Педагогическая диагностика
статья по теме

Кукушкина Елена Николаевна

В статье описаны методы диагностики, применяемые на занятиях в изостудиях "Образ" и "Природа и фантазия". Определить уровень имеющихся знаний и умений ребенка пришедшего заниматься в студию, оценить результативность занятий, качество усвоения материала позволяют входной, текущий и итоговый контроль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Прием в студию происходит без конкурсного отбора, начальный уровень подготовки детей различен. С целью определение уровня имеющихся знаний и умений ребенка – проводится входная диагностика. Входная диагностика строится на  основе опроса, наблюдения и тестирования.

Тест «Красивый рисунок» позволяет выявить особенности ребенка, и в дальнейшем дает возможность использовать в обучении личностно-ориентированную технологию.

Тест направлен на выявление:

  • начальных знаний и навыков работы  материалами, уровня изобразительной техники, творческого потенциала обучающегося

 (характерные особенности изображаемых предметов, сложность изображения, детализация)

  • эмоциональных особенностей (заниженная или завышенная самооценка: освоение пространства листа – в углу листа располагается рисунок или занимает весь лист,  характер  используемой цветовой гаммы: темные цвета – проблемы эмоционального состояния.

Все критерии относительны. Тест дает общую картину о детях, которые пришли на занятие.  

Инструкция. Нарисуй фломастерами или цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок – какой захочешь.

Тест «Исследование индивидуальных особенностей воображения» позволяет определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков.

Цветометодика «Мое настроение на занятии» направлена на выявление преобладающего (положительного или отрицательного) эмоционального состояния на занятии. Ярко выраженные положительные эмоциональные переживания обучающегося могут служить значимым мотивационным фактором его деятельности. Проводится в начале, середине и в конце года и фиксируется в листе настроения каждого обучающегося.

Инструкция: Перед тобой разложены карандаши разного цвета

(зеленый, красный, коричневый, серый, черный) с обозначением оттенков настроения. Внимательно  вникни в смысл оттенков. На бланке ответов перечислены различные ситуации на занятии. Подумай, какое настроение характерно для тебя на занятиях. Для ответа раскрась соответствующую полоску-настроение.

Оттенки настроения

Цвет

карандаша

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

Я спокоен

зеленый

Я удовлетворен

зеленый

Я энергичен, собран

зеленый

Обычное деловое настроение

зеленый

Чувствую себя совершенно свободно

зеленый

Мне радостно

красный

Подъем настроения

красный

Уверен в себе

красный

Мне хорошо

красный

Мне все равно

серый

Я не уверен в себе

серый

Я напряжен

серый

Я погружен в свои мысли

серый

Мне скучно

серый

Я волнуюсь, настороже

коричневый

Я раздражен, испытываю чувство досады

коричневый

Чувство страха

черный

Мне хочется ударить кулаком по столу, закричать

черный

Для оценки результативности занятий, качества усвоения материала применяется текущий и итоговый контроль (наблюдение, творческие индивидуальные или коллективные задания). Результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих работ. Формы итогового контроля – выставка работ в кабинете, творческий отчет для родителей или участие в выставках-конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность , направленная на изучение элементов педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, семь...

Педагогическая диагностика в школе

Педагогическая диагностика-это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса. В работе представлены методики, которые помогут классному руководителю...

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...


 

Комментарии

Батуева Татьяна Васильевна

Елена Николаевна, спасибо за идеи диагностических тестов. Очень актуальная тема в нашем дополнительном образовании. Попробовала использовать. Но мне не хватило знания критериев анализа результатов...