План самообразования
учебно-методический материал

Баженова Ирина Владимировна

Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Плен самообразования на 2019-2021г.г.57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

профессионального самообразования педагога дополнительного образования

Баженовой Ирины Владимировны

МАОУ СОШ № 7

Тема самообразования:

«Театральная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка».

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский.

        Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

        Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Выбор темы обусловлен:

- Театр - самый доступный вид искусства для детей.

- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.

- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.

- Способствует развитию: памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности.

        Поле деятельности творческого мышления (креативности) – это не только виды деятельности, относимые к творческим (рисование, игра на сцене) но и любые жизненные ситуации, в которых присутствует новизна и неопределенность. Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, но  степень ее выраженности может различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению важных жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема не в отсутствии творческих способностей, а в неумении ими пользоваться. Креативность управляема и развиваема – ее можно активизировать и тренировать посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Актерское мастерство не терпит шаблонного решения творческих задач, оно подвигает ребенка идти новым нестандартным путем. Оно развивает в ребенке креативные черты личности. Основываясь на изученные материалы  по данной теме,  были выдвинуты следующие цели и задачи.

Цель:  способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, продолжать приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи: 

1.  Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости, оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации,  развитие эмоциональности и выразительности речи у школьников;

2. Формирование навыков командной творческой работы, расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

 3. Привить детям основные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

4. Способствовать формированию эстетического вкуса.

        Мотивы, побуждающие меня  к самообразованию

Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации,  но и по ее использованию и  достоверности.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Изменения, происходящие в жизни общества.  Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ  «несовременного человека».

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Работа над темой

        Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

        Театрализованная деятельность в школе – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  

        Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

        Пример: робкому ребенку дают роль богатыря и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.

        В студии на занятиях педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений  и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами театров).

        Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

        Для этого в школе оборудован театральный кабинет (театральная зона творчества). Где ребенок, надев маску  или  другие атрибуты костюма сценического, может представить себя в той или иной роли, далее он начинает развивать замысел.

        Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Проговаривание диалога с различными интонациями.

        Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

        Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

        Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.

        Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Пантомимы.

Цель: научить студийцев выразительности, оживлять фантазию и воображение.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со­бака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко­пирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19.  Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20.  Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

        Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

  • чтение и совместный анализ сказок, рассказов;
  • проигрывание отрывка из литературного произведения;.
  • прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • образ в картинах, наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
  • пантомимические этюды и упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика.

Методики диагностики творческих способностей у детей

        Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика) проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года).

        Уровни развития театральных способностей обучающихся.

Первый уровень (низкий)

        У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на произведения незначительный. Он затрудняется в воспроизведении театральных движений, часто допускает ошибки в ответах. Узнает и называет распространенные виды театра, вычленяя некоторые их особенности. Познавательное отношение к видам театра неустойчивое. Словарь беден, при ответах использует простые короткие предложения.

Второй уровень (средний)

Интерес к театрализованной деятельности неустойчив. Участвует в театрализованной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению и теме произведения. Часто отвлекается. В движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями о видах театра. Отвечает на вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.

Третий уровень (высокий)

Ребенок вслушивается в музыку, характеризующую героя театральной постановки, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение персонажа, активен в театрализованной деятельности, владеет знанием большинства видов театра.

Список литературы:

1.  Гиппиус С. В.Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001

2.  Грецов А. Г.Лучшие тренинги для развития креативности. СПб.,2006

3.  Как воспитать в ребенке творческю личность?/Авт.-сост. Т. А.Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д,2004

4.  Клименко Ю. Г. Театр как практическая психология. М., 1994

5.  Шархут С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, эмоций, коммуникации и ответственности. СПб., 2006

6.  Диагностика творческого мышления: креативные тесты/ Елена Туник.- М.: Чистые пруды. 2006.

7.  Вачков И. В.Метафорический тренинг .-2 изд.- М.: «Ось-89», 2006

8.  Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.-М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...