Формирование информационной культуры учащихся на кружке «Издательское дело»
статья (10 класс) на тему

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возможность совместной деятельности большого количества пользователей. Объединение деятельности в процессе создания единого документа является важным условием формирования информационной культуры современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izdatelskoe_delo_v_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дамбаева С.Д-Ж, учитель информатики

Формирование информационной культуры учащихся

на кружке  «Издательское дело»

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возможность совместной деятельности большого количества пользователей. Объединение деятельности в процессе создания единого документа является важным условием формирования информационной культуры современного школьника.

Школьная газета «Солянка» была организована в мае 2006 года, как структурное подразделение информационно-аналитической службы школы. В состав редакционной коллегии входят руководитель, куратор, учащиеся 7-11 классов. Содержание газеты представлено в следующих рубриках: «Колонка редактора», «Праздники, будни, каникулы…», «Мир вокруг нас», «Наша школа – наша планета: вести с уроков», «Проба пера», «То умно, то смешно», «Меньшие братья», «Интервью», «ЭКОгазета». Ребята готовят статьи, рисунки и фотографии для газеты, работают над её оформлением.

На страницах газеты освещаются события, происходящие в школе, районе, городе, регионе, стране, мире с позиции значимости для учащихся и школы. «Горькие воспоминаниями о блокаде, которые заставляют задуматься каждого из нас, какой ценой добыта Победа. Душу наполняют чувства, которые трудно передать: попытаешься улыбнуться – потекут слезы, захочешь заплакать – не получиться. Героям-блокадникам возводят памятники, сочиняют стихи и поэмы, но главное – это память, она бесценна», - пишет ученик 8 класса[1]. Это было 27 января 2015 года. По традиции, в школе была проведена радиолинейка в честь Дня полного снятия блокады Ленинграда.  Тем самым учащиеся становятся не только зрителями происходящих событий, но активными участниками, умеющими сделать анализ. Выразить свое мнение может каждый, происходит формирование мировоззрения. И наряду с этим, так как файл находится в общем доступе, деятельность становится коллективным творческим делом.

В круг задач, решаемых издательской деятельностью школьников, входит проведение мероприятий, направленных на формирование исследовательских способностей. Работая с документами из архивов и фондов школьного музея, ребята приобщаются к исследовательской деятельности. «История страны в судьбах выпускников Третьей Санкт-Петербургской мужской гимназии» называется рубрика, которая представляет сегодняшним учащимся материал из истории школы, о выпускниках, которые внесли вклад в развитие науки или стали участниками исторических событий. «Борис Львович Бертенсон, выпускник гимназии 1896 года, погиб 1905 году во время Русско-японской войны. После окончания Военно-медицинской академии 16-го февраля 1904 г. он был переведен младшим врачом в Гвардейский экипаж и затем назначен на броненосец "Император Александр III", который входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Последние полчаса перед гибелью находился под сосредоточенным огнём. Никто из команды броненосца не спасся». Описывая исторические события прошлых лет, учащимся приходится обращаться к различным  образовательным ресурсам интернета. Тем самым совершенствуются общекультурные навыки работы с информацией.

Судьба А.М. Журавского, выпускника 1911 года, испытавшего на себе все тяготы ГУЛАГА, описана в одном из номеров газеты «Солянка»:  «Андрей Митрофанович Журавский родился в семье крупного духовного лица, правителя канцелярии Протопресвитера военного и морского духовенства Митрофана Петровича Журавского, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений. Ещё в гимназии проявил склонность к занятиям математикой. После окончания гимназии, в 1911 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета». Каждое предложение содержит в себе тему для дальнейшего рассмотрения, становится источником для  развития навыков самостоятельной учебной деятельности школьников, таких как учебное проектирование, моделирование и исследование.

Школьная газета – эта эффективная форма интерактивного взаимодействия с семьями. С участием родителей и на основе семейных архивов учащиеся младших классов приобщаются к издательской деятельности. «Моя прабабушка Боброва Евдокия Григорьевна во время блокады жила и работала в Ленинграде, в больнице имени Куйбышева» - пишет Влад М.[2]   Поэтому деятельность печатного органа охватывает и связь с родителями.

 Ребята знакомятся с профессией журналиста. Учатся брать интервью, вести репортажи с места различных мероприятий, соревнований, концертов, которыми насыщена школьная жизнь. Гостями нашей газеты были выпускники школы, а сейчас уже сами учителя, тренеры, вернувшиеся в родную школу – это Ремизов И.А., Гладких А.И, Бортник П.В. Учителя делятся со своим опытом. В очерке «Голландия: путешествие в страну поиска себя», автором которого является учитель английского языка, выпускник …. года  Бортник П.В. (Солянка №6, с.7, 2015) представлен материал о международном проекте. Автор делится со своими сокровенными мыслями. «И вот на тонюсеньком осколке умещалась женская фигурка с ребенком, устремленная ввысь. Мечта – очень хрупкая реальность. Другая скульптура изображала мать, одной рукой отпускающей ребенка (птицу), а другой – согревающей малыша. В этом смысл материнства – беречь, а потом отпустить на свободу. Был еще пастушок (настоящий учитель): он держал ягненка очень бережно, давая возможность ему самому искать свой путь, мягко очерчивая его контур.

В день отлета в Россию, почему-то вспомнилась маленькая православная церквушка, одиноко стоящая в Роттердаме посреди величественных построек 21 века, как будто вся сложность мира уместилась на момент в простой форме, в начале поиска себя…». Газета представляет не только познавательный материал, но и заставляет задуматься, каждому дает возможность искать свой путь реализации.

Традиционная рубрика «Проба пера» знакомит читателей стихами, рассказами учащихся. Благодаря этой рубрике мы знакомы с лирикой  Игоря Крона (11 кл), Ильи Утина (8 «а» кл.), Александры Хариновой (8 «а» кл.). С каждым новым номером появляются новые имена, заметки с иллюстрациями, представленными учащимися 8 класса  К. Тимошенко, М. Паниной, К. Атахановой.

Издательское дело в школе дает возможность формированию информационной культуры, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения социального опыта.

Список литературы

  1. Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях
  2. Газета «Солянка» №5, 2015
  3. Газета «Солянка» №6, 2015
  4. Газета «Солянка» №7, 2015

[1] Газета «Солянка» №5, 2015

    [2]
  1.  Газета «Солянка» №5, 2015