План-конспект занятия
план-конспект на тему

Письменная Ирина Викторовна

План-конспект занятия по рабочей программе "Нродные промыслы", которая является блоком программы "Фольклорная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

занятия по рабочей программе «Народные промыслы»

(блок программы «Фольклорная школа»)

Разработчик: Письменная И.В., методист музыкального отдела

Тема: «Матрёшка».

Цель занятия: Знакомство с историей возникновения игрушки; эскиз своей матрёшки, работа в цвете.

Задачи занятия:

Достижение предметных планируемых результатов:

- уметь различать матрёшки -  Полхов-Майданскую, Семёновскую, Сергиев-Посадскую (Загорскую);

- изучить элементы  росписи матрёшек.

 Достижение метапредметных планируемых результатов:

 - развитие художественно-образного воображения; чувство формы, цвета, пропорций;

- развитие художественной памяти.

Достижение личностных планируемых результатов:

- формирование основ художественной культуры;

- формирование навыков самостоятельной работы.

Оборудование и материалы для педагога: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация-беседа (демонстрация слайдов с иллюстрациями для объяснения нового материала), презентация-задание (элементы росписи, алгоритм поэтапного выполнения задания); для обучающихся: альбомный лист с контуром матрёшки, кисти, краски (гуашь), клеёнка, непроливайки с водой, ластик, карандаш.

Продукт занятия: упражнение -  выполнение росписи матрёшек.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Готовность обучающихся к занятию. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

  1. Основная часть.

2.1 Тему нашего занятия вы определите сами.  Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о ком мы сегодня будем говорить:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука

 В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрёшка).

(ответы детей)

Правильно, конечно это русская народная игрушка – матрёшка и мы будем говорить о ней. Наша родина издревле славилась своими мастерами, умеющими превращать природные материалы настоящие шедевры искусства, а те места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Послушайте  историю матрёшки.  Однажды в конце 19 века русский токарь-умелец выточил куклу  женской формы, внутри которой располагались ещё семь кукол меньшего размера. Художник Сергей Васильевич Малютин расписал их. Одел деревянных кукол в русские сарафаны, передники, на голову повязал яркие платочки. Большую фигурку - нарисовал с чёрным петухом, затем девочку с серпом, девочку с караваем, братца с сестрицей и ещё двух девочек. Нарисовал им красивые глазки, румяные щёчки и назвал красивым русским именем Матрёна, а ласково Матрёшка. Так и стали называть эти игрушки матрёшками. В 1900 году матрёшку отвезли на Всемирную выставку в Париж, где её высоко оценили специалисты. Такие игрушки изготавливают и любят в нашей стране, поэтому их называют символом России. Вам,  нравятся они? (ответы детей). Первые матрёшки появились в Серигиевом-Посаде, который после переименовали в Загорск. Наиболее известные матрёшки – это Загорская (Сергиев-Посадская), Полхов-Майданская и Семёновская.

Сегодня наши гостьи Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская и Семёновская матрёшки.

Презентация.

Слайд 1.

Педагог: на Сергиев-Посадской матрёшке чётко обозначены силуэты платка, кофты, сарафана. Платок и край передника скромно украшает декоративная роспись. У Сергиев-Посадских матрёшек есть родные сестрички, их изготавливают на фабриках других городов и расписывают по-разному. Одни матрёшки в ярких сарафанах, иные в зимних шубах. Одни фигурки расписаны цветами и ягодами, другие – в руках букеты держат.

Слайд 2.

Педагог: Полхов-Майданская матрёшка не имеет характерных для других матрёшек деталей – рук, сарафана, кофты. Она неизменно  расцвечена веткой с алыми цветами, а лицо обрамляют «кудри». В старину, в Полхов-Майдане женщины убирали волосы под кокошник, девицы прятали косы под ленты, а в головной убор втыкали «кудри». Мастерицы перенесли это в роспись матрёшки.

Слайд 3.

Педагог: Семёновская матрёшка отличается от Сергиев-Посадской большим букетом цветов. Букет занимает весь передник, край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи заметно влияние хохломской росписи, так как центр хохломы находится в этом же городе – Семёнове.

Слайд 4

Педагог: русская матрёшка стала символом изобилия, плодородия и многодетности. Мать, дочь, внучка и внук, и так далее… Традиционное количество вкладок не случайно – их семь. Семь – число полноты и символ семьи: «СемьЯ».

Вопросы на закрепление изученного материала:

- чем вам нравится матрёшка?

- что означает матрёшка?

- какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?

- где расположен букет у семёновской матрёшки?

- какие цвета использовали для росписи семёновской матрёшки?

- как украшены полхов-майданские матрёшки?

  2.2 Практическая часть.

- Ещё раз рассмотрите матрёшек, которые показаны на слайде. Они вам нравятся. Чем?

- Мы с вами рассмотрели несколько видов матрёшек, какая из них вам понравилась больше всех? Почему?

Презентация (элементы росписи, алгоритм выполнения поэтапного задания)

Слайд 1.

Педагог: посмотрите, здесь показаны элементы узоров, которые  использовали мастера при росписи. Они отличались друг от друга в зависимости от местности, откуда матрёшка пришла.

Слайд 2.

Педагог: посмотрите, как  выполняется роспись матрёшки в цвете:

- роспись лица.

- цветовое решение в одежде.

- декорирование одежды.

2.3 Игра-физкультминутка.

«Матрёшка»

Текст

Описание движений

Вот матрёшка потянулась.

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась.

Посмотрела влево, вправо,

На носочки резво встала.

Покачалась, покружилась

И опять остановилась.

Движения выполняются по содержанию текста.

Руки развести.

Поворот вправо-влево.

Руки вверх.

Подъём на носочки.

Движения выполняются по содержанию текста.

2.4 Выполнение работы (самостоятельная работа)

Дети самостоятельно выполняют роспись своих матрёшек. Педагог индивидуально подходит, подсказывает и подводит к тому: как лучше выполнить задание, правильное сочетание цветов, какие элементы можно ещё добавить.

  1.  Подведение итогов занятия.

Педагог: Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Три Матрёны, три Матрёшки,

И одна Матрёшечка.

Выставка детских работ

Педагог: весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрёшки.

Шесть заводят хоровод, а седьмая вот  поёт.

- Молодцы. Вы все потрудились на славу, каждая матрёшка имеет свои характерные особенности. У нас получился прекрасный хоровод матрёшек: яркий и неповторимый. Благодарю за работу.

  1. Рефлексия.  

Литература

  1. Кожохина С.К.  Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. Часть 1. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2001. – 120 с.
  2. Ситник А.П. Внутришкольная  методическая работа в современных условиях. [Текст] / А.П. Ситник –М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  3. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.//Завуч.-№1.-2000.с.59.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...