь всю нашу жизнь, тут жили счастливо семь долгих лет твои бабушка и дедушка, здесь мы всегда находили себе укромное местечко от жары и для зимовки. А эти водоросли и ил надёжно охраняют нас от аистов, цапель, чаек, выдр, рыб и многих других хищных птиц и зверей.
- Единственное, что мне нравится в вашем любимом пруду, так это берег. Я могу вылезти на него и, по крайней мере, наблюдать за чужой интересной жизнью, - раздражённо проворчала Лягушка.
- Если ты не послушаешься и вылезешь, то придётся тебе пожалеть о своём любопытстве, - предупредила мама.
Маленькая Лягушка поплыла к своему заветному берегу. По самому краю его росли склонившиеся к воде ивы и ольхи. Одни из них были ещё зелены, другие побурели и начали опадать на гладь пруда. Лягушка выбралась из воды. Было прохладное осеннее утро, трава сверкала капельками росы, потрескивая, отрывались и падали желтые и бурые листья. Они, медленно танцуя, устилали землю сплошным, шуршащим под лапками ковром. Лягушка залюбовалась чисто умытым, сияющим солнцем, которое слегка пригревало землю. Восхищению маленькой Лягушки не было предела.
Девочка Алиса в это солнечное воскресное утро проснулась рано. Ей приснился сон, что когда-то она была Царевной – лягушкой и жила в пруду, и только когда мама принесла её домой, она стала девочкой Алисой. Алиса вдруг представила, что в пруду и правда живёт Царевна – лягушка, и если её принести домой она станет девочкой. Алиса побежала будить маму, но рассказывать свой сон не стала – пусть для мамы будет сюрприз.
Тропинка, по которой гуляли Алиса с мамой, спустилась к маленькому, наполовину заросшему пруду. Алиса бегала вдоль берега от дерева к дереву, пытаясь поймать опадающие листья, она кружилась вместе с ними и что-то напевала. И вдруг недалеко от воды на краю тропинки она увидела лягушку… Вот она, заветная встреча! Лягушка была совсем малышкой, и Алисе показалось, что она сидит и ждёт, когда же за ней придут. Лягушка сидела неподвижно и была по-своему красивой: зелёного цвета, в тёмных пятнышках, с очень нежной немного мокрой кожицей. Наверное, она только что прыгала среди мокрой травы в поисках мамы. Алиса накрыла лягушку двумя ладошками, и через мгновение пленница сидела в стеклянной баночке из-под специй, под плотной крышкой с дырочками. Эту баночку Алиса взяла утром в кухонном буфете.
- Теперь ты будешь моей дочкой Василисой, будешь жить у нас дома и непременно станешь девочкой!
Опустив банку с пленницей в глубокий карман куртки, сияющая от счастья Алиса побежала к маме:
- Мамочка! Пошли скорее домой, я должна покормить Василису!
Около самого дома Алиса встретила подружку:
- Мама, ты иди, я сейчас!
Алиса сложила ладошки лодочкой и прошептала подружке:
- Я Царевну – лягушку нашла!
- Алисочка, дай посмотреть, дай подержать! – протягивая руки, просила подружка.
- Не дам! Это будет моя дочка Василиса! – ответила Алиса.
Подружка с завистью посмотрела на неё:
- А вот и не надо! Она противная и от неё бородавки будут!
- Она красивая, и это чепуха про бородавки! Мама говорила, что это всё наговоры, от прикосновения к лягушке бородавок не бывает!
Обиженная Алиса направилась к качелям:
- Василиса, дочка, хочешь покататься на качельках? Садись, я подержу, чтобы ты не упала.
- Алиса начала раскачивать качели. Маленькой Лягушке было так страшно, что аж дух захватывало. Она беззвучно скребла лапками по стеклу, будто умоляя девочку не делать этого. Скоро Алисе это занятие наскучило, и она, сунув свою дочку Василису в карман куртки, побежала к девочкам, которые прыгали через скакалку. Через минуту она весело прыгала, а бедная Лягушка, сжавшись в комочек от боли и страха, беззвучно плакала в кармане.
Дома Алиса вспомнила про Лягушку только за ужином. Она вытащила баночку из кармана, открыла крышку и бросила туда кусочек булки с вареньем:
- Кушай, Василиса, это очень полезное клубничное варенье. Ах, как ты вся вымазалась! Ай-яй-яй, как не стыдно, ты ведь девочка, надо быть аккуратнее. Пойдём умоемся и будем спать.
Алиса ухватила Лягушку крепкой детской ладошкой и понесла в ванную комнату. Там она взяла мыло и стала мыть пленницу, приговаривая:
- Ну вот, совсем другое дело… Теперь ты чистенькая… Пойдём, Василиса, в постельку, я тебя укутаю, спою колыбельную, а завтра ты проснёшься девочкой.
Алиса завернула Лягушку в большой носовой платок, уложила в маленькую кукольную коляску, сама улеглась и спокойно уснула. Лягушка тихо плакала, мыло больно щипало глазки, было душно, неудобно и очень страшно. С большим трудом она выбралась на свободу, плюхнулась на пол и, обессиленная, забилась в дальний угол под кроватью.
Утром, как только мама разбудила Алису, девочка подбежала к коляске:
- Где же Василиса? – всхлипывая, Алиса принялась за поиски.
- С кем ты там разговариваешь, дочка? – удивлённо спросила мама, заглядывая в детскую комнату. Из-под кровати торчали только Алисины пятки.
- Мама, здесь Василиса, она не хочет чистить зубки, - ответила Алиса, вытаскивая маленького лягушонка.
- Прудовая лягушка? Откуда она у тебя?
- Я вчера нашла её у пруда, где мы гуляли. Это моя дочка Василиса. Она очень послушная, хорошо ест, не боится мыла, любит качаться на качелях и прыгать со скакалкой! – воодушевлённо рассказывала Алиса.
- Покажи её мне. Она ещё жива? Эти лягушки дышат не только лёгкими, они поглощают кислород своей влажной кожей. Если она высыхает, лягушка погибает от удушья. Неужели ты не понимаешь, что мучаешь её, ведь это не игрушка, это живое существо! Она не ест пищу, к которой привыкла ты, она питается различными насекомыми: комарами, мухами, жуками. Поэтому они и не размножаются сверх меры. Её нельзя мыть с мылом, ей не надо чистить зубы.
- Мне тоже не нравится мыло, но ты почему-то заставляешь меня умываться!
- Ты человек, для твоей кожи мыло полезно. Посмотри, какое нежное тельце у лягушки, ей было очень больно от твоих игр!
- Я не хотела сделать ей больно, - всхлипнула девочка. – Я хотела ей помочь, я думала, что она станет девочкой, если я принесу её домой…
- Не плачь, дочка, она никогда не станет девочкой, она останется лягушкой. И это хорошо, ведь в цепях природы, где всё связано между собой, у лягушек своё, важное место. Вот представь цепочку: комары – лягушки – аисты. Что будет, если не станет лягушек, они превратятся в девочек? Как безудержно начнут размножаться комары! А аисты? Их станет гораздо меньше, они просто умрут от голода. Давай отнесём Василису туда, где ты её нашла, и будем надеяться, что она не погибнет.
- По дороге к пруду мама сказала Алисе:
- У каждого живого существа на этой земле есть своё место, свой родной дом. Мы, люди, не должны вмешиваться в чужую жизнь. Очень легко навредить маленькому беззащитному созданию и даже погубить его. На нас лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле.
- Мамочка, я никогда больше не буду трогать ни лягушек, ни улиток, ни бабочек, ни кузнечиков. Не буду пугать птиц, не буду зря рвать цветы и листья. Я буду беречь и защищать всё живое! – обещала Алиса.
Мама с дочкой подошли к пруду:
- Где ты нашла лягушку?
Вот здесь, возле тропинки.
- Откуда ты только взялась здесь?! Ведь все твои родственники дано спят, спеши к ним, - выпуская лягушку, сказала мама.
Лягушка молчала, только немного двигала своими глазками. Может быть, она и хотела что-то сказать, но это у неё не получалось. Она прыгнула и – бултых! – исчезла в пруду. Она закапывалась в родной ил и думала: «Как прекрасен мой дом! Этот ил самый лучший, самый уютный, самый замечательный ил в мире! Он так надёжно защищает меня!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

Экологическое занятие «Стол накрыт среди ветвей, приглашает он гостей!» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: привлечение внимания детей к проблемам охраны птиц зимой.Задачи: 1. Расширить представление о жизни зимующих птиц.2. Научить помогать птицам в зимний период.3. Воспитывать любовь и бережное отно...

Протоколы обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта

Методические разработки протоколов обследования  детей 4г.ж., 5 г.ж., 6 г.ж., 7 г.ж, детей младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта, а также...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...