Изобретательство на уроках физики-презентация семинара
методическая разработка на тему

Железцова Татьяна Владимировна

Семинар-презентация для учителей физики, где представлены методы и приемы ТРИЗ, решение технических противоречий. будет полезно не только учителям физики, но и тем, кто ищет творческий подход в жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР «Изобретательство на уроках физики» Выполнила: Т.В.Железцова методист

Слайд 2

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) автор концепции ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), изобретатель, писатель. Родился в 1926 г. в Ташкенте (СССР, Узбекистан) в семье журналистов. В 1931 г. семья переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии, был командиром отделения химической разведки.

Слайд 3

Развить творческое, техническое мышление у учащихся, позволяющего видеть в развитии техники, диалектические законы противоречия и качественные скачки. Сформировать раскованное воображение и умение эффективно работать по заданным алгоритмам. Расширить сферу интересов и любознательности учащихся. Углубить знания по профессиональной подготовке учащихся (инженеры, конструкторы, профессии, связанные с техникой и техническим творчеством, дизайнеры). Сформировать психологическую готовность к восприятию новых идей, научить преодолевать психологическую инерцию, знать приемы решения изобретательских задач и владеть информационно-поисковым аппаратом. Курс ТРИЗ позволяет

Слайд 5

- Создание проблемных ситуаций; - Приём решения открытых задач; - Метод проб и ошибок. - Метод мозгового штурма; - Морфологический анализ; - Метод фокальных объектов; - Приём фантазирования; - Метод контрольных вопросов; - Метод сенектики; - Метод выявления противоречий; - Приёмы разрешения противоречий; - Приём системного оператора. Приемы и методы ТРИЗ

Слайд 6

Представление проблемы по схеме системного оператора позволяет: определить границы своего собственного понимания проблемы (как можно дальше выйти в надсистему и подсистемы; в прошлое и будущее); увидеть проблему во взаимосвязях и в движении, что дает возможность эффективно вмешиваться в нее - влиять по схеме; в некоторых случаях получить решение проблемы.

Слайд 8

Фотоэффект Источник излучения Приёмник Процесс вырывания электронов Частицы Волны Вещество Энергия выхода Кинетическая энергия электронов Фотоны Молекулы Атомы

Слайд 9

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП ДРОБЛЕНИЯ а) разделить объект на независимые части; б) выполнить объект разборным; в) увеличить степень дробления объекта. ПРИНЦИП ВЫНЕСЕНИЯ Отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). ПРИНЦИП МЕСТНОГО КАЧЕСТВА а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

Слайд 10

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП АССИМЕТРИИ а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной; б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии. ПРИНЦИП ОБЪЕДИНЕНИЯ а) объединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты; б) объединить во времени однородные или смежные операции. ПРИНЦИП УНИВЕРСАЛЬНОСТИ Объект выполняет несколько разных функции, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

Слайд 11

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП «МАТРЕШКИ» а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего, и т. д.; б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте. ПРИНЦИП АНТИВЕСА а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой; б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро– и гидродинамических сил). ПРИНЦИП «ОБРАТИТЬ ВРЕД В ПОЛЬЗУ» а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта; б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами; в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

Слайд 12

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА В ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно, задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях; б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной; в) наклонить объект или положить его «на бок»; г) использовать обратную сторону данной площади; д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или на обратную сторону имеющейся площади.

Слайд 13

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ а) привести объект в колебательное движение; б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой); в) использовать резонансную частоту; г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы; д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в рамках семинара «Коррекционно-развивающий аспект урока» по теме “Изготовление декоративной табуретки”

Во вспомогательной коррекционной школе трудовое образование школьников приобретает поистине первостепенное значение. На этапе инновационных изменений возникает потребность в корректировке традиц...

Разработка открытого урока на городском семинаре учителей английского языка для 2 класса "Всё о себе", "About Myself"

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения....

Конспект открытого урока на региональном семинаре (весна 2013г)

Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков с - ц в устной речи и на письме 3 класс"...

"Сказки и физика" презентация к урокам повторения и обобщения

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников...

Физика. Презентация к уроку "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона"

Этот урок позволяет сравнить подходы решения задач на уравнение Менделеева- Клапейрона с точки зрения физики и химии....

Проект по теме "Смешанное обучение на уроках физики" презентация

Проект по теме "Смешанное обучение на уроках физики"...