Самоанализ открытого занятия «Создание вязаного кукольного театра на шпажках»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кучерова Дарья Викторовна

Занятие «Создание вязаного кукольного театра на шпажках» входит в программу факультатива «Вязание для всех», в раздел «Развитие творческого воображения и органично связано с двумя из основных тем этого раздела: «Маски и куклы» и «Герои из страны сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkrytogo_zanyatiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 занятия по программе «Вязание»

(Педагог МОУ ДОдД «ЦДОдД» Кучерова Дарья Викторовна)

       Занятие проводится в группе первого года обучения.

В её состав входит 10 детей среднего дошкольного возраста. Все  девочки. Но последнее время к нам стали заходить и мальчики)

     В этом возрасте  дети отличаются более устойчивыми  интересами,  развитой  мелкой  моторикой, они  достаточно усидчивы и сориентированы на достижение  конечного результата,  поэтому они   могут выполнять   вязаные вещи  средней сложности  и  в натуральную величину.   Но при этом  они имеют право проходить программный материал в ускоренном или замедленном темпе,  самостоятельно  выбирать для  исполнения  изделия из  предложенных  педагогом  перечня,  подборки журналов по  вязанию.  Их  детская  непосредственность при решении образов заменяет собой изобразительную грамоту.

           На данном занятии я оборудовала рабочие места, создала комфортный климат и ситуацию успеха, разнообразила виды деятельности, включила двигательный момент (игра – инсценировка).

         На основе приобщения детей к народному декоративно-прикладному творчеству (вязание) я развиваю творческое воображение, изобразительные способности детей, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности, желание и умение доводить начатое дело до конца. Обучаю их технологическим навыкам работы и безопасным приёмам работы с инструментами (крючок, спицы)) и техническими средствами (электрическим утюгом).

                                  При этом пользуюсь:

1.Специальной литературой (Анна Курс «Театральные куклы»», раскрывающей общие технологические особенности работынад кукольными персонажами на шпажках.

2.Наглядным материалом:

- вязаными пальчиковыми куклами;

- слайдами, показывающими разновидности самодеятельных кукольных театров  

        ТЕМА занятия «Создание вязаного кукольного театра на шпажках» входит в программу факультатива «Вязание для всех», в раздел «Развитие творческого воображения и органично связана с двумя из основных тем этого раздела: «Маски и куклы» и «Герои из страны сказок».

Степень сложности выбранного материала продиктована уровнем развития детей и их интересами.

ЦЕЛЬ: (Образовательная) Вспомнить историю и виды кукольных театров.

             (Воспитательная) Воспитывать интерес к самостоятельной творческой деятельности, усидчивость и аккуратность.

              (Развивающая) Развить творческое воображение и технологические навыки детей при завершающем оформлении  кукол для театра.

Содержание учебного занятия соответствует его целям:

- теоретический материал расширяет познания детей в области кукольного театра, что способствует их возрасту и интересам;

- этот интерес на протяжении занятия поддерживался благодаря его дидактическому оснащению ( Пальчиковые куклы, слайды, оборудование рабочего места, шпажки под новые куклы) и смены форм работы (теоретическое сообщение, собеседование о персонажах сказки, разыгрывание сказки, самостоятельная творческая деятельность по изготовлению персонажей сказки);

- практическая часть занятия призвана перевести детей в зону ближайшего развития (что уже является показателем эффективности занятия), то есть развить творческое воображения и технологические навыки детей при изготовлении вязаных кукол для театра

- я стремилась создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка на основе индивидуального подхода, который гласит:

1. Видеть в каждом ребёнке индивидуальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.

2. Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильности поведения и устранить их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка.

4. Организовать атмосферу успеха, помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

5. Учить детей видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу.

6. Завоёвывать уважение и доверие ребёнка, для чего относится к себе самой как к личности и быть личностью.

Главной дидактической цели соответствует и тип занятия-

«Совершенствование знаний умений и навыков» обучающихся на основе введения небольшими порциями новых теоретических сведений.

        Содержание учебного материала продолжает, углубляет и развивает материал предыдущих занятий по изготовлению объёмных фигурок, и предполагает продолжение на последующих занятиях (завершение изготовления декораций к сказке).

Технологическая схема занятия подчинена основной сверхзадаче – воспитывать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной творческой деятельности, научит радоваться общению с педагогом и друзьями.

Я сохранила традиционные этапы занятия:

- организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия;

-  проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к освоению нового материала,

- ознакомление с новыми знаниями и умениями;

- подготовка к выполнению и выполнение задания творческого характера;

- подведение итогов занятия, формулирование выводов.

            Превращают в живое заинтересованное решение поставленной проблемы

- чёткое поэтапное приближение к поставленной цели,

- установка не на запоминание, на смысл и практическую значимость получаемых знаний и навыков,

- реализация индивидуального подхода.

Взаимосвязь главных этапов (сообщение теоретических сведений и выполнения творческого практического задания) объединяют занятие в единое целое.

                На занятии использована основная группа методов и их подгруппы:

- мотивация и стимулирование, формирования интереса к занятию, организации игры, выполнение творческого задания;

- организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. (Здесь действуют словесный, наглядный, практический методы.)

( При чём, с точки зрения принципа саморазвития ведущие методы обучения на данном занятии смещаются с репродуктивных на продуктивные).

- в качестве методов контроля я использовала самостоятельный контроль и коррекцию педагога.

            Мне удалось заинтересовать учащихся теоретическими сведениями. Из громадного объёма информации о кукольном театре я выбрала небольшие по объёму, но, на мой взгляд, наиболее доступные восприятию сведения.

И организовала посильную творческую деятельность детей по созданию собственного вязаного театра.

          Педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а так же проявить себя в творческой деятельности.

        Моё поведение на занятии было подчинено схеме «субъект+субъектных» отношений, где педагог помогает ребёнку и направляет его деятельность, уважая его достоинства и точку зрения в творчестве.

     Я ставлю во главу угла личность ребёнка и стремлюсь найти ресурсы для его развития.

        Моя стратегия как и всей системы дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

      Дети работали заинтересованно, каждый фантазировал по-своему, т.к. персонажи у всех были разные.

        Продемонстрировали достаточный уровень усвоения теоретических знаний и умение применять знания, наблюдения, умения на практике.

      Этому способствовали особые доверительные отношения детей к педагогу.

      Поэтому обучающимися в полном объёме усвоен запланированный теоретический материал и выполнено творческое практическое задание ( на достаточно высоком уровне)

       Поставленной цели занятие достигло.

Оценка результатов занятия  высокая.

Памятка

по самоанализу занятия в системе дополнительного образования

1.Общие сведения:

- краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

- характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения,   наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема занятия:

         - место в учебном курсе;

       - степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3.  Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и      развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятия:

- соответствие содержания его цели;

- дидактическая обработка содержания;

- как учебный материал развивает творческие способности детей;

- создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к   обучению;

- формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

- какой тип учебного занятия избран;

- место занятия в учебном курсе;

- способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6. Структура учебного занятия.

- этапы учебного занятия;

- их последовательность;

-главный этап занятия и его характеристика;

- обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

- соответствие применяемых методов цели занятая;

- эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;

- результативность используемых методов.

8.  Система работы педагога:

- умение организовать работу детей;

- управление группой, определение объёма учебного материала для обучающихся;

- поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

- организовать активность;

- отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете,

- уровень усвоения знаний умений;

Умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

- выполнение запланированного объёма;

- степень реализации цели занятия;

- рекомендации по улучшению качества учебного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в кружке "Кукольный театр" для детей 7-9 лет

Предлагаю планы трёх занятий, взаимосвязанных темой "Животные" Занятия состоят из двух частей : актёрское мастерство и декоративно-прикладное творчество. Время занятия-45 минут. Первую часть (20 минут...

Тематические планы занятий в кружке"кукольный театр"

Два занятия в кружке "кукольный театр" для детей 8-10 лет, 1-го года обучения:"Сказочный день" и "Слово и образ". Цель занятий:играть предложенные роли. Задачи:1)развивать творческое воображение, 2)об...

Календарно-тематическое планирование занятий в кружке "Кукольный театр" на 2012-2013учебный год.(для 1-го класса по ФГОС)

Развёрнутое планирование учебного материала по датам 2012-2013 учебного года. Предназначено для групп кружка "Кукольный театр" для детей 1-ых классов. Первоклассники занимаются внеурочной деятельность...

План – конспект открытого занятия объединения «ВЯЗАНИЕ» ( Педагог дополнительного образования Кучерова Д.В.)

Открытое занятие было проведено в период аттестации на первую квалификационную категорию.  Тема. Создание кукольного театра на шпажке в технике вязания крючком из заготовленных деталей.Цель....

Конспект вводного занятия по программе "Кукольный театр"

Вводное занятие в объединении "Театр кукол "Буратино". Играввые моменты, разновидность кукол, применяемых в объединении, изготовление первой куклы из подручного материала....

Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»

Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической  разработке  представлена  информационная  карта  занятия, подробный к...

Конспект занятия на кружке кукольного театра "Марионетки" "Игровой речевой тренинг"

Методическая разработка посвящена вопросам развития артикуляционного аппарата детей, развития речевого дыхания, тренировку выдоха, творческих способностей обучающихся средствами игрового тренинга. В р...