Программа кружка "Фантазии природы"
рабочая программа на тему

Великоцкая Галина Васильевна

Программа кружка "Фантазии природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantazii_prirody.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Природа и человек...Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. “Земля – наш общий дом “ - и пусть это будут не только слова, а каждый из нас должен воспитывать в себе экологическую культуру и совесть, чтобы это выражение стало девизом для всего мира. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что “дарила Земля”, что исходило из самой природы :камни, глина, песок, солома, трава, дерево ....Поэтому, мы взрослые, должны научить детей изготавливать полезные и нужные вещи своими руками из предлагаемых материалов, что в свою очередь воспитает у детей здоровое нравственное начало, любовь и уважение к труду, учит видеть красоту природы и бережно относится к ней. Декоративно-прикладное творчество предполагает развитие в детях чувства прекрасного, гармоничного отношения к себе и к окружающему миру через практическую деятельность. И только живя в гармонии с собой, ребенок старается сделать гармоничным и мир вокруг себя. А позитивное отношение к природе, к себе и к окружающему закладывается только в раннем возрасте.

Поэтому программа “Калейдоскоп природы” разработана с экологическим уклоном. Освоение программы учащимися включает в себя наблюдение и изучение многообразия мира природы и закрепления увиденного в процессе изготовления поделок. Это позволяет детям расширять свои знания в области ботаники, математики ИЗО и др. предметов школьной программы. Очень важно пробудить у ребенка интерес к работе с природным материалом и сохранить его на протяжении изучения всей программы.

Данная программа имеет декоративно-прикладную направленность и предусматривает расширение кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к работе с природным материалом. Программа предназначена для детей раннего и среднего школьного возраста.

Программа актуальна т.к. является комплексной и дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в том или ином виде деятельности. Составление композиций, флористика, аранжировка, выполнение аппликаций из различных природных материалов воспитывают тонкий художественный вкус ребенка. А работа с такими материалами как пластилин, гипс, тесто делает кого-то “скульпторами”, кого-то “архитекторами”, т.е. помогает ребенку “находить себя” в материале. Ведь по своей природе кто-то больше скульптор, кто-то архитектор, и безусловно каждый выразит себя наиболее адекватно в предполагаемой технике исполнения.

Программа расчитана на два года. Занятия 1 года обучения проводятся два раза в неделю по два часа и составляют 144 часа в год. На первом году обучения при выполнении работ, соблюдается направленность “от простого к сложному”. В течение года учащиеся осваивают виды декоративно-творческой деятельности и приобретают основные навыки работы с природным материалом. На втором году обучения задания усложняются, приобретают метод проблемно-поисковый, где сначала делается вступительное слово, создающее установку на поисково-творческую деятельность, затем идет анализ художественной проблемы с выявлением позиции каждого ученика, потом идет самостоятельное творчество, направленное на создание продукта, в конце организовывается коллективный просмотр и дается оценка результатов творческой деятельности. Занятия второго года обучения строятся на принципе повторения и расширения объема знаний, усложнения техники выполнения. Занятия второго года обучения проводятся три раза в неделю по два часа и составляют 216 часов.

Возрастной диапазон 1 года обучения от 10 до 13 лет, второго года обучения от 11 до 14 лет.

Работа по данной программе и на первом, и на втором году обучения проходит через три раздела-блока: учебный, закрепляющий, выставочный. Это когда обучающиеся сначала изучают данные темы, затем закрепляют полученные знания на практике(изготовление поделок) и показывают их (фантазируя над их оформлением).

Технология – как образовательная область, имеет громадный потенциал для развития личности обучающихся посредством доступной им производительной деятельности. При этом формируются представления о всеобщности технологий, их роли в жизни общества и современного человека, воспитываются лучшие гражданские качества – самостоятельность, бережное отношение к природе, трудолюбие. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок может получить удовлетворение от своего труда, последнее в свою очередь зависит от того, насколько учеба и труд школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей юного возраста и вызвать у них положительные эмоции.

Для расширения художественного кругозора и закрепления знаний нового материала запланированы экскурсии , на которых учащиеся овладевают начальными основами исследовательской деятельности (наблюдение за изменениями в природе, обитателями парковой зоны, речных водоемов, познают экологическую культуру о которой говорилось выше).

Цель программы:

Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся через общение с природой своей малой Родины путем

изучения основ декоративно-прикладного творчества

Задачи:

обучающие:

  • научить через общение с природой видеть и любить ее красоту;
  • познакомить и историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами, необходимыми при выполнении работ;

воспитывающие:

  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка и самореализации поведения, чувства собственного достоинства
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

развивающие:

  • развивать потребность к творческому труду;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, фантазию;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества.

                                                                         Организация занятий:

Процесс обучения складывается из определенной, организованной деятельности педагога и ученика, направленной на достижение поставленной цели, для этого в данной программе использованы различные методы и формы обучения:

  • словестный метод (рассказ, беседа, объяснение);
  • демонстрационный (показ таблиц, рисунков, иллюстраций, образцов, наглядного материала);
  • метод коллективных и индивидуальных работ;
  • экскурсии,  конкурсы;

Экскурсия – один из главных элементов общения с природой. Во время проведения экскурсии дети учатся наблюдать за явлениями, происходящими в природе. Это развивает их внимание, пробуждает интерес к природе, к красоте родного края, собирают природный материал следуя принципу “не  навреди”. Занятия проходят в форме свободного общения, способствующего более быстрому усвоению теоретического материала и выполнению практических работ. Занятия проходят согласно расписанию, обучение организуется на добровольных началах.

Условия реализации программы:

Необходимо соблюдать единство требований, никогда не останавливаться на достигнутом – главные условия эффективности реализации данной программы.

При определении содержания деятельности необходимо учитывать следующие принципы:

- научности (соблюдение строгой терминологии, установленной размерности);

  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех перечисленных принципов).

При реализации данной программы используются все виды деятельности: труд, познание, учение, общение, творчество.

В программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки детского творчества по изучаемым темам. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение сделанное его руками, а также объем знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе освоения тем данной программы.

Знания и умения по окончании курса обучения

В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения.

После окончания 1 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены;

- названия инструментов и правила пользования инструментами;

- названия материалов (природный материал, нитки, картон...)

- технологию выполнения аппликации из различных видов материала;

Уметь:

- правильно организовать свое рабочее место;

- пользоваться инструментами;

- выполнять разметку по шаблону.

- оказывать товарищу помощь;

- оценивать результаты своего труда;

-выполнять операции по обработке различных видов материала.

После окончания 2 года обучения обучающиеся должны:

Знать

- простейшие правила организации рабочего места;

- приемы соединения различных деталей (с помощью клея, вязания и др.);

- краткие сведения из истории флористики;

- основные и дополнительные материалы;

- краткие сведения из истории букета;

- правила оформления работы в рамку;

Уметь

- правильно организовать свое рабочее место;

- пользоваться инструментами;

- различать разные виды декоративно-прикладного творчества (тестопластика, флористика, ...);

- определять основные части поделок, определять материал из которого они изготовлены;

- прочно соединять детали между собой;

- оказывать товарищу помощь;

- применять приобретенные навыки на практике;

- владеть изученными приемами вязания крючком

- составлять композицию;

- выполнять букет;

- работать в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

Средства обучения:

Ножницы, стеки, клей, линейки, картон, альбом, куски ДВП, клей «Момент», краски, карандаши, лак, вязальные крючки, шерстяные нитки.

Природный материал: сухие листья перья, трава, пух, соцветия, вата, семена, колосья,  пластилин, семечки ,мука, соль, кора, шишки, крупа, поролон, песок, глина, гипс.

 Тематический план 1 года обучения

п/п

Название темы

всего часов

теория

практи

ка

экскурсии

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Цветочная страна”

34

2

30

2

3

Водное царство”

20

2

16

2

4

Пластилиновый жгутик”

12

2

10

5

«Срана вязания»

42

4

38

6

«Тестопластика»

34

4

30

Всего:

144

16

124

4

Содержание программы 1 года обучения

Цели и задачи:

_ научить любить природу и бережно относиться к ней;

  • научить собирать и правильно хранить природный материал, выполнять из него поделки;
  • развивать потребность гармоничного общения с природой, творческие способности ребенка, наблюдательность, зрительную память;
  • формировать мотивацию к созидательной творческой деятельности, развивать чувство цвета, линии, формы;
  • развивать фантазию и пространственное воображение;
  • адаптировать обучающихся к новым условиям общения, к коллективу, группе.
  1. Вводное занятие (2 часа).

Знакомство с планом работы кружка. Знакомство с целями и задачами кружка, материалами и инструментами. Т.Б. Игра-знакомство «Я – ты».

5. “Цветочная страна”(34 часа)

Теория: Знакомство с темой: “Путешествие в “Цветочную страну”. Познакомить с многообразием видов, форм, окраски, размеров цветов. Познакомить с правилами заготовки материала и подготовки его к работе. Правила сушки, хранения. Дать понятие “плоскость”, “объем”. Дать понятие “флористика”. Основной и дополнительный материал. ИО ТБ при работе. Организация рабочего места.

Практическая часть: экскурсия “Край, в котором ты живешь” - заготовка материала. Семена и семечки. Подготовка к работе. Сушка цветов и лепестков и придания им плоской формы. Рассматривание открыток. Рисование цветов красками. Выполнение плоскостной композиции. Практическая работа аппликация из сухих лепестков: “Цветы” из засушенных цветов.

Семена и семечки. Выполнение объемного букета из семян ясеня “Цветы в вазе”.

Итоговое занятие: аппликация “Букет”

.8. “Водное царство” (20 час.)

Теория: Знакомство с материалами минерального происхождения: гипсом, песком, камнями, ракушками. История появления, добыча. Применение в народном хозяйстве. Характеристика материала. Знакомство с правилами хранения и подготовки материала к работе. Знакомство с народными промыслами. ИО ТБ при работе, порядок выполнения работ из глины, песка, камней, ракушек.

Практическая часть: Экскурсия к водоему. Заготовка природного материала. Отгадывание загадок.

Кулоны  из гипса, роспись. Аппликации из песка.  Зверушки из ракушек

Итоговое занятие: «Веселый зоопарк», «Морской пейзаж».

9. “Пластилиновый жгутик” (12 час.)

Теория: Знакомство с материалом. История появления. Состав. Порядок выполнения пластилиновых аппликаций. Порядок выполнения работ из пластилина. ИО ТБ. Организация рабочего места.

Практическая часть: отработка приема “раскатывание” пластилина.

Аппликация из пластилиновых жгутиков

Итоговое занятие: “Сказочные цветы”.

6. Страна вязания (42 час.)

Теория: История  техники вязания крючком. Знакомство с ассортиментом  крючков и нитей.  Порядок выполнения работы. Условные обозначения. Запись схем. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата. Организация рабочего места. ТБ при выполнении работ.

Практическая часть: Освоение приемов вязания.  

Вязание игрушек: слоник, страус, корова, змея

Итоговое занятие: выставка «Сказочных зверушек».

                                                                10. «Тестопластика» (34 час.)

Теория : Знакомство с материалом: “Волшебное тесто” Из истории веков. Технология замешивания теста по специальному рецепту. Технология изготовления поделок. Крашеное тесто. Правила приготовление теста с добавками. Методика окрашивания теста, правила «сушки», «запекания», «подрумянивания». ИО. ТБ. Правила личной гигиены. Основной и дополнительный материал. Организация рабочего места.

Практическая часть: Замешивание теста по рецепту. Отработка приема”вымешивание”. Отработка приемов выполнения простых деталей (шарик, морковка, колбаска), раскрашивание. Создание картин:

  «Цветочная поляна», «Смешарики»

Итоговое занятие: «Угощение для кукол».

Календарный план учебно-воспитательной работы 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Вводное занятие

2

2.09

3-4

Познакомить с правилами заготовки и сушки  материала

2

6.09

5-6

Экскурсия “Край, в котором ты живешь” - заготовка материала

2

9.09

7-8

Сушка цветов и лепестков и придания им плоской формы

2

13.09

9-10

Выполнение плоскостной композиции

2

16.09

11-12

Выполнение аппликации из сухих лепестков

2

20.09

13-14

Выполнение объемного букета из семян  “Цветы в вазе”. Создание эскиза

2

23.09

15-16

Выполнение объемного букета из семян “Цветы в вазе”. Оформление рамки.

2

27.09

17-18

Выполнение объемного букета из семян  “Цветы в вазе”.

2

30.09

19-20

Выполнение объемного букета из семян  “Цветы в вазе”.

2

4.10

21-22

Выполнение объемного букета из семян  “Цветы в вазе”.

2

7.10

23-24

Выполнение объемного букета из семян  “Цветы в вазе”.

2

11.10

25-26

Выполнение объемной картины из семян  «Степные просторы» Создание эскиза

2

14.10

27-28

Выполнение объемной картины  из семян  «Степные просторы» Оформление рамки.

2

18.10

29-30

Выполнение объемной картины  из семян  «Степные просторы»

2

21.10

31-32

Выполнение объемной картины  из семян  «Степные просторы»

2

25.10

33-34

Выполнение объемной картины из семян  «Степные просторы»

2

28.10

35-36

Выполнение объемной картины из семян  «Степные просторы»

2

1.11

37-38

Знакомство с материалами минерального происхождения

2

4.11

39-40

Экскурсия к водоему. Заготовка природного материала

2

8.11

41-42

Изготовление кулонов из гипса

2

11.11

43-44

Роспись кулонов из гипса

2

15.11

45-46

Выполнение аппликации из песка

2

18.11

47-48

Выполнение зверушек из ракушек

2

22.11

49-50

Выполнение объемной картины  «Морской пейзаж» Создание эскиза

2

25.11

51-52

Выполнение объемной картины  «Морской пейзаж» оформление рамки

2

29.11

53-54

Выполнение объемной картины  «Морской пейзаж»

2

2.12

55-56

Выполнение объемной картины  «Морской пейзаж»

2

6.12

57-58

Знакомство с пластилином. Порядок выполнения пластилиновых аппликаций

2

9.12

59-60

Отработка приема “раскатывание” пластилина

2

13.12

61-62

Выполнение аппликации из пластилиновых жгутиков

2

16.12

63-64

Выполнение панно «Сказочные цветы»

2

20.12

65-66

Выполнение панно «Сказочные цветы»

2

23.12

67-68

Выполнение панно «Сказочные цветы»

2

27.12

69-70

История  техники вязания крючком. Знакомство с ассортиментом  крючков и нитей

2

10.01

71-72

Порядок выполнения работы. Условные обозначения. Запись схем.

2

13.01

73-74

Выполнение основных  приёмов: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик.

2

17.01

75-76

Выполнение  столбиков с 1, 2, 3 и более накидами.

2

20.01

77-78

Выполнение рогатки из 2 столбиков с накидом

2

24.01

79-80

Выполнение веера из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины

2

27.01

81-82

Выполнение закрепления  вязания, убавление и прибавление петель.

2

31.01

83-84

Вязание круга, квадрата

2

3.02

85-86

Вязание игрушки «Слоник». Запись порядка работы.

2

7.02

87-88

Вязание головы и  хобота.

2

10.02

89-90

Вязание глаз, век, бивней  и ног.

2

14.02

91-92

Вязание туловища.

2

17.02

93-94

Вязание ушей.

2

21.02

95-96

Сборка деталей

2

24.02

97-98

Вязание игрушек «Змейки». Запись порядка работы.

2

28.02

99-100

Вязание туловища и головы мальчика.

2

3.03

101-102

Вязание глаз, носа, шляпы и бабочки

2

7.03

103-104

Вязание туловища и головы девочки.

2

10.03

105-106

Вязание глаз, носа, губ, капюшона и бантика

2

14.03

107-108

Сборка деталей

2

17.03

109-110

Выставка мягких зверушек

2

21.03

111-112

История возникновения и развития промысла. Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для лепки. Запись рецептов солёного теста.

2

24.03

113-114

Способы лепки и использование дополнительных приспособлений. отработка основных приемов и элементов лепки.

2

28.03

115-116

Выполнение рисунка, эскиза заданного изделия

2

31.03

117-118

Обработка и  сушка изделий из теста в домашних условиях.

2

4.04

119-120

Технология раскраски изделий из соленого теста

выполнение работы по раскраске изделий из теста

2

7.04

121-122

Фитодизайн, как искусство; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.

2

11.04

123-124

Разработка коллективных работ  «Цветочная полянка» , «Смешарики». Создание эскиза.

2

14.04

125-126

Выполнение и сушка деталей для  «Цветочной поляны»

2

18.04

127-128

Раскрашивание деталей для  «Цветочной поляны»

2

21.04

129-130

Подготовка основы для картины

2

25.04

131-132

Приклеивание деталей

2

28.04

133-134

Выполнение и сушка деталей для  «Смешарики»

2

3.05

135-136

Выполнение и сушка деталей для  «Смешарики»

2

7.05

137-138

Раскрашивание деталей для  «Смешарики»

2

10.05

139-140

Подготовка основы для картины

2

15.05

141-142

Приклеивание деталей

2

17.05

143-144

Итоговое занятие

2

24.05

Список литературы:

Белецкая Л.Б. “Флористика” М.:АСТ; Донецк:

Гирндт Сюзанна “Разноцветные поделки из природных материалов”, ООО “Рольф”Москва 2001г.

Давыдова Т. “Игрушки из леса” Стрекоза-пресс  Москва 2004г.

Зимина Н.В. “Шедевры из соленого теста”, Издательство “Мир книги” Москва,2008г.

Нагибина М.И. “Природные дары для и игры  и развития» Изд. “Академия  поделок ” Ярославль,  1997г.

Фирсова Анна “Чудеса из соленого теста” Айрис-пресс Москва, 2008г.

Черныш Игорь “Основы художественного мастерства. “АСТ-ПРЕСС”,Поделки из природных материалов” Москва, 2000г.

Шкицкая И.О. “Аппликации из пластилина” ООО “Феникс” г.Ростов-на-Дону   2009г.

Информационная карта

Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов”

Фамилия Имя Отчество педагога: Великоцкая Галина Васильевна

Название программы: “Фантазии природы”

Вид программы: модифицированная

Продолжительность освоения: 2 года

Возрастной диапазон: 10 -13 лет

Образовательная область: декоративно – прикладное искусство

Количество обучающихся в группе: 1 год обучения - 12-15 чел.

2 год обучения - 10-12 чел.

Продолжительность учебной недели – 20 час.

Учебный период: 1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 216 час.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей

Станция юных натуралистов”

Одобрено: Утверждаю:

на заседании педсовета Директор МОУ ДОД СЮН

Протокол №1 _________ И.В. Писанко.

от “____”_______2013г.

Программа

Фантазии природы”

(1-й год обучения)

рассчитана на детей 10-13 лет)

Педагог дополнительного образования

Великоцкая Галина Васильевна

г.Сальск

2013г.

Содержание

      1.Информационная карта

2.Пояснительная записка

3.Организация занятий

4.Условия реализации программы

5.Знания и умения по окончании курса

6.Средства обучения

7.Тематический план 1 года обучения

8.Содержание программы

9.Список литературы

Приложение:

- календарный план учебно-воспитательной работы 1 года обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

дополнительная образовательная программа "Друзья природы"

Данная программа экологического кружка составлена  на основе  опыта внеклассной работы  по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....

Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"

В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...