Использование современных методик преподавания
учебно-методический материал на тему

Бросалина Лариса Олеговна

Взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_grantu_ikt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Использование современных методик преподавания

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

  К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

  Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

  Мой инновационный опыт  представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

1. Ведущей технологией  является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. 
Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся  разбиваются на группы в  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан с  предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д. 
На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на занятиях я придаю музыкальности, музыкальному сопровождению, которое развивает художественный вкус, общую музыкальную культуру. 
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших классах я комбинирую друг с другом, составляя более сложные танцевальные комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным. Я не стою на месте, постоянно совершенствую исполнительское мастерство своих учеников. Выявляю творческие задатки и развиваю творческие способности детей.

2. Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан комплекс упражнений  в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу. Игры позволяют вовлекать каждого ученика в работу. С их помощью можно решать комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности.

3. Информационные  технологии.

Я, считаю, что использование ИКТ является одной из актуальных проблем современной методики преподавания хореографии. Применение информационных технологий мотивируется тем, что они способствуют совершенствованию более качественных умений и навыков, позволяют эффективно организовать творческую самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к занятиям хореографией, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

 Эффективным средством активизации творческой, познавательной, рефлексивной деятельности обучающихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. В учреждении дополнительного образования активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии, в том числе и информационные, которые: повышают творческий потенциал личности подростка, позволяют разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание.
           Моя задача, как педагога дополнительного образования рассказать обучающимся о смысле творчества, что это за процесс, что происходит, когда люди занимаются творчеством и сами творят. Каждый человек на Земле должен уделять время для саморазвития творческих аспектов. Каждый человек на Земле должен понимать, что это - неотъемлемая часть бытия и развития. В творчестве главное - не результат, а процесс, когда вы отвлекаетесь от внешней суеты, когда незаметно для себя начинаете творить. Неважно, что вы делаете в этот момент: подбираете движение к танцу, прослушиваете музыкальное произведение не важно. Главное - это творческий аспект, главное - это делание своими руками.

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:

  • методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
  • методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
  • методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
  • методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
  • методика использования обучающих видео - программ  (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).

           Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.

Цель моего использования ИКТ:

- мотивация обучающихся к  использованию информационных технологий как неотъемлемой составляющей современного учебного процесса;
- создание условий по развитию творческой активности обучающихся с целью создания системы выявления и поддержки детей и подростков с высоким творческим потенциалом.

           При  систематическом  использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов, обучающиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.  Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку  музыкального произведения;

- хранить фото  и видеоматериалы коллектива.

Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что с появлением компьютера появилась возможность хранить и передавать большой объем информации (учебные программы), группировать и обрабатывать данные (методические пособия и разработки), составлять учебные мультимедийные презентации.

 Я в своей работе имею опыт по использованию электронных презентаций на занятиях по хореографии. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность педагога принципиально новым содержанием. Кто-то может сказать, что применение презентаций на занятии хореографией только отнимает время у педагога и учащихся. Но если разобраться в обстоятельствах, то по сути печатных учебных и наглядных пособий по хореографии практически очень малое количество и педагог использует на занятиях только традиционный метод обучения. Это наглядный метод по изучению танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца и т.п.

  Занятия проходят однообразно, и не всегда информация может дойти до ученика. Мой опыт представляет собой применение комплексного способа подачи учебного материала средствами информационных технологий в процессе, которого происходит развитие танцевальных, художественных способностей, активизируется познавательной и творческой активности ребенка. Данная совокупность позволяют, достичь большей глубины понимая, изучаемого материала. Одним слово то, к чему мы стремимся в своей работе.

  Раньше на контрольных занятиях по истории хореографии для проверки пройденного материала я использовала тестовые задания на бумажных носителях, ученики заполняли их, и после проверки тестов я говорила им об итогах. Конечно, моя педагогическая цель была достигнута, я получила результат и провела анализ знаний детей. Но получили ли ученики удовлетворение от такой проверки. Простое словесное объяснение словарных терминов вряд ли оставит в их памяти след. Это натолкнуло меня на создание презентации в виде наглядных пособий. Мультимедийные средства представлены в виде тестовых заданий по предмету «Классический танец» и по предмету «Народный танец». Презентация предполагает демонстрацию на интерактивной доске в сопровождении педагога и представляет собой электронное пособие, подготовленное по гипертекстовой технологии. Содержит неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеопросмотры).

В содержании электронного материала содержаться тестовые задания по пройденной теме. Мультимедиа пособия повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт: активизации восприятия учащихся, за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей и терминов.

Занятия становятся увлекательными и интересными, дети лучше усваивают материал, приобретают практические навыки по работе с ЭП. Педагог облегчает доступ к информации и тем самым сокращает время изучения.

Это только одна сторона опыта использования информационно-коммуникативных технологий.

Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.

Очень широко сегодня используется выход в интернет. С появлением компьютерных сетей, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

   Появилась возможность создания собственного сайта преподавателя, на котором можно разместить свои методические работы, узнать оценку коллег, стать участником интернет конкурса. Я, например создала свой персональный сайт преподавателя хореографии на социальной сети работников образования, а также создала электронную портфолию и размещаю туда свои методические разработки, доклады, часто обновляю и размещаю фотографии своих учеников, участвую различных интернет конкурсах и получаю призовые места.

Так же становясь активным участником сетевых педагогических сообществ, становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, консультативная помощь от специалистов.

  Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что информационное обеспечение образовательного процесса способствует повышению уровня педагогической деятельности. Создает условия для формирования у педагога и детей необходимого объема умений и навыков по сбору, обработке и хранению информации. Накопление индивидуального и коллективного опыта системы знания.

4. Технология проектного обучения

Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.  Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:

- «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники коллектива  «Непоседы»  готовили конкурсы и творческие задания для хореографических  классов, составляли музыкальную программу вечера.

- «По странам и континентам» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Непоседы » готовили конкурсный творческий тематический танцевальный номер.

- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы.

- «Я люблю танцевать», который использовали на отчётных концертах, родительских собраниях, выездных концертах.

5. Портфолио

Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а преподавателю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио. Каждый ученик хореографического отделения ведёт портфолио творческих достижений, начиная с 1 класса и по окончании учёбы. Некоторые дети начинают создавать электронные портфолио.

6. Слайдовые  презентации.

 Дети готовят эти презентации с большим удовольствием, по разным направлениям(современный танец, классический танец, народный танец, детский танец). Они не только показывают слайды, а также готовят небольшие сообщения. Используем слайдовые презентации на уроке «Беседы о хореографическом искусстве». Главная моя задача, что наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой развивать у учеников интерес к танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Я – педагог дополнительного образования, руководитель хореографического коллектива «Непоседы» и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, даёт организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография представляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание работе по  сохранению и укреплению здоровья детей. В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

- подвижные музыкальные игры, это мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха,  агрессии, нарушения поведения;

-партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определённых целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку;

-дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки;

- пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.

Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появится у человека сам по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка"

К вопросу о введении новых ФГОС. Компетентностный подход в преподавании русского языка. Способы формирования культуроведческой компетенции....

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Stotytelling - современная методика преподавания истории в школе.

Статьяч посвящена особенностям использования методики Storytelling  на уроках истории....

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"

Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....

Практикум по модулям «Особенности современной методики преподавания математики» 6-7 класс

В данной  разработке   используются  « Практико-ориентированные задачи»,с которой  обучаещийся  встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решен...