Исследовательская работа и проектирование как форма освоения традиционной народной культуры
статья (9 класс) по теме

Волкова Евгения Витальевна

Общие принципы значения исследовательской деятельности воспитанников в свете подготовки базы для создания новой школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled_shkola_sayt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская работа и проектирование как форма освоения традиционной народной культуры»

Волкова Е.В.

Общие принципы значения исследовательской деятельности воспитанников в свете подготовки базы для создания новой школы

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. В свете современного состояния общего образования детей, сейчас этот вид деятельности должен выйти на первый план, как и развитие и поддержка в детях исследовательского поведения.

Известно, что новые знания теоретически можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. Наука радикально отличается тем, что в ней единственно допустимым является научный метод. Под научным методом, в данном контексте, следует понимать совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом. Видимо, в этом — научном — направлении и следует действовать педагогам дополнительного образования.

А.И.Савенков предлагает рассматривать исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации.

При этом само исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно, на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может быть и более конструктивным, сознательным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке ― логическом прогнозе. Но в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности ― деятельности исследовательской.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование - исследовательские способности. 

Под «способами и приемами исследовательской деятельности» можно понимать навыки, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения понятиям;
  • умение анализировать.

Исследовательское обучение ― особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения ― формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать  новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Какие же инновационные методы представляются возможными для внедрения или развития уже сейчас, в ближайшее время?  Для этого нужно обозначить хотя бы примерно цель, к которой хотелось бы придти. Сейчас вошло в употребление понятие «интегральное образование». Что оно подразумевает?

1. Интегральное образование – это система динамических процессов, в которых участвуют разновозрастные дети из разных общеобразовательных школ. Педагоги интегрального образования руководствуются в своей деятельности не программами с набором реперных точек, а набором методов, которые они гибко используют в зависимости от конкретной ситуации. Поскольку мир, общество меняются очень быстро, интегральное образование является по сути экспериментальным. Процессы, показавшие свою жизнеспособность и необходимость в дополнительном образовании, затем переходят в систему общего образования.

Здесь очевидно значение системы дополнительного образования с ее более свободными формами как экспериментальной площадки для создания и опробации инновационных технологий обучения будущего.

Задача интегрального образования не столько научить, сколько объединить заинтересованных, мотивированных детей в одной деятельности, включающей в себя и элементы обучения, и практику, и творческую, и исследовательскую, экспериментальную деятельность. Например, в ДЮЦах собираются ребята, желающие играть в музыкальной группе. Каждый из них где-то учится или учился музыке (в муыкальной школе, школе искусств, с частным преподавателем, самостоятельно и т.п.), получив элементы музыкального образования. В каком-либо музыкальном объединении Центра они встречаются, взаимообучаются, обмениваются информацией,  вместе играют, сочиняют, выступают на концертах. Таким образом, ДЮЦ выступает в качестве интегрирующего и синтезирующего элемента.

Или, возьмем краеведческое объединение. В школе ученики получают общие знания по истории. А в объединении изучают какой-либо край, узнают о проблемных местах, ходят в краеведческие экспедиции, создают виртуальные музеи, общаются с кураторами данного направления.    

2. Об институте куратораторства. Кураторы - специалисты  в своей области знания (не педагоги), которые консультируют, направляют и следят за должным уровнем каждого профильного процесса. Педагог отвечает за мотивационную, организационную и постоянную практическую деятельность. Куратор же, наряду со своей основной научной работой, периодически встречается с ребятами, следит за уровнем и актуальностью их деятельности, помогает вести проектную и исследовательскую работу.

Интегральному образованию также придаются элементы профориентации в виде кураторства, тематических экскурсий на предприятия, в лаборатории, производство.

Информация о Центрах интегрального образования должна быть во всех школах, в интернете. Система строится так, что практически каждый воспитанник должен найти себе интересующие его занятия.

3. Необходимость внедрения теоретически обоснованной традиционной в культуре разных народов практики возрастных инициаций в систему интегрального образования.

В настоящее время ведутся активные научные исследования по психологическим и социальным аспектам как традиционных инициаций, так и по тем явлениям подростокой и юношеской среды, которые теперь стихийно встали на их место (например, работы Дм. Громова). В результате, уже сейчас возможно частичное внедрение инициационных технологий в качестве основного способа определения и коррекции мотиваций учеников.

Совокупность практически всеобщего охвата детей интегральным образованием; социальной актуальности деятельности, направляемой кураторами; возрожденной контролируемой инициации могут привести к  практически полному исчезновению подростковой преступности, наркомании и других асоциальных явлений.  Подросток должен заслужить право называться полноправным гражданином,  достигнув социально-значимых результатов в какой-либо области.

4. Компьютеризация в образовани: документооборот, значительно сокращенный до разумных пределов, избавляя от бюрократизации, должен идти по Интернету.

Ребята многое могут и должны делать сами на компьютере: печатать и оформлять свои проектные, исследовательские, творческие и другие работы, создавать презентации, свои сайты.

Победное шествие информационных технологий вводит свои поправки и в понятие научной деятельности. Развитие креативного алгоритмического мышления, как элемента конструктивистского — важнейшая и в то же время новая задача. Алгоритмический взгляд на мир принципиально отличается от более привычного научного образа действий (эксперимент — анализ — теория — эксперимент). Поскольку здесь могут создаваться и создаются элементы мира, не имеющие близких аналогов в окружающей действительности. Поэтому здесь одна из наиболее сложных задач начально этапа — правильно выделить группу потенциальных учеников с задатками именно  этого типа мышления. И уже на следующем этапе, используя институт кураторства, развивать и направлять деятельность объединения. Причем, вполне серьезно можно ставить достаточно сложные реальные актуальные задачи.

В подтверждение последнего тезиса можно сказать, что практически ни одно высшее учебное заведение не успевает за сверхбыстрым изменением картины информационного пространства. И многие задачи были решены  людьми, не имеющими высшего образования. Так, например, всем известная фирма Microsoft была основана программистами-самоучками вообще без высшего образования. Таким образом, скорость изменения диктует нам иные, непривычные способы информационно-конструкторской (алгоритмической) деятельности.

Для системы дополнительного образования одним из наиболее подходящих вариантов практической социально-значимой наукоемкой деятельности может оказаться система open-source проектов, которые существуют таким образом, что на любом этапе к их созданию может подключиться любой желающий или группа желающих. Причем, дистанционно.

5. Создание в Центрах  детско-юношеских информационных ( видео-, аудио- и мультимедиа) студий, где бы смогли встретиться и заняться общим делом будущие режиссеры, звукорежиссеры, сценаристы, актеры. Их значение достаточно очевидно и не требует глубокого обоснования. Однако, хотелось бы зострить внимание на относительно новом аспекте направления.

Дело в том, что современные технологии повысили требования к конечному информационному продукту. Современная молодежь в гораздо большей степени слушает качественные музыкальные записи индивидуально (с помощью плееров), смотрит видофильмы дома, путешествует про сетевым пространствам — в большей степенени, чем ходит на концерты или, тем более специализированные лекции и выступления. Что означает, что для популяризации песенных, краеведческих, исследовательских и других направлений неизбежно создание небольших студий-кружков, клубов на базе ДЮЦ. Которые и занимаются специализированными аудио-, виде- записями, созданием презентаций, интернет-ресурсов, мультимедиа-продуктов. И результат деятельности всего ДЮЦ станет более востребованным или хотя бы популярным в соответсвующих целевых возрастных группах.

Проблема современных информационных студий, будем называть их так, на самом деле близка с предшествующим пунктом. Просто здесь необходим подбор более художественно одаренных детей. Однако ситуация, когда высшие учебные заведения не успевают за современными технологиями, в художественно-студийном направлении еще более  запущенная, чем на алгоритмическо-конструктивистском.

Так, например, множество обычных школьников уже сейчас в состоянии с помощью собственного компьютера и сверхсовременных программ записывать более-менее качественные аудиотреки. Причем, это все вылилось стихийно в целое направление с элементами композиторства. В то же время, преподавательский состав профильных высших учебных заведений элементарно боится компьютеров, подпуская к элементам совершенно устаревшей базы лишь на старших курсах.

Ситуация колеблется между катастрофической и анекдотической. Проблема же не в преподавательском составе, а в слишком быстрой смене технологий.

Выход — создание информационных студий уже на базе дополнительного образования с привлеченим специалистов — кураторов из современных професиональных студий. Это позволит хотя бы на начальном этапе снизить расхождение векторов обучения и потребностей общества.

Мир меняется быстро, сейчас мы уже наблюдаем появление принципиально другого уровня сети - Интернета-2, к которой пока подключены только некоторые академические институты. Интернет-2 уже в недалеком будущем даст возможность проводить интерактивные видеозанятия, концерты, конкурсы, фестивали, посетить любой тематический голографический музей. Обычным делом вскоре  станет проведение сетевых видеоконференций среди многих городов (из-за чего, кстати, изменится само понятие «провинции»: сотрется разница между центральным и периферийным образованием).

Поэтому уже сейчас необходимо обеспечить соответствующие творческие объединения (наши информационные студии) современными компьютерами и периферией.

6. Создание в свете интегрального образования системы тематических лагерей:

  • походно-экспедиционного плана,
  • палаточные лагеря,
  • стационарные многопрофильные базы (например, краеведческо-туристическо-исследовательской, музыкально-творческой направленности).

Подробнее о многопрофильных тематических выездных базах.

Такие базы располагаются на дикой природе, например, в слаборазведанном археологическом районе. Летом (а в южных районах и в межсезонье) дети получают здесь возможность эффективно отдохнуть, занимаясь творческой и исследовательской деятельностью. На таких базах ребята  исследуют окружающие долины, хребты, леса и водоемы, помогают следить за экологией, следят за состоянием археологических и иных бесценных памятников истории, строят модели быстро разрушающихся сооружений, собирают свой музей, этнографические материалы…  И все это в тесном контакте с местными краеведами, профессионалами и местными жителями.

База может быть и иного направления, например, музыкального. Она одновременно выполняет функции и творческой лаборатории, и фестиваля, и мастер-класса.  

Здесь следует особо подчеркнуть, что решение какой-либо практической проблемы в итоге исследования совсем не обязательно (это уже задача проекта), это лишь побочный эффект исследовательской деятельности. «Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие ― ему нередко бывает вовсе не известно, как можно на практике использовать добытые им сведения. Попытки сфомулировать заранее цель, задачи, гипотетически спроектировать конечный итог ограничивают сферу творческого поиска исследователя, заранее задают рамки поиска и ограничивают ими поисковую активность.» (А.И.Савенков «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании»/«Исследовательская работа школьников», 2004 №1). Здесь речь может идти лишь о направлении поиска.

«Исследование ― путь воспитания истинных творцов. Исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места импровизации». (А.И.Савенков «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании»/«Исследовательская работа школьников», 2004 №1)

Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников -  (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной. (А.В.Леонтович Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Социально-эмоциональное развитие ребёнка средствами традиционной народной культуры.

Пути формирования интегративного качества "эмоционально отзывчивый" с использованием средств традиционной народной культуры....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой», мероприятие  в рамках проблемно-целевого семинара«Деятельность классного руководителя в реализ...

Статья на тему: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР .

XX век ознаменовался бурными изменениями в политической, экономической, информационной, культурной, духовной и других сферах общественной жизни не только России, но и большинства стран мира. Увеличила...