Главные вкладки

    Методическая разработка занятия "Свойсва бумаги и картона"
    план-конспект на тему

    Пестова Наталья Леонидовна

    Цель данного занятия: дать представление о видах бумаги, картона, их свойствах, истории возникновения и способах производства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Шарангский Дом детского творчества

    Вводное занятие в раздел «Чудеса из бумаги»

    Тема занятия: «Изучение свойств бумаги и картона»

    Составила: Пестова Н.Л.

    Педагог дополнительного

    образования

    р.п.Шаранга

    2010

    Тема занятия: Изучение свойств бумаги и картона.

     Средства обучения: дидактический материал (« Коллекция бумаги», «Свойства бумаги и картона»), раздаточный материал заготовки для поделки, порядок изготовления поделки «лягушонок», компьютерная презентация.

    Инструменты и материалы: Цветная бумага, цветной картон,  ножницы, простые карандаши, клей, кисточки для клея, образцы бумаги.

    Технические средства: мультимедиа проектор.

    Тип учебного занятия: сообщение  новых знаний

    Цель занятия: дать представление о видах бумаги, картона их свойствах, истории возникновения и способах производства.

    Задачи:

    Образовательные:

    - познакомить с историей бумаги;

    - дать преставление о видах бумаги;

    - сравнить свойства бумаги и картона;

    - научить детей делать поделки из бумаги и картона.

    - Развивающие:

    - развивать любознательность;

    - развивать навыки самостоятельной работы;

    -  Воспитательные:

    - воспитывать аккуратность и любовь к труду;

    - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, обобщение, разъяснение)

                                       - видео метод  (просмотр фильма)

                                       - практический  метод  (выполнение эскиза)

    Форма организации занятия: урок

    Хронометраж занятия: 45 минут

    Содержание занятия

    Название этапа

    Цели этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Материалы и инструменты

    Результаты этапа

    1.Организационный этап (1 мин.)

    Приветствие детей.

    Цель:

    -Психологический настрой  учащихся на предстоящее занятие;

    -обеспечение рабочей атмосферы  занятия.

    Здравствуйте, ребята! Не удивляйтесь! Сегодня мы с вами сотрудники научной лаборатории.

    Нам предстоит исследовать обычный на первый взгляд материал – это бумага.

    Дети приветствуют педагога

    Слушают педагога, изучают предметы

    -взаимное приветствие педагога и учащихся.

    -организация внимания.

    -сообщение темы и цели занятия.

    Скоординировать внимание учащихся для изучения нового материала.

    Цель нашего занятия сегодня собрать исторические сведения о бумаге, создать  коллекцию видов бумаги и самое главное исследовать свойства бумаги и картона.

    Настраиваются на восприятие нового материала

    2. Основной этап

    -изучение нового материала (5 + 3 мин)

    Цели: познакомить детей с историей возникновения бумаги, видами бумаги.

    И так, давайте отправимся в телепутешествие.

    Включаю презентацию «История бумаги»

    - Кто запомнил, где и когда была создана бумага?

    - На чем писали до появления бумаги?

    В разных сферах нашей жизни используются разные виды бумаги.

    - Назовите, какие виды бумаги вы знаете?

    Давайте создадим свою коллекцию бумаги. У нас уже заготовлен плакат с названиями видов бумаги, а вы должны приклеить образцы бумаги.

    Практическая работа

    Молодцы, наша коллекция бумаги готова. Давайте еще раз повторим, какие бывают виды бумаги.

    Просмотр компьютерной презентации.

     - Китай, 105 год нашей эры.

    -Камень, глиняные таблички,береста, папирус, пергамент

    Отвечают на вопрос.

    Оформляют плакат «Виды бумаги»

    Перечисляют виды бумаги по плакату.

    Мультимедиа установка

    Зрительно воспринимают новый материал

    Опытная деятельность

    Цель: сравнить свойства картона и бумаги.

    Ребята, скажите, картон - это бумага?

    Правильно. Картон можно назвать толстой бумагой.

    (Принято считать, что если масса листа меньше чем 250 г на 1 м2 , то это бумага, если больше чем 250 г на 1 м2 , то это картон.)

    Бумага и картон обладают определенными свойствами.

    - Наша задача - сравнить свойства бумаги и картона. Для этого мы проведем опыты. Подойдите все к лабораторному столу, наденьте защитные шапочки. Разделитесь на пары. Каждая пара получит таблицу, в которой будет отмечать свойства бумаги и картона.

    1 ОПЫТ: от листа бумаги оторвите узкую полоску. С помощью лупы внимательно рассмотрите края разрыва.

    -Какие получились края?

    (мохнатые, ворсистые –это волокна)

    -Можно сказать, что бумага имеет волокнистое строение? (да) Отметьте в таблице знаком +.

    То же проделайте с картоном.

    -Какой можно сделать вывод?

    (картон тоже имеет волокнистое строение) Отметьте в таблице.

    2 ОПЫТ: И ЕЩЕ ОДНО СВОЙСТВО – водопроницаемость – какой материал быстрее намокает.

    3 ОПЫТ: Сравните бумагу и картон по толщине. Какой материал имеет большую толщину? Отметьте в таблице.

    4 ОПЫТ: В следующем опыте нам нужно определить, какой материал легче смять.  Попробуйте смять бумагу. Легко мнется? Да, легко. Поставьте в таблице знак +.

    Сейчас проверьте картон. Легко мнется? Трудно, ставим знак -.

    5 ОПЫТ: ИССЛЕДУЙТЕ, КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДАЕТ РОВНЫЙ ПЛОСКИЙ СГИБ?

    Правильно, бумага. Как получить ровный сгиб на картоне? По линейке слегка  надавливая прочертить ножницами.

    6 ОПЫТ: Какой материал можно склеить клеем?

    7 ОПЫТ: Легко резать сразу несколько слоев?

    Слушают педагога  и проводят опыты с бумагой и картоном

    Проводит каждый

    Каждый

    каждый

    каждый

    каждый

    каждый

    2 ученика: один картон, второй-бумагу

    Наглядный материал

    «Этапы составления эскиза  для ложки»

    Закрепление пройденного материала

    Цель: закрепить знание свойств бумаги и картона

       Давайте сделаем выводы по всем опытам.

     

    Дети еще раз проговаривают свойства бумаги и картона

    таблички

    Повторение знаний полученных на занятии

    Практическая работа

    Цель: отработать навык  составления эскиза для ложки

    Возвращаемся за парты и сейчас нам предстоит сделать практическую работу – вот такого забавного лягушонка.

    Когда вы будете делать поделку подумайте над тем, какие свойства бумаги и картона были использованы.

    Внимательно рассмотрите игрушку-лягушонка.

    - Из каких деталей он состоит?

    (туловище, лапы)

    - Какой материал лучше использовать для изготовления туловища и лапок?

    (картон)

    - Почему картон? (Он плотный, держит форму).

    - Какой инструмент потребуется для изготовления лягушонка?

    (ножницы)

    Давайте вспомним правила работы с ножницами.

    • Ножницы кладут с правой стороны кольцами к себе.
    • Передают ножницы кольцами от себя.
    • Ножницы нельзя близко подносить к лицу, глазам.
    • Нельзя размахивать ими.
    • Необходимо соблюдать аккуратность при вырезании.

    Как нужно работать с клеем?

    • наносить только нужное количество
    • пользоваться кисточками для клея.

    Возьмите файлы с заготовками, найдите лист, на котором изложен порядок работы.

    - Что мы делаем сначала?

    (вырезаем туловище, лапки)

    - Затем?

    (приклеиваем брюшко предварительно сминая его, рисуем глаза, рот маркером)

    - Чтобы сделать лапки лягушонка, переплетаем полоски бумаги, как показано на схеме.

    - Собираем лягушонка.

    Практическая работа

    Проговаривают порядок работы над изделием

    Рассматривают порядок работы

    Изготовление поделки лягушонок

    Заготовки для поделки, ножницы, клей, кисточка для клея.

    Реализация полученных знаний в процессе практического занятия

    Заключительный этап

    Подведение итога.

    Рефлексия.

    Цель: воспитание объективной самооценки и развитие речи

    Молодцы, ребята, у вас получились веселые и забавные лягушата.

    А как их можно использовать?

    (магниты на холодильник, украшение в цветок, сделать панно с лилией и прикрепить лягушонка. А сейчас ответьте на вопрос, который я задала вам перед началом работы: Какие свойства бумаги и картона мы применили в этой поделке?

    (Картон толстый, держит форму, бумага легко сгибается, мнется,  картон и бумагу можно клеить)

    Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Приберем рабочее место.

    Ребята у меня на столе лежат листики трех цветов, ели вам занятие понравилось, приклейте листочек зеленого цвета, если не понравилось красного, а если вы остались равнодушны – желтый.

    Жду Вас на следующее занятие.

    Рассказывают  о своей работе, дают самооценку своей работе.

    Отвечают на вопросы.

    Проговаривают пройденный материал

    Объективная самооценка

    Используемая литература

    1. Выгонов В.В. Оригами.- М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 128 с.
    2. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 128 с.
    3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.-208 с.
    4. Колесник С.В. Азбука мастерства. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64 с.
    5. Лыкова И. А. Неужели из бумаги? Учебно-методическое пособие. – Смоленск: ООО «Карапуз –дидактика», 2006.
    6. Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона.- Ярославль: Академия развития, 2000.-112 с.

    Интернет-сайты

    1. pedsovet.su

    2. festival.1september.ru

    Порядок работы над изделием

    1. C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\2010-11 (ноя)\сканирование0008.jpg        

    2.       Приклеить брюшко, нарисовать маркером глаза, рот.

    3.      Сложить полоски «пружинкой».      

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\2010-11 (ноя)\сканирование0009.jpg   C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\2010-11 (ноя)\сканирование0010.jpg

    4.      Собрать поделку.

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\БУМАГА\Копия 4ed7789a9f.jpg

    Свойства бумаги и картона

    Свойства

    Бумага

    Картон

    1.

    Имеет волокнистое строение

    2.

    При намокании деформируется (водопроницаемость)

    3.

    Имеет большую толщину

    4.

    Легко мнется

    5.

    Дает ровный плоский сгиб

    6.

    Можно клеить клеем

    7.

    Легко резать сразу несколько слоев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Бумага и картон".

    Урок для уч-ся 5 классов по разделу "Ремонтно-строительные работы". Первый урок в этом разделе. Способствует формированию знаний об истории, составе и производстве бумаги,  развитию кругозора, зн...

    Урок по трудовому обучению. Тема: "Изготовление закладки из бумаги и картона". 2 класс.

    Урок направлен на коррекцию недостатков мыслительной деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы над изделием, определение приёмов работы и инструментов, необходимых для их выполнен...

    Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

    Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

    Методическая разработка "Королевство бумаги"

    Тема: “Королевство бумаги”Программное содержание: Цель: Изучение видов и свойств бумаги.Образовательные задачи: Знакомить с различными видами бумаги. Дать представление о свойствах и качествах бумаги....

    Внеклассное занятие. Работа с бумагой и картоном.

    Это разработка занятия по торцеванию с прилагающейся к нему презентацией и технологической картой по изготовлению цветов....

    Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).

    Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....

    Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.06 «Машинист машин по производству бумаги и картона»

    Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...