Программа дополнительного образования "Витраж"
рабочая программа на тему

Фомина Любовь Эриксоновна

Основная идея программы заключается в создании наиболее эффективных условий для допрофесииональной подготовки обучающихся. Таких условий, которые позволят школьникам расширить спектр осваиваемых программ дополнительного образования с

целью дальнейшего профессионального самоопределения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_vitrazh.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

_____        /Е.В. Крепешева/

Приказ № _____

 от «___» ___________ 2014 г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«ВИТРАЖ» изостудии «Палитра»

Возраст детей: 16-18 лет

Срок реализации: 2 года

Тип программы: Модифицированная

Направленность: Художественная

Направление: Общекультурное

Педагог дополнительного образования:

Фомина Любовь Эриксоновна,

высшая квалификационная категория

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ОП            

__________/ З.Б. Елчиева/                                                                                                                                                                                                                                            

Обсуждена на заседании методического совета МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

протокол № ___________        от

«____» __________        20 __г.

_________ / Гречишникова М.А. /председатель МС

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Витраж – это прозрачная перегородка между

моим сердцем и сердцевиной мироздания».
Марк Шагал

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность. Возрастает значение ранней допрофессиональной подготовки детей, потребность в таком виде образования. Причем, общество предъявляет допрофессиональному образованию высокие требования. Сегодня важно не просто воспитать у подрастающего поколения любовь и уважение к труду, а способствовать развитию такого качества, как «профессиональная мобильность», предполагающего адаптированность, гибкость личности в профессиональной сфере.

В нашей стране, отличающейся консервативностью, реализация новых требований в допрофессиональном образовании идет достаточно сложно. По- прежнему высок уровень безработицы среди молодежи. Главные причины трудностей в адаптации к рынку труда – отсутствие опыта практической деятельности, слабая профессиональная информированность.

Несмотря на исследованность и имеющийся опыт, допрофессиональная подготовка учащихся в школах, в учреждениях дополнительного образования остается недостаточно исследованной. Если о создании профильных классов в школе имеется обобщенный опыт и исследования, то возможность использования учреждений дополнительного образования как допрофессиональной платформы для учащихся исследована недостаточно, возможностей же допрофессионального образования в системе дополнительного гораздо больше, чем у школы. Дополнительное образование изначально по своей сути ориентировано дать школьнику ту базу знаний, умений, навыков, которой нет в школьной программе.

          Актуальность данного курса обусловлена изменениями, происходящими как в социально-экономическом развитии страны  в целом, так  и в системе российского образования в частности.

С начала 90 годов в российской школе стали  укрепляться новые тенденции. Ориентация на более  или менее  механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного  материала. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность. В образовании утвердились понятия непрерывности и преемственности разных ступеней образования.

Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и дополнительного образования. Именно внедрение новых ФГОС ориентировано на интеграцию общего и дополнительного образования, так как приводит к качественно новому результату.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

В процессе обучения в рамках внедрения нового государственного стандарта решаются важнейшие задачи образования: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Цель данного интегрированного курса – создание дополнительных пространств для самореализации личности во внеурочное время и эффективной допрофессиональной подготовки обучающихся.

Задачи, которые предстоит решить в ходе реализации программы:

  1. Поиск эффективных форм образовательной деятельности, способствующих максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, способностей и дарований личности, готовой адекватно воспринимать реальную действительность и взаимодействовать с ней.
  2. Отбор и применение в процессе обучения современных технологий.
  3. Формирование у школьников устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, готовности к труду, воспитание общей трудовой культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств личности.
  4. Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей с учётом их индивидуальных особенностей, природных задатков, склонностей и жизненного опыта, индивидуальных интересов.
  5. Совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса за счет приобретения современного оборудования.
  6. Профессиональное самоопределение учащихся
  7. Повышение компетентности детей и подростков в области искусства.
  8. Установление взаимосвязи между теоретическим материалом и практической деятельностью;
  9. Овладение навыками замысливания образа  (умение придумывать содержание образа, способы его воплощения и наглядное представление будущего рисунка);
  10. Побуждение к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;
  11. ознакомление с приемами, способами работы в технике витража;
  12. формирование умений, навыков для работы в технике витража;
  13. совершенствование умений, навыков в работе над композицией;

Основная идея программы заключается в создании наиболее эффективных условий для допрофесииональной подготовки обучающихся. Таких условий, которые позволят школьникам расширить спектр осваиваемых программ дополнительного образования с

целью дальнейшего профессионального самоопределения.

Основные принципы программы:

  • Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
  • Принцип «от жизни через искусство к жизни»
  • Принцип целостности и неспешности и освоения материала.
  • Принцип единства восприятия и созидания.
  • Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Статус документа

Настоящая программа является частью курса «Композиция» и создана на основе программ Министерства культуры Российской Федерации  и научно-методического центра по художественному образованию, примерной программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ», Москва, 2004. Возраст детей 16-18 лет.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения композиции, которые определены стандартом.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Срок обучения:2 года, 90 часов в год
Режим занятий: 2,5 часа в неделю

Модуль: «Витраж»

Цель: Основной целью изучения курса «Витраж» является освоение методологических основ и приобретение практических навыков. Структура дисциплины реализуется через лекционный курс и практические занятия.

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Вводное занятие  

2,5

2,5

  1. История возникновения витражной живописи

2,5

2,5

  1. Современные решения для декоративной отделки общественных и жилых интерьеров

2,5

2,5

  1. Виды витражей. Основные материалы витражной росписи

2,5

1,5

1

  1. Технология витражной росписи

20

3

17

  1. Выполнение  элементов витража( проект зеркало)

15

2

13

  1. Техника «Тиффани»

20

2

18

  1. Выполнение витража в технике «Тиффани»

22,5

0,5

22

  1. Просмотр.

2,5

2,5

  1. ИТОГО

90

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Модуль: «Витраж»

Цель: научить пользоваться техникой витража «Фьюзинг»

в соответствии с технологией, сформировать навыки работы  материалами и инструментами этих  витражных техник.

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1.  Вводное занятие.

2,5

2,5

  1.  Витраж как самоценный самоподчиненный элемент в интерьере.

2,5

2,5

  1.  Техника «Фьюзинг»

15

2

13

  1.  Выполнение работы по образцу  в технике «Фьюзинг».

15

1

14

  1. Выполнение творческой работы сложной формы в технике «Фьюзинг».

25

2

23

  1. Проект.Создание  тематической творческой композиции «Сияние Севера». Комбинированный витраж.

27,5

0,5

27

  1. Итоговая выставка. Защита проекта

2,5

  1. ИТОГО

90

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

1.Вводное занятие.  

Знакомство с группой. Анкетирование родителей. Цели и задачи дисциплины. Знакомство с разделами дисциплины. Обзор литературы, используемой в настоящем курсе. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроприборами.

2.История возникновения витражной живописи

Возникновение витражного искусства. Предыстория витражного искусства в России. Древняя Русь. Слюдяные оконницы. Первые русские стеклянные заводы. Витраж в русской культуре XVI – XVIII веков. Витраж эпохи романтизма и эклектики. Витраж эпохи модерна. Конструктивная основа витража.

3.Современные решения для декоративной отделки общественных и жилых интерьеров. История развития интерьера жилых помещений. Пространство как художественный образ. Стили – египетский, греческий, римский, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, Стилевые решения XIX-XX веков. Романтизм и эклектика. Модерн. Стилизация. Конструктивизм. Модернизм. Постмодернизм. Минимализм. Хай-тек. Деконструктивизм. Современные тенденции.

Контроль – презентации по теме

4.Виды витражей. Основные материалы витражной росписи

Мозаичные витражи. Декорирование формованного стекла — стиль Тиффани, стиль Галле
Материалы, инструменты и приспособления. Основные материалы виды стекла, технику его обработки и специальные инструменты для резки стекла; Витражные  краски.

Рисунки и трафареты для работы. Порядок выполнения работы. Перевод рисунка на стекло.  Нанесение контура. Способы нанесения рисунка. Идея, композиция, цвет, эскиз.
Декорирование и роспись предметов интерьера.

Технология витражной росписи.

Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Цветовые гармонии. Зрительные иллюзии. Композиция. Эскизирование. Выполнение росписи по эскизам: на оконном стекле; на «выпуклом» стекле; с использованием аэрозольных красок. Просмотр эскизов.

Выполнение  элементов витража( проект зеркало). Отработка практических навыков: резка стекла (по прямой, по изогнутым линиям. Обточка. Обработка края. Мойка, сушка деталей. Припой оловом, спаивание витража. Патирование.

Выполнение работы в формате и материале, согласно технологии.

Определение тематики. Композиционные поиски сюжета. Форэскизы. Упражнения по законам композиции и цветоведению. Работа с книгой: замысел – поиск - отбор материала - изучение-обобщение-решение. Варианты тонально-копозиционных и цвето-тональных эскизов. Общее  колористическое решение. Поиск цветовой гармонии. Внимание к отдельным элементам композиции. Выполнение работы в формате и материале, согласно собственному эскизу и соблюдения технологии.

Техника «Тиффани»

Работа по образцу. Резка стекла Основные материалы витражной росписи в технике «Тиффани»; краска для стекла, рельефные металлические краски, круглые кисти, жирный карандаш, копировальная бумага, ёмкости для растворителя. Технология витражной росписи «Тиффани». Технология применения глитера. Техника безопасности при работе с реактивами. Простейшие операции. Выписывание деталей. Использование губки. Способ нанесения «рельефной прозрачности». Отработка практических навыков.

Выполнение работы в формате и материале.

Работа, согласно образцу.

Просмотр. Обсуждение.

Выполнение витража в технике «Тиффани»

 Определение тематики. Композиционные поиски сюжета. Форэскизы. Упражнения по законам композиции и цветоведению. Работа с книгой: замысел – поиск - отбор материала - изучение-обобщение-решение. Варианты тонально-копозиционных и цвето-тональных эскизов. Общее  колористическое решение. Поиск цветовой гармонии. Внимание к отдельным элементам композиции. Выполнение работы в формате и материале, согласно собственному эскизу и соблюдения технологии.

Просмотр работ.

Итоговый просмотр. Выставка работ.

Второй год обучения

Вводное занятие.

Художественные возможности и образная выразительность техники витража.

Актуализация знаний обучающихся: виды витражей, витражные техники, в том числе Тиффани.

Витраж как самоценный соподчиненный элемент в интерьере 

Исторические этапы развития дизайна интерьера и способов его декорирования. Композиционные закономерности взаимосвязи витража с предметно-пространственной средой интерьера. Изучение особенностей витражного искусства. Технология изготовления витражей.

Техника «Фьюзинг»

Знакомство с витражной техникой «Фьюзинг», ее особенностями. Изучение приемов работы. Материалы и оборудование. Техника безопасности при работе. Упражнения по технике исполнения.

Выполнение работы по образцу  в технике «Фьюзинг».

Работа по образцу. Отработка практических навыков: резка стекла, обточка, обработка края, шлифовка деталей.  Основные материалы витражной росписи в технике «Фьюзинг»; краска для стекла, рельефные металлические краски. Технология витражной росписи «Фьюзинг». Техника безопасности при работе со стеклом, красками и порошками, инструментами, печью. Выполнение работы в формате и материале, согласно образцу и тенологии. Просмотр. Обсуждение.

Выполнение творческой работы сложной формы в технике «Фьюзинг». (светильник)

Разработка эскизов по темам. Основные материалы витражной росписи в технике «Фюзинг»; стекло, краска для стекла, пасты. Технология витражной росписи «Фьюзинг». Техника безопасности при работе. Резка деталей. Мойка, сушка деталей. Использование клея. Спекание. Сборка светильника. Установка патрона

Просмотр.

Проект. Создание  тематической творческой композиции «Сияние Севера» . комбинированный витраж.

Форэскизы. Упражнения по законам композиции и цветоведению. Композиционные поиски сюжета. Работа с книгой: замысел – поиск - отбор материала - изучение-обобщение-решение. Варианты тонально-копозиционных и цвето-тональных эскизов. Общее  колористическое решение. Поиск цветовой гармонии. Внимание к отдельным элементам композиции. Соединение нескольких техник витража. Выполнение картона в натуральную величину. Техника безопасности при работе в техниках витража. Выполнение работы в формате и материале согласно эскизу и технологии.

Просмотр. Защита проекта.

 Итоговая выставка и обсуждение  работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Оборудование и инструменты.

  • Электрические печь для фьюзинга
  • Лещадка( плита, на которую обычно кладется изделие в печь.)
  • Кисти и сита
  • Стекло для фьюзинга
  • Компрессор
  • Пила по стеклу
  • План-шайба(для шлифовки и полировки края готового изделия)
  • Пульверизатор
  • Учебные столы.
  • Бумага
  • Кисти по номерам.
  • Карандаши различной мягкости, акварельные, гуашевые, витражныемасляные краски.
  • Стекло
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для эскизов)
  • Электролобзик.
  • Шурупы, молоток, гвозди.
  • Нождачная бумага.
  • Мебельный лак.
  • Фанера.
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
  • Декоративные материалы

МАТЕРИАЛЫ

  • керамобумаги одноразовые
  • разделители
  • глазури
  • клей или фрит

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Керамические и металлические формы
  • Проволока, сетки, фольга
  • Эмали и краски
  • Металлические порошки, золото, платина
  • Формообразующие материалы

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

            Мультимедиапроектор

            Интерактивная доска

            Компьютер

            Цифровая камера

 ТАБЛИЦЫ

           Виды композиции.

           Введение в цветоведение.

           Витраж

           Последовательность выполнения изделия в техниках витражей

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Формирование активной творческой личности в значительной мере осуществляется именно в процессе работы над композиционными заданиями. Здесь работает мысль ребенка, идут поиски наилучшего решения заданной темы. Учащийся пытается выразить свое внутреннее убеждение, свое понятие, свое видение данного предмета, данной темы. Задача преподавателя помочь ему в этом, вооружить основами изобразительной грамоты, показать пластические ходы и решения. Все умения и навыки, полученные в процессе занятий рисунком и живописью, помогают учащемуся в работе над композицией.

Результатом освоения учебного предмета «Композиция» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
  • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
  • умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
  • умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
  • навыки работы по композиции.
  • понятий и  терминов, используемых при работе над композицией;
  •  тональной, цветовой, линейной композиции;

- умения:

  • уравновешивать основные элементы в листе;
  • четко выделять композиционный центр;
  • собирать материал в работе над сюжетной композицией;
  • передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
  • последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
  • работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
  • передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
  • трансформировать  и стилизовать заданную форму;
  • ориентироваться в общепринятой терминологии;
  • доводить свою работу до известной степени законченности;
  • обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
  • собирать дополнительный материал для создания композиции;

- навыки:

  • разработки сюжета;
  • использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
  • приобретение опыта работы над серией композиций.
  • перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
  • анализировать схемы построения композиций великих художников;
  • работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
  • создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Заявленная цель может быть достигнута при условиях, если будет:

  • Создана единая система общехудожественной и профильной подготовки детей, многоуровневая и взаимодополняющая, обеспечивающая разные потребности учащихся;
  • Будет более развита методологическая и психологическая культура педагогов

школы и сформировано новое педагогическое мышление;

  • Подготовлены условия для перехода к новой структуре школы.
  • Учитывая, что основная функция дополнительного образования состоит и в профессионализации (часть контингента обучающихся), с другой стороны в формировании общей культуры детей- искусство должно стать рычагом для духовного развития ребенка.

Формами  подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы  могут быть: выставки, фестивали, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. д.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – занятием– проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с историей и биологией («Природа Ямала», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Программа рассчитана на 90 часов в год (2,5 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ; обобщающих работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личные качества:

  • художественный вкус и фантазия;
  • чувство цвета и цветовой гармонии;
  • точность в движениях пальцев рук;
  • аккуратность;
  • терпение;
  • выносливость.

К концу курса обучения учащиеся должны получить профессиональные навыки и освоить основные виды работ:

  • понимать основы живописи и цветоведения;
  • разбираться в видах стекла, технике его обработки и специальных инструментах для резки стекла;
  • типы красителей и пигментов;
  • виды припоя, технологию и состав приготовления смол и синтетических составов;
  • работу печи отжига и станка для гравирования;
  • освоить технологию монтажа витражей, способы протяжки профиля из алюминия, меди, свинца и латуни.
  • создание эскизов витражей;
  • подбирать стекола по цветам рисунка;
  • вырезать и изготовливать по чертежам и шаблонам детали из стекла;
  • наносить узор способом гравирования или травления;
  • загружать в печь стекола для обжига;
  • скреплять электропаяльником составные части;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армировать витражи свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Учащиеся должны знать:

- особенности образного языка изобразительных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

Учащиеся должны уметь:

- создавать композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике, живописи и ДПК);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в изобразительном искусстве;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных оформительских задач;

- использовать в композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику и фактуры;

- создавать композиции на предметной плоскости и в пространстве;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж);

- использовать разнообразные материалы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ».
  • Программа по станковой композиции Министерства культуры Российской Федерации  и научно-методического центра по художественному образованию.
  • Гармония цвета. М.:Астрель
  • Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
  • Оуэн Ч. Роспись по стеклу. Арт-Родник
  • Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, издательство «Титул»
  • Сокольникова Н.М. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»
  • Сокольникова Н.М. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»
  • Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, издательство «Титул»
  • Фристоун А.Г. Роспись по стеклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...