Дополнительная общеобразовательная программа «Туристическое многоборье. Начальная подготовка»
рабочая программа на тему
Программа ознакомительного уровня для учащихмся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.72 КБ |
![]() | 55.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Туристическое многоборье.
Начальная подготовка»
Направленность – туристско-краеведческая
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 1-4 класс
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Зайцева Александра Ивановна
методист
Перекрёстова Елена Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Туристическое многоборье.
Начальная подготовка»
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Туристическое многоборье. Начальная спортивная подготовка»
Зайцева А.И.
Содержание
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа ознакомительного уровня «Туристическое многоборье. Начальная спортивная подготовка» является модифицированной и имеет туристско-краеведческую направленность. Данная программа является первой ступенью в системе подготовки школьников по спортивной дисциплине – «туристическое многоборье». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна и актуальность
До последнего времени туристическое многоборье рассматривалось как составляющая часть спортивного туризма. Но, в силу ряда причин, туристическое многоборье выделилось из системы спортивного туризма (с созданием отдельной Федерации). Также, за последнее время, значительно вырос уровень соревнований по туристическому многоборью.
«Туристическое многоборье» - спортивная дисциплина, поэтому подготовка спортсменов осуществляется по принципу постепенного наращивания объема знаний, умений и навыков, а также объемов физических тренировок. В то же время, туристическое многоборье включает в себя, кроме соревновательной практики (как и любой вид спорта), участие учащихся в выездных палаточных лагерях, спортивных сборах и походах выходного дня в районы Москвы и Московской области. Ознакомление с природой родного края и его растительным миром.
Данная программа предполагает осуществление разносторонней физической подготовки детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, гимнастики, подвижных и спортивных игр. Особое место уделяется развитию качеств быстроты и ловкости.
Второй составляющей подготовки является выработка основных навыков выполнения технических приемов, обучение основным знаниям и умениям полевой (походной) жизни.
Не менее важным элементом подготовки является внедрение в сознание детей чувства ответственности за свои поступки, чувства товарищества, взаимовыручки, настойчивости в достижении своей цели.
Педагогическая целесообразность
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам туристического многоборья. Основной акцент при этом отводится отработке практических навыков.
На этом этапе начинает формироваться коллектива: происходит образование групп, которые в дальнейшем могут стать спортивной командой. Они должны научиться чувствовать себя частью группы. Должны приучаться к дисциплине, научиться организовывать своё личное время. В этой группе в основном проводятся игровые тренировки для общего развития с не большой физической нагрузкой.
Цель обучения – укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся через овладение основами техники выполнения физических упражнений, элементами туристического многоборья и спортивного ориентирования, а так же привитие интереса к окружающей природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
- формировать базовые знания по туристическому многоборью, спортивному ориентированию и физической культуре;
- познакомить с правилами поведения на занятиях в спортивных и учебных помещениях.
- овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
- познакомиться с природными объектами Москвы и Московской области, а так же с их растительным миром.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков общения, чувства ответственности, дисциплинированность;
- создавать условия для эффективной организации совместной деятельности, обеспечивающей общий успех и возможность каждому развить свою индивидуальность через исполнение взятой на себя роли;
- формировать чувство ответственности за свои поступки, умение предвидеть развитие ситуации, оценивая свои возможности, давать предложения по устранению нежелательных последствий;
- воспитывать волевые качества личности;
- воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений
Развивающие:
развивать:
- моторику;
- усидчивость;
- всестороннее комплексное физическое развитие детей;
- развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие базовых умений и навыков по туристическому многоборью, спортивному ориентированию и физической культуре;
- развитие координационных, пространственных, временных и силовых параметров движений,
- развитие равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, ориентирования в пространстве и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.
Отличительные особенности программы
Программа «Туристическое многоборье. Начальная спортивная подготовка» включает в себя начальную подготовку по туристическому многоборью, краеведению и начальную физическую подготовку юных спортсменов, что позволяет проводить занятия для учащихся с постоянной сменой деятельности.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Большая часть занятий проходит в игровой или соревновательной форме, что позволяет привить интерес учащихся к спорту и получить начальные знания в туристическом многоборье.
Во время реализации данной программы многие учащиеся впервые без родителей и родственников выезжают на природу и ночуют в палатках в полевых условиях, получая основные навыки по туристическому многоборью, и приобретая самостоятельность.
Возраст учащихся: 1-4 классов
Сроки реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий
Год обучения | Кол-во учащихся | Продолжитель ность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | |
Учебные занятия | Социальная практика | |||||
1 год | 15 чел. | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 128 часов | 48 часов |
Всего: | 176 часов |
Почасовая нагрузка варьируется с учетом норм СанПин.
Основной формой проведения является групповое учебное занятие. Занятие проводится с постоянной сменой деятельности, через каждые 45 минут предусмотрен 10 минутный перерыв. В заключительной части проводятся упражнения на расслабление и восстановление.
На занятия принимаются учащиеся со справкой от врача, которая позволяет им заниматься данным видом деятельности.
Прогнозируемые результаты
Процесс обучения можно считать успешным в том случае, если выполнена поставленная цель и реализованы все задачи.
В результате занятий учащиеся развиваются физически, становятся сильными, гибкими и ловкими. У них развиваются качества, необходимые в реальной жизни: настойчивость и уверенность в достижении цели, умение вести себя в коллективе, ответственность, дисциплинированность, умение работать через «не хочу» и «не могу», самостоятельность.
Кроме этого в процессе занятий учащиеся осваивают навыки, необходимые в жизни и для существования в природе вне городской среды.
По итогам прохождения программы учащиеся должны знать:
- правила техники бега;
- правила осуществления самоконтроля физического состояния;
- правила безопасного поведения на улице и помещении, как во время тренировок, так и вне тренировок;
- правила безопасности во время игровых тренировок;
- правила и порядок проведения разминочных упражнений;
- назначение восстанавливающих упражнений, упражнений на развитие быстроты, ловкости и гибкости;
- правила игр;
- комплекс разминочных упражнений;
- комплекс восстанавливающих упражнений;
По итогам прохождения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять норматив кросс – ходьба в неделю 6 км;
- улучшить свои нормативы на 20%-50%;
- применять правильную технику бега;
- осуществлять самоконтроль физического состояния;
- выполнять комплекс разминочных упражнений;
- выполнять комплекс восстанавливающих упражнений,
- правильно вязать и использовать на практике основные туристические узлы;
- одевать сблокированные страховочные системы;
- уметь правильно пользоваться спортивным компасом;
- совмещать компас и карту;
- различать условные обозначения в спортивных картах;
- преодолевать технические этапы из туристического многоборья по судейским перилам.
Способы проверки результативности программы
Физическая подготовка.
Каждые 2 месяца учащиеся проходят тестирование (сдача спортивных нормативов), результаты заносятся в таблицу, для наблюдения прогрессивности (см. Приложение 1). Педагог обращает внимание на динамику развития каждого ученика в отдельности. В конце учебного года проводится итоговое занятие, на котором учащиеся сдают спортивные нормативы (см. Приложение 1) и вместе с педагогом анализируют динамику результативности на протяжении всего года, с учетом полученных данных распределяется нагрузка на следующий учебный год.
Туристическое многоборье.
Вводный контроль начальных знаний осуществляется в виде зачетов или практических выполнений заданий, для выявления уровня знаний и корректировки распределения учебных часов в курсе (см. Приложение 2). Данный вид контроля осуществляется в начале учебного года.
Текущий контроль осуществляется в ходе тренировок по итогам выполнения индивидуальных и командных заданий, которые проводятся в течение учебного года (см. Приложение 2).
Итоговый контроль осуществляется по сравнительным результатам индивидуальных и командных заданий, проводимых в начале и конце учебного года (см. Приложение 2). Учащиеся принимают участие в спортивных сборах, походах выходного дня.
№ | Темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Учебные занятия | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с природой родного края. | 1 | 1 | |
2 | Беговая подготовка | 1 | 15 | 16 |
3 | Комплекс подготовительных упражнений | 1 | 12 | 13 |
4 | Комплекс общеукрепляющих упражнений с собственным весом | 1 | 13 | 14 |
5 | Комплекс расслабляющих и восстанавливающих упражнений | 1 | 8 | 9 |
6 | Комплекс упражнений для развития ловкости | 1 | 8 | 9 |
7 | Комплекс упражнений для развития быстроты | 1 | 8 | 9 |
8 | Итоговые занятия | 2 | 5 | 7 |
9 | Снаряжение. | 2 | 5 | 7 |
10 | Принципы самостраховки. | 2 | 4 | 6 |
11 | Компас | 1 | 2 | 3 |
12 | Совмещение компаса и карты | 1 | 4 | 5 |
13 | Условные обозначения спортивных карт | 3 | 5 | 8 |
14 | Основные туристические узлы | 2 | 6 | 8 |
15 | Технические этапы | 3 | 10 | 13 |
Всего: | 23 | 105 | 128 | |
Социальная практика | 48 | |||
Итого: | 176 |
1 год обучения
- Вводное занятие. Знакомство с природой родного края.
Теория: Знакомство с группой. Обсуждение темы «Что такое спортивный туризм», растительный и животный мир родного края.
Беговая подготовка:
Теория: техника бега (следить за толчком ноги и за расслаблением после толчка), самоконтроль физического состояния (пульс, дыхание, способность выполнять те или иные упражнения), правила безопасности поведения на улице, как во время беговых тренировок, так и после них.
Практика:
- бег с ускорением;
- равномерный бег;
- переменный бег;
- кросс-ходьба.
- Комплекс подготовительных упражнений:
Теория: техника безопасности во время проведения разминки на улице и в помещении, правила и порядок проведения разминочных упражнений, самоконтроль физического состояния (непереносимость некоторых упражнений по причине травмы или общего состояния здоровья)
Практика:
- общая разминка (разминка на все группы мышц, начинается с верхнего отдела);
- специальная разминка (разминка на определенные группы мышц).
- Комплекс общеукрепляющих упражнений с собственным весом:
Теория: все упражнения выполняются строго по инструкции преподавателя.
Практика: Приседания, бег и ходьба по лестнице, поднимание ног, упражнения на брюшной пресс, упражнения на укрепление мышц торса и рук, прыжки через скакалку, прыжки и т.д.
- Комплекс расслабляющих и восстанавливающих упражнений
Теория: назначение упражнений, основные правила их применения
Практика:
- упражнения на растягивание;
- упражнения на дыхание;
- вис на перекладине.
- Комплекс упражнений для развития ловкости:
Теория: техника безопасности, как во время выполнения упражнений, так и при использовании снарядов
Практика:
- упражнения со скакалкой (самостоятельно, в парах);
- упражнения с мячом (в парах);
- упражнения для развития равновесия - развитие координации (ходьба и бег по скамейке, по перекладинам на высоте до 1,5 метра от земли, прыжки вокруг своей оси…);
- упражнение со скакалкой (различные комбинации подскока и прокрутки скакалки).
- Комплекс упражнений для развития быстроты:
Теория: техника безопасности, как во время выполнения упражнений, так и при использовании снарядов, правила игры, эстафеты и ограничения к ним.
Практика:
- спринтерские упражнения;
- прыжковые упражнения;
- игры с выраженными моментами ускорений (футбол, мини-футбол баскетбол, весёлые старты, эстафеты, различные игры с мячом (квадрат, вышибалы…).
- Итоговые занятия
Теория: правила и условия выполнения контрольных заданий.
Практика: проверка физической подготовленности занимающихся.
Сдача контрольных нормативов (см. Приложение 1).
- Снаряжение.
Теория: предназначение снаряжения. Виды туристского снаряжения: личное, групповое, специальное. Списки снаряжения. Требования к снаряжению.
Практика: индивидуальная подгонка снаряжения. Подбор снаряжения. Подготовка снаряжения к походу выходного дня и спортивным сборам. Постановка палаток.
- Принципы самостраховки:
Теоретическая часть: значение самостраховки. Страховочное снаряжение и требования к нему. Самостраховка на месте и в движении. Особенности самостраховки на соревнованиях.
Практическая часть: организация различных видов самостаховки в зависимости от технических этапов.
- Компас:
Теоретическая часть: назначение копмаса, разновидности компасов и их применение. Стороны света.
Практическая часть: отработка применения компаса на местности, отработка навыка определения сторон света по компасу.
- Совмещение карты и компаса:
Теоретическая часть: правила совмещения компаса и карты, движение по карте с контролем компаса.
Практическая часть: отработка совмещения карты и компаса статически и при движении по местности.
- Условные обозначения спортивных карт:
Теоретическая часть: условные обозначения спортивных карт. Назначение спортивных карт и их применение.
Практическая часть: изучение основных условных обозначений спортивных карт по ориентированию, их применение.
- Основные туристические узлы:
Теоретическая часть: назначение туристических узлов и правила из вязки
Практическая часть: отработка вязки туристических узлов на время, применение их на практике.
- Технические этапы:
Теоретическая часть: технические этапы их разновидности и назначение, правила и особенности прохождения.
Практическая часть: отработка на практике прохождения технических этапов как в команде, так и индивидуально.
Социальная практика
Учащиеся принимают участие в спортивных сборах, палаточных лагерях, походах выходного дня, выезжают на соревнования по спортивному ориентированию. Практическое применение знаний по краеведению во время выездных занятий.
В образовательном процессе применяются все классические приемы и методики преподавания (словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические). Основой занятий является развитие необходимых физических данных и наработка технических навыков и умений.
Обучение начинается со знакомства учащихся с понятием туристическое снаряжение и его практическое применение и назначение. Также учащиеся знакомятся с основными правилами выполнения физических упражнений с использованием метода показа. Затем педагог использует практические методы обучения для отработки полученных знаний и приобретения основных умений по спортивному туризму. Учитывая возрастные особенности учащихся для закрепления полученных знаний педагог использует игровые методы обучения, которые включают в себя подвижные игры, соревнования, что позволяет отработать технические и практические приемы спортивного туризма и ориентирования.
Практические занятия проводятся на различных полигонах в лесопарковых зонах города Москвы и Московской области и на базах у спасателей МЧС, которые предназначены для отработки определенных технических элементов дистанций. За счет смены тренировочных полигонов происходит смена обстановки и условий тренировки, развивается умение у учащихся быстро приспособляться под данные условия, что необходимо в дальнейшем для соревнований с закрытыми от свободных тренировок полигонами.
В течение года проводятся спортивно тренировочные сборы, слёты, соревнования, на которых происходит закрепление умений, полученных на тренировках.
Данная система подготовки, используя принцип постепенности в обучении, а также учитывая особенности психофизического развития детей, позволяет проводить наиболее полноценную подготовку спортсменов.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы:
- Мяч баскетбольный -2шт;
- Мяч футбольный – 2шт;
- Мяч волейбольный-2шт;
- Шведская стенка – 1шт;
- Канат -1шт;
- Фитнес мячи (1-2кг)-4шт;
- Скакалки - 10шт;
- Турник;
- Наклонная скамья;
- Тренажер для мышц спины.
- каски;
- страховочные системы;
- спусковые, страховочные устройства;
- зажимы для подъема;
- карабины;
- блок-ролики;
- каны;
- петли;
- пенки;
- спальники;
- палатки;
- спортивные компаса.
- основные и вспомогательные веревки (d=10мм, d=6мм )
Методические и дидактические пособия
- Материал из книг, которые указаны в списке литературы
- Беседа «Самоконтроль в тренировочном процессе. Его значение и реализация» разработчик Зайцева А.И.
- Беседа «Виды физических качеств, особенности их развития» разработчик Зайцева А.И.
- Беседа (страховочные системы их назначение и отличие, специальное снаряжение альпинистов и спортивных туристов) разработчик Зайцева А.И.
- «Рекомендации по питанию спортсменов» (под ред. А.А. Покровского). М: ФиС.1975г.
- «Тесты в спортивной практике» М: ФиС.1968г.
- «Учебник тренера по лёгкой атлетике » (под ред. Л.С. Хоменкова) М: ФиС. 1982
- Аулик И.В. «Как определить тренированность спортсмена» М: ФиС 1977г.
- Вайцеховский С.М. « Книга тренера» М: ФиС 1971г.
- Волоков В.М «Восстановительные процессы в спорте» М: ФиС 1977г.
- Иванов Е.И. «Начальная подготовка ориентировщика» 1985г.
- Матвеев Л.П «Проблема периодизации спортивной тренировки М: ФиС 1965г.; Основы спортивной тренировки М: ФиС .1977г.»
- Пунин А.Ц. «Психологическая подготовка соревнованиям в спорте» М: ФиС. 1969г.
- Тембиан Н.Б. « Самоконтроль спортсмена» М: ФиС. 1967г.
- Уилт Ф. «Бег, бег, бег» М: ФиС. 1967г.
- Ширшов А.В. «Программа по подготовке туристов »
- Шолих М. « Круговая тренировка» М: ФиС. 1965г.
- М.Расторгуев «Альпинистские узлы», М.: РИО ЦНИИОИЗ,-2007г.
- «Питание в туристском путешествии», М.:1986.
- «Самодельное туристское снаряжение», «Физкультура и спорт», М.:1986.
- «Сборник официальных документов по детско-юношестскому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи», М.:1999.
- «Снаряжение для горного туризма», М.:1987.
- «Туристско-краеведческие кружки в школе», «Просвещение», М.:1988.
- А.Е.Берман «Юны турист», М.:1977.
- А.И.Аппенянский «Физические тренировки в туризме», М.:1989.
- А.С.Шибаев «Переправа», М.:1996.
- В. Абалаков «Спутник альпиниста», М.:1970.
- В.Г.Варламов «Физическая подготовка туристов-пешеходников», М.:1979.
- В.Г.Стрелец, Н.Н.Алфимов, В.В.Белоусов «Туризм и здоровье», Л.:1982.
- В.Куликов, Ю.Константинов «Топография и ориентирование в туристском путешествии», М.:1997.
- В.Нурмимаа, «Спортивное ориентирование»
- И.В.Васильев «В помощь организаторам и инструкторам туризма», 2 изд., М.:1973.
- Н.В.Бардин «Азбука туризма». «Просвещение», М.:1981.
- П.П.Захаров «Инструктору альпинизма», «Физкультура и спорт», М.:1988.
- Э.Линчесвкий «Психологический климат туристской группы», М.:1981.
- Ю.Л.Шальков «Здоровье туриста», «Физкультура и спорт», М.:1987.
Приложение 1.
Контрольные нормативы
Ф.И.О. | Бег | Подтягивание на максимум | Отжимание на максимум | Пресс за 1 мин. | Приседание за 1мин | Спина за 1 мин | ||
100м | 500м | 1000м | ||||||
Приложение 2
Контроль базовых знаний
(вязка узлов на время)
ФИО | Прямой | 8-ка (петлей) | 8-ка (встречная) | Схватывающий узел | Встречный | Австрийский проводник | Грепвайн | Заячьи уши | Штык с обносом | Булинь | Стремя (петлей) | Стремя (вокруг опоры) |
Текущий контроль знаний
(прохождение технических этапов на время)
ФИО | Спуск | Подъем | Навесная переправа | Параллельные перила | Траверс | Бревно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-251073-1419278075.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...
Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
Содержание Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-382211-1566541689.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599778-1426067775.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Туристическое многоборье. Спортивная подготовка»
Программа для учащихся 5-9 классов базового уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599778-1426067775.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства»
Программа для учащихся 10-11 классов углублённого уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-997941-1516342895.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа туристического клуба "Шторм"
Программа начальной туристской подготовки воспитанников клуба...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/30/picture-1114452-1669786668.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...