Положение муниципального этапа конкурса профессионального мастерства 2014-2015 учебный год
материал на тему

Шаронова Ольга Алексеевна

В положении содержится описание основных требований к материалам, предоставляемым на конкурс, а также прописаны сроки и условия предоставления материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления образования

_________________Н.Ф. Илюшкова

Положение

о  конкурсе профессионального мастерства

  1. Общие положения

Конкурс профессионального мастерства (далее - Конкурс) направлен на повышение роли технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологической деятельности в развитии интересов, способностей, талантов, формирования общей культуры обучающихся.

  1. Цель и задачи

Цель Конкурса:

– совершенствование организационно-методической работы, направленной на развитие технического, декоративно-прикладного творчества, эколого-биологической деятельности в образовательных учреждениях городского округа город Выкса.

Задачи:

– обновление содержания  воспитания и дополнительного образования детей;

– развитие творческого потенциала и повышение профессиональной квалификации педагогов;

– создание условий для  внедрения инновационного педагогического опыта работы в систему дополнительного образования детей;

– представление опыта реализации современных педагогических технологий.

3. Участники Конкурса

В Конкурсе принимают участие педагогические работники образовательных учреждений всех видов и типов, развивающих техническое, декоративно-прикладное творчество, эколого-биологическую деятельность: руководители образовательных учреждений (структурных подразделений), методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

4. Содержание Конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

1. «Мне через сердце виден мир» (в рамках муниципального этапа XI Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям») по направленностям:

–техническая (научно-техническое творчество и спортивно-техническое направление);

– художественная (декоративно-прикладное творчество);

– естественнонаучная (эколого-биологическая деятельность).

Участники: педагоги дополнительного образования, реализующие образовательные программы технической (научно-технической и спортивно-технической), художественной (декоративно-прикладное творчество), естественнонаучной (эколого-биологической) направленностей.

Педагогический стаж участников - не менее трёх лет.

Для участия в Конкурсе участники направляют:

  • дополнительную образовательную программу (в бумажном и электронном варианте);
  • видеоматериалы «Визитная карточка» участника (продолжительность не более 15 минут)/ либо презентация и сопроводительный текст/;
  • конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» (продолжительность занятия с обучающимися среднего и старшего звена- 45 минут, для младшего школьного возраста- 35 минут);
  • цветную фотографию участника (4*6см, 2 шт.).

2.  «Организационнно-методические условия и опыт проведения мероприятий» (участники: руководители учреждений образования, педагоги-организаторы, методисты, педагоги дополнительного образования).

Для участия в Конкурсе участники направляют:

- методическую разработку (проект) с описанием организационно- методического опыта проведения учрежденческих, городских, зональных, областных конкурсов, соревнований, фестивалей по техническому, декоративно-прикладному творчеству, эколого-биологической деятельности в бумажном и электронном варианте;

- фото-, видеоматериалы (в необходимом объёме).

3. «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования»:

Для участия в Конкурсе участники направляют материалы по направлениям:

-методическая разработка дистанционного занятия (мастер- класса) для педагогов;

-методическая разработка дистанционного занятия (мастер-класса) для обучающихся, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной номинации участники представляют материалы в бумажном и электронном варианте:

- развёрнутый сценарий дистанционного занятия (мастер-класса) с указанием условий проведения данного мероприятия с указанием использования интернет - источников (ссылки на медиаресурсы).

- авторские рекомендации по использованию дистанционного занятия (мастер-класса): условия использования дистанционного занятия (мастер-класса) ("местоположение" педагога и обучающегося), способы взаимодействия (обмен информацией и выполненными заданиями, механизм осуществления контроля и т.д.) между педагогом и обучающимся, временная продолжительность дистанционного взаимодействия, ожидаемый результат (вывод, возможность дальнейшего применения);

- поддержка дистанционного занятия (мастер-класса) в виде медиаресурса (сайт дистанционного занятия (мастер-класса) или серии дистанционных обучающих мероприятий, видеоматериалы, аудиоматериалы, презентация, дополнительные материалы из сети Интернет, прикладные компьютерные педагогические пакеты и т.д.) с указанием всех адресов и ссылок.

5. Порядок проведения Конкурса

Конкурс проводится в два этапа:

I этап: (Организационно-отборочный). В срок до 17 марта 2015 г.

МБОУ ДОД ЦДТТ проводит приём конкурсных материалов и проводит их первичную проверку соответствия нормам научной этики и соответствия требованиям.

Для участия в Конкурсе в  МБОУ ДОД ЦДТТ направляются следующие материалы:

– заявка (приложение 2);

– конкурсные работы в печатном и электронном варианте (на CD-дисках) в 2-х экземплярах в соответствии с номинацией;

- мультимедийный конкурсный компонент (на CD-дисках) в 2-х экземплярах (в соответствии с номинацией).

II этап: (отборочный). Проведение заочной экспертизы конкурсных работ – с 18   по 24 марта  2015 г.  Участники, набравшие более 80% от общего количества баллов, становятся финалистами конкурса.

        III этап: (финал) – 1-2 апреля 2015 г. – Педагогический фестиваль «Дополнительное образование детей: взгляд в будущее» (далее- Фестиваль).

В рамках Фестиваля участники представляют:

  • в номинации «Мне через сердце виден мир»

- самопрезентацию «Моё педагогическое кредо» (необходимо раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии, регламент-10 минут);

-защиту дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа» (раскрыть ведущую идею программы, объяснить содержание программы, доказать результативность её реализации; регламент-10 минут (5минут - выступление и до 5 минут для ответов на вопросы жюри));

- открытое занятие «Введение в образовательную программу» (Продолжительность занятия с обучающимися - 45 минут, для младшего школьного возраста-35 минут);

- импровизированный конкурс (тема объявляется жюри непосредственно перед началом конкурса).

  • в номинации «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования»-

-публичную презентацию опыта создания и использования  в образовательном процессе дистанционных занятий (мастер-классов) на примере представленных работ (регламент- 5 минут);

  • в номинации «Организационно-методические условия и опыт проведения мероприятий»-

- публичную и стендовую презентацию (7-9 распечатанных слайдов формата А3; соотношение иллюстративного и текстового материала должно быть 1:1; иллюстративный материал- фотографии, диаграммы, графики- должен иметь пояснения) опыта проведения конкурсов, соревнований, фестивалей на примере представленных работ (регламент- до 7 минут (5 минут-выступление+2 минуты для  ответов на вопросы жюри)).

6. Подведение итогов и награждение

6.1. Все финалисты получают Свидетельство участника Фестиваля.

6.2. Победители Фестиваля (1 место) и призеры (2, 3 место)  определяются:

6.2.1. в номинации «Мне через сердце виден мир» в каждой направленности;

6.2.2. в номинации «Организационно-методические условия и опыт проведения мероприятий»;

6.2.3. в номинации «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования» - по каждому виду конкурсных материалов.

6.3. Победители и призеры Фестиваля награждаются дипломами.

6.4.Награждение проводится на Фестивале.

6.5. Наиболее интересные программные и методические материалы могут быть рекомендованы к изданию в сборниках, обобщающих передовой педагогический опыт.

6.6. Победители и призёры Фестиваля могут быть рекомендованы членами жюри к участию в областном  этапе Конкурса.

____________________             

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к положению о конкурсе профессионального мастерства                   

Общие требования к оформлению электронного носителя (CD-R\DVD-R)

Работы должны предоставляться на CD-R\DVD-R дисках в твёрдой упаковке, на которой должна быть этикетка, содержащая следующую информацию:

  1. Ф.И.О. автора (полностью), должность;
  2. Возраст;
  3. Название работы;
  4. Выкса, учреждение образования;
  5. Номинация;
  6. Жанр конкурсной работы;
  7. Категория;
  8. Контактный телефон исполнителя работы.

На лицевой стороне CD-R\DVD-R диска CD –маркером должна быть указана краткая информация:

  1. Город Выкса;
  2. Ф.И. автора;
  3. Номинация, конкурс.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к положению о конкурсе профессионального мастерства                   

Заявка на участие

в конкурсе профессионального мастерства                   

Номинация ________________________________________________________

Направленность___________________________________________________

Название работы____________________________________________________

Образовательное учреждение (полностью)_____________________________

Сведения о конкурсанте

1. Ф.И.О. (полностью) _______________________________________________

2. Год, месяц, день рождения _________________________________________

3. Место работы____________________________________________________

                                              (полный почтовый адрес с указанием индекса)

4. Должность ______________________________________________________

5. Стаж работы в заявленной должности________________________________

6. Квалификационная категория_______________________________________

7. Сведения об образовании __________________________________________

8. Домашний адрес, телефон (сот.) ____________________________________

                                                              (полный почтовый адрес с указанием индекса)

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения____________________

10. Телефон/факс, e-mail_ (Рабочий и личный) ___________________________________________

11. Описание опыта работы (участие в региональных и областных конкурсах (результаты), проведение открытых занятий и массовых мероприятий, проведение мастер-классов, семинаров и т.д.) ___________________________

Подпись руководителя образовательного учреждения, подтверждающего направление участника на Конкурс.

"____"__________________ 20__ г.              _____________/_________________/

                                                                                        (подпись)       (расшифровка подписи)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к положению о конкурсе профессионального мастерства 

Общие рекомендации по подготовке и оформлению методических материалов

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

 Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

- разработку конкретного занятия;

- разработку серии занятий;

- разработку темы программы;

- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:

-  определение форм и методов изучения содержания темы;

- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

- описание видов деятельности педагога и обучающихся;

- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

- использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально- технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.  

9.  Методическая разработка должна раскрывать вопрос "Как учить".

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки.

 Общая структура:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Литература.

5. Приложения.

Методическая разработка мероприятий - разновидность учебно- методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

-  дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится;

- тема мероприятия;

-  цель мероприятия;

-  задачи мероприятия;

- тип мероприятия

-  структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его

этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

- методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

- оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

- содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала);

- задания для детей на каждом из этапов мероприятия;

- алгоритмы выполнения заданий.

- ожидаемый результат.

                  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к положению о конкурсе профессионального мастерства 

Рекомендации по подготовке конкурсных материалов в номинации "Мне через сердце виден мир"

1. Видеоматериалы "Визитная карточка".

При создании видеоматериалов "Визитная карточка" участникам Конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями Конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается 15 минутами. Рекомендуется показать работу детского творческого объединения (в т.ч. фрагмент занятия до 5 минут, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира увлечений участника Конкурса).

2. Примерные требования к дополнительным  общеобразовательным программам, представляемым на Конкурс.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" "дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает
их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности".

Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей,
 их жизненное и профессиональнее самоопределение.  В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (технической,   художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной,   социально-педагогической);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования).
В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:

- формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;    

- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;          

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;

- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Структура дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы (для педагога, детей).

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:

- наименование образовательной  организации;

- когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

- название дополнительной общеобразовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная  программа;

- срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная  общеобразовательная программа;

- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

- направленность дополнительной общеобразовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной  программы;  отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих   программ;

- возраст детей, участвующих в ее реализации;  

- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации дополнительной  программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;  

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические.  

4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через:

- краткое описание тем  программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);

- приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы.

6. Список использованной литературы (список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

3. Самопрезентация "Мое педагогическое кредо".

3.1. Следует обратить внимание на цель и условия конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы.

3.2. Необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи).

3.3. Целесообразно кратко рассказать о себе: кем является конкурсант, его базовое образование, место работы, должность. Очень кратко рассказать о своем отношении к профессии, о перспективах работы и планах.

3.4. Возможно проиллюстрировать информационный блок конкурсного задания. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, видеоматериалы и т.д. Их наличие и умелое использование придает выступлению наглядность, дает более четкое представление о личности педагога.

4. Защита дополнительной общеобразовательной программы.

4.1. Защита - это краткая аннотация к Программе с использованием наглядности.

4.2. При подготовке к этому заданию необходимо четко сформулировать:

- ведущую идею программы;

- аргументированное объяснение  содержания программ;

- обеспечении наглядностью выступления по защите программы.

4.3. Защиту программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и замысла автора.

4.4. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.

5. Открытое занятие.

При подготовке к выполнению этого  задания следует помнить о том, что:

5.1. Конкурсант проводит занятие с группой детей, не знакомой ему и не обучавшейся по подобным программам. Педагогу следует показать детям специфику и перспективу занятий по предложенной программе.

5.2. Продолжительность занятия с обучающимися среднего и старшего звена - 45 минут, дл обучающихся младшего школьного возраста - 35 минут.

5.3. Тема открытого занятия "Введение в общеобразовательную программу". Открытое  занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении вышеперечисленных заданий.

6. Импровизированный конкурс.

Проводится, как правило,  после выполнения всех конкурсных заданий. Тема конкурсного задания, связанная непосредственно с профессиональной деятельностью педагога, объявляется оргкомитетом непосредственно перед началом конкурса. Время, отведенное на выполнение конкурсного задания-45 минут. Выступление конкурсанта - до 5 минут.