Воспитание толерантности посредством хореографии.
методическая разработка на тему

Румянцева Юлия Николаевна
Принимая участие в хореографических фестивалях и городских праздниках, все чаще и чаще слышим термин «толерантность». И для меня, как для педагога, важно объяснить его значение детям школьного возраста. Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». И, несмотря на видимую сложность понятия, дети с легкостью ухватили суть: « Так это же дружба! Мы уважаем друга, понимаем, что он может выглядеть и думать по-другому. Быть не таким, как я, но это - мой друг!» (Вот бы и взрослым научиться жить с такими же убеждениями!) Хореография - это мир красоты движений, звуков, многообразия красок, костюмов, то есть мир поистине волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством не только способствуют физическому развитию детей, но и обогащают их духовно. С помощью хореографии возможно сохранить культурное наследие собственных предков. А ведь для « принятия и понимания многообразия культур нашего мира» важно знать и уважать свои традиции и обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshtsy_v_tonuse_-_i_zhizn_v_tonuse_rua_2.docx73.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание толерантности посредством хореографии.

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/31/25909/2/img10.jpg 

Принимая участие в хореографических фестивалях и городских праздниках, все чаще и чаще слышим термин «толерантность». И для меня, как для педагога, важно объяснить его значение детям  школьного возраста.

   Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

    И, несмотря на видимую сложность понятия, дети с легкостью ухватили суть: « Так это же дружба! Мы уважаем  друга, понимаем, что он может выглядеть и думать по-другому. Быть не таким, как я, но это - мой друг!» (Вот бы и взрослым научиться жить с такими же убеждениями!)

    Хореография - это мир красоты движений, звуков, многообразия  красок, костюмов, то есть мир поистине  волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством не только  способствуют физическому развитию детей, но и обогащают их духовно. С помощью хореографии  возможно сохранить  культурное наследие  собственных предков. А ведь для « принятия и понимания многообразия культур нашего мира» важно знать и уважать свои традиции и обычаи.

    Приступая к разучиванию любого  национального танца, важно рассказать  детям об истории, лежащей в основе постановки, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах  действий и т.д.

   К примеру, в основе номера  «Девичьи гуляния» лежит обычай  на Троицу «завивать» (связывать ветви) березы и проходить  под ней с песнями и поцелуями. Этот обычай назывался «кумиться» — т.е. целоваться под березовыми ветвями. Вили венки из березовых ветвей и цветов,  надевали венки на голову и начинали водить хороводы, напевая обрядовые песни. Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они кидали венки в реку.

   Праздник считался девичьим. Ритуал «завивания венков» — отзвук древних женских коллективных обрядов в священных рощах, когда тотемом женщины считалась береза. Позже этот же ритуал превратился в красивую игру, забаву, хоровод.

   А на Охте в Петровские времена работали продавщицы молока. Уже в то время выковывался особый тип независимой женщины, кормилицы семейства. По свидетельству очевидцев, облик охтенки-молочницы был весьма привлекателен. Писатель П. Ефебовский восклицал: «Посмотрите, как кокетливо охтянка выступает зимою, таща за собою санки, нагруженные кувшинами с молоком и сливками. Наряд ее, особливо при хорошеньком, свежем личике, подрумяненном морозом, очень красив: кофта, опушенная и часто подбитая заячьим мехом, очень хорошо выказывающая стройность талии; ситцевая юбка и синие чулки с разными вычурами и стрелками. Все это, вместе с красивыми лицами, встречаете вы у молодых охтянок. Вот и с сохранением кокетливости в поведении и костюме, появился номер «На Охтинской слободе».

   Изучая  узбекский танец, с его своеобразными и выразительными движениями  рук, дети догадались о смысле постановки: «Мы что-то собираем?». Ведь с помощью руки и кисти, в танцевальной форме,  рассказывается о быте и труде узбекской женщины. В нашем случае это сбор хлопка. Круговые движения кисти-сбор хлопка, ладони « от себя» -защита от солнца, руки вверх, ладонями друг к другу-несем огромную охапку хлопка. А ведь Узбекистан является основным поставщиком  хлопка в Россию.

   Перед разучиванием татарского танца, дети услышали о традиции татар-кряшен встречать восход солнца. Этот  ритуальный   праздник  определяет  середину  лета. Считается, что тот, кто на Петров день увидит восход солнца, будет наделен особой силой. Молодежь с вечера уходит в поле, и там проводит всю ночь с песнями и играми, "карауля солнце": оно, по поверью, будет сверкать на рассвете особенными лучами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Вот отсюда и родилось название номера: «Восходящее солнце Татарстана».

Но воспитание толерантности происходит не только посредством  разучивания  танцев народов Мира. Мы часто принимаем участие в многонациональных мероприятиях с казахами, грузинами, дагестанцами и многими другими. Дети видят особенности того или иного национального танца: будь то движения охотников на лошадях у калмыков, красоту и скромность в движениях девушек, а размах и  удаль в движениях мужчин Кавказа. Мелкие движения ног и рук у народностей, живущих в горах, широту и свободу в рисунках и па жителей равнин.

    Ведь восприятие окружающего мира во всей его многогранности, приобщение детей к традициям различных культур, участие в реализации традиционных обрядовых форм, способствующее  лучшему пониманию особенностей других этносов,  и есть воспитание толерантности посредством хореографии.

Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе.

Для этого необходимо:

- при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции; - обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

- создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;

- не допускать подавления, ущемления собственного достоинства одних детей другими;

- добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;

- обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организатор ров в зависимости от видов деятельности; создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;

- с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);

- добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

- при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Для воспитания толерантности большое значение имеет включенность всех детей в классе в управление его жизнедеятельностью. Такую включенность можно достигнуть только на основе развития детского самоуправления.

Детское самоуправление - это демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Развитие самостоятельности, именно развитие, то есть поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере становления детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. При этом важно, чтобы самоуправление учитывало интересы всех групп детей, обучающихся в данном классе.

Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи достигается реальность включенности детей в управление делами своего коллектива.

При этом педагог должен выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчеркивая, что решение должно соответствовать интересам, как большинства, так и меньшинства детей.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой - способствует объединению детей на основе их интересов.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора пути решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание толерантности учащихся посредством элективного курса «История религий»

XXI век … Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урба...

"Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики"

"Толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших  формсамовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантн...

Формирование толерантности посредством спортивных семейных праздников, международных соревнований, фестивалей, посвящённых памятным датам

Формирование толерантности у школьников до18 лет  подростково-молодёжный клуб Василеостровского района “Шахматный” проводят посредством спортивных семейных праздников, международных соревнований,...

Воспитание толерантности посредством хореографии.

. Занятия хореографическим искусством не только  способствуют физическому развитию детей, но и обогащают их духовно. С помощью хореографии  возможно сохранить  культурное наследие...

Воспитание толерантности у учащихся посредством иностранного языка

Многообразие культуры лежит в основе богатства человеческой цивилизации, в том числе и особенно в эпоху глобализации. В то же время различия в плане культурный самобытности часто становятся, к сожален...

презентация: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстрото...