Методическая разработка к занятию дополнительного образования "Структура традиционного стихосложения"
методическая разработка (5 класс) на тему

Цель: Формирование у детей эстетических ценностей

Задача: Обучение детей технике стихосложения

План-конспект занятия:

1. Что такое традиционные стихи

2. Поэтический ритм

3.Виды ритмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrab._pak_a._l._konkurs-1.doc101.22 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА   ТРАДИЦИОННОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА  И  РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                      ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГБОУ ГИМНАЗИИ № 205

ПАК АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА

ЦЕЛЬ:   Формирование у детей эстетических ценностей.

ЗАДАЧА: Обучение детей технике стихосложения.

     

     Один стих - это поэтическая строка. Таким образом, стихи - это совокупность таких строк.

Стихи бывают традиционные и нетрадиционные. К последним относят верлибры,   т. е. стихи свободные от определенного ритма и рифмы. Тем не менее, в них присутствует своя внутренняя гармония, скрытый ритм и теплота живого слова.

   

      ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИОННЫЕ СТИХИ?

Это поэтические произведения, выстроенные по определенным правилам ритма, рифмы и строфики.

      При создании поэтического текста, изначально в голову приходит какая-то идея или мысль. Очень хорошо если это уже возникает в виде образа. И, в силу того, что все на свете имеет свой ритм, эта мысль тоже обретает свои гармоничные формы в виде первой строки (стиха).

     

      ПОЭТИЧЕСКИЙ РИТМ  -  это упорядоченное сочетание сильных и слабых слогов. Сильный слог, как правило тот, на который падает ударение, но не всегда. Безударный слог тоже может быть сильным, в зависимости от ритмического рисунка строк.

   Сильный слог изображается значком  L    

   Слабый слог изображается значком  U

Ритмы бывают:

                                                                                                                   

    1.  ДВУХСЛОЖЫЕ  

   

     ХОРЕЙ - поочередное чередование сильного и слабого слогов.

 Например:       "Буря мглою небо кроет..."

                                     А. С.  ПУШКИН

Ритмическая запись:                      

L U  I  L U  I  L U  I  L U  I

 

Или:             " Дождик, дождик, ты промок.

                     Мокрый ты, как кошка.

                     Поболтай со мной, дружок,

                     Поболтай немножко."

                                              Саша ХАРЛАМОВА 205 гимназия 2 класс                Ритмическая запись:

L U  I  L U  I  L U  I  L U  I

                   

     ЯМБ - поочередное сочетание слабого и сильного слогов.

 Например:          "И город весь стоит оледенелый.

                        Как под стеклом деревья, стены, снег..."

                                                       Анна АХМАТОВА

Ритмическая запись:

U L  I  U L  I  U L  I  U L  I

Или:           "Рисую мамин я портрет.

                 На свете лучше мамы нет..."

                                   Ксюша НИКИТИНА 205 гимназия 4 класс

Ритмическая запись:

U L  I  U L  I  U L  I  U L  I

 2. ТРЕХСЛОЖНЫЕ

      АНАПЕСТ - поочередное сочетание двух слабых и сильного слога.

 Например:           "Соловьи монастырского сада... "

                                                Игорь СЕВЕРЯНИН

Ритмическая запись:

U U L  I  U U L  I  U U L  I  U

Или:              " Моя мама ужасно не любит колы

                    Все колы моя мама поставит в углы...                                                                                          

                                                  Эллина ДОКСВЕЛЬ 205 гимназия 4 класс

Ритмическая запись:

U U L  I  U U L  I  U U L  I  U

      АМФИБРАХИЙ - поочередное сочетание слабого, сильного и снова слабого слогов.

 Например:       "Вчера я тебя дожидался с утра..."

                                                     Арсений ТАРКОВСКИЙ    

Ритмическая запись:

U L U  I  U L U  I  U L U  I  U L

Или:          "Люблю я на Невском проспекте гулять.

                Машин и прохожих там не сосчитать..."

                                    Полина ЕВСТАФЬЕВА  

Ритмическая запись:

 U L U  I  U L U  I  U L U  I  U L

      ДАКТИЛЬ - сочетание сильного и двух слабых слогов. поочередное

 Например:         "Царственный август в ладье золотой проплывает..."

                                                                 Александр ПАК

Ритмическая запись:

L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U    

Или:         "...Вижу, что многое я ненавижу.

                 Так заработать возможно и грыжу.

                 Знайте, все взрослые! Знайте, все дети!

                 Ненависть вряд ли хорошим вам светит!"

                                   Лайма ПОТЕМКИНА 443 школа 5 класс

Ритмическая запись:

                 

L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U    

                   

     Существуют и другие ритмы, например ЧЕТЫРЕХСЛОЖНИКИ. Но они в традиционных стихах встречаются значительно реже.

Четырехсложники имеют четыре вида. Соответственно - первый сильный слог и три слабых, второй сильный слог и три слабых, третий сильный слог и три слабых и четвертый сильный слог и три слабых.

           

Например:        "В барабанном переулке барабанщики живут..."

                                                Булат ОКУДЖАВА

Ритмическая запись:

U U L U  I  U U L U  I  U U L U  I  U U L    

 

или:           " И мартышки, и тигрята,

                 И слоны, и бегемоты

                 Очень славные ребята

                 И большие обормоты..."

                            Полина ДМИТРИЕВА 205 гимназия 5 класс

Ритмическая запись:    

U U L U  I  U U L U  I  U U L U  I  U U L    

       Чтобы научить ритмике в традиционном стихосложении, на занятиях практикуется следующее упражнение:

Дается какое-либо предложение, без определенного ритмического рисунка и детям предлагается составить это предложение, сохраняя его смысл, в разных ритмах. При необходимости, можно добавлять какие-либо слово или словосочетания.

   

Например:         Уроки сделаны, я иду погулять во двор.

 

       а) ХОРЕЙ:             Если сделаны уроки,

                               Я иду гулять во двор.

 Ритмическая запись:

L U  I  L U  I  L U  I  L U  I

       б) ЯМБ:                Когда я сделаю уроки,

                               Могу пойти гулять во двор.

Ритмическая запись:

 U L  I  U L  I   U L  I  U L  I

      в) АНАПЕСТ:          Если сделал свои я уроки,

                               То могу во дворе погулять.

 Ритмическая запись:

U U L  I  U U L  I  U U L  I  U

     

     

г) АМФИБРАХИЙ:                Уроки я сделал свои, и вполне

                                     Могу я теперь во дворе погулять.

Ритмическая запись:

U L U  I  U L U  I  U L U  I  U L

 д) ДАКТИЛЬ:                      Вот и уроки готовы.

                                     Можно во двор мне пойти.

Ритмическая запись:

L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U U  I  L U    

   

    В каждой последующей строке сохраняется такое же количество сильных слогов как и в предыдущей. Это обязательное правило.                                                      

Традиционные стихи делятся на БЕЛЫЕ и РИФМОВАННЫЕ

   Белые стихи имеют определенный ритм, но не имеют рифмы.                                   

Например:

                     "А ну-ка, Македонца или Пушкина

                      Попробуйте назвать не Александром,

                      А как-нибудь иначе! Не пытайтесь!

                      Еще Петру Великому придумайте

                      Другое имя! Ничего не выйдет!..."

                                       Арсений ТАРКОВСКИЙ

      Гораздо чаше, в русской поэзии, создаются рифмованные тексты. Рифма придает стихам значительно больший колорит и художественную выразительность.  

     РИФМА - это созвучие окончаний слов. Скажем, банальное "палка, галка"

Бывают рифмы богатые и бедные 

    Рифмы бедные - это, как правило, рифмующиеся глаголы.

Например:

 держать, бросать, догонять, убегать, читать, писать и т. д.

Такие рифмы, хотя и точные, но не добавляют стихотворению выразительности.

    Рифмы богатые - это рифмующиеся имена существительные с глаголами или другими частями речи.

 Например:

                          "Мело мело по всей земле

                           Во все пределы.

                           Свеча горела на столе.

                           Свеча горела.

 Совсем другой колорит. Совсем другое, более сочное звучание слов.

 Рифмы бывают мужские и женские.

 МУЖСКИЕ - это рифмы с ударением на последний слог.

Например:                                                                                                                    

                          Бог, порог, итог, пирог ит. д.

 

 ЖЕНСКИЕ - это рифмы с ударением на предпоследний слог.

 Например:

                         Баллада, ограда, осада, не надо и т. д.

      Нередко встречаются рифмы ассонансные (неточные). 

Например:

                           любовь, любой.

     Чтобы научиться рифмовать строки, детям можно предложить поиграть в буриме      т. е. составить стихотворение по заранее заданным рифмам.

 Например:

                           О чем размышляла пушистая кошка?

                           О том как приятно сидеть на ........

   Можно, просто поиграть в рифму. Т. е. кто назовет больше рифм к какому-либо слову.

Если одна строка не рифмуется с другой, т. е.  не найти рифму к определенному слову, это слово нужно убрать в другую часть строки или заменить его другим, не нарушая при этом заданного ритма. 

Например:

                         Как прекрасна наша жизнь...

С чем срифмовать слово «жизнь»

А если переставить слова в строке?

                         Наша жизнь так прекрасна

                         В небе солнце светит ....

И все становится на свои места.

    Рифма поддается тому, кто больше ею занимается. Т. е. чаще пишет рифмованные стихи. Работа над рифмой значительно повышает словарный запас у пишущего человека.

 

   

     В традиционном стихосложении существует три вида рифмованных строк: парные, перекрестные и параллельные.

       

 ПАРНЫЕ: Первая строчка рифмуется со второй, а третья с четвертой.

               

                А

                   а

                   б

                   б

 

 

Например:    

                       "Море пело о любви                                  (А)

                             Говоря: "Живи, живи!                                (а)  

                             Но хоть вспыхнул в сердце свет,        (б)

                             Отвечало сердце: "Нет!"                          (б)

                       

                                                                          К. БАЛЬМОНТ

                                             

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ:  Первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой.

                  а

                  б

                  а

                  б

   

 Например:            "Покраснела рябина,               (А)

                               Посинела вода.                                  (б)

                               Месяц, всадник унылый,            (а)

                               Уронил повода ."                             (б)

   

                                                                             С. ЕСЕНИН

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ:   Первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей.

              А

                 б

                 б                    

                 а

Например:          « Когда уснет земля и жар отпышет                       (А)

                            А на душе зверей покой лебяжий,                           (Б)

                            Идет по кругу ночь с горящей пряжей                    (Б)

                            И мощь воды морской зефир колышет                   (А)                  

                                                                                        О.МАНДЕЛЬШТАМ

Таким образом, расположение строк  формирует строфы поэтических произведений.

     СТРОФА - это гармоничное сочетание нескольких строк, объединенных общей мыслью и определенным ритмическим рисунком.

Существуют строфы в две, три, четыре, пять, шесть, восемь строк. Существуют баллады, канцоны,  моноримы, сонеты, венки сонетов и другие формы стихов.  Поэтическое творчество неисчерпаемо.        

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Методическая разработка к занятию по фитнесу в отделении дополнительного образования.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого...

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».

Методическая разработка    современного занятия.  Введение  в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация  и технология выполнения базовых  элементов: за...