ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
статья на тему

Сладковская Алина Юрьевна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

Сладковская Татьяна Юрьевна,

педагог, концертмейстер

Сладковская Алина Юрьевна,

педагог,  концертмейстер АМОУДОД Агалатовская ДШИ.

п. Агалатово, Ленинградская обл.

Проблема патриотизма в наше время поднимается на самых высоких уровнях. Проводятся конференции, круглые столы, появляются публикации на эту тему. И на данный момент существует государственная «Программа патриотического воспитания на 2011-2015 годы», а также существует в разработке проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Кроме того, Президент в своем послании Федеральному собранию говорил о проблеме духовных скреп в обществе, к которым мы можем с полной уверенностью причислить и чувство патриотизма. Именно поэтому мы как граждане и педагоги должны принять во внимание такую значительную повестку дня и понять непростую, но вместе с тем, очень важную по своей серьезности поставленную перед нами задачу. Задачу воспитания патриота своей Родины. Цель же данной работы – дать в первом приближении концептуальное обоснование необходимости патриотического воспитания и обосновать его особое значение в деятельности детских музыкальных учреждений.

Говоря о патриотизме, необходимо сразу же дать этому понятию определение. Мы бы не хотели говорить о патриотизме в узком смысле слова, а попробуем включить в это понятие широкий спектр мировоззренческих взглядов. Патриотизмом мы назовем определенную рамку ценностей, которую нельзя нарушать, но внутри которой можно быть приверженцем различных идейных течений.

К таким «рамочным» ценностям можно отмести уважение и любовь к истории Отечества (от Древней Руси до новейшей истории). Сюда же следует отнести высокую оценку роли русского языка, преемственности культуры, безусловный авторитет русских воинов во все века, уважение к территориальной целостности и народам Российской Федерации. Этот список можно было бы дополнять, главное в данном случае то, что это базовые ценности, создающие единую общероссийскую идентичность гражданина, которую можно сформулировать так: «Я знаю, что это наше, наше родное, и я горжусь нашей Историей, уважаю нашу культуру, язык и т. д.» В совокупности же эти ценности должны рождать готовность служить развитию своей страны, и способность жертвовать ради нее. Как писал Н. А. Некрасов: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» [2].

Итак, деятельность по наполнению педагогического процесса содержанием, не только с сопутствующим этим патриотическим ценностям, но и актуализирующим эти патриотические идеи и смыслы, и является практикой воспитания патриотизма в работе детских школах искусств. Осуществлять эту практику можно как на индивидуальном, так и групповом уровнях.

Надо сказать, что и сейчас в работе педагогов (преимущественно на уроках музыкальной литературы) еще используются патриотические материалы, оставшиеся по наследству еще с дореволюционной и советской эпохи. Эго, например, оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», А. П. Бородина «Князь Игорь», М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и другие, кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича и др. Но задевают ли они сердца наших учеников в той мере, в какой они мыслились самими авторами? Как понимают эти произведения современные молодые люди, оказавшиеся в достаточно определенном контексте современной «культуры»? Ведь довлеющая культура эпохи глобализации снижает значение патриотизма как базовую ценность, а значит и препятствует подлинному пониманию русской классической культуры, большая часть которой может быть смело отнесена к гражданской и патриотической.

К тому же музыкальное патриотическое воспитание имеет высокую степень сложности и для педагога и требует от него высокого уровня образования и соответствующей тонкости подхода. Кроме того в наше время педагоги, особенно молодые, не всегда чувствуют и понимают ценностную рамку гражданского, подлинного патриотизма, и даже отчуждаются от неё. Если наша цель — достичь высот понимания музыкальных, художественных произведений, раскрыть замысел авторов, наполнить его чем-то новым в современной интерпретации, тогда необходимо согласиться, что только собственным примером любви к родине, «горением своей души» можно высечь «искру из сердца людей», а нашем случае — учеников.

И отсутствие же практики патриотического воспитания понимание основных произведений русского искусства недостижимо. В таком случае появляется угроза выхолащивания сущности работы наших учреждений, которые о перспективе окажутся пунктами оказания формальных услуг.

Возможно, кто-то подумает, что из сферы деятельности педагога уже исключены понятии воспитания и привития духовно нравственных категории, что нашей задачей и является лишь оказание образовательных услуг. Мы же считаем, что образование учеников есть двойственная задача, включающая воспитание и обучение. Причём воспитание (как обучение нравственным нормам) имеет даже высший приоритет по отношению к обучению специальным знаниям. Эти слова хочу подкрепить цитатой Президента В. В. Путина из последнею послания федеральному собранию от 12 декабря 2012 года «... Мы должны укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России... Качественное обучение без воспитания невозможно...» [3].

Служение культуре Отечества и взращивание граждан, неравнодушных к Отчизне, а также Просвещение общества — вот, возможно и идеалистическая, но, как нам кажется, подлинная сущность нашей профессии и основная цель работы наших учреждений. Творческое развитие личности требует приобщения к собственной культуре и через понимание места российской культуры в мировом социокультурном процессе — приобщении к культуре человечества.

О том же самом пишет в своей статье профессор В. Ю. Троицкий – российский ученый-литературовед, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН — «...Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека...» [4, с. 14].

Итак, если мы хотим, чтобы наши ученики смогли стать в жизни гармоничными, нравственными людьми или, как говорят, «Личностью с большой буквы» – то необходимо систематически заботиться об их патриотическом воспитании. И как мы понимаем, эта задача с далеко идущими намерениями,- она устремлена в наше будущее, в нашу надежду на Россию, как великое процветающее государство.

Практическим примером является наш личный опыт индивидуальной работы в классе специального фортепиано над циклом П. И. Чайковского «50 русских народных песен» для ансамбля в четыре руки. Это произведение, как и сама биография композитора, богатейшим образом раскрывает тому патриотизма в русской музыке. Известно, каким был патриотом Чайковский. В литературном наследии композитора можно найти множество свидетельств его любви к России. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк, из Вены, композитор признается: «Вы пишете, что лучше всего вернуться в Россию. Еще бы! Я люблю путешествовать в виде отдыха за границу, это величайшее удовольствие. Но жить можно только в России, и только живя вне её, постигаешь всю силу своей любви к нашей милой, несмотря на все её недостатки, родине» [5, с. 109].

Ещё одно яркое высказывание Чайковского: «отчего прогулку летом в России, в деревне, по полям..., бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении и наплыва от любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревни вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж» [5, с. 155].

Такие письма послужили нам замечательной иллюстрацией на тему патриотизма, которые, в том числе, помогли увлечь ученика предстоящей работой. Наряду с решением технических задач, перед учеником раскрывалась суть русского народного творчества черед знакомство с русской народной песней и бережную обработку ее Чайковским.

В качестве еще одного практического примера можем привести опыт деятельности Агалатовской детской школы искусств. Здесь при помощи междисциплинарного подхода созданы благоприятные условия для ведения патриотического воспитания: создан музей, проводятся художественные выставки (как учеников, так и деятелей культуры), тематические концерты, творческие вечера, встречи с ветеранами и т. д. Конкретно можем поделиться опытом организации концерта, который прошел в декабре 2012 года, в рамках проекта «России двинулись сыны» к 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года, которым назывался «Героизм русского народа в русском искусстве XIX-XX вв.».

В программе концерта были объединены множества каналов культурного воздействия на аудиторию: изобразительные искусства, поэзии, музыка, русские народные песни, мультимедийные возможности современной техники. Интегрированный сценарий и его реализация позволила вести за собой слушателя по разным эпохам нашей истории и дала понять ученикам, их родителям и гостям, какой широкий спектр культурных произведений о русских героях, воинах, патриотах.

Данный пример наводит на мысль о необходимости синтеза всех видов искусств, с одной стороны, и творческим союзом педагогов разных отделений самой школы, с другой. Необходимость эта вызвана задачей максимально эффективно воздействовать на аудиторию. Так, в подготовке концерта под руководством директора Агалатовской детской школы искусств Бородкиной Н. Е. участвовал и хоровой класс, и художественное отделение, и класс сценического мастерства, и класс вокала. Судя по откликам учеников и их родителей, такой творческий синтез, объединенный одной темой патриотизма – оставил след в сердцах слушателей.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973.

2. Некрасов Н. А. Заметки о журналах за сентябрь 1855. Интернет-источник: http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_1855_zametki_o_zhurnalah2.shtml (дата обращения 19.02.13)

3. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012. Интернет-источник: http://президент.рф/transcripts/17118 (дата обращения 19.02.13)

4. Троицкий В. Ю. Статья «О патриотическом воспитании». Газета «»Русский Вестник» № 16 (644), 2004.

5. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. – М.: Захаров, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

      Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это законо...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

Этот тест даётся обучающимся  детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....

Раннее музыкальное воспитание и обучение в классе фортепиано детской школы искусств

Проблема развития творческих качеств личности является одной из актуальных проблем педагогики. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность не...