Класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов"
план-конспект занятия на тему

План-конспект открытого занятия по теме "Полугодовой класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов" (обучение игре на гитаре и домре).

Цели занятия, оборудование, наглядность, формы и методы работы, этапы занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования и науки Ленинградской области

МОУДОД «Киришский дворец детского (юношеского) творчества»

Открытое занятие по теме

«Полугодовой класс-концерт

промежуточная аттестация обучающихся»

(по программе «Ансамбль народных инструментов»)

Составила: Володина Наиля Фаритовна,

педагог дополнительного образования

художественно-эстетического отдела

МОУДОД «Киришский ДДЮТ»

г.Кириши

2015 г.


План-конспект открытого занятия по теме

Полугодовой класс-концерт

промежуточная аттестация обучающихся 

по программе «Ансамбль народных инструментов

(обучение игре на гитаре и домре).

6 февраля 2015 г.

Продолжительность занятия – 2*45 минут с перерывом 10 минут.

Цель занятия: полугодовая промежуточная аттестация обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  1. Показ репертуарных произведений разных жанров и эпох.
  2. Знакомство с творчеством композиторов – авторов исполняемых произведений.
  3. Оценка навыков игры на гитаре, приобретённых в течение полугодия.

Развивающие:

  1. Развитие навыков выступления перед аудиторией.
  2. Развитие навыков слушания музыки в исполнении своих товарищей.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства товарищества и ответственности.
  2. Формирование благоприятного микроклимата в коллективе.
  3. Формирование адекватной, положительной самооценки.

Оборудование и наглядность:

  • Занятие проводится в кабинете 310 Киришского ДДЮТ – «Театральная гостиная».
  • Оборудование:
  • Шестиструнные гитары – инструменты обучающихся и педагога;
  • Пульты для нот – 3 штуки
  • Подставки для ног – 3 штуки
  • Ноутбук
  • Мультимедийная установка
  • Доска для показа мультимедийных презентаций
  • Нотный материал, наглядность, средства для поощрения:
  • Нотные тетради обучающихся с записью партий исполняемых произведений.
  • Сборники нот.
  • Мультимедийные презентации, выполненные воспитанниками
  • Благодарственные письма для родителей и грамоты для детей.
  • Жетоны-смайлики, которыми слушатели будут отмечать лучших исполнителей

Формы и методы работы

Форма занятия – класс-концерт.

Методы обучения:

  • словесные: сообщение темы и постановка цели занятия; рефлексия;
  • словесно-наглядные: выступления обучающихся с докладами-презентациями о творчестве композиторов – авторов исполняемых произведений;
  • наглядно-практические: исполнение обучающимися репертуарных произведений; игра педагога в составе ансамблей.

Этапы занятия

  1. Организационный этап
  2. Основной этап (содержательно-оценочный) – ознакомление с творчеством композиторов через исполнение репертуарных произведений и представление докладов; полугодовая аттестация обучающихся;
  3. Итоговый этап

Содержание занятия

  1. Организационный этап (2 минуты). Размещение обучающихся и их родителей в «Театральной гостиной». Приветствие. Постановка цели занятия. Вступительное слово педагога для родителей: краткая характеристика состава ансамбля (по возрасту и годам обучения) и достижений воспитанников.
  2. Основной этап – класс-концерт: исполнение репертуарных произведений и доклады о некоторых композиторах  (С. Л. Вайс, Д. Агуадо).

Педагог представляет каждого воспитанника, а после исполнения им концертных произведений благодарит и даёт оценку достижений, наиболее важных именно для этого обучающегося, а также краткие рекомендации для дальнейшей работы. Для себя педагог отмечает оценку исполнения каждого произведения, чтобы подвести итоги класс-концерта в конце занятия. Организуется видеосъёмка класс-концерта, которая позволит впоследствии проанализировать игру каждого воспитанника, а также видеозапись может использоваться на занятиях с новичками и на Днях открытых дверей, чтобы показать, чему дети могут научиться в ансамбле народных инструментов.

Обучающиеся исполняют произведения композиторов-классиков XVII – XVIII вв. (М. Каркасси, Ф. Карулли, Д. Агуадо, Ф. Сор, С. Л. Вайс, Р. де Визе, Й. Пахельбель, А. Вивальди, И. С. Бах), современных композиторов (Б. Хенце, В. Таррега, Л. Панайотов, Х. Сагрерас, А. Иванов-Крамской), а также народные танцы в обработке современных авторов.

При составлении программы класс-концерта учитывалось следующее:

  • уровень способностей и достижений обучающихся:
  • в начале класс-концерта выступают воспитанники 1-3 годов обучения – в таком случае самооценка их выступления будет более адекватной, а не заниженной, что бывает при выступлении после более опытных исполнителей;
  • первое отделение концерта составлено из сольных выступлений и заканчивается дуэтом педагога с воспитанником 4-го года обучения, во втором отделении выступают ансамбли (дуэт, трио, квинтет), которые являются более высокой ступенью обучения;
  • логика последовательности исполняемых произведений:
  • по возможности произведения одного и того же автора следуют одно за другим;
  • слушателям предлагаются пьесы разнообразного характера и стиля, что позволяет им получить более полное представление о репертуаре коллектива.

Во время класс-концерта предусмотрена смена видов деятельности обучающихся – выступления двух воспитанниц с докладами-презентациями об композиторах - авторах исполняемых произведений (Д.Агуадо и С.Л. Вайсе). Таким образом, воспитанники и их родители имеют возможность
не только немного отдохнуть от исполнения и слушания музыки, но и получить интересную информацию о композиторах-классиках, а авторы докладов получают дополнительные навыки публичного выступления.

Между отделениями класс-концерта предусмотрен 10-минутный перерыв, когда участники могут отдохнуть и обменяться впечатлениями о своей игре и игре своих товарищей, а родители – пообщаться с педагогом.

Программа класс-концерта представлена в Приложении.

  1. Итоговый этап. 3 минуты

Подведение итогов занятия. Обучающимся и родителям предлагается подарить смайлики понравившимся исполнителям и прокомментировать свой выбор. Педагог комментирует и оценивает игру воспитанников. Благодарит обучающихся за хорошие выступления. Вручает благодарственные письма родителям и почётные грамоты лучшим ученикам.


Список использованной литературы:

  1. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре. Методическое пособие. – СПб., 2008
  2. Гитман А. Педагогический репертуар гитариста для младших классов ДМШ. – М.: Музыка, 1996
  3. Калинин Юный гитарист Часть 1. – М.: Музыка, 1993
  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1996
  5. Сор Ф. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...