МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОРИГАМИ» «БАЗОВЫЕ ФОРМЫ»
презентация к уроку на тему

Стяжкина Елена Владимировна

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ К  МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОРИГАМИ»

«БАЗОВЫЕ ФОРМЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_origami.pptx2.99 МБ
Файл prezentatsiya2.pptx2.26 МБ
Файл prezentatsiya3.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чернухинский Дом детского творчества Арзамасского района МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОРИГАМИ» «БАЗОВЫЕ ФОРМЫ» АВТОР РАБОТЫ: Стяжкина Елена Владимировна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории 2010 год

Слайд 3

Искусство оригами – интригующая загадка, она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оригами сильно увлекает людей интересующихся и творческих, у которых всегда имеется желание узнать еще больше об этом виде работы с бумагой. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игрушки до произведения искусства.

Слайд 5

Почему оригами нравится педагогам и детям? Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут рождается фигурка. - Для занятий нужна только бумага и ваши знания. - С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть. - Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей. - Оригами - это личное и коллективное творчество. - Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых способностей. - Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки (без больших материальных затрат). - развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; - улучшает способность следовать устным инструкциям; - расширяет коммуникативные способности; - воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; - воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Слайд 6

Программа дополнительного образования детей «Оригами»

Слайд 7

Основным образовательным результатом обучения по программе «Оригами», является развитие творческих способностей детей, формирование у них практических трудовых навыков, художественного вкуса. Программа направлена на воспитание всесторонне и гармонично развитой, творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к ручной работе, желание трудиться, создавать изделия, давать вещам вторую жизнь, что развивает в детях предприимчивость, бережное отношение к вещам, эстетический вкус, творчество в работе.

Слайд 8

Основная цель программы – это создание благоприятной воспитывающей среды для развития творчески-активной личности. Подарить детям радость творчества, познакомить с историей возникновения оригами, научить способам и приемам складывания изделий в технике оригами, помочь раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе обучения.

Слайд 9

Главная особенность программы

Слайд 10

Возраст детей, участвующих в реализации программы различен. Основной контингент – дети и подростки в возрасте от 7 до 12 лет. Особое значение имеет учет возрастных особенностей обучающихся младших классов. Программа рассчитана на 3 года обучения. Средствами реализации программы являются интегрированные занятия. Темы занятий находятся в определенной последовательности.

Слайд 11

Раздел образовательной программы «Оригами» «Базовые формы»

Слайд 12

Обучение искусству оригами необходимо начинать со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы. Далее мы рассмотрим эти 12 форм. Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Их можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”, ”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Слайд 13

Базовые формы

Слайд 14

Цели и задачи раздела : Обучающие: Знакомство детей с основными геометрическими понятиями. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами. Дать понятие «базовая форма». Знакомство с основными базовыми формами оригами. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы. Научить создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. Сделать по чертежам самые простые модели с использованием знакомых уже базовых форм. Развивающие: Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности . Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Воспитание самостоятельности в работе. Расширение коммуникативных способностей детей. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков .

Слайд 15

Ожидаемые результаты: Должны знать: что такое оригами, историю возникновения оригами; основные геометрические понятия; основные базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; основные приемы работы, способы складывания бумаги; название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов; правила техники безопасности; Должны уметь: подбирать бумагу нужного цвета; пользоваться чертежными инструментами, ножницами; выполнять разметку листа бумаги; пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой; различать условные обозначения оригами; знать названия условных обозначений искусства оригами; применять в работе условные обозначения оригами; изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу; анализировать образец, анализировать свою работу; уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Слайд 16

№ Название темы занятия раздела Количество часов (44 ч.) Тип занятия теория практика 1. Базовая форма «Треугольник» 2 6 Ознакомление с новым материалом. Усвоение новых знаний. Повторение и закрепление. 2 Базовая форма «Книжка» 0,5 1,5 Ознакомление с новым материалом. 3 Базовая форма «Дверь» 0,5 1,5 Ознакомление с новым материалом. 4 Базовая форма «Воздушный змей » 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 5 Базовая форма «Блинчик» 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 6 Базовая форма «Рыба» 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 7 Базовая форма «Дом» 0,5 1,5 Ознакомление с новым материалом. 8 Базовая форма «Катамаран» 0,5 1,5 Ознакомление с новым материалом. 9 Базовая форма «Водяная бомбочка » 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 10 Базовая форма «Квадрат » 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 11 Базовая форма «Птиц а » 1 3 Ознакомление с новым материалом. Повторение и закрепление. 12 Базовая форма «Лягушка» 0,5 1,5 Ознакомление с новым материалом. 13 Конкурс « Оригамистов ». Тема «Базовые формы». Выставка работ. 0,5 1,5 Проверка и оценка знаний. Тематическое планирование раздела «Базовые формы»

Слайд 17

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Во время обучения детей оригами в частности раздела образовательной программы «Базовые формы» я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий; устную инструкцию; демонстрацию схемы выполнения поделки; демонстрация приемов и способов складывания и сгибания базовых форм; повторение и закрепление; подбор цветовой гаммы бумаги; разбор и чтение схем; творческий метод; фронтальный метод; пальчиковая гимнастика; совместное планирование работы; организация рабочего места; самостоятельная работа; упражнения и игры; оригамные сказки; конкурс рисунков; конкурс « Оригамистов »; проведение итоговых тестов;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО НАМ ПОНАДОБИТСЯ: 1. БУМАГА 2. НОЖНИЦЫ 3. КЛЕЙ 4. САЛФЕТКИ 5. ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, ФЛОМАСТЕРЫ

Слайд 2

Азбука оригами

Слайд 3

Упражнения по отработке основных элементов складывания Упражнение 1. Сложить квадрат по диагонали. Упражнение 2. Сложить квадрат пополам Упражнение 3. Найти центр квадрата, складывая его по диагонали Упражнение 4. Найти центр квадрата, складывая его пополам Упражнение 5. Загнуть край листа к середине (середину определить путём сгибания пополам) Упражнение 6. Загнуть край листа к середине (середину определить путем сгибания квадрата по диагонали).

Слайд 4

Изучение базовых форм

Слайд 5

Первый этап БФ «Треугольник» БФ « Дверь» БФ «Книжка» БФ «Воздушный змей»

Слайд 6

Второй этап БФ « Дом» БФ « Катамаран» БФ «Рыба» БФ « Блинчик»

Слайд 7

Третий этап БФ «Лягушка» БФ «Птица» БФ «Водяная бомбочка » БФ «Двойной квадрат»

Слайд 8

Создавая бумажные модели, складывая базовые формы, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с — квадрата (прямоугольника); при складывании простой формы «блинчик», дети знакомятся с квадратом, согнув углы которого к центру можно увидеть, что квадрат может состоять из четырёх одинаковых треугольников; в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить его внимание, например при появлении трапеций, ромбов - складывая форму «Воздушный змей», «Катамаран», «Птица»). Таким образом, оригами и математика (а именно геометрия) неразрывно связаны.

Слайд 9

Каждое занятие полезно начинать с несложных упражнений для пальцев, примеры которых можно найти в книге М.С.Рузиней и С.Ю.Афонькина "Страна пальчиковых игр".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень важно в занятиях последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все русла восприятия, постепенно переходят к более сложным видам.

Слайд 2

Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагаются различные «ребусы» по оригами: пропускается один (а позже — и более) шагов складывания поделки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Детям предлагаются схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесёнными ошибками, задачи на комбинирование приёмов, игру "Испорченный телефон", когда каждый участник игры вносит в появляющееся изделие свои две-три складки. Понятно, что это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уж желания изобретать многим людям хватает на долгие и долгие годы. ?

Слайд 3

Для разнообразия складывания из бумаги использую в работе и такой приём, как занимательные беседы о японской культуре в целом. Это и рассказы о своеобразных японских праздниках, в том числе использующих поделки оригами, и рассказ о жизни японских школьников, об отличиях наших систем образования в том виде, которая интересна детям.

Слайд 4

Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок. Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами, разыгрывают инсценировки.

Слайд 5

Всегда хочется разнообразить занятия, превратить их в увлекательные, а не сводить всё к простому показу новой фигурки или нового приёма складывания. Для этого используются учебно-игровые формы занятий. Применяются коллективные занятия, когда одновременно все учащиеся складывают фигурки вслед за показом учителя "с рук", или по схемам. Так же для создания творческой атмосферы возможно применение художественного слова .

Слайд 6

Мнемоника - искусство приёмов и способов, облегчающих запоминание, - советует создавать цепочки ассоциаций. Лучше, если цепочки ассоциаций будут представлять собой логически связанные образы. Для преодоления трудностей применяется показ изготовления моделей в сопровождении сказки (" оригамной сказки ").

Слайд 7

Проверка усвоения и понимания материала происходит, непосредственно, на каждом занятии. Обучающиеся, с каждым новым занятием, выполняют процесс изготовления поделок более эстетичнее и, при этом, затрачивают, с каждым разом, всё меньше и меньше времени. Тем не менее, при усвоении технологии изготовлении новой игрушки или базовой формы, ребята обязаны без помощи педагога и своих друзей по группе должны продемонстрировать процесс его изготовления. Контроль результатов так же может осуществляться через выполнение самостоятельной работы по заданному образцу, работы по индивидуальным карточкам, обсуждение, сравнение и анализ работ, участие в выставках Дома детского творчества. Результаты обобщаются, а данные заносятся в «Диагностическую карту». Выполнение домашних заданий, поделок на праздники, а так же оформление выставочных работ, являются бесспорным подтверждением того, чего добились ребята своим желанием, упорством и стремлением при изучении Оригами. формы итогового контроля.

Слайд 8

Занятия оригами полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю», так как дети слышат устные объяснения порядка сборки изделия, видят последовательность работы на инструкционных картах или схемах, неоднократно делают эти изделия сами. Систематические занятия оригами превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные поделки из простого листа бумаги. Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – Я пойму!».

Слайд 9

спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной программы "Оригами" "Базовые формы"

В образовательной программе «Оригами», разработанной мною, данный раздел  является одним из главных (центральным) в обучении этому  искусству. На реализацию  раздела «Базовые формы» отв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...