Дополнительная общеразвивающая программа "Кадр" (фото-видеомонтаж)
рабочая программа на тему

Покивайлова Ольга Владимировна

Данная программа предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста цифровым технологиям получения и обработки изображения, мультимедиа технологиям. По общим признакам программа рассчитана на допрофессиональную подготовку старшекласников. Цель программы: создание условий для развития духовно нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира, через приобщение к искусству фотографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Кадр"176.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кадр» (фото-видеомонтаж)

образовательная программа

I. Пояснительная записка

Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания XX в. В программах большое количество часов отводилось на темы, связанные с техникой фотографии (определение и установка экспозиции на фотоаппарате, лабораторная обработка пленки, проекционная фотопечать) и закреплением данных навыков в лабораторных условиях.

За последние годы фотография в нашей стране пережила качественные изменения. На смену традиционной фотографии с пленкой и химической обработкой материалов идет цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.

Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.

Данная программа предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста цифровым технологиям получения и обработки изображения, мультимедиа технологиям. По общим признакам программа рассчитана на допрофессиональную подготовку старшекласников. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.

Программа рассчитана на два года обучения: первый год - предполагает изучение и освоение техники получения фотографии и цифровой обработки изображения. Учащиеся получают общеразвивающие знания по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с приемами анализа, классификации и конструирования. Второй год обучения посвящен изучению мультимедиа технологий: съемка и монтаж видеоматериалов, создание слайд-фильмов, презентаций, работа со звуком на персональном компьютере и т.д.

Данная программа предусматривает обучение фотографии и цифровой обработке изображения с нулевого уровня, предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся первого года обучения среднего школьного возраста - 4 часа в неделю (два занятия по 2 часа). Для учащихся старших классов - 6 часов в неделю (два занятия по 3 часа), при этом увеличивается время практических работ и консультаций.

Оптимальная численность группы первого года обучения - 10 человек. Занятия на втором году обучения включают индивидуальную работу с учащимися в виде совместной с руководителем разработки темы, консультаций, помощи руководителя в анализе сделанной работы. В связи с этим количество занимающихся в группе второго года обучения не должно превышать 8 человек.

Программа предполагает проведение занятий в форме мастер-класса с приглашением специалистов. Подобные занятия проводятся для нескольких групп одновременно.

Одна из задач программы - обучение фотосъемке, поэтому запланировано большое количество выездов на фотосъемку, а также экскурсии в музеи и на выставки. Такие занятия проводятся для нескольких групп одновременно.

Практические занятия по отдельным темам (практические работы по съемке натюрморта, портрета) там, где возможности помещения или специального оборудования не позволяют проводить занятий с группой полного состава, проводятся по подгруппам - по 4-5 человек.

Данная программа отдает приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приемы и только в том объеме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением новой законченной работы. После изучения основного количества тем данного цикла проходит обобщающее занятие. После таких занятий запланированы самостоятельные практические работы и теоретические тесты, часто в игровой форме, направленные не столько на проверку, сколько на закрепление обобщенного результата.

Цель программы на первом году обучения: научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения и созданию творческой и художественной фотографии

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. Освоение техники фотографирования;
  2. Освоение основных композиционных правил построения снимка;
  3. Знакомство и освоение навыков и технологий при съемке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет;
  4. Приобретение знаний и навыков работы в компьютерной программе - текстовом редакторе «Microsoft Word», фоторедакторе «Picasa»;
  5. Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Adobe Photoshop»;
  6. Приобщить к истории изобразительных искусств и к творчеству знаменитых фотографов и художников;
  7. Познакомить с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины.

Результатом обучения учащихся первого года является:

  • владение техникой фотографирования,
  • умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка,
  • владение навыками и технологиями съемки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет,
  • знание и умение работать в текстовом редакторе «Microsoft Word», фоторедакторе «Picasa»,
  • владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Adobe Photoshop»;
  • знание истории изобразительных искусств, творчества знаменитых фотографов и художников,
  • знание и навык работы с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины.

Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения.

При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приемов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.

Перед вторым годом обучения ставится цель - обучение творческому подходу в работе с мультимедиа технологиями (работа с фотографией, видео, звуком, текстом), которая достигается решением следующих задач:

  1. приобщением к истории киноискусства и к творчеству знаменитых режиссеров, артистов, операторов,
  2. формированием навыков написания литературного сценария и по разработке режиссерского плана-сценария для фильма,
  3. формированием навыков видеооператорского мастерства и монтажа фильмов,
  4. знакомством с психологическими и изобразительными приемами, используемыми при создании социальной рекламы.

Результатом второго года обучения являются:

  • знание истории киноискусства и творчества знаменитых режиссеров, артистов, операторов,
  • умение написания литературного киносценария и разработки режиссерского плана-сценария для фильма,
  • владение навыками видеооператорского мастерства и монтажа фильмов,
  • знание психологических и изобразительных приемов, используемых при создании телерекламы.

Коллекция работ учащихся в форме видео и слайд-фильмов, иллюстрированных и озвученных презентаций, музыкальных клипов наглядно отражают уровень овладения учащимися программы 2-го года обучения.

При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие примененного приема или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.

Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем не только профессионального, но и социального, нравственного, гражданского характера.

Так, изучение «технологических» блоков способствует воспитанию таких качеств характера, как аккуратность и последовательность. Именно от соблюдения порядка на рабочем месте, аккуратного обращения с аппаратурой и оборудованием зависит качество получаемых фотографий.

Экскурсии, фотосъемки позволяют ребятам лучше познакомиться со своим поселком, понять его многообразие, определить для себя эстетическую и историческую ценность родного края.

Такие экскурсии развивают чувство коллективизма; они учат ребят компромиссно разрешать конфликт между интересами отдельной личности и всего коллектива, между личной свободой и задачами коллектива.

Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием - это основное условие посещения занятий со временем воспитывает в ребятах функциональную грамотность.

Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.

Изучение истории искусств, где передаются дух времени, традиции, основанные на определенной религии, образе жизни того или иного народа, создадут условия для понимания и терпимости к традициям и религиозным убеждениям других людей.

Программа способствует эстетическому развитию учащихся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сочетаемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства - все это расширяет художественный кругозор ребят, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

II.  Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Введение в фотографию

10

6

4

3.

Фотокомпозиция

6

6

4

Пейзаж

Выездные съемки

4

8

4

8

5.

Натюрморт

6

2

4

6.

Портрет

12

4

8

7.

Фоторедактор «Picasa».

30

10

20

8.

Работа с файлами.

2

2

9.

Программа «Photoshop»

56

26

30

10.

Подведение итогов (выставки)

8

2

6

ИТОГО:

144

62

82

III. 1. Содержание 1-го года занятий

1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися.

2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, ее жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии.

Принцип действия цифрового фотоаппарата. Режимы съемки. Объективы. Возможности цифровой фотографии, области применения цифровой фотографии.

Практические занятия: фотосъемка.

3. Основы фотокомпозиции. Линейная перспектива, тональная перспектива, правило 1/ 3, построение вертикального или горизонтального кадра, точка съемки, кадрирование снимка по линиям, ритмический рисунок изображения, диагональ в кадре, тональность фотографии

4. Пейзаж. Особенности съемки «сельского» и «городского» пейзажа. Выездная съемка по теме «Сельский пейзаж» проводится в р.п. Сосновке, в с. 2-Л-Ламки, с. Заречье, с. А. Угол.

Выездная съемка по теме «Городской пейзаж» проводится на Набережной г. Тамбова, в Парке культуры, ул. Коммунальная г. Тамбова.

5. Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте, освещение в натюрморте, выявление фактуры предметов светом, особенности съемки на цветные фотоматериалы, эффектные фильтры и насадки.

Практические занятия: съемка новогоднего натюрморта.

6. Портрет. Основы портретной съемки: масштабы портрета, виды портрета, точка съемки, освещение в портретной съемке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съемке портрета.

Практические занятия: съемка портрета.

7. Форедактор Picasa. Знакомство с фоторедактором, кадрирование, выравнивание, «красные глаза», автокоррекция контраста, автокоррекция цвета, «Мне повезет!», ретуширование, текст, коррекция освещения и цвета с использованием точной настройки, удобное и полезное средство обработки изображений, фильтры и эффекты, сохранение изображения.

Практические занятия: работа в фоторедакторе «Picasa 3».

8. Работа с файлами. Переименование папки, файла, создание новой папки, упорядочивание файлов в папке, стирание файлов, папок, запись на диск.

Практические занятия: создание папок, упорядочивание личных файлов в папке, запись на диск.

9. Программа «Photoshop». Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с окнами изображения, изготовление копии изображения, создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.

Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы «Photoshop».

Улучшение фотографий. Знакомство с инструментами для улучшения фотографий, кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение черно-белой фотографии, создание обратного по тону изображения, затенение углов, осветление теней, размытие участков изображения, увеличение резкости.

Практические занятия: улучшение фотографий.

Ретушь фотографий. Знакомство с инструментами, вызов набора кистей, дополнительные кисти, создание новой овальной кисти, создание кисти произвольной формы, создание орнамента с помощью кистей, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента «Штамп».

Практические занятия: ретушь фотографий.

Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения, прибавление и вычитание выделения, сохранение области выделения, смена области выделения, изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.

Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.

Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при помощи инструментов выделения, выделение при помощи «Быстрой маски», перемещение выделенной области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.

Практические занятия: создание фотографий в стиле «Фентэ-зи» с переносом отдельных частей изображения с одних фотографий в другие.

Работа с текстом в программе «Photoshop». Набор текста, исправление текста, трансформация текста, создание эффектов надписи, превращение текста в картинку.

Практические занятия: создание открыток, календарей и др. с текстом на изображении.

Панель инструментов «Photoshop». Лекционные занятия: (обобщающая тема по инструментам «Photoshop»): инструменты Лассо, перемещение, вырез, кисть и карандаш, аэрограф, штамп, Кисть событий, ластик, градиент и заливка, инструменты изменения резкости, осветлитель, затемнитель, губка, инструмент выделения контуров, инструмент создания текста, выбор цвета, режимы отображения окна «Photoshop», инструмент «Быстрая маска».

Практические занятия: закрепление пройденного материала.

Меню программы «Photoshop». Обобщающая тема по меню программы «Photoshop»: меню «Файл», «Редактирование», «Изображение», «Слой», «Выделение», «Фильтр», «Просмотр», «Окно», «Помощь».

Практические занятия: закрепление пройденного материала.

10. Подведение итогов. Подготовка к итоговому занятию.

Практические занятия: отбор, доработка, распечатка «выставочных работ».

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Общее кол-во часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Компьютерные мультимедиа-технологии. История развития кино и телевидения

15

6

9

3.

Киносценарий и режиссерский план

24

6

18

4.

Основы видеооператорского мастерства

45

9

36

5.

Монтаж фильма

42

9

33

6.

Жизнь замечательных людей в киноискусстве

12

3

9

7.

Приемы творчества в мультимедиа-технологиях

9

3

6

8.

Телереклама

21

6

15

9.

Видеоролики

30

6

24

10.

Подведение итогов

15

3

12

ИТОГО:

216

49

167

Содержание работы 2-го года занятий

Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед коллективом.

Компьютерные мультимедиа-технологии. История развития кино и телевидения. Немое кино. Звуковое кино. Современная техника киносъемок. Телевидение.

Практические занятия: просмотр и обсуждение лучших фильмов.

Киносценарий и режиссерский план. Основные этапы создания фильма. Киносценарий: жанры повествования, основные средства композиции литературного произведения.

Практические занятия: литературные этюды в форме киносценария. «Режиссерский план»: а) кинематографические планы; б) межэпизодные приемы разделения (из затемнения в затемнение, смазка, вытеснение, переходы ассоциативного характера), в) раскадровка эпизода.

Практические занятия: раскадровка эпизода или всего литературного произведения с указанием используемых кинематографических планов, приемов разделения эпизодов, изобразительных приемов и эффектов.

Основы видеооператорского мастерства. Изучение видеокамер: классификация видеокамер, настройка и управление цифровой видеокамерой. Особенности видеосъемки: устойчивость камеры, внутрикадровый монтаж, перебивки, масштабы планов, ритм съемки.

Практические занятия: видеосъемка учебных этюдов.

Монтаж фильма. Виды монтажа: монтаж по смыслу, по тональности, по цвету и свету, по композиционному построению соседних кадров, по соотношению масштабов планов, по направлению движения, по ритму показа, взаимосвязь звука и изображения - монтаж звука.

Практические занятия: монтаж слайд-фильмов, озвучивание.

Жизнь замечательных людей в киноискусстве. Знаменитые режиссеры, артисты, операторы.

Практические занятия: просмотр и обсуждение лучших фильмов.

Приемы творчества в мультимедиа-технологиях. Приемы сбора информации; приемы и методы анализа; приемы и методы конструирования мультимедиа-произведения.

Телереклама. История развития телерекламы; законы телерекламы; современная телереклама; звук в телерекламе.

Практические занятия: разработка и изготовление рекламных проектов.

Видеоролики. Создание видеороликов; сценарий; съемка; монтаж; звук;  закадровый голос.

Практические занятия: разработка и изготовление видеороликов.

Подведение итогов. Анализ проведенной работы за год, подведение итогов, пожелания на будущее.

Практические занятия: организация выставок лучших работ, сделанных в течение года.

IV. Методическое обеспечение программы

1-й год занятий

Вводное занятие

Занятие носит обзорный характер. Раскрываются цели и задачи, поставленные перед коллективом на учебный год. Учащиеся знакомятся с основными правилами и требованиями, необходимыми для плодотворной работы в фотостудии «Смена» на первом году обучения.

Введение в фотографию

История фотографии

Раздел носит обзорный характер. Ребята приходят в фото кружок обычно с представлениями о фотографии как о чисто техническом виде творчества. Задача педагога - дать ученикам представление о фотографии как об искусстве, раскрыть ее многообразие. К занятию надо подготовить подборку иллюстраций, небольшую, но способную захватить воображение ребят. Это могут быть репродукции работ известных фотомастеров, работы педагога, старших кружковцев.

Следует рассказать об основных этапах изобретения фотографии. О том, как фотография помогает человеку познать мир, привести примеры, начиная со снимков Э. Мейбриджа (скачущая лошадь) и кончая снимками обратной стороны Луны. Роль фотографии в науке, технике, общественной жизни. В конце беседы обязательно вернуться к творческой фотографии.

Основы фотографии. Фотограммы

Цель занятий- познакомить ребят с понятием светочувствительности фотоматериалов и фотохимическими процессами.

Печать фотограмм помогает познакомить ребят со светочувствительными фотоматериалами, приобрести навыки контактной фотопечати, научиться обращению с фотобумагой и растворами. В процессе изготовления фотограмм даются необходимые разъяснения, что такое светочувствительность, скрытое изображение, рассказывается об операциях лабораторного процесса и правилах работы.

На занятии руководитель рассказывает о рабочем месте фотолюбителя, правилах техники безопасности. При обработке фотограмм уделяется внимание фотохимическому процессу проявления скрытого изображения, процессам закрепления и промывки отпечатков.

Занятия по данному разделу будут иметь успех у ребят лишь в том случае, если педагог найдет интересные сюжеты. Они не должны сводиться к скучному собранию предметов или бессистемному их сочетанию. Рекомендуемые темы для фотограмм: «Осень», «Подводное царство», «Портрет», «Любимый мультфильм», «Космос», «Воспоминания о лете» и т. п. К занятиям надо заранее подготовить разнообразный материал: засушенные растения, мелкие предметы, имеющие четкие силуэтные очертания (монеты, кнопки, пуговицы). Занятия проводятся в фотолаборатории.

Получение фотографического изображения

Цель занятий- познакомить учащихся с классификацией фотопленок, с устройством фотоаппарата, фотосъемкой, негативным процессом и проекционной печатью.

Перед первой фотосъемкой проводится теоретическое занятие, на котором изучаются устройство фотоаппарата и фотоэкспонометра, правила работы с ними. Первое занятие по фотосъемке проводится под непосредственным руководством педагога, который контролирует правильность зарядки пленки в фотоаппарат, помогает измерить экспозицию и установить значения диафрагмы и выдержки, проверяет правильность наводки на резкость. Преподавателю следует обратить внимание ребят на правила обращения с фотоаппаратом и приемы стабилизации фотокамеры в руках.

Первое задание не должно быть тематическим, это обычно не приносит желаемых результатов, здесь важнее получить технически хорошие негативы. Единственное, что можно посоветовать: стараться фотографировать крупным планом, выделяя в кадре главное. Специальное занятие следует посвятить знакомству с наиболее распространенными марками черно-белых и цветных фотопленок: Свема, Тасма, Кодак, Фуджи, Агфа, Коника - чувствительностью: 100, 200, 400, 800 ед. К занятию желательно подготовить фотографии, выполненные на различных типах фотопленок. В итоге занятия необходимо подвести юных фотолюбителей к самостоятельному выводу о том, что для каждой конкретной фотосъемки необходим выбор определенных типов фотопленок.

Обработка негативных черно-белых фотопленок производится на практическом занятии вместе с руководителем. В ходе занятия следует обратить внимание на точное соблюдение времени проявления, температуры растворов, рассказать о правилах сушки и хранения негативов. Экспонированные цветные фотопленки участники фотостудии самостоятельно сдают в проявку в мини-лаборатории «Кодак».

В процессе проекционной фотопечати на черно-белые фотоматериалы участники студии знакомятся с основными ее принципами, выбирают формат отпечатка и кадрируют изображение. Готовые работы анализируются в основном по технике их исполнения, одновременно отмечаются фотографии, где с помощью выбора определенной крупности плана выделено главное.

Основы фотокомпозиции

Цель занятия- учебная, эстетическая: ознакомление с основными правилами композиции, обучение умению замечать гармонию в увиденном, применению этих правил в своей работе. Теоретические занятия проходят с обязательным показом фотографий и иллюстраций живописных работ с характерными композиционными приемами.

Данная тема разбита на несколько занятий и изучается совместно с другими темами, позволяющими сразу закрепить полученные знания на практике. Так, «Линейная и тональная перспектива», «Правило 1/3», «Вертикальный и горизонтальный кадр» изучаются с темой «Сельский пейзаж». Композиционные правила: «Точка съемки», «Ракурсы», «Кадрирование по линиям» - с темой «Городской пейзаж», так как, в зависимости от точки съемки и ракурса, характер строений на фотографии сильно меняется. Приемы «Диагональное строение композиции», «Ритмический рисунок изображения» изучаются с темой «Натюрморт», так как малые предметы, используемые в натюрмортах, легко расположить по своему желанию, что в пейзаже не всегда возможно. Приемы «Тональность в фотографии», «Форма кадра и ее влияние на зрителя» предшествуют изучению темы «Портрет». Снимая портрет в павильоне и полностью контролируя освещение, легко добиться нужной тональности снимка. Кадрирование портрета в зависимости от характера человека позволит правильно передать его особенности зрителю.

Пейзаж

Задачи занятий- учебные: закрепление навыков работы с фотоаппаратом при съемке пейзажа, определение выдержки и диафрагмы по экспонометру и установка экспозиции на фотоаппарате; выбор горизонтальной или вертикальной форм кадра; практическое применение правил «линейной и тональной перспективы»; правило 1/3; выбор точки съемки и ракурса съемки.

Съемка пейзажа производится на пленэре, с выездом на общественном транспорте. Воспитательными задачами таких занятий являются: организация свободного времени ребят в транспорте (словесные игры, рассказы, чтение, разгадывание кроссвордов и т.п.); создание микроклимата терпимости друг к другу и другим людям во время съемки и в транспорте.

Очень важно, чтобы с самых первых съемок учащиеся могли правильно кадрировать снимок согласно композиционным правилам. Штатив с закрепленным на нем фотоаппаратом позволяет педагогу увидеть и, при необходимости, исправить поставленный учеником кадр.

Натюрморт

Решаемые задачи- учебные: развитие технического мастерства учащихся, получение знаний и навыков в работе со светом; осваивание применения эффектных насадок и фильтров. Решаемые задачи- художественные: развитие изобразительного мастерства учащихся, изучение новых композиционных правил и закрепление пройденных, получение основ знаний о сочетаемости предметов.

Руководитель на практике показывает роль света в придании предметам объема, подчеркивании фактуры материала, отделении предметов от фона и между собой. Напоминает характеристики фронтального, переднедиагонального, бокового, заднедиа-гонального, контрового направлений света.

Рассматриваются типичные схемы освещения натюрморта. Создание контура предметов при освещении только фона. Подчеркивание контуров предметов заднедиагональным светом. Создание на стеклянных и металлических предметах бликов узким направленным лучом света. Просвечивание полупрозрачных предметов. Создание тени от предмета на фоне при помощи направленного света. Подсвечивание прозрачных и полупрозрачных предметов снизу через стеклянное основание. Безтеневое освещение бликующих предметов. Проекция узоров и фактур на предметы и фон. Применение цветного света при цветной фотографии и т.п.

В процессе практической работы руководитель показывает, каких эффектов можно добиться, применяя насадки: звездную, туманную, мягкий фокус, мультипризму, а также цветные и поляризационные фильтры и объективы - от рыбьего глаза до телеобъектива.

Учащимся напоминают, что кроме обычной точки съемки со среднего уровня, существуют верхний и нижний ракурсы. Также руководитель знакомит ребят с распространенными схемами построения предметов: кругом, овалом, треугольником, по диагонали, ритмическим чередованием, подчеркиванием смыслового центра линиями.

Портрет

Цель занятий: знакомство учащихся с основами портретной фотографии, развитие навыков фотосъемки портрета.

Учащимся показывается разнообразие изобразительных приемов фотографии; эмоционального воздействия портрета на зрителя, в зависимости от использования различных изобразительных и технических приемов при съемке, обработке и фотопечати портрета. Руководитель объясняет особенности восприятия зрителем масштабов портрета (фрагментарного, лицевого, бюстового, погрудного, поясного, поколенного, в полный рост). Иллюстрирует рассказ фотографиями или копиями живописных произведений (картин, рисунков). Для практической работы руководитель готовит свет, фон, аппаратуру, подбирает варианты поз для обыгрывания и съемки ребятами. Направление и виды света. Объясняются особенности восприятия портрета, освещенного фронтальным, переднедиагональным, боковым, заднедиагональным, контровым светом. Поясняются технические и психологические свойства рисующего, заполняющего, контурного, эффектного, фонового освещения, их взаимосвязь, тональность портрета. Сопроводив рассказ иллюстрациями и подготовив техническую сторону съемки, руководитель предлагает учащимся материал для копирования направлений и видов света в соответствии с их характерами.

Проводятся практические съемки по заданным схемам освещения для каждого приема.

Основы компьютерной грамотности

Основные этапы развития устройств для счета.

Цель занятия - общеразвивающая: на примерах развития вычислительных устройств показать заинтересованность общества в данной технике в разные этапы его развития.

Занятие носит обзорный характер, охватывающий период со времени первых цивилизаций до наших дней. Используя наглядный материал из энциклопедий и специальной литературы, педагог в увлекательной форме знакомит ребят с основными терминами современной компьютерной техники. В конце беседы дается прогноз развития компьютерной техники (основанный на последних публикациях специализированных журналов), увязывая его с возможными ожиданиями учащихся, с их будущей профессией или увлечением.

Возможности цифровой фотографии

Цель занятия: показать на эффектных примерах те возможности, которые ребята должны получить, изучив данный курс.

Устройство компьютера

Цель занятия- общеразвивающая: дать основные сведения об устройстве компьютера, основные характеристики отдельных его устройств. Познакомить учащихся с единицами измерения, используемыми в компьютерной технике.

Занятия проводятся в форме беседы с показом иллюстраций и реальных устройств компьютера, при возможности, с показом их внутреннего строения.

Включение, выключение. Навыки работы с «мышью» (собираем картинки)

Основные задачи: освоить включение, выключение компьютера, наработать навыки манипуляции компьютерной «мышкой».

На самых первых порах определенная трудность возникает при работе с компьютерной «мышкой». Требуется практический навык для наработки соответствующей координации движений. На решение этих задач и направлена первая практическая работа: «Включаем компьютер и делаем картинки».

В теоретической части учащимся рассказывается о порядке действий при включении и выключении компьютера, о технике безопасности и правилах поведения при работе за компьютером. Приводится последовательность операций при «работе с картинками». Вызывая картинки из компьютерного каталога, учащиеся при помощи «мышки» учатся увеличивать и уменьшать их, растягивать, передвигать, разбирать и собирать новые картинки из имеющихся частей.

Методика практической работы на компьютерах основывается на реальной обеспеченности студии компьютерами при оптимальной наполняемости группы - 12 человек, строится таким образом: учащиеся делятся на две подгруппы - уверенные в себе ребята первыми начинают работать за компьютерами. Учащиеся из второй подгруппы, менее активные, садятся рядом и имеют возможность повторно просмотреть порядок выполнения изучаемых операций. Через 20 - 30 минут они меняются местами - вторая подгруппа работает, учащиеся из первой подгруппы исполняют роль инструкторов.

Решаемые задачи- художественные: учащиеся знакомятся с характеристиками цвета (теплые, холодные, легкие, тяжелые, успокаивающие, возбуждающие цвета) и с правилами их применения. Так же происходит знакомство с композиционными правилами построения изображения на листе.

Сам процесс создания осмысленного рисунка из отдельных элементов или частей других рисунков является увлекательным, сравнимым с игрой, занятием, на котором к тому же отрабатывается координация нужных движений компьютерным манипулятором типа «Мышь».

Сами делаем открытки. Создание надписей «Word Art»

Изготовление открытки отличается от собирания картинок (освоенных на предыдущих занятиях) только наличием текста из нескольких слов.

Задачей данной темы является: познакомить учащихся с возможностью ввода текста в минимальном, но достаточном для законченной работы объеме; знакомство с самыми необходимыми клавишами компьютерной клавиатуры; освоение некоторых приемов манипуляции текстом в виде объектов «Word Art».

Грамоты для себя и друзей. Работа с рамками

Цель занятия учебная: освоение работы с рамками, линиями, автофигурами; продолжение знакомства с клавиатурой и приемами форматирования текста.

Грамоты, дипломы, рекламные листовки, поздравительные адреса, календари, открытки - вот неполный перечень возможных изделий, на которых учащиеся (дополнительно к собиранию картинок и работе с объектами «Word Art») будут осваивать работу с рамками, автофигурами; продолжать знакомство с клавиатурой и приемами форматирования текста, ведь им предстоит печатать уже целые фразы и предложения, а также стихи. К данной теме педагог готовит сборники стихов, афоризмов, пословиц.

Решаемые задачи - воспитательные: осуществляются посредством подбора предоставляемых ребятам стихов, афоризмов, пословиц, направленных на формирование положительных качеств личности.

Решаемые задачи - художественные: учащимся на элементарном уровне даются понятия о характере произведения, увязывая это с характером применяемого орнамента. Например: саркастический стих - острый, рубящий, высмеивающий - предполагает обрамляющий орнамент с преобладанием острых углов, рубленых линий; лирическое стихотворение предполагает применение округлых линий с использованием растительных мотивов или символических изображений и т.п.

Текстовой редактор «Word»

Все предыдущие работы проводились в текстовом редакторе «Word». Поэтому большее количество команд, выполняемых в этом редакторе, учащимся уже известно.

Цель занятий: систематизация полученных ранее знаний, необходимых в работе с большими объемами текста в программе текстового редактора «Word».

Учащимся раздаются распечатанные изображения панелей инструментов текстового редактора «Word» - «Основная» и «Форматирования», - которые вклеиваются в тетрадь, и напротив каждого инструмента записывается его название и назначение. Аналогичным способом учащиеся знакомятся с «Меню» текстового редактора.

Практические работы выполняются по теме: «Рисование таблиц» (расписание уроков, еженедельник, список класса), а также по пройденным ранее темам.

По окончании данной темы проводятся самостоятельные работы в форме игры «Лото» для закрепления пройденного материала.

Работа с файлами

В течение предыдущих занятий у каждого из учащегося накопилось значительное количество файлов сделанных работ.

Цель занятий: познакомить ребят с возможностью упорядочивать файлы, помещая их во вновь созданные папки, научить работать с дискетами, переносить файлы из одной папки в другую. Также учащиеся познакомятся с программами-«архиваторами», предназначенными для сжатия файлов ради экономии места на винчестере или дискете.

Работа с программой «ACDSee».

Эта тема предваряет последующий блок тем, связанных с обработкой фотоизображений.

Цель занятий: научить ребят работать с CD-дисками, выбирать и копировать файлы к себе в папку.

Программа «ACDSee» - просмотрщик изображений на CD-дисках помогает быстро найти и скопировать выбранные фотоизображения для последующей их обработки посредством программы «».

Решаемые задачи - общеразвивающие и эстетические: посредством подбора иллюстративного материала, находящегося на CD, педагог способствует эстетическому и общему развитию учащихся.

Программа «PhotoShop»

Фильтры

Использование фильтров в программе «PhotoShop» - это самый легкий способ получить оригинальные и эффектные изображения.

При изучении данной темы ставится цель: познакомить учащихся с основными группами фильтров на примере нескольких фильтров из каждой группы.

Решаемые задачи- общеразвивающие: познакомить с основными правилами сочетания характера содержания исходного изображения и получаемой новой формой, посредством использования фильтра.

Решаемые задачи- познавательные,художественные: познакомить ребят с различными направлениями в изобразительном искусстве, связав стилистику письма художника с определенными фильтрами, имитирующими этот стиль.

Чтобы дать пример и толчок фантазии учащихся, педагогу необходимо подобрать иллюстративный материал по различным техникам, направлениям и стилям в изобразительном искусстве, которые легко поддаются имитации при помощи фильтров программы «PhotoShop». Например: витраж, мозаика, пастель, графика, кубизм, импрессионизм, абстракционизм и т.п.

Улучшение фотографий

Цель темы «улучшение фотографий» - знакомство с панелью инструментов и некоторыми приемами «PhotoShop».

На первом этапе выбирается из них самое необходимое: кадрирование снимка; настройка контраста, яркости; начальная коррекция цвета; увеличение резкости или размытости изображения; осветление, затемнение части изображения.

С помощью приведенных в данной теме приемов можно значительно улучшить первоначальное изображение. Избавиться от излишне желтого цвета на фото, снятого при лампах накаливания, или от синюшного оттенка пасмурного дня. Убрать лишние детали, мешающие восприятию главного в снимке, посредством высветления или размывания второстепенных деталей. Увеличить резкость изображения. При необходимости, можно концентрировать внимание зрителя, сделав из цветного пестрого изображения - черно-белое или одноцветное в любом цвете по выбору.

Ребята получают задание принести фотографии для обработки. Педагог, в свою очередь, подбирает некоторое количество фоторабот, требующих улучшения.

В распечатку по итогам работы желательно включать исходную фотографию и фото после улучшения.

Ретушь фотографий

Цель занятий: научить ребят основным приемам компьютерной ретуши фотоснимков.

Ретушь фотографий направлена на устранение как механических дефектов фотографии - царапины, следы от пальцев, пыль, так и на улучшение зрительного восприятия снимка, связанного с устранением различного рода линий и пятен. Например: электропровода на фоне старой архитектуры или прыщи на лице портретируемого.

Ретушь производится посредством «закрашивания» мешающих восприятию точек и линий структурой, взятой с соседнего участка изображения.

Продолжается ознакомление учащихся с панелью инструментов «PhotoSfiop», такими как: кисть, аэрограф, карандаш, пипетка, штамп - и с приемами по их применению.

Ребята получают задание принести фотографии для обработки. Педагог, в свою очередь, подбирает некоторое количество фоторабот, требующих ретуши.

В распечатку по итогам работы желательно включать исходную фотографию и фото после ретуши.

Создание искусственного фона

Данная тема решает задачу: научить ребят выделению поверхности сложной формы для последующего создания комбинированного изображения.

Но выделение изображения может использоваться и как самостоятельный прием для отделения портретируемого от пестрого фона в лесу или в квартире и создания абстрактного фона фотографического ателье.

Учащиеся знакомятся с новыми инструментами из панели «PhotoShop»: «Ластик», «Волшебный ластик», «Заливка». Совершенствуются в работе с инструментами: «Прямоугольное выделение», «Лассо», «Волшебная палочка».

Создание комбинированного изображения

Комбинирование одного изображения из двух - трех отдельных фотографий - часто встречающийся прием при создании рекламных плакатов, а также в художественной фотографии.

Задачи данных занятий: перенесение целого изображения или его фрагмента из одной фотографии в другую; подгонка импортированного изображения по новому месту.

Работа с текстом в программе «PhotoShop»

Цель занятий: научить ребят вводу текста, приемам и возможностям его трансформации в программе «PhotoShop».

Так как использование текста совместно с фотографией широко распространено в современной рекламе, ставится задача познакомить учащихся с историей рекламы, ее основными приемами и в качестве практических работ предложить создание рекламных плакатов. Педагогу необходимо подготовить качественную рекламную продукцию для иллюстрации своего рассказа и как образцы для последующей практической работы.

Лучшие рекламные работы, сделанные учащимися, участвуют в конкурсах и фестивалях, посвященных рекламе.

Создание многослойного изображения |

В отличие от предыдущей темы «Создание комбинированного изображения» в данной теме учащиеся создают комбинированное изображение, практикуясь в работе с отдельными слоями: активизация отдельного слоя, его перемещение, смена расположения слоя по глубине. Знакомятся с использованием возможностей палитры «Слои».

Панель инструментов «PhotoShop»

Все предыдущие работы проводились в программе «PhotoShop», поэтому большее количество команд, выполняемых в этой программе, учащимся уже известно.

Цель занятий: систематизация полученных ранее знаний, необходимых в работе по обработке изображения в программе «PhotoShop».

Учащимся раздаются распечатанные изображения панели инструментов «PhotoShop», которая вклеивается в тетрадь, и напротив каждого инструмента записывается его название и назначение.

Практические работы выполняются по пройденным ранее темам. По окончании данной темы проводятся самостоятельные работы в форме игры «Лото» для закрепления пройденного материала.

Меню программы «PhotoShop»

Аналогичным способом, как с панелью инструментов, учащиеся знакомятся с «Меню» программы «PhotoShop».

Подведение итогов

Цель занятий: подведение итогов занятий за учебный год. Отбор и выставка лучших работ учащихся из их личных альбомов. Открытые для посещения родителями занятия - просмотры. Выставки - отчеты в фойе Центра развития творчества.

V. Литература

Техника фотографии.

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., Высшая школа, 1988.

Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. М., Химия, 1988.

Искусство фотографии

КилпатрикД. Свети освещение. М., Мир, 1988.

Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М.,Искусство, 1992.

Луински X., Магнус М.. Книга по фотографии. Портрет. М., Планета, 1991.

Литература о рекламе

Корецкий В. Товарищ ПЛАКАТ. М., Плакат 1978.

Мастер 98. (сборник фотографий) Гильдия рекламных фотографов и компания «Сивма».

Изобразительное искусство

Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. М., Арт-родник, 1999.

Мастера живописи. «МОНЕ» М., Белый город, 1998.

Мастера живописи. «РЕНУАР» М., Белый город, 1998.

Сокольникова Н.М.. Основы композиции. Обнинск. Изд., Титул, 1996

Компьютерные технологии

Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. М., МикроАрт, 1999.

Коцюбинский А.О.; Грошев СВ. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, CD, DVD на домашнем компьютере. М., Технолод-жи-3000, 2003.

Учебное видео

Дизайн в фотографии.

Истории Голливуда.

История фотографии.

Как снимают кино?

Прогулка по американскому кино (Док. фильм)

Свет в портретной съемке. Учебный фильм.

Учебные фильмы по фотографии.

Познавательное видео

30 лет приключений. Лучшее, что было снято национальным географическим обществом.

Великие чудеса света.

Дворцы мира. Док. сериал.

Земные катаклизмы. Док. фильмы.

Из серии «очевидец».

Команда Кусто: 4 фильма + «Острова».

Кусто на Амазонке.

Мир приключений.

Невиданные силы животных.

Прогулки под водой.

Прогулки с динозаврами.

Тайны

Час Дискавери. «Горбатые киты» (Док. фильм)

Учебные, познавательные, иллюстративные материалы на компакт-дисках

Учебные

Обучение Фотошоп 6.0

Фотография. Интерактивный курс.

Познавательные

500 поздравительных открыток.

Адрес - Москва. (Карта Москвы).

Большая энциклопедия живописи.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Кузьма Петров-Водкин.

Передвижники.

Познавательная энциклопедия кинематограф.

Прогулки по Москве. Интерактивные экскурсии.

Сальвадор Дали

Иллюстративный материал

Архитектура. Города- клипарт. Весь мир. КлипАрт.

Водный мир. КлипАрт.

Военная авиация. КлипАрт.

Военные фотографии. КлипАрт.

Декоративные шрифты, рамки и орнаменты.

Еда. Животные. КлипАрт.

Искусство. Народы. КлипАрт.

Итальянское искусство. КлипАрт.

Ландшафты. КлипАрт.

Пейзажи. Животные. КлипАрт.

Пейзажи. Индустрия КлипАрт.

Природа. КлипАрт

Природа. Спорт. КлипАрт.

Рамки. Орнаменты КлипАрт.

Рисунки. Рамки. КлипАрт.

Старый свет. 1000 фото и текстур. КлипАрт.

Структуры. КлипАрт.

Текстуры и свет КлипАрт.

Транспорт. КлипАрт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...