Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»
методическая разработка на тему

Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает в себя самообразование по данной теме , рабочую программу и диагностику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта121.31 КБ

Предварительный просмотр:

Жданова Елена Николаевна

«Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»

Автор опыта: Жданова Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

г.Белгород

Белгородский район

п.Разумное

ул. 78 Гвардейской дивизии 14 а

НОУ «Разуменский детский дом»

          Содержание:

  1. Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта     4                      
  2. Актуальность опыта                                                5
  3. Ведущая педагогическая идея опыта                    6
  4. Этапы работы                                                           7

II.Технология опыта

2.1Цели и задачи                                                          8-10

2.2 Методики  и приёмы                                            11-17

III. Результативность опыта

3.1 Результаты диагностики                                       17

3.2 Советы детям и взрослым                                     18

                               

IV. Библиографический список                             19

V. Приложение к опыту                                         20-50

Тема опыта.

«Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»

Сведения об авторе опыта.

Педагог дополнительного образования:  Жданова Елена Николаевна

Стаж работы:  20 лет

Квалификационная категория:  первая

Раздел I

Информация об опыте.

  1.  Условия возникновения и становления опыта.

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

  Что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

Еще есть одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления

Детей, арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное

положение: человек важнее, чем искусство!»

Юрий Красный

Идея выбрать именно эту тему по самообразованию возникла в ходе наблюдения за коллективом воспитанников детского дома. В детском доме дети проживают в семьях по 8 человек, возрастной диапазон которых составляет от 5 до 16 лет. В каждой семье есть дети с сохранным интеллектом, с нарушениями в интеллектуальном развитии, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив детей постоянно меняется: кого–то забирают под опеку, кого-то усыновляют. Я заметила, что в силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой тревожности, страхами и прочими психологическими проблемами.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые детским страхам и тревожности, создают прекрасные основания для важнейшего понимания этих важных эмоций.

  1. Актуальность опыта.

Использование методов арт- терапии в работе с детьми – сиротами позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.  

                 

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая идея моего педагогического опыта, над которой работаю с 2012 года «Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют свои особенности. Часть детей считают, что они никогда не были маленькими. Для них воспоминания и представления о себе маленьком не связываются с особенностями внешнего облика, с эмоциональными состояниями, поведенческими проявлениями, характерными для маленьких детей, а также с их предметным окружением и деятельностью. В тоже время в детском доме у детей формируется как бы реальный параллельный мир, состоящий из образов утраченных родителей, далеко не безразличный для их психического развития. Потеря родителей для ребёнка часто равноценна их смерти, и характер «легенды» (то, что дети придумывают и рассказывают о своих родителях, о жизни с ними), а также поведение ребёнка показывают, на каком этаже переживания горя «застрял» ребёнок. Таким образом, для детей, воспитывающихся в детских домах, характерна некоторая двойственность отношений в личностных особенностях, с одной стороны, они стремятся доминировать над окружающими, но в тоже время очень ранимы, чувствительны, тревожны и обидчивы. У них наблюдается высокий уровень зависти к успехам других детей, неумение контролировать свои чувства. Такие подростки чаще прибегают к вербальной агрессии, у них наблюдается низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу, завышенный показатель шкалы тревожности, что приводит к эмоциональной неустойчивости, чувствительности, неуравновешенности и вследствие этого к повышению общей тревожности и агрессии. Арт-терапия  освобождает от негативных состояний, снимает психическое и нервное напряжение, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение. Ещё одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает отличные результаты как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства - произвести терапевтическое воздействие на ребёнка с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

  1. Этапы опыта

Работа над опытом охватывает период  с 2013 по 2015 годы.

Данный период подразделяется на следующие этапы:

I.Теоретическое изучение проблемы ( подготовительный)

Сентябрь 2013-май 2014 года

1. Выбор темы.

2. Самообразование по теме (см. приложение №1)

4. Анализ и обработка материала.

5. Написание рабочей программы (см. приложение №2)

II. Основной этап (этап реализации)

Октябрь 2014-май 2015

  1. Диагностика воспитанников  с помощью рисуночного психологического теста «Несуществующее животное»
  2. Создание условий для занятий , с использованием арт-терапии.
  3. Проведение занятий по дополнительной рабочей программе «Изо терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»
  4. Проведение промежуточных результатов по тесту «Несуществующее животное» (см.приложение №3, №4)

III Заключительный этап (этап выхода из проекта).

Июнь 2015год

  1. Диагностика эффективности проекта (итоговый тест «Несуществующее животное» см. приложение №5)
  2. Обобщение опыта по теме  «Атр-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

На первом этапе своей работы я изучила много литературы, касающейся моей темы. Главное, что мне необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как: тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. С помощью арт–терапии можно контролировать своё психологическое состояние, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Один из основных методов арт-терапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изо терапия даёт положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Изо терапия-это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов, которые помогают детям выплеснуть свои эмоции, снять напряжение, создать собственные исцеляющие символы. Приёмов изо терапии очень много. В работе с трудными подростками я использую такие как: «Кляксография», «Рисуем эмоции», «Рисуем удачу», «Цвет моего настроения» и многие другие.  Моя задача создать для ребёнка безопасную среду: светлый уютный  кабинет с различными изобразительными материалами. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии педагога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Педагог побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт –терапевтический процесс представляет собой  одну из форм диалога. При проведении занятий с использованием изо терапии с детьми-сиротами есть несколько обязательных, но очень простых правил. Во-первых, необходимо определить место для работы. Затем пробудить интерес детей и сформировать цели и задачи-ребята должны чётко определить, что и как они будут рисовать. Временной промежуток не должен превышать часа, чтобы дети не успели сильно устать. По завершении занятия постарайтесь обсудить с ребёнком его работу. И, конечно - никакой критики! Самое главное в работе с детьми-сиротами – это терпение. Научите их доводить начатое дело до конца. Способность закончить начатое дело сформирует более уверенную, самостоятельную и целеустремлённую личность.

Второй этап - практический. Внедрение методов арт-терапии в занятия по изобразительной деятельности.

Повторюсь, что метод изо терапии является эффективным методом снижения уровня тревожности у детей-подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения. Творческая деятельность помогает ребёнку  найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность. Подробно изучив данный метод, я разработала цикл занятий, которые объединила в систему и разработала дополнительную рабочую программу.

С помощью психологического теста «Несуществующее животное» (провела и расшифровала психолог детского дома) мы выявили группу детей, наиболее нуждающихся в «лечении» изо терапией. Занятия проводились один раз в неделю по 2 часа (1 час - тесты и игры, 1час - работа с изобразительными материалами ) Промежуточный срез проводился в январе 2015года и итоговый был запланирован на май 2015 года.

Раздел II.

Технологии

2.1 Цели и задачи

Цели:

• устранение неэффективного психологического напряжения;

• формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи:

• снятие эмоционального напряжения;

• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;

• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

• развитие чувства собственной значимости;

• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);

• развитие умения контролировать свои действия;

• развитие воображения.

Возраст участников эксперимента

Воспитанники  детского дома  7-14 лет.

 

Срок реализации практической части

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 66 часов

 

Режим занятий

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого  самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка

Учебно-материальная база:

Для занятий с использованием арт-терапии необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3,цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, соль, мука.

 

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

2.2 Методики и приёмы

На протяжении всего эксперимента я анализировала влияние различных методик и техник изо терапии на психологическое состояние воспитанников. Хочу поделиться своими достижениями.

Очень удачно для снятия напряжения и тревоги подходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев и ладоней. На бумаге появляются роскошные букеты цветов, чудо звери, неповторимые пейзажи. Рисуя в данной технике, ребята получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. На таких занятиях через творчество я помогаю ребёнку смягчить своё состояние. Любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.

Чтобы снять психическое напряжение прекрасно подойдет занятие «Размываем обиду красками» На таком занятии мы учимся не накапливать обиду, отрицательные эмоции, а как можно скорее освобождаться от них. Предлагаю детям на листе бумаги нарисовать серой краской своё «облачко обиды» Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинаем его размывать более яркой, мысленно повторяя «Я размываю обиду, она теряет свою силу» Необходимо смывать с листа бумаги образовавшееся пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет.

При коррекции неврозов, страхов, стрессов, ощущения глубокой печали выполняем следующее упражнение. Берём три листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Попросите детей посмотреть внимательно и увидеть в этих пятнах какое-то изображение. Возможно это будут чёрные листья или чёрные птицы.…Берём второй лист бумаги и серую краску. Проделываем то же самое.  Внимательно смотрим, что получилось. На третьем листе повторяем то же самое, но только яркими красками (жёлтая, зелёная, красная) На этом этапе дети оживляются, они видят красивые цветы, волшебные узоры… Ребята совершенно по другому смотрят на свою работу, настроение улучшается. Работа с яркими красками помогла улучшить настроение, изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает, что любовь, радость, печаль можно выразить цветом.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии всё ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Традиционное японское искусств оригами – конструирование разнообразных бумажных фигурок путём складывания квадрата без вырезания и склеивания. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни детей, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между ребёнком и взрослым. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами». Занимаясь оригами, ребёнок становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, бабочка, крокодил. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги  получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение. Причин успеха занятий оригами в арт-терапии много:

 во-первых - это сама бумага с её привычным неагрессивным статусом. С бумагой можно сделать всё что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из неё можно сложить множество необычных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому.

 освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым.

 имеет место прогнозируемый позитивный результат -если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому -сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий.

 есть возможность руководить процессом, то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей.

 устраняется барьер между ребёнком и взрослым, возникает атмосфера доверия.

 на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении. Что в отдельных случаях бывает единственно возможным.

Ещё один очень интересный приём для снятия усталости и напряжения – это рисование «Волшебными красками» Название «Волшебные краски» - самое подходящее для этого маленького чуда. Процесс создания «волшебных красок» никого не оставляет равнодушным. Немного муки. Соли, масла и клея, больше души и фантазии – и краски готовы. Муку смешиваем с солью и наливаем воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовалось комочков. Затем добавляем клей и масло. Для рисования «волшебными красками» традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломки, а так же пальцы и ладони. Наличие в красках соли способствует массажу пальцев и ладоней. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.

Пластилиновый мир.

Одним из направлений в моей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

 Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

 Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

 Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

 Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

Взаимодействие с бумагой.

Используя бумагу, можно создать объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и прочими материалами. Варьировать это занятее можно как тематически, так и инструментально. Например, передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним все, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать…)

Чтобы занятия по изо терапии были интересными и разнообразными, я использую  различные игры-упражнения с использованием нетрадиционных техник. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

 «Прижми и отпечатай» Отпечатывать можно всё, что захочется – листья, цветы и т.д. Краски это неизведанный  мир. Дети замечают, что лес бывает голубым, утро оранжевым, а вечер багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятия действительности.

 «Цветовые угадайки» Ребёнок должен угадать какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определённый смешанный тон, и  воспроизвести этот результат.

 «Волшебные нитки» Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Необходимо взять нитки №10 и нарезать их по 20-25 см. Разводим акварель, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Нитки следует держать за кончики. Далее укладываем нитку на лист бумаги, а сверху прикладываем другой листок. Кончик нитки должен обязательно выглядывать. Далее тянем кончик нитки, одновременно прижимая верхний лист. Снимаем верхний лист бумаги и рассматриваем изображение. Образ, который дети увидят на бумаге можно дорисовать фломастерами или красками.

 «Рисование мыльными пузырями». Берём флакон с готовыми мыльными пузырями и добавляем немного гуаши любого цвета. Опускаем в раствор трубочку и дуем , чтобы получились пузыри. Затем берём лист бумаги и осторожно прикасаемся ею к мыльным пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.

 «Техника выдувания»  Поставьте каплю краски на бумагу, возьмите трубочку и резко дуйте на каплю сверху, чтобы капля растеклась в разные стороны получилась звёздочка или цветок. Если дуть сбоку, можно выдуть красивые деревья или букеты цветов.

В моей практике есть занятия, с помощью которых мы «притягиваем» успех. В этом нам помогают определённые цвета. К таким цветам относятся: розовый, бирюзовый и золотистый. Рисуем себя и госпожу Удачу. Ребята рисуют, какими они видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую госпожу Удачу. Таким образом, ребята привлекают к себе удачу. Моя задача вселить в них уверенность в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижении задуманного.

Всё, на что мы смотрим, влияет на нас и оказывает определенное действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут я отвожу на рассматривание репродукций, заряжая положительной энергетикой воспитанников. Для детей с ослабленным здоровьем предлагаю пейзажи, горные вершины, водопады, которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервных и вспыльчивых детей благотворно действуют картины с видом моря.

Особое внимание мне хотелось бы  обратить внимание на одну из методик изо терапии – это проективный рисунок. Эта методика обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать коррекционное воздействие на ребёнка. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов в групповой форме. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т. д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить воспитанникам возможность выразить графически или живописью свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: «Мой обычный день», «Три желания», «Остров счастья». В проективном рисовании я использую следующие методики:

  Свободное рисование (каждый рисует, что захочет) Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задаётся, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются,  и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор.

 Коммуникативное рисование. Группа детей молча рисует на одном листе бумаги (тему обсуждают совместно). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы.

На своих занятиях я использую музыку различного характера. Музыка воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации. Она влияет на ребёнка через ритм, которому подчинены все функции организма. При этом следует учитывать характер музыки и ритм. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают эмоциональное самочувствие. Так же на занятиях могут быть использованы звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Раздел III

3.1 Результаты диагностики

Каждую субботу группа воспитанников из восьми человек посещали мои занятия. Пришло время подводить итоги. В ходе арт-терапевтических занятий были получены промежуточные результаты. Детям снова был предложен рисуночный тест «Несуществующее животное». В отличии от первых рисунков у детей уже намечаются положительные результаты. Отсутствуют элементы, указывающие на агрессию страхи, тревоги. (см. приложение №1)

В мае 2015 года были подведены окончательные итоги эксперимента. Для диагностики снова используется тест «Несуществующее животное». Положительная динамика наблюдается по всем пунктам. У всех детей резко снизилась тревожность, нерешительность и страх. Благодаря занятиям с использованием арт-терапии практически исчезли агрессия и эгоцентризм, повысилась самооценка, устойчивость к стрессам (см. приложение №3)

Данная экспериментальная работа доказывает, что арт-терапия оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу детей.

3.2 Советы детям и взрослым

В заключении, мне бы хотелось дать несколько советов, которые помогут справиться с эмоциями не только детям, но и нам, взрослым:

  1. Устал – рисуй цветы
  2. Злой – рисуй линии
  3. Болит – лепи
  4. Скучно – заполни лист бумаги разными цветами
  5. Грустно – рисуй радугу
  6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из ткани
  7. Ощущаешь тревогу -  сделай куклу-мотанку
  8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки
  9. Чувствуешь беспокойство -  складывай оригами
  10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры
  11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты
  12. Ощущаешь неудовлетворение – сделай копию картины
  13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги
  14. Надо что-то понять – нарисуй мандалы
  15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи
  16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет
  17. Важно запомнить состояние – рисуй цветовые пятна
  18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты
  19. Хочешь разобраться в себе и  в своих желаниях – сделай коллаж
  20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками
  21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги
  22. Чувствуешь, что «застрял»  и надо двигаться дальше – рисуй спирали
  23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени

Список литературы

 

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение №1- Самообразование по теме «Арт-терапия на занятиях по изодеятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

  1. Приложение №2- Рабочая программа «Арт-терапия на занятиях по изодеятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка

  1. Приложение №3- Результаты диагностики воспитанников, используя психологический тест «Несуществующее животное» СЕНТЯБРЬ 2013год

  1. Приложение №4- Результаты диагностики воспитанников, используя психологический тест «Несуществующее животное» ЯНВАРЬ 2014год

  1. Приложение №5 Результаты диагностики воспитанников, используя психологический тест «Несуществующее животное» МАЙ 2015год

Приложение №1

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«АТР-ТЕРАПИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА»

План

1.Введение.

1.1 Что такое арт терапия? Изо –терапия как метод арт-терапии.

1.2 Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.

1.3 Особенности и эффективность метода изо терапии.

2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы учащихся с помощью метода изо терапии.

2.1 Уровень эмоциональной сферы детей

 2.2 Методы  арт- терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы детей.

2.3 Этапы эксперимента.

Заключение.

Список литературы

Приложение.

Введение

1.1 Что такое арт терапия? Изо –терапия как метод арт-терапии.

Где находит свое применение арт-терапия? Внутренний мир ребенка сложен и многообразен. Как помочь ему увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье . Все это возможности арт-терапии..

 Один из основных методов  арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная  изотерапия — это в основном процесс художественного творчества. ... 

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям сиротам, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют педагогу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. 

Педагог  создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия и обеспечивает её различными изобразительными материалами – красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы. 
Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии педагога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Педагог побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одно из форм диалога. Педагог  выступает как посредник в диалоге ребёнка со своей изобразительной продукцией.

1.2 Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.

 Большую часть времени дети, оставшиеся, без попечения родителей проводят в стенах детского дома – школы. Они растут и развиваются на глазах педагогов, которые руководят ими и направляют их. От знаний педагога, от педагогического мастерства, от его активной позиции в решающей степени зависит успех образования и воспитания.
Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детских домах, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений, что характерно для воспитанников детских домов.
По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.

1.3  Особенности и эффективность метода изо терапии.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод изо терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Можно выделить особенности арт-терапевтического подхода:

1. Безоценочное  восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.

3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.

5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Примерный список основных правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
  6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изо терапии очень много.

Изо терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Изо терапия может способствовать достижению следующих целей:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Проработать мысли и чувства, которые воспитанник привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  4. Наладить отношения между педагогом и воспитанником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы воспитанников с помощью арт- терапии

Цель данной экспериментальной работы.

  1. Получить новые знания о методе изо терапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей;
  2. Разработать и апробировать техники арт- терапии на занятиях кружка   “Коллекция идей”;
  3. Выявить организационно-методические, организационно-педагогические и организационно-психологические условия достижения положительного результата;

Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.

  1. На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния арт-терапии на эмоциональную сферу учащихся, специфику организации арт- терапии.
  2. Выявить уровень эмоционального состояния учащихся до применения арт-терапии и после.
  3. Сравнить результаты.
  4. Реализовать средства и методы арт- терапевтической работы по коррекции эмоциональной сферы в полном объёме на занятиях кружка“ Коллекция идей”.
  5. Оценить эффективность проделанной работы.

В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы арт- терапии, положительно влияющие на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

Предмет экспериментальной работы – эмоциональная сфера детей детского дома.

Методы экспериментальной деятельности.

  1. Анализ теоретических источников.
  2. Психолого-педагогический эксперимент.
  3. Анализ полученных результатов.

Диагностический инструментарий.

  • Рисуночный тест “ Несуществующее животное”.
  • Педагогические разработки занятий кружка.
  • Конспекты занятий.

Срок проведения эксперимента: 2014-2015 год.

База эксперимента: воспитанники детского дома 7-14 лет

2.1 Уровень эмоциональной сферы воспитанников.

Я в тесной связи работаю с психологом детского дома, который провел с детьми тест по обследованию эмоциональной сферы воспитанников детского дома.

Обследование эмоциональной сферы проходило с использованием следующей методики: рисуночный тест “ Несуществующее животное”.

Цель рисуночного теста “ Несуществующее животное”: выявление психологического состояния некоторых свойств личности (сомнения, страх, тревожность, эгоцентризм, замкнутость, неуверенность в себе и т.д.) Детям была дана инструкция нарисовать несуществующее животное и дать ему название.

Результаты данного теста отражены в приложении № 1 (см. приложение). Обобщённо можно отметить следующее: у всех детей явно выраженные эгоцентризм и тревожность, стрессовые ситуации, нерешительность, страх. Агрессию испытывают 4 человека. Низкая самооценка у 5 детей, эгоцентризм - 6 человек. Кроме того выяснилось, что 1 ребёнок склонен к подавленности, недовольству собой. Неудовлетворённость в общении испытывают 3 ребёнка, низкая устойчивость к стрессу – 6 человек. Склонность к компенсаторному фантазированию испытывают з ребёнка, депрессии у 3 детей. У двух детей высокая значимость сексуальной сферы. Негативистские психоподобные реакции на конфликтную ситуацию испытывает один ребёнок. Гиперактивностью страдают 2 ребёнка, импульсивностью тоже двое. У всех детей возникли затруднения при выполнении задания, они долго не могли выполнить инструкцию. Это говорит о том, что у этих очень высокая тревожность.

На основе анализа результатов рисуночного теста можно сделать следующие выводы:  у всех детей в какой-то мере страдает эмоциональная сфера и её нужно корригировать. Иначе это приведёт к тяжёлым последствиям в виде неприятных ситуаций в будущей взрослой жизни ( драки, приводы в милицию, дети с такими проблемами могут попасть в различные неформальные движения, стать сектантами). Нужны такие методы коррекции, которые помогли бы детям справиться со своими страхами, тревогами, агрессией, помогли бы им повысить самооценку, неудовлетворённую потребность в общении.

2.2 Методы арт-терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся.

Индивидуальное рисование.

Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом.

Необходимое время для занятий – 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки

Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Для разнообразия можно пользоваться не только карандашами, но и мелом, красками, глиной. В любом случае для участников главное – доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию и отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование

Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов.

Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки.

Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ребёнок берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец, учащиеся обсуждают свои впечатления.

Пластилиновый мир.

Это упражнение стимулирует творчество, позволяет исследовать ценностные ориентации учеников и вызывает у них как чувство сотрудничества , так и чувство соперничества.

Время необходимое для выполнения этого упражнения – 1 час. Материалы: глина, пластилин, соленое тесто

Процедура: каждый ученик получает большой кусок пластилина, соленого теста или глины. Группа разбивается на подгруппы. Чтобы обстановка способствовала расслаблению, работа может идти под музыку.

Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что можно слепить из пластилина. Работать нужно с закрытыми глазами, чтобы чувства и мысли выражались пальцами. Когда фигура будет готова, поместить её на подставку рядом с теми, что были вылеплены другими участниками группы. Вместе с ними, и уже открыв глаза, организуется целостный мир из отдельных частей. Если по ходу работы возникают какие-либо чувства к партнёру, высказывают их или выражают в лепке. Когда пластилиновый мир будет готов, он сравнивается с миром, созданным в других группах, обсуждаются результаты.

Работа с пластилином.

Область применения: отработка неприятного чувства обиды, гнева, страха, агрессии.

Группе даётся инструкция: слепить, в течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своего гнева, обиды, страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить: предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости от того, что лепится выбрать музыку. После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю,… Педагог может помогать детям своими вопросами:

- Как часто ты возникаешь?

- Где ты любишь обитать?

- Чего боишься?

- Что тебе помогает?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

Работа с бумагой .

Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.

Если это индивидуальная работа, то учащимся предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ чего-то, в зависимости от того какая тема предъявлена. Работа длиться пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей группа разбивается на 2-3 команды. Как правило, мы стараемся ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать могли показать свою индивидуальность после того им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы, клей. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу.

Если это работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Можно предложить рассказ от имени образа.

Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо изменит? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

педагог во время работы фиксирует все то, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.

Проективный рисунок.

Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний воспитанников. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребёнка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем: собственное прошлое и настоящее, будущее или абстрактные понятия, отношения в группе.

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

 свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование. Существуют два способа работы с проективным рисунком: демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного содержания, разбор каждого рисунка отдельно. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный, ориентировочный этап.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении всё более полного, глубокого самовыражения, её конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Рисование “Волшебными красками”.

Краски готовятся по рецепту: 2 ложки муки, 1,5 ложек соли, треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить тесто как для блинов. После добавить 2 ложки клея ПВА. Далее в тесто добавлять гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют, на картоне не размазывая, а выливая на картон.

Техника “Овощных печатей”.

Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются композиции. Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на безсознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.

Техника “Монотипия”.

Термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения.

Далее дети придумывают рассказ о рисунке.

2.3  Этапы эксперимента.

Этапы

Сроки

Цели

Методики

1. Констатирующий.

Октябрь 2012г

- выявить нарушения в эмоциональной сфере учащихся.

Рисуночный тест “Несуществующее животное”

2. Формирующий.

Октябрь 2012 - май 2015 г.

- апробировать методики арт- терапии;

- создание системы работы по арт- терапии (дополнительная рабочая программа)

- выявить полученные результаты;

1. Парное рисование.

2. Групповое рисование.

3. Пластилиновый мир.

4. Работа с пластилином.

5. Работа с бумагой .

6. Проективный рисунок.

7. Рисование “волшебными красками”.

8. Монотипия.

3. Контрольный

Май  2015 г.

- оценка методов  арт- терапии, его положительного влияния на эмоциональную сферу воспитанников.

Рисуночный тест “Несуществующее животное”.

Заключение

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинства заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и агрессии.

“Художественное самовыражение” так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт- терапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Список литературы

1. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.

2. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.

3. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.

6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, - 2005.

7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.

9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.

Приложение №2

НОУ «Разуменский детский дом»

Рабочая программа

«Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности  как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

 Педагог дополнительного образования

Жданова Елена Николаевна

Белгородская область

Поселок «Разумное»

2014 год

1.Пояснительная записка

 

Введение

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

 что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

 Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

 Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

  арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

      человек важнее, чем искусство!»

Юрий Красный

 ( педагог, художник, поэт.)


 С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

 

Направленность

 Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детских домах, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений, что характерно для воспитанников детских домов
По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод изо терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Новизна

 Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

 

Актуальность

Использование методов арт- терапии в работе с детьми – сиротами позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.  

                 

Педагогическая целесообразность программы

  В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством  арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

  

Отличительные особенности программы

 Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное , декоративно – прикладное  и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Воспитанники  не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с различными техниками . Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 

Цель программы

• устранение неэффективного психологического напряжения;

• формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи программы

• снятие эмоционального напряжения;

• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;

• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

• развитие чувства собственной значимости;

• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);

• развитие умения контролировать свои действия;

• развитие воображения.

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для детей 7-14 лет.

 

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 66 часов

 

Режим занятий

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

 

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

 

                   2. Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

Живопись кончиками пальцев

6

6

3

 Рисование по мокрому листу бумаги                      

10

1

                    9

4

Пластилиновый мир    

8

8

5

«Оригами»                        

4

4

6

Работа с бумагой            

8

0,5

7,5

7

Кляксография                    

10

0,5

9,5

8

Рисование волшебными красками

8

8

9

Монотипия                        

10

10

                                     Итого:   66                            4               62

                       

3. Календарно-тематический план.

Календарно- тематический план

Педагог дополнительного образования: Жданова Е.Н.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  2 часа

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

                             Октябрь

8

3

5

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Букет цветов

2

0,5

1,5

3

 Осенний пейзаж

2

2

4

Моё настроение

2

0,5

1,5

                                                       Ноябрь

10

2

8

5

Размываем обиду красками

2

0,5

1,5

6

Выговариваем печаль чёрным цветом

2

0,5

1.5

7

Волшебные нитки

2

0,5

1,5

8

Куст роз

2

0,5

1,5

9

Рисуем госпожу Удачу

2

2

                                                     Декабрь

8

1

7

10

Создание фигуры с закрытыми глазами

2

    0,5

1,5

11

Подводный мир

2

2

12

Маска печали

2

2

13

Как выглядит зло?

2

0,5

1,5

                                                    Январь

4

1

3

14

Рубашка

2

0,5

1,5

15

Платье

2

0,5

1,5

                                                     Февраль

8

1

7

16

Скульптура из бумаги

2

2

17

Папье- маше  «Маска»

2

0,5

1,5

18

Композиция из обёрточной бумаги

2

2

19

Коллаж "Сказочная птица".

2

0,5

1,5

                                                      Март

10

1,5

8,5

20

Найди доброе  животное

2

0,5

1,5

21

Волшебный рисунок

2

0,5

1,5

22

Удивительные планеты

2

2

23

Карта звездного неба

2

2

24

Воображаемый зверь

2

0,5

1,5

                                                       Апрель

8

1,5

6.5

25

Что такое мечта?

2

0,5

1,5

26

Мой обычный день

2

2

27

Три желания

2

0,5

1,5

28

Остров счастья

2

0,5

1,5

                                                      Май

10

1

9

29

Дерево счастья

2

0,5

1,5

30

Бабочка

2

2

31

Отражение в воде

2

0,5

1,5

32

Моё отражение

2

2

Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3,цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, соль, мука.

 

 

Список литературы

 

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

Приложение №3

Результаты диагностики 2014-2015 г СЕНТЯБРЬ

 Тест «Несуществующее животное».      (Провела и расшифровала психолог детского дома)  

Ф.И.О.

Страхи

Агрессия

Тревожность

Нерешительность

Астения

Низкая самооценка.

Стресс.

Эгоцентризм.

Комар Игорь

+

+

+

+

+

+

+

Шляхов Андрей

+

+

+

+

+

Бычкова Оля

+

+

+

+

Шамухаметов Алексей

+

+

+

+

+

+

Чайковская Яна

+

+

+

+

+

+

+

Должиков Иван

+

+

+

+

+

+

Маслова Дана

+

+

+

+

+

Басова Женя

+

+

+

Итого: Страхи – 4 человека

             Агрессия – 4 человека.

             Тревожность –8 человек

             Нерешительность – 5 человек

             Астения – 5 человек

             Низкая самооценка – 5 человек

             Стресс – 6 человек

             Эгоцентризм -  6 человек

Приложение № 4                  

 Результаты 2014-2015г  ЯНВАРЬ

   Тест «Несуществующее животное».  (Провела и расшифровала психолог детского дома )  

Ф.И.О.

Страхи

Агрессия

Тревожность

Нерешительность

Астения

Низкая самооценка.

Стресс.

Эгоцентризм.

Комар Игорь

+

+

+

+

+

+

+

Шляхов Андрей

+

+

+

+

Бычкова Оля

+

Шамухаметов Алексей

+

+

+

+

Чайковская Яна

+

+

+

+

+

Должиков Иван

+

+

+

+

+

+

Маслова Дана

+

+

Басова Женя

+

+

+

Итого:   Страхи – 3 человека.

               Агрессия –  3 человека.

              Тревожность – 5 человек

               Нерешительность – 4 человека

               Астения – 4 человек

               Низкая самооценка – 4 человека

               Стресс – 5 человек

               Эгоцентризм -  5 человек

Приложение № 5                    

 Результаты 2014-2015г  МАЙ

   Тест «Несуществующее животное».  (Провела и расшифровала психолог детского дома )  

Ф.И.О.

Страхи

Агрессия

Тревожность

Нерешительность

Астения

Низкая самооценка.

Стресс.

Эгоцентризм.

Комар Игорь

+

+

+

Шляхов Андрей

+

Бычкова Оля

Шамухаметов Алексей

+

+

+

Чайковская Яна

+

Должиков Иван

+

+

+

Маслова Дана

Басова Женя

+

Итого:   Страхи – 0

               Агрессия –  1

              Тревожность –1

               Нерешительность -2

               Астения – 2

               Низкая самооценка – 2

               Стресс –  1

               Эгоцентризм -  3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

Значение использования средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

В статье описан метод использования музыко-терапии на  занятиях фортепиано....

Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"

Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"  Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нара...

Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами изобразительной деятельности.

Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами изобразительного искусства является одним из важных аспектов его развития. Изобразительное искусство, такое как рисование, лепка, живопись и т.д., п...