Открытый урок на методический семинар 2020г. Тема урока: «Древнерусская культура».
план-конспект урока по истории (6 класс)

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass_na_metodicheskiy_seminar_2020g.docx29.25 КБ
PDF icon otkrytyy_urok.pdf1.68 МБ

Предварительный просмотр:

      Открытый урок на методический семинар 2020г.

Тема урока: «Древнерусская культура».

                           (Письменность и грамотность).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:1)Образовательные: ознакомить учащихся с уровнем развития грамотности населения Киевской Руси, с помощью нового способа действия - анализа берестяных грамот.

2)Познавательные: Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников с помощью активизации соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и познавательных процессов (память, внимание и т.д.)

3)Воспитательные: Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, чувства уважения к безымянным творцам русской культуры и понимание того, что экологическое сознание-понимание необходимости сохранения природы было присуще и человеку 9-12 веков.

4)пробуждение интереса к учебному предмету благодаря получению начальных сведений о денежных единицах Киевской Руси, ценах того времени, обогащение речи новыми терминами.

Задачи:1.Образовательные - обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих понятий: «Культура и ее условное деление». Денежные единицы славян. (Финансовая грамотность Киевской Руси).

2.Воспитательные: содействовать формированию эстетического и патриотического мировоззрения.

3.Развивающие: развивать умение выделять существенное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли, эмоциональное восприятие урока.

                                             Структура урока:

1.Организационный этап. Знакомство учителя с классом.

 2.Мотивация учебной деятельности.

/1 слайд/Эпиграф:  «О, светло светлая и прекрасно украшенная,

                                     Земля Русская

                                     Многими красотами прославлена ты…

                                     Всем ты преисполнена, земля русская…»

Такими словами наши далекие предки описывали красоту нашей Родины. И им было чем гордиться! /2 слайд./Великолепные памятники архитектуры и иконописи, поразительной красоты ювелирные украшения, оружие, прекрасные  сказки, былины, летописи создавались в то время. Посмотрите на доску и скажите мне, что это за изображения? Архитектура, иконопись, височные кольца, оружие – все это составные части очень широкого понятия, без которого немыслимо изучение истории нашей Родины. Угадайте это понятие и оно станет темой нашего урока. (Ответ-культура). А какая-современная или древнерусская? Древнерусская.

Вопрос классу: А кстати, что такое «культура»? (Заслушиваются ответы детей). Термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание почвы». Культуру изучают многие науки ( а кстати, какие?) (археология, этнография, эстетика, история и т.д.) и каждая дает свое определение культуры. Насчитывается около 500 определений этого слова. Постарайтесь запомнить лишь одно из них.

/3 слайд./«Культура-все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты. К. условно делят на материальную и духовную. Материальная (орудия труда, жилища, одежда, арх.сооружения и т.д.), духовная( просвещение, наука, искусство, музыка, живопись и т.д.)Как видите, тема нашего урока, судя по определению, очень обширна. Поэтому из всего богатства и  многообразия культурного наследия прошлого мы с вами остановимся только на подтеме: «Письменность и грамотность древней Руси.» (Вопрос классу: «Письменность и грамотность- какой вид культуры?-Духовная).

 2.Актуализация. Переходим к главной части нашего урока.

В прошлом году вы узнали о народе, который создал первый в мире алфавит. Что это за народ? (финикийцы) А какой народ добавил в этот алфавит гласные буквы?(греки) Назовите материал для письма, в разных странах мира в древности.(глина, камень, папирус, береста, бумага).Кто стал основателем славянской азбуки?( византийские монахи Кирилл и Мефодий). Поэтому и называем эту азбуку … кириллица.

    Многие жители древнерусских городов были людьми грамотными, об этом свидетельствуют находки берестяных грамот. ( Вопрос классу?-Что такое береста?)/ Демонстрация бересты/ Их открыл советский археолог А.Арциховский при раскопках древнего Новгорода в 1951г. Их найдено более 1000, и не только в Новгороде, но и в Смоленске и в других русских городах. Написаны грамоты по самым различным поводам: жалобы, приглашения на свадьбу или похороны, распоряжения о мелких хозяйственных делах, цены на продукты, завещания, любовные записки, даже ученические шпаргалки.

Например, письмо мальчика Онфима./4слайд/. А теперь представьте себя на месте археолога, которому попался при раскопках кусок бересты со следующим текстом /5 Слайд/. Просьба к классу прочитать его!!!

 А теперь пожалуйста, сформулируйте цель нашего урока. ( Выслушиваются варианты) и формулируется цель: ознакомиться с уровнем развития грамотности населения Киевской Руси, с помощью расшифровки берестяной грамоты.

Ничего не понятно, скажите вы, но давайте не будем торопиться с выводами. Если внимательно посмотреть на текст, то видно, что он явно делится на 2 части. В первой говорится (вопрос классу - «Как вы думаете о чем?») Заслушиваются ответы.

Учитель подводит к выводу: «О штрафах, которые полагалось уплачивать за  кражу. Во 2-ой о дележке каких-то передних с какими-то задними.2 часть пока оставим в покое и займемся расшифровкой первой-про штраф. И сразу возникают 2 вопроса: « За кого надо было платить и сколько?» При ответе на 1 вопрос ясно, что платить надо было при краже-за голубя…и 3 таинственных животных-жерва, третака  и лонщина. Кто же они? Где расположен Жерв? Между птицами и кошкой, значит - сделайте вывод - Жерв мог быть либо птицей, либо животным. Какие-же домашние животные начинаются на букву Ж ? Жеребец и жеребенок уже есть в списке. А остальные - жаба и жираф явно не будут объектом кражи. Значит, это птица. Смотрите, в древнем тексте сначала идет сперва сравнительно небольшой голубь, за ним птица побольше - утка, за ней еще более крупный гусь, еще более крупный -лебедь. Значит, Жерв должен быть больше лебедя. А какая птица на Руси была больше лебедя и начиналась на букву Ж? - правильно, журавль. Будем считать, что одна загадка разгадана. Принимаемся за следующую.

Вол, корова, третак, лонщин, теленок. Похоже, что тут писец сменил порядок, принятый им для птиц, на противоположный: все начинается с самого большого существа, а кончается теленком. Кто же находится между взрослыми родителями и их маленьким детенышем? Дети повзрослее. Т.Е.телка или бычок. Как же называли их наши прапрапрадеды? Если мы с вами обратимся к знаменитому словарю В. Даля, то оказывается, что слово «лонись» - означало «в прошлом году». «Лонщина»-годовалый бычок, бычок на 2 году жизни. Но если это так, то по всей вероятности третак-то же самое животное, только двухлетнее, на 3 году жизни. Итак, делаем вывод. За кого в древней  Руси полагалось платить штраф?

(Вновь кто-нибудь из детей зачитывает текст.)/6 слайд с изображением животных и птиц/

Мы расшифровали названия животных и птиц, и древний  текст можно теперь читать, не спотыкаясь на каждом слове. Теперь, раз речь идет о штрафах, мы должны с вами определить денежные единицы древней Руси. Наши с вами предки изображали цифры тоже буквами. А чтобы не путаться, где цифра, а где буква, они ставили над цифрами особую закорючку-титло. /7 слайд с Кириллицей/

С помощью славянской азбуки кириллицы мы выясним, какими цифрами являются буквы в тексте. « За голубя(фита)9 кун, за утку(люди)-30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя-30 кун, за журавля-30 кун, за кошку(глаголь)-3 гривны, за собаку-3 гривны, за кобылу-(кси)-60 кун, за вола 3 гривны, за корову-40 кун, за 2-летнюю телку-30 кун, за годовалую телку-полгривны, за теленка-5 кун, за барана-ногата, за поросенка-ногата, за овцу-5 кун, за жеребца-гривна, за жеребенка-6 ногат.

 Теперь нам осталось узнать, что такое гривна, куна, ногата. У наших далеких предков в качестве денег использовалась пушнина. Самыми мелкими деньгами были шкурки белок, куниц, хорьков, более крупными деньгами - лисьи, волчьи и медвежьи меха (их называли ногата).

(демонстрация мехов белки, куницы, лисы) Но расплачиваться мехами было не всегда удобно, и поэтому из серебра стали отливать бруски весом в 200г. Их называли гривна. Гривну делили на 20 ногат, т.е. в каждой ногате было 10г серебра. Если гривну делили на 50 частей, это была куна-т.е.4 г серебра./8 слайд с изображением гривны./ Спишите, пожалуйста, названия русских ден.единиц и их эквивалент в серебре.

/ 9 слайд/ Считаем на листочке. Давайте теперь узнаем, сколько грамм серебра нужно было отдать за домашнее животное: за голубя-36г, за утку, гуся, за лебедя, за журавля-120г, за кошку-600г, за собаку-600г., За кобылу-240г, за вола 600г, за корову-160г, за 2-летнюю телку-120г, за годовалую телку-100г, за теленка-20г, за барана-10г,за поросенка-10г,за овцу-20г,за жеребца-200г,за жеребенка-60г.

Вопрос к классу: «Вас ничего не удивляет в этих ценах?»(* заслушиваем ответы). И сразу же возникает вопрос - почему в Киевской Руси чемпионами по ценности оказались 3 существа, совершенно не сопоставимые ни по величине, ни по значению - вол, собака, кошка? Почему кошку ценили дороже коня? Почему голубя можно было обменять на 3 поросят или барана? Почему в птичнике среди домашних птиц разгуливал журавль? Давайте попытаемся ответить на этот вопросы.

Начнем с вола. Чем отличается это животное? (вопрос к классу). Эти животные отличаются своим трудолюбием. Недаром вошло в поговорку-«работать как вол.» Кроме того, они отличаются огромной силой-могут тянуть воз в 7 тонн. Не животное, а древний тягач какой-то! А кроме того-вол-целая фабрика по производству навоза-удобрения, и ходячие мясные консервы. Вот и ответ на наш вопрос.

Почему собака? Это теперь говорят:  «как собак нерезанных». А когда-то собак было гораздо меньше и относились к ним с таким почтением, что хоронили как людей на одном с ними кладбище. В этом убедились археологи, раскопав могильник в Бурятии, которому 5 тыс.лет. Там среди людских могил было найдено 4 собачьих захоронения. А при раскопках в Поволжье остатков огромного города Великий Булгар, основанного в 10в. нашли всего 11 захоронений собак. Редкое всегда ценится больше. Но дело не только в том, что в далекие от нас времена собак было меньше, чем теперь. Главное, роль у них была тогда более важная. На протяжении многих столетий охота, особенно для жителей лесной полосы Руси, была важнейшим средством существования. А без собаки какая охота? Охотник без собаки-что пахарь без вола. Не потому ли и цена этим живым орудиям производства была одна и притом наивысшая? Тогда же верный пес освоил и другую специальность-стал сторожем домашнего имущества, скота, урожая.

Почему кошка? Несложный расчет показывает, что в древней Руси одну мурку можно было обменять на 3 лошадей, на 4 буренок, на 30(целое стадо) овец или 60 поросят. За что мурке такой почет? Не ошибка ли это нерадивого писца? Нет, не ошибка. Вол вспашет удобренную им же землю, крестьяне соберут урожай и свезут его в амбар. И тут, чтобы все летние труды не пошли прахом, и обзаводились усатым, полосатым. И в этом жизненно важном деле ни лошадь, ни корова, ни баран заменить кошку не могли. А о редкости кошек в ту пору свидетельствует археология. В том же Великом Булгаре, где нашли останки 11 собак, кошачьих останков нашли всего 6!Скажите, а еще в каком государстве древности кошку даже обожествляли и бальзамировали в случае смерти?

А почему же наши предки так ценили голубя, что отдавали за него 2 телят или 3 баранов? Судите сами. Сейчас в каждом доме, у каждого члена семьи есть мобильник, новости узнаем из ТВ, Интернета. А раньше вместо всего этого были Голуби. За сотни км несли они вести о торговых и хозяйственных делах, о здоровье и чувствах близких людей, содержали просьбы и наставления. И все доставляли за считанные часы прямо в руки адресату. Жителям Киева, Новгорода, Смоленска- 36г серебра не казались чрезмерной платой за почтальона, приносящего такие бесценные послания

Еще вопрос: «Почему за журавля платили 120г серебра?» Все мы с вами знаем сказку, где журавль оказывается ничуть не глупее умной и хитрой лисы. Тот, кто придумал эту сказку, несомненно, питал к журавлю уважение. Издавна на Руси убить журавля считалось грехом. Чем же заслужил журавль такое к себе отношение? Оказывается, в неволе журав- ли обнаруживают большую привязанность к человеку, а также значитель- ное развитие умственных способностей. В курятниках журавли следят за порядком, разнимают дерущихся птиц, сами пасут скот не хуже овчарки и защищают вверенное им стадо от врагов. Вот, оказывается, какой важной домашней птицей был журавль. Еще вчера мы могли бы сказать - «Подума   ешь, кошка! Подумаешь, голубь!» А сегодня ясно-без них, может быть, не было бы и нас. Вернемся из Древней Руси к себе домой. Окружающая нас природа из-за халатного отношения к ней человека загрязнена и исчезает помаленьку. « До чего же, до чего же хочется братцы, на жирафе, на жирафе, на живом покататься» - поется в детской песенке. Кто знает, сколько кг драгоценного металла будут готовы отдать ваши внуки за то, чтобы увидеть лебедя или журавля, маленького щенка или котенка, а не что жирафа? Ученые говорят, что если вырубать леса так, как мы это делаем сейчас, то 8% видов животных обречены на вымирание к 2025 г., а 35% к 2040г. Вы не забыли, что в нашей берестяной грамоте было 2 части. Первую мы отгадали. Осталась вторая. Когда мы с вами только приступали к расшифровке, нам все казалось непонятным. А теперь? Разве мы с вами не передние? Разве мы с вами не обязаны поделиться с теми, кто родится позже, всем ,что еще осталось на нашей планете? Воздухом и чистой водой Могучими деревьями и красивыми цветами. Удивительными животными и птицами. Всем, чем  поделились с нами те, кто шел впереди нас, кто жил на этой земле до нас./10 слайд-Изображение пейзажа/

3.Первичное закрепление. Итак, мы с вами познакомились с уровнем развития грамотности на Руси, узнали о денежных единицах славян, а значит получили представление о финансовой грамотности славян,

записали новые термины, расшифровали берестяную грамоту. Сейчас задания на закрепление темы. ( по партам) Но прежде чем их вам раздать ,

давайте сделаем ФИЗКУЛЬТПАУЗУ.

                                   Ф И З К У Л Ь Т П А У З А.

Задания на закрепление темы.

1.Назовите самую маленькую и самую большую денежную единицу Руси. Вспомните термин «культура и ее составные части».

2./11 слайд/.Расшифруйте следующую берестяную грамоту. Школяр 12в.написал 2 ряда букв, концы которых не сохранились:

Н В Ж П С  Н Д М К З А  Т  С  Ц Т

Е  Е  Я  И  А Е У А  А  А Х  О Е И А.

3.Отгадайте загадку: ЭТО  нужно грибнику и ягоднику, это использует турист и охотник, сельские домохозяйки, и ЭТО рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?

4.Отгадайте древнерусскую загадку: «Кто многие реки выпивает, а не может напиться»?

5.На основании примерного содержания нескольких берестяных грамот о жизни людей того времени, извлеките данные и изложите их:

А. «Поклон Настасьи к господину и братьям. Бориса моего нет в живых, попечальтесь со мною и моими детьми.»

Б. «От Никиты Ульяне. Иди за меня. Ты мне нравишься, а я тебе? Свидетелем моим будет Игнат Моисеев».

6.В древней Руси (Х-ХШв.)надписи встречаются на горшках, колодках для обуви, на грузилах для веретен, на днище бочек, на кирпичах и т.д. Можно ли на основании этих фактов сделать вывод о распространении письменности на Руси? Какой и почему?

7.Узнай, о каком историческом событии идет речь?

«В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах

О земле о древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.»

6.Информация о домашнем задании- **11-12. инструктаж по его выполнению.- Заполнить в тетради таблицу: «Важнейшие памятники  русской культуры 10-16 в.в.»/12 слайд/

Памятник

Время создания

Автор (если известен)

7.Рефлексия. (Подведение итогов урока). Выставление оценок, краткий комментарий.

 

Приложение.

КУЛЬТУРА-все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты.

Культуру условно делят на материальную и духовную.

Материальная  культура:

орудия труда, жилища, одежда, архитектурные сооружения.

Духовная культура: просвещение, наука, искусство, музыка, живопись.

 Берестяная Грамота.

  За голуб О кун. За утку Л кун. За гус Л кун. За лебед Л кун. За жерв Л кун.

За кошку Г гривны. За собак Г гривны. За кобыл Z кун. За вол Г гривны. За коров М кун. За третак  Л кун. За лонщин полгривны. За тел С кун. За борн ногата. За порс ногата. За овцу С кун. За жребца гривн. За жрб S ногата.

Передни идет а задний что найдет не делить с передним делить с задним.

СЛАВЯНСКАЯ  АЗБУКА  КИРИЛЛИЦА И ЕЕ ЦИФРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ.       

Литература: 1.Ж-л «Пионер»№5  за 1990г.М В.Рич «Тридцать кун за чудо-зверя».стр.15-46.2.В.Даль. «Словарь русского языка»М.Изд-во.2010г.

   

 

  ДЕНЕЖНЫЕ   ЕДИНИЦЫ  СЛАВЯН:

ГРИВНА = 20 ногат=50 кун= 200 г серебра.

1 Ногата= 10 г                        1 куна= 4 г


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...

Презентация к методическому семинару на тему: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»

laquo;Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»...

Организация учебного процесса на уроке: формы и методы(методический семинар, 2020г)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и...