Конспект открытого урока на региональном семинаре (весна 2013г)
план-конспект урока по теме

Токарева Наталья Владимировна

Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков с - ц в устной речи и на письме 3 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_s-ts.docx196.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Дифференциация звуков с – ц в устной речи и на письме.

Цели:

1.учиться различать звуки и буквы звуков с – ц в устной речи и на письме на материале слогов, слов и предложений.

2.равитие фонематических процессов ,психологической базы речи, мелкой и артикуляционной моторики.

3.воспитывать самоконтроль, культуру речи.

Ход урока.

1.Оргмомент:

  1. Придумано кем-то
  2. Просто и мудро
  3. При встрече здороваться.
  4. Доброе утро!
  5. Доброе утро, солнцу и птицам.
  6. Доброе утро, улыбчивым лицам!

Дети, сегодня у нас гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии. Игра – пожелание «Удачи тебе». Учащиеся улыбкой и кивком приветствуют гостей. Поочередно касаются одним пальцем своего соседа (начиная с большого) и говорят:

-желаю(больш. п)

-успеха (ук.п)

-большого (ср. п)

-во всем (без. п)

-и везде (миз)

-удачи тебе на занятии (всей ладонью)

2. Тема: Дифференциация звуков с- ц в устной речи и на письме.

3. Цель:  различать звуки с- ц в устной речи и на письме.

4. Пальчиковая гимнастика:

Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.

«Пальцы дружная семья».

Пальчики ваши друзья, есть уних работа.

Потрудитесь для меня,  надо сделать что – то.

Елка  - корзинка

Лодка – кораблик

Стол – стул

Цепочка

Взяли прищепки.

«Прищепка»

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь.

Но я же играю с  тобою малыш,

 А будешь кусаться – скажу тебе кыш.

Будем делать мы тренаж,

Сделай сам себе массаж.

 «Тесто»

«Накормим цыпленка.» (на каждое слово берем из тарелочки зернышко).

Зернышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала.

5. Артикуляционная гимнастика:

Сегодня у нас гостья. Угадайте кто это?

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

«Улыбка»

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

«Качели»

Любит Квака кататься на качелях

На качелях я катаюсь

Вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь

А потом спускаюсь вниз.

«Лопаточка».

Устал язычок.

Язык лопаткой положи,

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать

1 2 3 4 5

Язык можно убирать.

«Чашечка».

Язык  лопаткой положи

А края приподними

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашечку в дом мы занесем

Ее края к зубам прижмем.

«Лошадка»

Вдруг лягушка услышала как  лошадка копытцами бьет

Я лошадка серый бок

Цок, цок, цок

Я копытцем постучу, если надо прокачу.

«Грибок»

Посмотрела лягушка по сторонам, вырос грибок.

Гриб, грибок,

 Масляный бок

Серебряная ножка

Прыгай в лукошко.

Обрадовалась она грибку. Захотела спеть песенку. Споем песенку про гласные по солнышку тихо, громко, громче.

А тут и бабочки прилетели. Подуем на бабочек (вдох носом, выдох через рот). Дуем сильно.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

ИНМ

6.Игра.  Ну – ка,    ушко звук лови!

Звуковой файл.

-Какой звук чаще произносим?

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолет.  (С)

В цветнике 2 овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца,

Киска ест из блюдца

Из цветов, наконец

Прогоните овец. (Ц)

7. Развитие фонематического слуха.

Я прошу вас не зевать, звуки с и ц услышать и поймать.

С  хлопок

Ц  топот

Слова:   птица,   самолет,   яйцо,   сок,  блюдце,  колесо, кольцо, цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

8.Уточним артикуляцию этих звуков.

Звук С

кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….

– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите  долго звук С.

– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается?

 Слышите свист?

Поэтому он называется «свистящим».

 Звук простой.

Голосовые связки отдыхают.

 Звук ц

 Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С.

Возьмите  зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)  кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки  Т  и  С.

Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.

– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно.

 Звук взрывной, сложный.

Голосовые связки отдыхают.

– Таким образом, мы  уточнили  как  произносятся звук С и Ц.

9.Соотнесите звуки с буквами.

10.Выложите контуры из черных фишек.

6.Дифференциация звуков на печатном листе.

С – подчеркнуть, ц – зачеркнуть

11.Сказать слог под ритм

Цу     II  I

Сы  I    III

Цо   II  II

12.Работа с чистоговорками

су — су — су — из колодца воду я несу;сжимаем кулачок на каждый слог

цы — цы — цы — поспели огурцы;

са — са — са — у девицы коса;

цо — цо — цо — у Светы кольцо.

13.Физминутка. «Мухомор на тонкой ножке»

Мухомор на тонкой ножке

Встать на одну ногу

Вырос на лесной дорожке

Руки вверх и в стороны

Ждет прихода грибником

Руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите в даль поворачивая слева направо

Кто сорвать его готов?

Жест вопроса и удивления

Знают грибники прекрасно

Погрозить пальцем

Мухоморы есть опасно.

Погладить живот, руки вперед ладонями от себя

14.Работа с предметными картинками.

Соединить картинку со звуком и буквой.

15.

16.Графическое письмо.

На рассвете запели скворцы.

Овца отстала от своего стада.

У куста сидит цыпленок.

В садах появились огурцы.

-звук С мы отметим длинной чертой,  т.к  произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой, т.к  произносится  быстро, отрывисто.

17.Физминутка «Мышечная релаксация»

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают

Шея не напряжена,

 И  расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

 Все чудесно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко.  Пауза.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза икрасиво сесть.

18.

15.Заполнение таблицы-карточки каждым ребёнком.

У каждого  карточки- символы (дети заполняют)

 

ЗВУКИ

 С

Ц

Гласный или согласный?

 согласный

 согласный

Твёрдый или мягкий?

 твердый

 твердый

Звонкий или глухой?

 глухой

 глухой

Простой или сложный?

 простой

 сложный

Губы

 улыбка

 улыбка

Язык

 в нижние зубы

 в нижние зубы

Воздушная струя

 тоненькая, холодная струя выдыхается

 Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно

Краткий или долгий?

 долгий

 краткий

 19. Итог.

– Какие звуки мы сегодня учились различать?

– Дайте характеристику этим звукам.

 20.Рефлексия

- какое задание вам понравилось выполнять?

-какое задание вы запомнили?

-какое задание вам показалось трудным?

- поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?

 21.Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"

gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...

Конспект открытого урока "Кто как весну встречает". 2 класс коррекционной школы

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью животных весной....

Конспект открытого урока по теме "Весна" 2 класс

Использование РНС и ИКТ на уроке французского языка...

конспект открытого урока "Весенние праздники в России и Англии" на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностранным языкам"

Конспекты двух открытых уроков: один из них я давала при защите первой квалификационной категории, второй - на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностран...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Конспект открытого урока по развитию речи по теме "Весна. Скворец-вестник весны".

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и формирование коммуникативных умений» 4 класс Тема урока: Весна. Скворец-вестник весны.Цель: формирование учебной деятельности и к...