Конспект открытого занятия "ЧУДО-БУМАГА" (кружковая работа)
план-конспект на тему

Клепинина  Татьяна Александровна

Цель. Познакомить со способами изготовления бумаги,  особенностями производства бумаги и видами бумаги;  учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие для детей 2-5 класс.33.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ  «ЧУДО-   БУМАГА»

Тема. Бумага. Виды бумаги.

Цель. Познакомить со способами изготовления бумаги,  особенностями производства бумаги и видами бумаги;  учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование в соответствии с рекомендациями, соблюдая последовательность этапов исследования; учить рассуждать, делать выводы и публично выступать с защитой проекта; развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.

Оборудование. Презентации «Самодельная бумага», «Свойства бумаги», «Производство бумаги», раздаточный материал «Виды бумаги», вата, кусочек туалетной бумаги, картинки «Процесс изготовления целлюлозы»,  демонстрационный материал «Виды бумаги», выставка образцов самодельной бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте дети,

 Когда-то всемирно известный учёный  Альберт Эйнштейн сказал: «Все мы с детства знаем, что есть то, что сделать и понять невозможно. Но всегда найдутся люди, которые этого не знают, они-то и делают открытия»

- Сегодня мы с вами тоже постараемся сделать открытия.

 Сообщение темы и цели урока.

1. Эффект неожиданности.

У воспитателя на столе лежит как будто залетевший откуда-то самолётик. На доске буквы:  УАБГМА.

Воспитатель  строго спрашивает: Чей это самолётик у меня на столе? Почему у меня на столе посторонние вещи?

Если никто не признаётся, то я его выброшу.

Учитель подходит к мусорной корзине, чтобы выбросить самолётик (заранее приготовлено в корзине много бумажного мусора).

- Что это?  Корзина полная! Посмотрите, какой у нас необычный мусор: газета, использованная тетрадь, обрезки,  салфетки и ещё вот этот самолётик.

- Что же общего в этом мусоре? (Ответ детей – всё из бумаги.)

2. Целеполагание.

- Как удачно! Тогда вы, наверное, разгадаете слово на доске, которое нечаянно рассыпалось.

 слайд.(БУМАГА)

- Это тема нашего урока. Как вы думаете, что мы узнаем о бумаге? Что вы хотите узнать?

- Тогда работаем вместе. Вспомните правила успешной работы (работать быстро, точно выполнять задания , внимательно слушать и запоминать, активно работать).

Актуализация знаний.

 Беседа.        

Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.

- Что вы знаете об этом материале?

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)

- Из какого материала производят бумагу? (деревья, растительные волокна)

 Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как появилась бумага? А хотите, чтобы я вам об этом рассказала? В ходе моего рассказа вы услышите незнакомые слова.

IV. Основная часть.

  1. Знакомство с производством бумаги.

 Беседа «История бумаги».

Бумага – это один из самых распространенных материалов. Началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай.

Секрет изготовления бумаги держали в строгом секрете много веков. Того, кто выдаст секрет бумаги ждала смертная казнь. Для  производства бумаги годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. Это произошло 600 лет назад. С тех пор темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства. Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.

1. Исследование на наличие волокон.

- Попробуем разгадать секрет китайских мастеров. Из чего и как сделана бумага, тем более, что смертная казнь нам уже не грозит.

- Возьмите кусочек туалетной бумаги и разорвите его.

- Что вы видите по краям?  Это волокна.

- Подобные волокна вы видите и в вате. Волокна , которые вы видите в бумаге и в вате родственны, потому что они растительного происхождения т.е. сделаны из растений (дерева и хлопчатника)

Волокно называют целлюлозой – это и есть тот материал из которого делают бумагу. Целлюлоза очень прочна. Она не растворяется в воде и не разрушается при нагревании. Целлюлозу практически нельзя уничтожить. Её можно только сжечь.

- Какое основное вещество в бумаге? (волокно – целлюлоза)

- Где берут целлюлозу? (в растениях) 

2.  Производство бумаги.

- Как же из дерева получают волокна- целлюлозу и бумагу?

- Исследуем картинки и выдвинем предположение в каком порядке их надо расположить (работа в парах)  картинки(дерево, брёвна, опилки, бумага)

На бумажную фабрику привозят бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

3. Физминутка. «Изготовь бумагу» Послушайте стихотворение о том, как делают бумагу и давайте выполним те действия, о которых там говорится:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

4. Проект «Самодельная бумага».

- Чтобы сделать 300кг бумаги надо срубить 7 больших деревьев.  Таким образом, делая тысячи тонн бумаги, вырубают целые леса. Правильно ли это?

- Бесконечны ли природные запасы деревьев?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы леса? (последний вопрос на доске)

А что же можем сделать мы с вами чтобы спасти лес? К нам в гости сегодня пришла из леса гостья давайте её пригласим и послушаем что она нам расскажет.

(входит ребёнок в костюме «берёзки»): 

Рассказ березки

Я березка белая, я в лесу жила, 
Горем поделиться к вам сюда пришла. 
Про мою обиду, про мою беду. 
С самого начала речь я поведу: 
Я шумела весело летом и весной, 
Птицы голосистые пели надо мной, 
Приходили люди в жаркий летний день, 

Под моими ветками находили тень. 
Радовались, глядя на мою листву, 
Радовались люди, что и я живу. 
Но житью хорошему вдруг пришел конец: 
В лес пришел однажды мальчишка — сорванец. 
Он изрезал ножиком всю мою кору, 
Было очень больно мне, думала умру. 
Он не успокоился, он поджег меня! 
Корчились листочки, сохли от огня… 
Вы ему напомните, сорванцу тому, 
Про березку стройную в пламени, в дыму… 
Ведь березка каждая тоже хочет жить, 
С ветерком шептаться, с ручейком дружить. 
Ведь березку каждую следует беречь. 
Ну, зачем березку резать или жечь?
 

Воспитатель  берёт в руки мусорную корзину.

- Как жалко выбрасывать целую корзину целлюлозы!!! Это же срубленные деревья!

- Может можно её спасти? Ведь мы узнали, что волокна не разрушаются, значит можно их использовать ещё раз…

- Кто желает спасти запасы целлюлозы?

- Как это сделать?

У нас здесь есть команда спасателей ценных запасов целлюлозы. Они подготовили проект «Самодельная бумага».

5. Выступление группы детей с защитой проекта «Самодельная бумага» и вручение им сертификатов участников научного проекта.

Выставка образцов самодельной бумаги.

. Практическая работа «Виды бумаги».

1. Исследование на гладкость (тактильное)

- Какие образцы бумаги самые гладкие? (тетрадный лист, офисная, писчая)

- Что удобно делать на такой бумаге? (писать и печатать)

- Такая бумага так и называется: писчая и печатная.

2. Исследование на прозрачность (зрительное)

- Возьмите образцы бумаги прикладывайте их на картинку поочерёдно.

- Что обнаружили? (что тонкая бумага просвечивает картинку, а остальные нет ).

- Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине, в чертежах, когда надо скопировать  (перерисовать) картинку.

3. Исследование на влагопрочность бумаги.

Воспи-ль  поочерёдно опускает в воду разные образцы бумаги.

- Какие образцы намокли быстрее? Почему? (они более пористые, волокна не так плотно прилегают друг к другу: салфетка, туалетная бумага)

- Где используется такая бумага? (для бытовых нужд).

Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

4. Исследование бумаги на  мягкость.

Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается - бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

- Что лучше делать из мягкой бумаги? (сворачивать цветы, украшать поделки, ….)

- Из среднемягкой? (аппликации, поделки, обворачивать подарки, ….)

- Из твёрдой? (коробки, упаковку, ….)

5. Исследование видов бумаги.

Перед вами несколько видов бумаги. Рассмотрите их и попробуйте разложить в таблице.

Писчая бумага

Картон

Цветная

Промокательная бытовая

Газетная

Рисовальная

Гофрированная

Обои

Обёрточная

Проверка результатов. Какие окошки остались незаполненные?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  найти и приклеить недостающие образцы бумаги.

. Вывод. Какая бывает бумага? От чего зависит её использование?

Бумага бывает: писчая, газетная, обёрточная, картон, рисовальная, ……

Её использование зависит от гладкости, пористости, мягкости, влагостойкости и т.д.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

 1.Что нового для себя вы узнали сегодня?

2. Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. Правильно!

Воспитатель: Вы сегодня  много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно  создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей). 

 Мальчишки и девчонки!

Если вы мечтатели и  фантазеры, приглашаем вас на интересные занятия в кружок «ЧУДО ИЗ БУМАГИ»! 

 

Руководитель кружка «ЧУДО ИЗ БУМАГИ»      Клепинина Татьяна Александровна  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого мультимедийного урока, лабораторной работы «Спрос. Эластичность спроса»

Конспект открытого мультимедийного урока - лабораторной работы с использованием ресурса «Интернет»...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над интонацией с учащимися старшего хора"

Открытое занятие с учащимися старшего хора 2014-2015 уч.года...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над пением a cappella в среднем хоре"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2012-2013 уч.года...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...

Конспект открытого занятия: «Коррекционно – педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей, средствами театральной деятельности».

Конспект открытого занятия, в формате игра - драматизация сказки "Колобок". Для детей дошкольного возраста, с особыми образовательными потребностями....

Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»

Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андр...