Музейный урок "Вещь в прострастве музея"
методическая разработка на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

Материал для школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_veshchey.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-краеведческий музей «Этнограф» МБОУ-СОШ №141.

Конспект музейного урока «Вещь в пространстве музея»

Задачи урока:

  • на примере экспонатов музея постараться показать учащимся, что вещь в пространстве музея может стать историческим источником;
  •  на основе анализа музейного экспоната собрать объективную информацию о предмете: форма, цвет, размер, структура, материал.

Литература:

1 .«Я познаю мир» (Детская энциклопедия «История вещей») М.1998.

2. Игрушки петербургских детей (Буклет ГМИ Санкт-Петербурга) СПб.2006.

3. Город, открываемый заново (Научно-методический сборник) СПб. СМИО Пресс. 2006.

Вводное слово учителя. Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история. Конечно, они не существуют сами по себе, а служат человеку, его потребностям. В музеях представлено большое количество вещей прошлых времён. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что могут многое рассказать о повседневной жизни людей.: как они ели, во что одевались, какие использовали инструменты или оружие.

Итак, музей – это особое пространство. Какие предметы могут попасть в музей? (варианты ответов: старинные, интересные предметы; предметы, принадлежавшие великому человеку).

Наш школьный музей состоит из нескольких выставок (экспозиций):

  • Быт и культура манси.
  • В мире русской избы.
  • Городской быт XIX-XX вв.
  • Малахитовая шкатулка Урала.
  • Защитники Отечества.
  • Школа XX  века.
  • История школы МБОУ-СОШ №141.

Экспозиция «В мире русской избы» построена по принципу деревенской крестьянской избы.

Вопросы:

  • Какие предметы напоминают вам об этом?
  • О чем они могут рассказать посетителям?

Показ предметов. Каждому предмету дается краткая характеристика:

1. Каково назначение предмета?

2. Из какого материала он сделан?

Показ предметов крестьянского быта:

  • Крынка
  • Чугунка
  • Самовар
  • Керосиновая лампа

В школьной музее есть старинные вещи, которые помогают нам представить, какой была жизнь в первой половине XX.

История каждой вещи, находящейся в экспозиции музея, помогает понять, как изменились вкусы людей, их манера себя вести; как изменились традиции встречи гостей; оформления интерьера, посещения театра.

Давайте попробуем ответить на вопрос: о чем может рассказать обыкновенная вещь, находящаяся в музее, в его экспозиции?

Для этого постараемся сравнить, как выглядит старинная вещь в экспозиции музея и как она выглядит в наши дни? Каким образом она была усовершенствована с течением времени?

Показ и обсуждение:

  • Чугунные утюг для глажения твердых тканей, с деревянной ручкой.
  • Маленький чугунный утюжок для глажения кружев.

Вопросы учащимся: а как выглядит утюг, который находится у вас дома? В чем вы видите их отличие?

Показ и обсуждение:

Сундук. Для каких целей использовался этот предмет? (Варианты: для хранения теплых зимних вещей; для хранения скатертей и тканей; для хранения посуды).

Вопрос учащимся: а где мы храним вещи сейчас? Есть ли в наши дни сундуки в домах и квартирах?

Вывод: О чем может рассказать обыкновенная вещь, если она попала в пространство музея? Разумеется, о том, как меняется время; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила людям.

Практическая часть (см. приложение к уроку).

Практическая часть

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

1. Человек живёт в мире______________. У каждой вещи богатая и очень интересная _____________. Огромное количество  старинных вещей находится в ____________. Они  являются очень ценным материалом для______________. Любая вещь может рассказать о___________________________________________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

2.  Сегодня мы совершили путешествие по экспозиции _________________. Она рассказывает нам о жизни в ___________________. В ходе путешествия мы узнали о том для чего нужны те или иные____________, из какого ____________ они сделаны и как они менялись с течением _____________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

3.  Среди вещей, которые наполняли деревенскую избу, были___________, ____________, ____________.  Мы узнали,  например, что керосиновая лампа использовалась для ______________, а чугунка для приготовления_________________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

4. Большой интерес вызвал чугунный ______________. Благодаря сравнению этого утюга и современного, можно проследить, как менялся его________ и _____________. Не менее интересным был рассказ о__________, который предназначался для хранения одежды и посуды. В современных домах сундук заменил______________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

5. О чем может рассказать обыкновенная ______________, если она попала в ______________? Разумеется, о том, как меняется ________; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила _________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.

Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.

В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....