Программа кружка "Фантазии природы"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Природа и человек...Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. “Земля – наш общий дом “ - и пусть это будут не только слова, а каждый из нас должен воспитывать в себе экологическую культуру и совесть, чтобы это выражение стало девизом для всего мира. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что “дарила Земля”, что исходило из самой природы :камни, глина, песок, солома, трава, дерево ....Поэтому, мы взрослые, должны научить детей изготавливать полезные и нужные вещи своими руками из предлагаемых материалов, что в свою очередь воспитает у детей здоровое нравственное начало, любовь и уважение к труду, учит видеть красоту природы и бережно относится к ней. Декоративно-прикладное творчество предполагает развитие в детях чувства прекрасного, гармоничного отношения к себе и к окружающему миру через практическую деятельность. И только живя в гармонии с собой, ребенок старается сделать гармоничным и мир вокруг себя. А позитивное отношение к природе, к себе и к окружающему закладывается только в раннем возрасте.
Поэтому программа “Калейдоскоп природы” разработана с экологическим уклоном. Освоение программы учащимися включает в себя наблюдение и изучение многообразия мира природы и закрепления увиденного в процессе изготовления поделок. Это позволяет детям расширять свои знания в области ботаники, математики ИЗО и др. предметов школьной программы. Очень важно пробудить у ребенка интерес к работе с природным материалом и сохранить его на протяжении изучения всей программы.
Данная программа имеет декоративно-прикладную направленность и предусматривает расширение кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к работе с природным материалом. Программа предназначена для детей раннего и среднего школьного возраста.
Программа актуальна т.к. является комплексной и дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в том или ином виде деятельности. Составление композиций, флористика, аранжировка, выполнение аппликаций из различных природных материалов воспитывают тонкий художественный вкус ребенка. А работа с такими материалами как пластилин, гипс, тесто делает кого-то “скульпторами”, кого-то “архитекторами”, т.е. помогает ребенку “находить себя” в материале. Ведь по своей природе кто-то больше скульптор, кто-то архитектор, и безусловно каждый выразит себя наиболее адекватно в предполагаемой технике исполнения.
Программа расчитана на два года. Занятия 1 года обучения проводятся два раза в неделю по два часа и составляют 144 часа в год. На первом году обучения при выполнении работ, соблюдается направленность “от простого к сложному”. В течение года учащиеся осваивают виды декоративно-творческой деятельности и приобретают основные навыки работы с природным материалом. На втором году обучения задания усложняются, приобретают метод проблемно-поисковый, где сначала делается вступительное слово, создающее установку на поисково-творческую деятельность, затем идет анализ художественной проблемы с выявлением позиции каждого ученика, потом идет самостоятельное творчество, направленное на создание продукта, в конце организовывается коллективный просмотр и дается оценка результатов творческой деятельности. Занятия второго года обучения строятся на принципе повторения и расширения объема знаний, усложнения техники выполнения. Занятия второго года обучения проводятся три раза в неделю по два часа и составляют 216 часов.
Возрастной диапазон 1 года обучения от 10 до 13 лет, второго года обучения от 11 до 14 лет.
Работа по данной программе и на первом, и на втором году обучения проходит через три раздела-блока: учебный, закрепляющий, выставочный. Это когда обучающиеся сначала изучают данные темы, затем закрепляют полученные знания на практике(изготовление поделок) и показывают их (фантазируя над их оформлением).
Технология – как образовательная область, имеет громадный потенциал для развития личности обучающихся посредством доступной им производительной деятельности. При этом формируются представления о всеобщности технологий, их роли в жизни общества и современного человека, воспитываются лучшие гражданские качества – самостоятельность, бережное отношение к природе, трудолюбие. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок может получить удовлетворение от своего труда, последнее в свою очередь зависит от того, насколько учеба и труд школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей юного возраста и вызвать у них положительные эмоции.
Для расширения художественного кругозора и закрепления знаний нового материала запланированы экскурсии , на которых учащиеся овладевают начальными основами исследовательской деятельности (наблюдение за изменениями в природе, обитателями парковой зоны, речных водоемов, познают экологическую культуру о которой говорилось выше).
Цель программы:
Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся через общение с природой своей малой Родины путем
изучения основ декоративно-прикладного творчества
Задачи:
обучающие:
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту;
- познакомить и историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами, необходимыми при выполнении работ;
воспитывающие:
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка и самореализации поведения, чувства собственного достоинства
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
развивающие:
- развивать потребность к творческому труду;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, фантазию;
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
Организация занятий:
Процесс обучения складывается из определенной, организованной деятельности педагога и ученика, направленной на достижение поставленной цели, для этого в данной программе использованы различные методы и формы обучения:
- словестный метод (рассказ, беседа, объяснение);
- демонстрационный (показ таблиц, рисунков, иллюстраций, образцов, наглядного материала);
- метод коллективных и индивидуальных работ;
- экскурсии, конкурсы;
Экскурсия – один из главных элементов общения с природой. Во время проведения экскурсии дети учатся наблюдать за явлениями, происходящими в природе. Это развивает их внимание, пробуждает интерес к природе, к красоте родного края, собирают природный материал следуя принципу “не навреди”. Занятия проходят в форме свободного общения, способствующего более быстрому усвоению теоретического материала и выполнению практических работ. Занятия проходят согласно расписанию, обучение организуется на добровольных началах.
Условия реализации программы:
Необходимо соблюдать единство требований, никогда не останавливаться на достигнутом – главные условия эффективности реализации данной программы.
При определении содержания деятельности необходимо учитывать следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой терминологии, установленной размерности);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех перечисленных принципов).
При реализации данной программы используются все виды деятельности: труд, познание, учение, общение, творчество.
В программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки детского творчества по изучаемым темам. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение сделанное его руками, а также объем знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе освоения тем данной программы.
Знания и умения по окончании курса обучения
В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения.
После окончания 1 года обучения обучающиеся должны:
Знать: - правила безопасности труда и личной гигиены; - названия инструментов и правила пользования инструментами; - названия материалов (природный материал, нитки, картон...) - технологию выполнения аппликации из различных видов материала; | Уметь: - правильно организовать свое рабочее место; - пользоваться инструментами; - выполнять разметку по шаблону. - оказывать товарищу помощь; - оценивать результаты своего труда; -выполнять операции по обработке различных видов материала. |
После окончания 2 года обучения обучающиеся должны:
Знать - простейшие правила организации рабочего места; - приемы соединения различных деталей (с помощью клея, вязания и др.); - краткие сведения из истории флористики; - основные и дополнительные материалы; - краткие сведения из истории букета; - правила оформления работы в рамку; | Уметь - правильно организовать свое рабочее место; - пользоваться инструментами; - различать разные виды декоративно-прикладного творчества (тестопластика, флористика, ...); - определять основные части поделок, определять материал из которого они изготовлены; - прочно соединять детали между собой; - оказывать товарищу помощь; - применять приобретенные навыки на практике; - владеть изученными приемами вязания крючком - составлять композицию; - выполнять букет; - работать в различных техниках декоративно-прикладного искусства. |
Средства обучения:
Ножницы, стеки, клей, линейки, картон, альбом, куски ДВП, клей «Момент», краски, карандаши, лак, вязальные крючки, шерстяные нитки.
Природный материал: сухие листья перья, трава, пух, соцветия, вата, семена, колосья, пластилин, семечки ,мука, соль, кора, шишки, крупа, поролон, песок, глина, гипс.
Тематический план 1 года обучения
№ п/п | Название темы | всего часов | теория | практи ка | экскурсии |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2 | “Цветочная страна” | 34 | 2 | 30 | 2 |
3 | “Водное царство” | 20 | 2 | 16 | 2 |
4 | “Пластилиновый жгутик” | 12 | 2 | 10 | |
5 | «Срана вязания» | 42 | 4 | 38 | |
6 | «Тестопластика» | 34 | 4 | 30 | |
Всего: | 144 | 16 | 124 | 4 |
Содержание программы 1 года обучения
Цели и задачи:
_ научить любить природу и бережно относиться к ней;
- научить собирать и правильно хранить природный материал, выполнять из него поделки;
- развивать потребность гармоничного общения с природой, творческие способности ребенка, наблюдательность, зрительную память;
- формировать мотивацию к созидательной творческой деятельности, развивать чувство цвета, линии, формы;
- развивать фантазию и пространственное воображение;
- адаптировать обучающихся к новым условиям общения, к коллективу, группе.
- Вводное занятие (2 часа).
Знакомство с планом работы кружка. Знакомство с целями и задачами кружка, материалами и инструментами. Т.Б. Игра-знакомство «Я – ты».
5. “Цветочная страна”(34 часа)
Теория: Знакомство с темой: “Путешествие в “Цветочную страну”. Познакомить с многообразием видов, форм, окраски, размеров цветов. Познакомить с правилами заготовки материала и подготовки его к работе. Правила сушки, хранения. Дать понятие “плоскость”, “объем”. Дать понятие “флористика”. Основной и дополнительный материал. ИО ТБ при работе. Организация рабочего места.
Практическая часть: экскурсия “Край, в котором ты живешь” - заготовка материала. Семена и семечки. Подготовка к работе. Сушка цветов и лепестков и придания им плоской формы. Рассматривание открыток. Рисование цветов красками. Выполнение плоскостной композиции. Практическая работа аппликация из сухих лепестков: “Цветы” из засушенных цветов.
Семена и семечки. Выполнение объемного букета из семян ясеня “Цветы в вазе”.
Итоговое занятие: аппликация “Букет”
.8. “Водное царство” (20 час.)
Теория: Знакомство с материалами минерального происхождения: гипсом, песком, камнями, ракушками. История появления, добыча. Применение в народном хозяйстве. Характеристика материала. Знакомство с правилами хранения и подготовки материала к работе. Знакомство с народными промыслами. ИО ТБ при работе, порядок выполнения работ из глины, песка, камней, ракушек.
Практическая часть: Экскурсия к водоему. Заготовка природного материала. Отгадывание загадок.
Кулоны из гипса, роспись. Аппликации из песка. Зверушки из ракушек
Итоговое занятие: «Веселый зоопарк», «Морской пейзаж».
9. “Пластилиновый жгутик” (12 час.)
Теория: Знакомство с материалом. История появления. Состав. Порядок выполнения пластилиновых аппликаций. Порядок выполнения работ из пластилина. ИО ТБ. Организация рабочего места.
Практическая часть: отработка приема “раскатывание” пластилина.
Аппликация из пластилиновых жгутиков
Итоговое занятие: “Сказочные цветы”.
6. Страна вязания (42 час.)
Теория: История техники вязания крючком. Знакомство с ассортиментом крючков и нитей. Порядок выполнения работы. Условные обозначения. Запись схем. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата. Организация рабочего места. ТБ при выполнении работ.
Практическая часть: Освоение приемов вязания.
Вязание игрушек: слоник, страус, корова, змея
Итоговое занятие: выставка «Сказочных зверушек».
10. «Тестопластика» (34 час.)
Теория : Знакомство с материалом: “Волшебное тесто” Из истории веков. Технология замешивания теста по специальному рецепту. Технология изготовления поделок. Крашеное тесто. Правила приготовление теста с добавками. Методика окрашивания теста, правила «сушки», «запекания», «подрумянивания». ИО. ТБ. Правила личной гигиены. Основной и дополнительный материал. Организация рабочего места.
Практическая часть: Замешивание теста по рецепту. Отработка приема”вымешивание”. Отработка приемов выполнения простых деталей (шарик, морковка, колбаска), раскрашивание. Создание картин:
«Цветочная поляна», «Смешарики»
Итоговое занятие: «Угощение для кукол».
Календарный план учебно-воспитательной работы 1 года обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Вводное занятие | 2 | 2.09 |
3-4 | Познакомить с правилами заготовки и сушки материала | 2 | 6.09 |
5-6 | Экскурсия “Край, в котором ты живешь” - заготовка материала | 2 | 9.09 |
7-8 | Сушка цветов и лепестков и придания им плоской формы | 2 | 13.09 |
9-10 | Выполнение плоскостной композиции | 2 | 16.09 |
11-12 | Выполнение аппликации из сухих лепестков | 2 | 20.09 |
13-14 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. Создание эскиза | 2 | 23.09 |
15-16 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. Оформление рамки. | 2 | 27.09 |
17-18 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. | 2 | 30.09 |
19-20 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. | 2 | 4.10 |
21-22 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. | 2 | 7.10 |
23-24 | Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. | 2 | 11.10 |
25-26 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» Создание эскиза | 2 | 14.10 |
27-28 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» Оформление рамки. | 2 | 18.10 |
29-30 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» | 2 | 21.10 |
31-32 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» | 2 | 25.10 |
33-34 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» | 2 | 28.10 |
35-36 | Выполнение объемной картины из семян «Степные просторы» | 2 | 1.11 |
37-38 | Знакомство с материалами минерального происхождения | 2 | 4.11 |
39-40 | Экскурсия к водоему. Заготовка природного материала | 2 | 8.11 |
41-42 | Изготовление кулонов из гипса | 2 | 11.11 |
43-44 | Роспись кулонов из гипса | 2 | 15.11 |
45-46 | Выполнение аппликации из песка | 2 | 18.11 |
47-48 | Выполнение зверушек из ракушек | 2 | 22.11 |
49-50 | Выполнение объемной картины «Морской пейзаж» Создание эскиза | 2 | 25.11 |
51-52 | Выполнение объемной картины «Морской пейзаж» оформление рамки | 2 | 29.11 |
53-54 | Выполнение объемной картины «Морской пейзаж» | 2 | 2.12 |
55-56 | Выполнение объемной картины «Морской пейзаж» | 2 | 6.12 |
57-58 | Знакомство с пластилином. Порядок выполнения пластилиновых аппликаций | 2 | 9.12 |
59-60 | Отработка приема “раскатывание” пластилина | 2 | 13.12 |
61-62 | Выполнение аппликации из пластилиновых жгутиков | 2 | 16.12 |
63-64 | Выполнение панно «Сказочные цветы» | 2 | 20.12 |
65-66 | Выполнение панно «Сказочные цветы» | 2 | 23.12 |
67-68 | Выполнение панно «Сказочные цветы» | 2 | 27.12 |
69-70 | История техники вязания крючком. Знакомство с ассортиментом крючков и нитей | 2 | 10.01 |
71-72 | Порядок выполнения работы. Условные обозначения. Запись схем. | 2 | 13.01 |
73-74 | Выполнение основных приёмов: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик. | 2 | 17.01 |
75-76 | Выполнение столбиков с 1, 2, 3 и более накидами. | 2 | 20.01 |
77-78 | Выполнение рогатки из 2 столбиков с накидом | 2 | 24.01 |
79-80 | Выполнение веера из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины | 2 | 27.01 |
81-82 | Выполнение закрепления вязания, убавление и прибавление петель. | 2 | 31.01 |
83-84 | Вязание круга, квадрата | 2 | 3.02 |
85-86 | Вязание игрушки «Слоник». Запись порядка работы. | 2 | 7.02 |
87-88 | Вязание головы и хобота. | 2 | 10.02 |
89-90 | Вязание глаз, век, бивней и ног. | 2 | 14.02 |
91-92 | Вязание туловища. | 2 | 17.02 |
93-94 | Вязание ушей. | 2 | 21.02 |
95-96 | Сборка деталей | 2 | 24.02 |
97-98 | Вязание игрушек «Змейки». Запись порядка работы. | 2 | 28.02 |
99-100 | Вязание туловища и головы мальчика. | 2 | 3.03 |
101-102 | Вязание глаз, носа, шляпы и бабочки | 2 | 7.03 |
103-104 | Вязание туловища и головы девочки. | 2 | 10.03 |
105-106 | Вязание глаз, носа, губ, капюшона и бантика | 2 | 14.03 |
107-108 | Сборка деталей | 2 | 17.03 |
109-110 | Выставка мягких зверушек | 2 | 21.03 |
111-112 | История возникновения и развития промысла. Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для лепки. Запись рецептов солёного теста. | 2 | 24.03 |
113-114 | Способы лепки и использование дополнительных приспособлений. отработка основных приемов и элементов лепки. | 2 | 28.03 |
115-116 | Выполнение рисунка, эскиза заданного изделия | 2 | 31.03 |
117-118 | Обработка и сушка изделий из теста в домашних условиях. | 2 | 4.04 |
119-120 | Технология раскраски изделий из соленого теста выполнение работы по раскраске изделий из теста | 2 | 7.04 |
121-122 | Фитодизайн, как искусство; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями. | 2 | 11.04 |
123-124 | Разработка коллективных работ «Цветочная полянка» , «Смешарики». Создание эскиза. | 2 | 14.04 |
125-126 | Выполнение и сушка деталей для «Цветочной поляны» | 2 | 18.04 |
127-128 | Раскрашивание деталей для «Цветочной поляны» | 2 | 21.04 |
129-130 | Подготовка основы для картины | 2 | 25.04 |
131-132 | Приклеивание деталей | 2 | 28.04 |
133-134 | Выполнение и сушка деталей для «Смешарики» | 2 | 3.05 |
135-136 | Выполнение и сушка деталей для «Смешарики» | 2 | 7.05 |
137-138 | Раскрашивание деталей для «Смешарики» | 2 | 10.05 |
139-140 | Подготовка основы для картины | 2 | 15.05 |
141-142 | Приклеивание деталей | 2 | 17.05 |
143-144 | Итоговое занятие | 2 | 24.05 |
Список литературы:
Белецкая Л.Б. “Флористика” М.:АСТ; Донецк:
Гирндт Сюзанна “Разноцветные поделки из природных материалов”, ООО “Рольф”Москва 2001г.
Давыдова Т. “Игрушки из леса” Стрекоза-пресс Москва 2004г.
Зимина Н.В. “Шедевры из соленого теста”, Издательство “Мир книги” Москва,2008г.
Нагибина М.И. “Природные дары для и игры и развития» Изд. “Академия поделок ” Ярославль, 1997г.
Фирсова Анна “Чудеса из соленого теста” Айрис-пресс Москва, 2008г.
Черныш Игорь “Основы художественного мастерства. “АСТ-ПРЕСС”,Поделки из природных материалов” Москва, 2000г.
Шкицкая И.О. “Аппликации из пластилина” ООО “Феникс” г.Ростов-на-Дону 2009г.
Информационная карта
Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов”
Фамилия Имя Отчество педагога: Великоцкая Галина Васильевна
Название программы: “Фантазии природы”
Вид программы: модифицированная
Продолжительность освоения: 2 года
Возрастной диапазон: 10 -13 лет
Образовательная область: декоративно – прикладное искусство
Количество обучающихся в группе: 1 год обучения - 12-15 чел.
2 год обучения - 10-12 чел.
Продолжительность учебной недели – 20 час.
Учебный период: 1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 216 час.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
“Станция юных натуралистов”
Одобрено: Утверждаю:
на заседании педсовета Директор МОУ ДОД СЮН
Протокол №1 _________ И.В. Писанко.
от “____”_______2013г.
Программа
“Фантазии природы”
(1-й год обучения)
рассчитана на детей 10-13 лет)
Педагог дополнительного образования
Великоцкая Галина Васильевна
г.Сальск
2013г.
Содержание
1.Информационная карта
2.Пояснительная записка
3.Организация занятий
4.Условия реализации программы
5.Знания и умения по окончании курса
6.Средства обучения
7.Тематический план 1 года обучения
8.Содержание программы
9.Список литературы
Приложение:
- календарный план учебно-воспитательной работы 1 года обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству" дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...
дополнительная образовательная программа "Друзья природы"
Данная программа экологического кружка составлена на основе опыта внеклассной работы по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....
Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"
Образовательная программа "Человек. Природа. Общество" расчитана на изучение с 1 класса по 11....
Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"
В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...
рабочая программа курса "Природа родного края"
Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...
Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс
Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"
С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...