Овладение навыками культуры поведения у дошкольников
методическая разработка на тему

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_povedeniya_2.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

         

  Методические рекомендации

                     

               

                                                                                             

                                           

                                                       к программе                        

Автор:  педагог

                                             дополнительного

                                   образования

Григорян Вера Михайловна

ст. Кавказская, 2015г.

 Содержание.

Введение.

1. Понятие и компоненты культуры поведения.

2. Овладение культуры поведения детьми дошкольного возраста.

Список используемой литера туры.

Овладение навыками культуры поведения.

   Культура ценна для всего человечества, всем  она  дорога.  Не  дорога  она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может  помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед. 

   Цель данной методической рекомендации – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения  детей  дошкольного возраста.

   Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

   Человек,  как существо  социальное  постоянно  взаимодействует  с  другими людьми.  Ему  необходимы  контакты  самые   разнообразные:   внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.  Любое  общение  требует  от  человека умение  соблюдать  общепринятые  правила  поведения,  обусловленные  нормами морали. Общение детей  дошкольного  возраста,  прежде  всего,  происходит  в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг  общения расширяется  – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем  и  другими  работниками.

    Центральная фигура в обществе, от которой зависит  его  будущее – это педагог.  

   Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру поведения. Каждый из нас может  по  личным  поступкам  определить  почти  безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или  не  думать об интересах окружающих. И в каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их  основе  развивается  культура любого народа.            Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся  веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

   Прежде всего, ребенку с малых лет нужно  привить  этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.                                                                                                                                                             Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, добра, справедливости, человечности.  

   Научить ребенка везде и во всем уважать общество в  целом  и  каждого  его члена в отдельности,  относиться к ним так,  как  он  относиться  к  себе  и чтобы другие так же относились к нему. Правило  очень  простое,  но  увы?  В повседневной практике человеческие отношения далеко не  всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих  отношений,  общение людей между собой, играют  важную  роль в жизни.  Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он  будет  так  же  вести  себя  и совершенно с незнакомыми людьми. 

   Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку,  радуется  ему  –  это  уже  воспитание  самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский  сад, потом школа.  

   Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как  совокупность полезных для общества устойчивых форм  повседневного  поведения  в  быту,  в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности  проявляется в поведении ребенка на  занятиях,  в играх, во время выполнения трудовых поручений.

   Формировать у ребенка культуру деятельности – значит  воспитывать  у  него умение содержать в порядке  место,  где  он  трудится,  занимается,  играет; привычку доводить до конца начатое  дело,  бережно  относиться  к  игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны  научиться готовить  все  необходимое  для  занятий, труда,   подбирать   игрушки   в соответствии с игровым замыслом.

   Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга  к интересным, содержательным занятиям, умению  дорожить  временем.  В  старшем  дошкольном возрасте ребенок учится быстро  и организованно выполнять гигиенические процедуры и  т.д.  Это  будет  хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

   Для определения достигнутого  воспитания  культуры  трудовой  деятельности можно  использовать  такие  показатели,  как  умение   и   желание   ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели  и  обоснованного смысла;  активность,  самостоятельность;   проявление   волевых   усилий   в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

   Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении  с взрослыми и сверстниками, основанных на  уважении  и  доброжелательности,  с использованием соответствующего словарного запаса и норм общения, а  также вежливое поведение в общественных местах, быту.

   Культура общения предполагает не только  делать  нужным  образом,  но  и воздерживаться от неуместных в данной  обстановке  действий,  слов.  Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет  жизни  ребенок должен понимать, когда можно побегать,  а  когда  нужно  тормозить  желания, потому  что  в  определенный  момент,  в  определенной   обстановке, такое поведение  становится  недопустимым,  т.е.  поступать,  руководясь  чувством уважения к  окружающим  в  сочетании  с  простой  естественностью  в  манере говорить и  проявлять  свои чувства. Это характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

   Культура общения обязательно предполагает  культуру  речи.       Культура  речи предполагает  наличие  у  дошкольника  достаточного  запаса   слов,   умение говорить  тактично,  сохраняя  спокойный  тон.  Овладение   культурой   речи способствует активному общению детей  в  совместных  играх,  в  значительной мере предотвращает между ними конфликты.

   Работая с детьми дошкольного возраста, мною применяются игровые упражнения, такие как «Учимся быть вежливыми», «Ласковые слова», «Волшебный этикет», а также игровые ситуации «Что было бы, если…», «Чтобы сделал ты…», « Закончи предложение». Также  дети составляют описательные рассказы по карточкам, играя в игру-занятие «История в картинках». Используя комплекты карточек, дети  составляют забавные рассказы. Карточки сортируются по группам. Ребёнок называет участников истории, место, где она происходит (водоём, лужайка, песочник), а также время года и количество картинок в данной истории. Во время составления рассказа обращается внимание ребёнка на различные подробности рисунка, например, почему утёнок  может плавать, а цыплёнок нет, что такое кувшинка, какая стоит погода и т.д., это помогает делать истории интереснее. Раздав картинки, ребёнку предлагается выкладывать их на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей.

 

    Игра превращается в увлекательное и поучительное занятие, где ребёнок может проявить всю свою фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Дети очень любят фантазировать, а эта игра-занятие как нельзя лучше поможет им в этом.

Культурно-гигиенические  навыки  –   важная   составная   часть   культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица,  рук,  тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но  и нормами человеческих отношений.

 

  Педагоги и родители должны  постоянно  помнить,  что  привитые  в  детстве навыки, в том  числе  культурно-гигиенические,  приносят  человеку  огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим  навыкам,  но  её  значение  не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический  смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим  рядом  людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

   С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:  нельзя класть локти на стол во время еды, есть  надо  с  закрытым  ртом,  тщательно пережевывая пищу, а  также уметь пользоваться столовыми приборами и салфетками.

 

 Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но  осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо  добиваться,  чтобы  дети  ели  с удовольствием, с аппетитом и опрятно.  Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрываются маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

   Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Главное, чтобы  детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

   С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду  и т.д.) и приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формировать  у  детей  навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к  порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

   В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со  сверстниками  дети  учатся  жить  в  коллективе, овладевают на практике  моральными  нормами  поведения, которые   помогают   регулировать отношения с окружающими.

   Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

   В силу того, что дети годами  посещают,  дет/сад,  появляется  возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки привычек.

   Каждый день дети здороваются и  прощаются,  убирают  после  игры  игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится  аккуратно  вешать  одежду,  ставить  обувь  т.д.  Во  всех  этих ситуациях дети  не  только  практически  овладевают  различными  навыками  и умениями,  но  и  осваивают  определенные  нормы  поведения   в   коллективе сверстников.

   Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с  его  умения  строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие  же  дети  как  он, что свои желания приходиться соизмерять с  желаниями  других,  тогда  в  нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель  использует  и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом,  заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают  ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот  день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей  положительную  привычку. Имеет значение и то, как будет сказано  детьми  «Здравствуйте»  или  «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает  уважение  и  доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются  охотно  и  приветливо,   другие  – только  после  напоминая,  третьи  –   не  здороваются   совсем   или здороваются  нехотя.   Однако   не   стоит   каждый   случай   приветливости рассматривать как факт появления  невежливости.  Лучше  разобраться,  почему ребенок не поздоровался, и помочь ему  справиться.  Часто  дети  здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

   Например:  ребёнок  входит в группу и сразу  направляется  к  игрушкам.

Воспитатель напоминает мальчику, что сначала  нужно  поздороваться.  Ребенок отвечает: «Я  уже  здоровался   там…»  и  рукой  показывает  на  дверь.  Это свидетельствует,  что  мальчик  не   понимает,   почему   при   входе  надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет  ребёнку,  что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и  настроения.  Только  в  единстве моральных знаний и поведения можно решать  задачи  нравственного  воспитания дошкольников. Важен также пример воспитателей детского  сада  и родителей, их приветливость и доброжелательность  при  встречах,  передаются детям.

   Любой  из  моментов  режима  дня  в   детском   саду   содержит   огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы  промежуток  времени,  когда  дети находятся в раздевальной  комнате.  В  раздевальной  комнате  дети  остаются очень долго, и они постоянно вступают во взаимоотношения  со  сверстниками.

   В  этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения.  Поэтому  пребывание  детей  в  раздевальной комнате  воспитатель  может  использовать,   чтобы   поупражнять   детей   в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать,  приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.

   Нередко  во  время  одевания  можно  увидеть,  как  дети  выстраиваются  к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить  детей  вежливо обращаться за помощью к сверстникам.  Почему дети порой не  хотят  обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят  выглядеть  перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость  и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в  повседневной  и  бытовой деятельности,  чтобы  на  практике  показать  детям,  что  и  товарищ  может застегнуть пуговицы, развязать шарфик  и  т.д.,  только  надо  его  об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.

    Взрослые  должны  с  самого  детства   воспитывать у   детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на  помощь  друг  к  другу.  «Если  товарищу трудно, помоги ему»,  «Если  тебе  трудно  –  обратись  за  помощью»  -  вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

 

 Воспитатель  на конкретных  примерах  объясняет  детям  необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав  ценность  правил,  дети начинают активно ими пользоваться, и  постепенно  следование  этим  правилам становиться для них нормой поведения.

   Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение  к  вещам.  Решение  этой  задачи  требует  от  педагога  большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи.  Часто  можно  видеть, как дети в младших группах старательно  складывают кофточки, шорты, а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы.

   Некоторые воспитатели в  средних  группах,  меньше  внимания  обращают на формирования у детей навыков и умений самообслуживания.  Воспитатель  вводит правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролирует его  выполнение.

   Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям,  как  важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на  месте,  можно  быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

  Создание  культурных  привычек  нужно начинать  с  воспитания  аккуратности   и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок  может  сам  с  некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в  уборке комнаты.

   С ранних лет необходимо воспитывать у детей  любовь  и  привычку  к  труду.  Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за  ребенка  того,  что  он может сделать сам».

   Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него  полезных  навыков,  лишают  его самостоятельности  и  той  радости,  которую  доставляют  детям   проявления самостоятельности. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для  будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском  саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального  поведения  в коллективе сверстников.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе  радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни  общение  детей приобретает особую  сдержанность.  Педагог  использует  различные   приемы, которые помогают разнообразить повседневную  жизнь  детей.  Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться  увлечь  интересной  игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок,  который  здоровается  с  ребятами. Утор началось жизнерадостно,  и этот настрой сохраняется  у  детей  в  течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз  возвращаются  к  разговору  о том,  что  их  удивило  и  взволновало.  Общение  между  ними  происходит  в атмосфере дружелюбия и приветливости.

   У воспитанников детского сада возникает много поводов для  общения.  Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,  побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.  Главное  общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети», т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника  в  условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься,  советоваться,  помогать  словом,  решать свои маленькие дела.

 

 Задача взрослых – направлять отношения  детей  так,  чтобы  эти  отношения содействовали  формированию  навыков коллективизма.  Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую   ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры  договариваться,  вежливо обращаться с просьбой;  если  необходимо,  то  уступать  и  ждать;  делиться игрушками, спокойно  разговаривать,  не  нарушать  игры  шумным  вторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность  и внимание,  вежливость  заботливость  и  т.д.  Такие  формы   общения   легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают,  следят  за  тем,  как  он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Культура труда и поведения – это качества,  которые  являются  показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и  свидетельствуют  о  его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а  затем  продолжают развиваться и совершенствоваться.

Список используемой литературы:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология  детства: Развитие ребёнка. - М.-Воронеж, 2000.- 416с.
  2. Валитова Н.Е. Психология развития ребёнка.- Минск: Университет,2000.- 160с.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия.- М.: Академия, 1999.- 320с.
  4. Волков Б.С. Детская  психология.- М.: Владос,- 2002.- 256с.
  5. Комешинский Я.Л. Психология детского коллектива.- Минск: Нар.авета,1999.- 239с.
  6. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Астрель-Пресс, 1999.- 252с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности

Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....

«Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма»

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками пись...

Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ

Выступления на семинарах, методических объединениях...